Сочинение на свободную тему: Природа

Дата: 12.03.2014

		

С
давних времен человек живет бок о бок с природой. Раньше человек поклонялся
порою принося жертвы ей. В наш техногенный век, время прогресса отношение к ней
кардинальным образом поменялось. Люди считают себя выше природы.

Не
пора ли ответить на вопрос и решить поставленную жизнью задачу : природа — храм
или мастерская ? Нравственные проблемы. бытия, по мнению Астафьева.
сконцентрированы сейчас во взаимоотношениях человека и природы. Это — главное
содержание его зрелого творчества.

В
одном из лучших произведений, в романе «Царь-рыба» вопросы экологии
становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном
выживании людей. Писателя интересуют не идеальные персонажи и не театральные
злодеи, а реальные люди. Лучшим из его героев свойственна душевная тонкость,
умение чувствовать прекрасное, не столько привитое культурой, сколько
естественное. Отличает астафьевских персонажей желание и, главное, умение
делать добро. Это не подвиги, а обычные, непримечательные поступки, но они
служат поддержанию и утверждению общечеловеческих нравственных законов.

Повествование
в романе «Царь-рыба» целиком посвящено современности: проблема охраны
природы тесно связана в нем с вопросами войны и мира, нравственного состояния
человека. Стремительное развитие техники отозвалось нам не только благами. Оно
породило в человеке «козявочное» чувство своей ничтожности, которое,
по мнению писателя, рождает в людях презрение к самим себе и к жизни вообще,
безнравственное отношение к миру. Люди настолько свыклись с пропастью,
отделяющей их от природы и, следовательно, друг от друга, что просто перестали
принимать ее во внимание. Спасение, по Астафьеву, в преодолении этой пропасти,
в духовном слиянии с природой.

Так,
в «Царь-рыбе» в главе «Капля» прекрасно выражено это
благотворное воздействие природы. Именно в состоянии мирного покоя, навеянного
природой, открывается самое хорошее в душе: жалость и любовь к людям, желание
защитить их от бед и обид, нравственное убеждение в человечности мира. Как
контрастно звучат после этого гимна земной красоте последующие рассказы.
По-гоголевски колоритно сатирическое описание поселка Чуш.

По
признанию автора, «дремучеством» веяло от жителей поселка,
«болотным духом за версту несло». Главная их забота — урвать себе
кусок поболе да пожирнее. Как символ чушанской веры и надежды стоит местный
магазин. Но разве хлебом единым жив человек? Хочется чушанцам и другой,
«красивой», «культурной» жизни. Но вся беда их в том, что
представления об этой «культурной» жизни у них крайне убоги.
Неудивительно, что в такой среде процветает браконьерство — страшная болезнь
нашего времени. Истоки ее — в бездуховности, порождающей неуемную жажду наживы.
Так почему же «забылся в человеке человек», почему «жадность его
обуяла»? — тревожится автор. Всех его персонажей можно условно разделить
на уходящих от мира и старающихся жить с ним в гармонии. Люди злоупотребляющие
неминуемо становятся разрушителями.

В
центральной главе повествования «Царь-рыбы» браконьер Игнатьич
изловил огромного осетра, но не но не смог с ним справиться. Рыба утащила его в
воду, и долго, бесконечно долго находились реки «царь» и всей природы
«царь» в одной ловушке. Но удивительное дело: в момент возмездия,
когда страх смерти и угрызения совести терзают браконьера, происходит вдруг
слияние вечно меняющихся ролями мучителя и мученика — человека и природы. Но не
возвышенно-легкое, когда, как в главе «Капля», душа природы внятна
человеку. Отягощена свершенным злом душа браконьера, и терпит он великие муки.
Израненные, человек и «царица» рек встречаются в равном бою со
стихией. Теперь «царь» природы уже не управляет ситуацией, природа
покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к
другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич
просит: «Господи, отпусти эту рыбу!» Сам он этого сделать уже не в
силах. Их судьбы теперь в руках у природы.

Так,
значит, не человек сотворяет природу, а природа властвует над человеком. Но
природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет
покаяния. Игнатьич — умный человек, он понимает свою вину и искренне
раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые
поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие заставляет его вспомнить
все давние грехи и проступки и подумать о том, как он будет жить дальше, если
выживет здесь. Идея повествования Астафьева состоит в том, что человек должен
жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее. После
прочтения «Царь рыбы» , мы можем сделать вывод что природа храм, а не
мастерская.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий