Гумилев про пассионарность в возникновении и развитии этноса

Дата: 12.03.2014

		

Контрольная
работа по политологии

Л. Гумилев про пассионарность

в возникновении и развитии этноса

Выполнила
студентка_______________________________________

Научный руководитель
_____________________________________

Регистрационный
номер ____________

Дата
_____________________________

Подпись__________________________

2003


Введение

Рыжий львёныш

С глазами зелёными

Страшное наследие тебе нести! –

пророчески предсказала Марина Цветаева в
1916 году сыну русских поэтов «серебряного века» Анны Ахматовой и Николая
Гумилёва. Лев Николаевич Гумилёв прожил удивительную жизнь, соединив в себе
ослепительный гений своих родителей и тяготы их крёстного пути. Он родился в
Царском Селе 1 октября 1912 года, детство провёл в городе Бежецке Тверской
губернии. Мало знал отца, расстрелянного в 1921 году за то, что русский офицер
Николай Гумилёв не выдал тайну заговора своих товарищей. О матери говорил как о
ровеснице, как о равной.

Всю жизнь Л. Н. Гумилёв был в основном самоучкой, начиная с тихой
школы в Бежецке. В процессе самообразования у него вызрел особый, гумилевский
стиль отношения к историческим источникам — полное уважение сочеталось с полным
недоверием: «Когда и при каких обстоятельствах можно верить словам, верить
историческим источникам? И тут я задумался, что историю нужно изучать как
естествознание, отделяя факты, наблюдаемые и существующие как эмпирическое
явление, и оставляя в стороне все разные толкования событий, к которым так
склонны европейские писатели» [2,3].

Гумилёв стал основателем двух ветвей на вековом древе истории –
пассионарной теории этногенеза и средневековой номадистики, науки о кочевниках
(пристрастие к последней Л. Н. Гумилёв объяснял просто: как многие мальчишки в
детстве он увлекался книгами об индейцах, а потом заметил, что в России есть
множество «своих индейцев», которых толком никто не изучал).

Л. Н. Гумилёв умер 15 июня 1992 года в Санкт-Петербурге, не дожив
несколько месяцев до своего восьмидесятилетия. Говорят, что незадолго до смерти
он сказал, что выполнил всё и что ему больше не интересно. Что ж, хорошо, что
желания человека, прожившего трудную жизнь, сбылись, и что скучно ему стало
только в самом конце. И задача живых – разобраться в наследии учёного.

Лев Гумилев про пассионарность

в
возникновении и развитии этноса

Лев Николаевич Гумилёв хорошо известен в широких кругах читателей,
для ученого-историка даже очень известен, даже и знаменит, благодаря сделанному
им исследованию принципов развития этносов и выдвинутой на этой почве гипотезе
пассионарности.

Простейшее определение, которое дает там пассионарности Л.Н.
Гумилёв, состоит в том, что «это признак… образующий внутри популяции
некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию» [1,13]. То
есть, можно сказать — пассионарность есть повышенная тяга к действиям, да еще,
опять-таки по Гумилёву, «повышенная способность к напряжениям» [1,13]. Второе
уточнение определяет, что у Гумилёва стоит за уровнями «пассионарного
напряжения суперэтнической системы». В настоящем случае достаточным будет
указать на то, что они образуют шесть фаз этногенеза: подъема, акматическую (от
«акмэ» — расцвет), надлома, инерционную, обскурации и мемориальную.

Концепцию пассионарности Л. Н. Гумилёв наиболее развернуто и полно
изложил в своей работе «Этногенез и биосфера земли». Здесь в изобилии
представлены разнообразные аргументы автора в пользу своей концепции: и
претендующие на философичность, и естественнонаучные, и опирающиеся на
культурно-исторические реалии.

Самую бурную и резкую критику вызывает теория пассионарных
этногенетических скачков как по поводу своей сущности, так и адрес лично её
автора, что часто случается с творениями неординарных людей.

Основной термин созданной Гумилёвым теории – «ПАССИОНАРНОСТЬ», не
совсем понятное, новое слово. «Это слово с его внутренним и многообещающим
содержанием в марте 1939 года проникло в мозг… как удар молнии, — писал Л. Н.
Гумилёв. – Откуда оно взялось – неизвестно, но для чего оно, как им
пользоваться и что оно может дать для исторических работ, было вполне понятно».
Изобретённый учёным термин указывает на стремление и способность человека
изменять окружающий мир. Пассионарность может усиливаться и ослабевать, что
лежит в основе универсального развития любого этноса

Пассионарность в буквальном переводе на русский язык означает
«страстность» или «одержимость страстями». Очевидно, что это не то, что
понимается под страстями в быту. По введённому автором понятию, сами
пассионарии, носители пассионарной энергии, — это отдельные индивиды, способные
аккумулировать колоссальное количество психической энергии и через особое (хотя
и гипотетическое поле) передавать её своим ближним, вдохновив их либо на
жертвенный подвиг (таковы Александр Невский, Жанна д’Арк), либо на великое
общее дело (Ганнибал, Готфрид Бульонский и первые крестоносцы), либо на
удовлетворение безмерного честолюбия (Корнелий Сулла, Наполеон), либо, наконец,
на разбойничье завоевание и грабежи (викинги, испанские конквистадоры).

Нужно лишь, чтобы в этносе было достаточно людей, готовых
вдохновляться идеей, подверженных некой «пассионарной болезни», если, восприняв
терминологию Гумилёва, чуть расширить созданный им понятийный аппарат.

«Этногенез, — по приведённому учёным определению, — это инерционный
процесс, где первичный заряд энергии … расходуются вследствие сопротивления
среды, что ведёт к гомеостазу… Именно благодаря высокому накалу
пассионарности происходит взаимодейст- вие между общественной и природной
формами матери» [2, 335].

Итак, этногенез обусловлен «пассионарным толчком», то есть
накоплением в населении, занимающем некий ландшафт, пассионарных личностей. При
этом автор теории подробно говорит о том, какие ландшафты более, а какие менее
благоприятны для возникновения сильных этносов. Причём «этнос», как пишет Л. Н.
Гумилёв, — не нация, не конфессия, не класс и не государство. Это та общность,
которая на уровне самоощущения определяет противопоставление «наши – не наши»;
с другой стороны, этнос есть неотъемлемая часть породившего ландшафта, и то,
что называется «менталитет», формируется средой обитания этноса; таким образом,
есть этносы равнинные, есть городские, есть островные (хотя создаётся такое
ощущение, что в этом тезисе немного более чем следовало бы, ставится ударение
на географический фактор расположения этносов, потому как можно сделать вывод о
том, что все «равнинные» или, например, «островные» этносы Земли имеют схожий
менталитет, располагаясь в противоположных частях планеты, в зонах иных
климатов и географических широт, в окружении носителей разных культур, что не
может сформировать схожее мироощущение этноса, а также всё то, что входит в
понятие «менталитет». Итак, если ничего не помешает, этнос проходит различные
стадии, зависящие именно от уровня пассионарности. Они, по мнению автора, у
всех народов одинаковы и весь цикл занимает примерно одинаковое время:
1200—1500 лет. За этот период история любого этноса характеризуется сменой его энергетических
состояний: толчок (вспышка пассионарной энергии) – подъём – перегрев – упадок —
затухание (рассеяние энергии), адекватно отвечающим фазам этногенеза в
собственном историческом времени этноса: рождение – взлёт (акматическая фаза) –
спад (резкий надлом) – инерционная или мемориальная фаза (происходит всплеск
науки и культуры) – обскурация – смерть (вовсе не значит, что умирают все
носители этноса – одни могут стать частью соседнего, набирающего
пассионарность, этноса (здесь Гумилёв делает попытку выяснения закономерных
взаимоотношений между различными этносами; приняв этнические единицы за
замкнутые системы, можно предположить различные формы взаимоотношения – от
конфликтов до сосуществования на основе разделения труда), другие же живут в
гармонии с окружающей средой — это будет гомеостаз. Важным моральным критерием
для оценки деятельности этносов Л. Н. Гумилёв считал взаимодействие человека и
природы, или, по его терминологии, этноса и ландшафта. Завоевание этносом
энергетической ниши в биосфере происходит иногда с большими потерями для
природы, иногда – органично. Утвердив как аксиому положение «У народов есть
родины!», Л.Н. Гумилёв делает логичный вывод, что даже в случае крупной
миграции этносы выбирают условия, близкие к тем, которые они покинули.

«Фазы жизни» народа, подобные обозначенным Гумилёвым, до него
называл Тойнби, о смертности этносов писал Данилевский и Шпенглер, но никто не
назвал движущую силу этногенеза. По мнению Л. Н. Гумилёва, движение этносов
определяет пассионарный толчок. Возникает закономерный вопрос: откуда же
берётся этот пассионарный толчок? В своей работе «Этногенез и биосфера Земли»
учёный утверждает, что время от времени «Ближний Космос» посылает в биосферу
Земли очистительные пассионарные толчки. Хотя надо отметить, что в последних
своих работах Гумилёв не уделяет особого внимания этому самому «Ближнему
Космосу».

Важно то, что цепь причинно–следственных явлений обрывается
Гумилёвым именно в том месте, где она уходит за пределы Земного шара.
Пассионарный толчок – это такой разрыв естественной причинности, который закрыт
для научного познания. Причина возникновения этносов вынесена Гумилёвым в
Космос. Это равнозначно признанию, что теория не претендует на познание,
поскольку условия, создающие в Космосе причину пассионарных толчков,
невоспроизводимы. Не случайно «космос» — не научное понятие.

Для учёного нашего времени создать научную теорию, но не
поддающуюся научному обоснованному доказательству, основанную почти лишь только
на авторской эрудиции и интуиции, было неслыханной дерзостью. Хотя Колумб,
открывший новый континент, вообще не понял, что же он открыл, Гумилёв же,
гениально угадав, что этногенный фактор – энергетический, так и не понял, что
такое значит энергия его пассионарных толчков.

Можно предположить, что гумилёвская пассионарность ближе всего к
физическому действию, введённому в XVIII веке П. Мопертюи как характеристики
перехода кинетической энергии в потенциальную и обратно. Строгое определение
таково: действие есть интеграл по времени разности между кинетической и
потенциальной энергиями.

Гумилёв нашёл метод изучения этногенеза в открытой В. Вернадским
биохимической энергии, привносимой в организмы из Космоса. Обнаружил способ
действия этой силы – пассионарный толчок. Рождение этноса сопровождается
повышением энергии, биологически трансформированных через микромутации у
отдельных индивидов — пассионариев.

До открытия Гумилева предполагалось, что этнос, точнее народ,
национальность, нация — это сообщество, членов которого объединяет что-то одно:
язык, государственная власть, инерция истории, жизнь в одном обществе. Но это
не более чем поверхностное суждение и как наблюдение над фактами является
иллюзией, свойствен-ной наблюдателям. Этнос, по Гумилеву, — это реальная
категория, которая позволяет выделить по ряду признаков группу людей,
выступающую в истории как большая замкнутая система с определенным динамическим
стереотипом поведения, именно поведения, и оригинальной внутренней структурой,
меняющейся в зависимости от времени жизни этноса — от фаз этногенеза. Этнос,
движущийся во времени, постоянно стремится путем выработки своего поведения и
утверждения его в потомках к расширению ареала присутствия на исторической
арене, и вся нацеленная энергия этноса, если ее суммировать, зависит,
во-первых, от лимитирования определенной окружающей среды, где этнос добывает
свои средства жизнеобеспечения, и, во-вторых, направленности его действий по
созданию все большего для себя социального пространства.

По мере движения во времени этнос испытывает сопротивление среды,
которая начинает оказывать отрицательное воздействие на его жизнестойкость, и с
растратой пассионарной заряженности первоначального импульса это в конце концов
приводит любой этнос в состояние равновесия между собой, соседями и природной
средой, к исчерпанности ресурсостойкости этноса. Он теряет резистентность,
сопротивляемость. Жизнь этноса, определенная Гумилевым опытно-историческим
путем на материале Всемирной истории, фиксированной хронологией событий, длится
в пределах от 1200 до 1500 лет, и в течение этого жизненного цикла наблюдается
постепенная растрата жизненных, энергетических сил, биосферной заряженности
этноса. Вопрос в том, откуда, из каких источников возникает, берется эта
«запасливость» этноса, но об этом и говорит теория пассионарности.

Каждый этнос при своем рождении, появлении на свет обладает
инерцией первоначального толчка. Можно не спрашивать, как это происходит, стоит
лишь рассмотреть, как это происходило в истории. Так, от толчка — мутации
возникли все народы на Земле. Как бы из «ничто», из неизвестности, из
оболочки каких-то событий, зачастую под чужим именем — проявляют себя группы
людей, являющиеся первоначальным ядром будущей этнической организации или
организма, работающим в определенном ландшафте и совершенствующимся в
дальнейшем — в превращениях этноса движениями, скачками, прерывистыми фазами,
не эволюционно, а через войны, кризисы, самоуничтожение и приступы
переустройства этногенеза. Новорожденный этнос живет не плавной растратой своих
биосферных запасов, но скачкообразно, некими пусками — фазами, которые имеют
определенные ритмы.

Основной единицей измерения истории выступает этнос. Он может быть
малым и большим, как китайцы, русские, бенгальцы, арабы. Элементом структуры
этноса выступает субэтнос, на которым вначале может покоиться образование
этноса, а потом большая система все-таки снова разбивается, распадается на ряд
субэтнических единиц. Так, в русском этносе субэтносами являются поморы Севера,
казаки южных областей, сибиряки — потомки первопроходцев (чалдоны) в Сибири,
разнообразные метисные образования, интеллигенция XIX века, старообрядцы,
русско-горские общины на Кавказе, молокане, русские евреи,
туркестанстанцы-русские, родившиеся в Средней Азии, москвичи в середине XX века
и другие.

Еще меньшей единицей этноса являются консорции- группы людей,
объединенные одной исторической судьбой, не мировоззрением, но поведением. Это
нестойкие объединения, связанные одними интересами или делами, и они могут быть
разного рода и «жанра»: секты и тайные культы, партии, банды и
нелегальные образования, кружки, воинственные или отреченные от жизни
сообщества: скальды в Скандинавии или суфии в Персии, викинги, нестяжатели на
Волге, трапперы в США, беглые в Новороссии в XVIII веке или борцы за веру,
газии в средние века на Ближнем Востоке. От них могут рождаться новые этносы и
возникать затем новые государства, но в основном консорции — это первичная
ячейка «формообразования» этногенеза, из ста образований лишь
одно-два при благоприятных обстоятельствах могут создать этнос. Как правило,
этнос стремится к реализации себя в чем-то значительном — в военной державе,
империи, королевстве, сверхсистеме — суперэтносе, в какой-то огромной
исторической задаче: в стремлении Александра Македонского, Чингисхана,
Наполеона к мировому господству или Николая I в России — к созданию
неовизантийской империи.

Выполнив свою роль, суперэтнос «утяжеляется», становится
перегруженным, разбитым на составные части по общежитейским разнородным
интересам и с разными внутренними запасами прочности жизни. Собрать его на очередную
историческую задачу бывает невозможно, как, например, невозможно на этой стадии
пассионарности воссоздание господства российского суперэтноса под видом СССР в
Евразии, и тогда на первый план выступает желание этноса упорядочить отношения
внутри себя. Другая стадия формирования этноса — конвиксия. Это общность людей,
объединенных уже на фазе упадка этноса, на фазе инерционного развития —
обыкновенным семейным или частным укладом, культурными связями. Конвиксии
возникают уже как общежитейские общины, говорящие на господствующем в
государстве языке, не «высовываются» из ниши, стремятся реализовать
свою «малую» судьбу внутри большой судьбы и потому чаще всего
встречают либо поддержку, либо равнодушие соседей. Так, советские-российские
немцы становятся сегодня конвиксий для целей сохранения своей исторической фазы
существования и желают вернуться на родину в Поволжье, чтобы создать там некий
социальный организм, который непонятен окружающему населению. Аналогичные
процессы происходят и в Европе, и особенно остро на Ближнем и Среднем Востоке,
в Азии, да и везде.

Заключение

Лев Николаевич Гумилев, проделав анализ огромного количества
исторического и этнографического материала, исследовав общие закономерности
развития этносов, получил интригующие выводы о наличие у определенных людей и
целых обществ такого психически-энергетического качества, как пассионарность.
Именно с помощью этого понятия. Используя его смысловые и понятийные
характеристики, он смог объединить разнообразные конкретные исторические условия
жизни различных народов и народностей в одной логический цепочке этногенеза.

Несмотря на неоднозначность его фактических подтверждений, его
выводов, его гипотеза обладает очень большой привлекательностью для пытливого
ума, интересующегося глобальными закономерностями общественного развития,
расцветом одних народов и упадком других. Думается, что тот вклад в мировую
сокровищницу человеческой мысли, который внес всеми своими научными
исследованиями и открытиями, заслуживает и благодарности, и признательности
потомков.


Литература

1. Гумилёв Л.Н.От Руси до России. М., 1996.

2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990.

3. Сапронов П.А. От Руси до России вместе с Л. Н. Гумилёвым //
Общество и современность, 2001, № 4, С. 15—21.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий