Философия языка

Дата: 13.03.2013

		

Диалектика.

В неопозитивистских концепциях центральное место

занимает, следовательно, философия языка. Почему? И еще

одна проблема: ведь язык — сложное и многомерное

образование. Какие именно стороны, аспекты языка особо

интересовали неопозитивистов?

Сведение философии к анализу языка, особенно

жесткое» на первых этапах развития неопозитивизма, как

раз и было обусловлено культом точности, строгости

знания, стремлением сделать философию наукой. В XX веке

это отнюдь не случайно выразилось в том, что на первый

план выдвинулась особая философия языка — некоторый

синтез логического, лингвистического, математического

подходов. Ибо именно в их «точке пересечения» были

получены важнейшие новые научные результаты. Математика

— а после победных реляций середины Х1Х века об

«окончательной завершенностях она вдруг попала в

состояние кризиса, затрагивавшего самые ее основы,-

стала выбираться из кризиса во многом благодаря новому

типу логического, логикоматематического анализа. Эта

«точка пересечения» обещала стать — и впоследствии

действительно стала — также и перспективной «точкой

роста» новой науки. Немалое научное чутье

неопозитивистов проявилось в том, что они опирались на

те достижения и анализировали те трудности, с которыми

в конце XIX — начале XX века было связано развитие

математики и логики, прежде всего логики

математической. Отправным пунктом для неопозитивистской

концепции были новые теоретические возможности,

реализованные выдающимися логиками и математиками

(прежде всего Г. Фреге, Б. Расселом, А. Уайтхедом) на

пути объединения логики и лингвистики,а также на пути

применения логики для обоснования математики.

Проблемы связи языка и процессов мысли, которые в

наибольшей мере занимали классическую философию, в

неопозитивизме оттеснялись на задний план. Логический

анализ они связывали не с действительным мышлением, но

с мышлением «в форме его рациональной реконструкции»

(Р. Карнап). Лишь в языковой форме, полагали

неопозитивисты, процессы мышления становятся доступными

логическому исследованию. Вступив на путь непривычного

для философской классики максимального сближения, а то

и прямого отождествления форм языка и форм логики,

философия XX века стремилась укрепить рационализм,

открывая новые возможности комплексного научного — в

данном случае логико-лингвистического — анализа.

В чем же состояли эти новые возможности? Проблемы

тут весьма трудные, требующие специальной подготовки.

Попытаемся, однако, вникнуть в них. Возьмем для примера

несколько предложений: «Роза (есть) цветок»; «Наполеон

(есть) победитель при Иене«; »Наполеон (есть)

побежденный при Ватерлоо«; »Сила есть произведение

массы на скорость». При всех различиях в них есть общее

— это языковая и логическая форма. С точки зрения

логики все эти предложения суть утвердительные

суждения, где его субъектам, то есть тому, о чем в

суждении идет речь (роза, Наполеон, сила),

приписываются некие относящиеся к ним характеристики,

свойства — предикаты и где отнесенность предиката к

субъекту утверждается с помощью явной или

подразумеваемой связки «есть». Высказывания имеют общую

логическую форму «S есть Р». Приведение данных

высказываний к логической форме позволяет объединить

их, да еще и присоединить к целому классу подобных

высказываний. Далее, к ним же можно отнести имеющие ту

же логическую форму формулы математики или

естествознания, например знаково-символическую, а не

словесную запись физического определения силы. Тогда

возникает (и может быть записана в каких-либо исходно

принятых знаках) более общая, чем в обыденном языке и в

математике, логическая форма. Иными словами, движение

от языковой формы к формально-логической, а также от

математико-логической формы — к более общему

логическому формообразованию открывает возможность, с

одной стороны, возрастающего «восходящего» обобщения,

все более широкой нормализации, а с другой —

возможность «нисхождения» от более общих логических

форм к более конкретным языковым высказываниям. На пути

«восхождения» возможно построение множества

относительно обособленных или взаимосвязанных языковых,

формально-логических, математико-логических систем:

достаточно взять в качестве отправной точки какие-либо

языковые образования (имена, предложения, их

комплексы), договориться (заключить «конвенцию»)

относительно обозначающих их общих символов.

Предлагалось и принципиально иное решение

логического вопроса об отношении множества,

совокупности и их элементов: то, что включает всю

совокупность, не должно включать себя. Слова «все

критяне лгут», стало быть, имеют смысл только при

предположении, что в класс «все критяне» Эпименид не

включает самого себя. Впрочем, парадоксы теории

множеств другие авторы предлагали решать иными

способами.

Расселовская теория логических типов приобрела

большое значение для дальнейшего развития логики и

философии неопозитивизма. Она и дала новый толчок тому

процессу формирования логико-лингвистических систем

самых разных уровней.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий