В
историю русской литературы поэт вошел как один из виднейших представителей
первого символистского поколения так называемого «старшего
символизма».Облик
лирического героя Бальмонта определяется претензией личности на высшее место в
иерархии ценностей. Всеохватность, космизм индивидуалистических дерзаний, жажда
всего коснуться, все испытать постоянные приметы поэтического мышления
Бальмонта. Его лирический герой не устает любоваться своей
«многогранностью», стремится приобщиться к культурам всех времен и
народов, принести хвалы всем богам, пройти все дороги и переплыть все моря: Я
хочу быть первым в мире, на земле и на воде, Я хочу цветов багряных, мною
созданных везде.(«Как
испанец«, из сб. »Горящие здания»)Лирическому
сознанию Бальмонта присущ своеобразный культ мгновения: его поэзия неустанная
погоня за «мигами красоты». В высшей степени поэту была свойственна
способность смешивать разнородные впечатления. Образы его поэзии, как
правило» мимолетны и неустойчивы. Поэта всегда привлекал не предмет
изображения, а острота ощущений и многоцветье впечатлений, вызванных в его
сознании той или иной гранью реальности. Бальмонт умел поэтически возвысить непостоянство,
своеобразную ветреность настроений и вкусов, дробность своего мироощущения.Основой
лирики он считал «магию слов», под которой понимал прежде всего
музыкальность, завораживающий поток звуковых перекличек. Следствие такой
позиции неустойчивость, аморфность композиции стихотворения и отдельной
строфы. В стихотворении как бы нет смыслового центра или эмоциональной
кульминации; на первый взгляд случайное соединение отдельных фрагментов создает
впечатление сиюминутной импровизации. Фиксация прихотливых нюансов настроения
составляет часто предмет лирического высказывания Бальмонта.Внимание
к переменчивым состояниям природы и внутреннего мира человека сформировало
импрессионистскую поэтику Бальмонта. Поэт внес серьезный вклад в техническое
совершенствование русского стиха. Он умело, хотя и излишне часто использовал
аллитерации, ассонансы и разнообразные типы словесных повторов. Стихотворения
Бальмонта воздействуют на слушателя не столько смыслом слов, сколько звуковой
«ворожбой». Ради нужных ему звуков поэт готов был пожертвовать
ясностью смысла, синтаксическим разнообразием и даже лексической сочетаемостью
слов (как, например, в строчке «чуждый чарам черный челн»). Поэт
часто использовал однородные эпитеты, вообще тяготел к многократному повторению
грамматически или синтаксически однотипных конструкций, что порой придавало его
стихам монотонность.Ранний
литературный дебют и сравнительно быстро достигнутая поэтом известность
обусловили заметное, хотя и кратковременное влияние, которое его поэзия оказала
на многих поэтов серебряного века.Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/