Система
стандартов ISO 1400В 1947 г. была
образована Международная организация по стандартизации (International
Organization for Standardization или ISO), в которой Россия (а прежде СССР)
является равноправным членом и активно участвует в работе технических
комитетов. Специалисты разных стран мира отрабатывают в них единые правила и требования
– так рождаются международные стандарты, которые объединяются в серии по
направлениям: принципы экологического менеджмента, инструменты экологического
контроля и оценки, стандарты, ориентированные на продукцию.Решение о разработке
ISO 1400 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному
торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию
в Рио-де-Жанейро в 1992 году1. Стандарты ISO 1400 разрабатываются Техническим
комитетом 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO). Моделью
для стандартов послужили британские стандарты BS 7750, опубликованные в 1992
году, в осуществлении которых добровольно приняли участие около 500 компаний.
Система стандартов ISO 1400 также использовала зарекомендовавшую себя модель
международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000), в соответствии
с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний
по всему миру (первые стандарты из серии ISO 1400 были официально приняты и опубликованы
в конце 1996 года).Вообще, в мировой
практике действуют и другие стандарты экологического менеджмента и экологического
аудита. Например британский стандарт BS 7750 Института стандартов Великобритании,
стандарт CSAZ 750-94 Канадской ассоциации стандартов. Однако стандарты
Международной организации стандартов (ISO) не только появились на свет первыми,
но и приняты самым большим числом компаний.Стандарты, разрабатываемые
ISO, служат средством обеспечения для правительств и бизнес-сообществ научно
достоверной информации об экологических эффектах, получаемых в результате
экономической деятельности.В экологической сфере в
первую очередь подлежат стандартизации следующие процессы: 1) Предупреждение
загрязнения, в том числе предотвращение: выбросов (эмиссий в воздух), сбросов в
воду, образования отходов, выпуска токсичных и опасных химикатов, всех
идентифицируемых форм загрязнения; 2) устойчивое использование ресурсов
(ресурсосбережение), включая: энергоэффективность, экономию воды, эффективное
использование материалов; 3) сохранение климата, сокращение уязвимости человека
и природы от его изменений; 4) защита и восстановление естественной окружающей
среды, включая: оценку, защиту и восстановление ресурсов, оценку и сохранение
биоразнообразия; устойчивое использование земли и природных ресурсов2.Ключевым понятием серии
ISO 1400 является понятие системы экологического менеджмента в организации
(предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается
ISO 1401 – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического
менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются
«аудируемыми» – предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной
организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Все
остальные документы рассматриваются как вспомогательные – например, ISO 14004
содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического
менеджмента, серия документов 1410 определяет принципы аудита EMS.Предметом формальной
сертификации является соответствие стандарту ISO 1401, а именно:1. Организация должна
выработать экологическую политику – специальный документ о намерениях и принципах
организации, который должен служить основой для действий организации и определения
экологических целей и задач. Экологическая политика должна соответствовать
масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью,
продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна
содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к «постоянному
улучшению» (continual improvement) системы экологического менеджмента и к «предотвращению
загрязнений» (pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения
всех сотрудников организации и быть доступным общественности.2. Организация должна
выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую
среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях,
связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее
продуктами и услугами). Организация должна также систематически учитывать все
законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности,
продуктов и услуг, а также требования другой природы (например, отраслевые
кодексы).3. С учетом значимых
экологических воздействий, законодательных и других требований, организация
должна выработать экологические цели и задачи. Известно, что международные
стандарты разрабатывались под развитые рынки Запада. Поэтому возникает вопрос,
применимы ли они к отечественным предприятиям? Ответ не может быть однозначным4. Для достижения
поставленных целей организация должна выработать программу экологического
менеджмента. Программа должна определять ответственных, средства и сроки для
достижения целей и задач.5. В организации должна
быть определена соответствующая структура ответственности. Для обеспечения
работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие,
технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за
работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности
которого должны входить периодические доклады руководству о работе EMS.6. Должен выполняться
ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к нештатным
ситуациям.7. Организация должна
осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности,
которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду.
Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия
действующим законодательным и другим требованиям.8. Должен проводиться
периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения,
соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям
стандарта ISO 1401, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит
может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты
аудита докладываются руководству компании.9. Руководство организации
должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки
зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться
вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других
элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита,
изменившиеся обстоятельства и стремление к « постоянному улучшению».
Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл «план – осуществление
– проверка – пересмотр плана».Известно, что международные
стандарты разрабатывались под развитые рынки Запада. Поэтому возникает вопрос,
применимы ли они к отечественным предприятиям? Ответ не может быть однозначным.С одной стороны, целый
ряд отечественных рынков уже достигли насыщенности западных рынков, например,
рынок продуктов питания. С другой стороны, вводимые международные стандарты
очень непросты для восприятия не так динамично развивающихся отраслей
экономики. Они рассчитаны на западный менталитет и не адаптированы к российским
условиям в должной мере.Российские стандарты
ГОСТ Р ИСО 14001-98, ГОСТ Р ИСО 14004-98 были разработаны как согласованная
пара стандартов систем менеджмента качества для дополнения друг друга, но их
можно применять также независимо. Несмотря на это, возникает возможность для их
комбинированного использования, следовательно, в силу непроработанности
соотношения национальных и международных стандартов возникают различные
коллизии. Многие организации в разных странах мира рассматривают стандарты как
ограничения, создающие потенциальные торговые барьеры. Однако задачей
международных стандартов является не введение дополнительных торговых барьеров,
а, наоборот, разрушение барьеров, создаваемых в настоящее время из-за
разнообразия национальных стандартов.В силу ряда объективных
и субъективных факторов для отечественных производителей достижение показателей
международных стандартов, особенно в области охраны окружающей среды, довольно
сложная задача. Хотя в этих стандартах и не устанавливаются какие-либо
нормативы, однако вся система организована таким образом, что негативное
воздействие на окружающую среду должно постоянно снижаться. Кроме того, в России
даже действующие нормативы, например, в области экологического аудита и экологического
менеджмента крайне медленно внедряются в практику. С одной стороны – это
объясняется рекомендательным характером указанных документов, с другой –
отсутствием ясных целей их внедрения и экономической заинтересованности.Недостаточен уровень
соответствия отечественных стандартов международным. Предприятия вынуждены
выпускать продукцию по двум стандартам: для внутреннего потребления и на
внешний рынок.В последние годы в национальные
стандарты не вводятся опережающие требования, которые призваны стимулировать
технический прогресс, обеспечивать применение инноваций. В стране отсутствует
единая система сертификации: действуют многочисленные системы, курируемые
разными федеральными органами.Для Российской
Федерации и, в первую очередь, для отдельных российских производств, в наибольшей
степени заинтересованных во взаимодействии с мировыми экономическими рынками,
принципиально возможны две основные позиции по отношению к экологическому
менеджменту. Первая из них – пассивная и выжидательная позиция, оправдываемся
кризисом, сокращением производства и отсутствием элементарных средств.
Неизбежным следствием подобного отношения является имитация и фальсификация
деятельности, принудительное обучение и внедрение систем экологического
менеджмента с привлечением западных специалистов, бессмысленные материальные затраты
и хроническое отставание в данной области от промышленно развитых стран,
приводящее к значительным экономическим потерям и упущенным возможностям. Вторая
позиция – активная и инициативная с использованием собственных возможностей и средств,
позволяющая развивать экологический менеджмент в стране с учетом национальных
особенностей и интересов.Техническое
регулирование сертификации, отраженное в одноименном Законе, призвано
реформировать систему стандартизации, что облегчит вступление России во Всемирную
торговую организацию (ВТО). В условиях вступления России в ВТО также отражен
процент российских предприятии, сертифицированных по системе менеджмента
качества.Природопользование и охрана
окружающей среды стали одной из новых сфер взаимодействия между Европейским
Союзом и Россией. В случае не принятия международных стандартов, российские
предприятия при вхождении страны в европейскую экономику станут банкротами или
будут поглощаться зарубежными фирмами. С учетом указанного «требуется
регламентировать внутренний экологический аудит на предприятиях и в компаниях
с созданием систем управления окружающей средой на предприятиях, установить
принципы и формы взаимодействия производственного экологического контроля с другими
видами экоконтроля, создавать системы добровольной экологической сертификации,
реанимировать экологический аудит, интерес к которому у предприятий пропал
ввиду некомпетентности и авантюрности действий ряда аудиторских фирм, а главное
– создать регулируемый рынок работ и услуг природоохранного назначения»5.Список использованной
литературы1. Agenda
21 (1992). Earth
Summit 92. United
Nations’ Conference onDevelopment and the Environment, Rio de Janeiro.2. Петросян Е.Р., заместитель
руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Из выступления на Невском международном экологическом конгрессе. 2008.3. Черп О., Винниченко В. Методический
центр «Эколайн». http://www. ecoline. ru / mc / articles / iso14000 / index.
html4. Макаров С.В. Сертификация по требованиям
стандарта ISO 1401: ожидания и проблемы. http://www. ecoline. ru / mc /
management / articles / certif_VPZ. html5. Проблемы отечественной стандартизации
и сертификации при вступлении в ВТО (из выступления Председателя Госстандарта
России Б. С. Алёшина на Всероссийской конференции «Россия и ВТО». 2007