Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы

Дата: 12.03.2014

		

Максим
Горький вошел в русскую литературу как писатель, на собственном опыте познавший
жизнь с мрачных и неприглядных  сторон. Он в свои двадцать лет увидел мир в
таком разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в  его
душевное благородство, в его силу возможности. Молодому писателю было присуще
стремление к идеалу. Он остро  чувствовал растущее в обществе недовольство
укладом жизни.

Ранние
произведения М. Горького овеяны романтизмом. В них писатель предстает перед
нами как романтик. Он выступает один  на один с миром, подходит к
действительности с позиции своего идеала. Романтический мир героев противостоит
реальному.

Большое
значение играет пейзаж. Он отражает душевное состояние героев: ”…окружавшая нас
мгла осенней ночи вздрагивала и,  пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева –
безграничную степь, справа – бесконечное море…”. Мы видим, что духовный  мир
героев находится в конфликте с реальностью. Один из главных героев рассказа
Макар считает, что “человек раб – как  только родился”. Попробуем доказать это
или опровергнуть.

Герои
Горького – одаренные вольнолюбивцы. Не скрывая темных сторон жизни своих
героев, автор опоэтизировал многих из  них. Это сильные духом, красивые и
гордые люди, у которых “солнце в крови”.

Лойко
Зобар – молодой цыган. Для него высшей ценностью является свобода,
откровенность и доброта: ”Он любил только  коней и ничего больше, и то недолго
– поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было
заветного  – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и
отдал, только бы тебе от того хорошо было”. Радда  настолько горда, что ее не
может сломить любовь к Лойко: ” Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя
люблю. А еще я  люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя”. Для этих
героев характерен пафос свободы. Неразрешимое  противоречие между Раддой и Лойко
– любовью и гордостью, по мнению Макара Чудры, может разрешиться только
смертью. И  сами герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть
во имя воли и абсолютной свободы.

Макар
Чудра, находясь в центре повествования, получает возможность самореализации. Он
считает, что гордость и любовь  несовместимы. Любовь заставляет смириться и
покориться любимому человеку. Макар, говоря о человеке, с его точки зрения,  несвободном,
скажет: “ Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит
ему сердце? Он раб – как  только родился, и все тут!” По его мнению, человек,
рожденный рабом, не способен совершить подвиг. Эта мысль  перекликается с
заявлением Ужа из “Песни о Соколе”. Он сказал: “Рожденный ползать – летать не
может”. Но с другой  стороны, мы видим, что Макар восхищается Лойко и Раддой.
Он полагает, что именно так должен воспринимать жизнь настоящий  человек,
достойный подражания, и что только в такой жизненной позиции можно сохранить
собственную свободу.

Читая
рассказ, мы видим заинтересованность автора. Он, повествуя нам о Радде и Лойко
Зобаре, пытался исследовать их  слабые и сильные стороны. И авторское отношение
к ним – восхищение их красотой и силой. Конец рассказа, где писатель  видит,
как “ кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко
поравняться с гордой Раддой”,  проявляет его позицию.

В
этом рассказе Горький на примере Лойко Зобара и Радды доказывает, что человек
не раб. Они гибнут, отказываясь от  любви, счастья. Радда и Лойко жертвуют своей
жизнью ради свободы. Именно эту мысль Горький выразил устами Макара Чудры,  который
свою историю о Лойко и Радде предваряет следующими словами: “Ну, сокол, хочешь
скажу одну быль? А ты ее запомни  и, — как запомнишь, — век свой будешь
свободной птицей”. Горький стремится своим произведением взволновать и
вдохновить  читателя, чтобы он, как и его герои, почувствовал себя “свободной
птицей”. Гордость делает раба свободным, слабого –  сильным. Герои рассказа
“Макар Чудра” Лойко и Радда предпочитают смерть несвободной жизни, потому что
сами горды и  свободны. В рассказе Горький выступил с гимном прекрасному и
сильному человеку. Он выдвинул новое мерило ценности  человека: его волю к
борьбе, активность, способность перестроить жизнь.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий