Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века

Дата: 12.03.2014

		

В
гороховой улице, в одном  из больших домов <…>  лежал утром в постели, на
своей  квартире, Илья Ильич Обломов  «Обломов», И. Гончаров

Так
начинается роман «Обломов». «Дух» первой главы задан уже первым ее
предложением. Мы ведь словно с высоты спускаемся  туда, в Гороховую улицу, на
квартиру Обломова и чуть ли не к нему в постель. Здесь, в самом начале романа,
уже  затрагивается тема быт. Ведь, слыша слово «постель», мы сразу представляем
квартиру, комнату, какой-то интерьер…

Любое
мастерство пленяет. Мастерство же Гончарова в изображении деталей, в том числе,
деталей быта, мне кажется, очень  трудно оспорить. Вот, например, роман состоит
из четырех частей. Небезынтересно, что первая часть «охватывает» только  один
день, в ней описывается один день Ильи Ильича Обломова, один день, проведенный
им дома. Первая часть – это как бы  пространное вступление. Что ж, вполне
логично, что, поскольку Обломов провел весь день дома, уже в первой главе речь  идет
о быте, о доме.

Вообще,
все детали быта в романе можно разделить на просто дополняющие картину и на
основные, глубокие, проходящие  через весь роман. Больше внимания я постараюсь
уделить второй группе бытовых деталей.

Обломовский
халат, его домашний костюм, «халат из персидской материи, настоящий восточный
халат <…> без кистей, без  бархата, без талии, весьма поместительный, так
что Обломов мог дважды завернуться в него». Здесь, это «определение»  халата,
мы начинаем задумываться о том, что из себя представляет наш герой, каков его
характер. В первый раз мы  встречаемся с Ильей Ильичем утром, он лежит
(«лежанье» — его нормальное состояние), лежит в комнате, служившей ему  спальней,
кабинетом и приемной. Такая довольно необычная первая встреча с героем. Увидев
Обломова, мы начинаем  осматривать комнату. Она с первого взгляда кажется нам
«прекрасно убранной». Но «опытный глаз с чистым вкусом одним  беглым взглядом
на все, что тут было, прочел бы желание соблюсти decorum1 неизбежных приличий,
лишь бы отделаться от  них». Мы все всматриваемся в окружающий нас «быт» глубже
и … Обломов не может найти носовой платок, а позже оказывается,  что он сам же
на нем лежит. Брошенное со вчерашнего дня полотенце!  , забытая на столе
тарелка с ломтем хлеба. Исписанная и замасленная тетрадка, клочки бумаги (это
счета от мясника, от  зеленщика, от хлебника, от прачки), засохшая чернильница.…
Вот такой он «интерьер».

В
доме у Обломова работают два человека. Это Анисья, которая работала на кухне и
«участвовала в убирании комнат только  раз в году, когда мыла полы.» Все
остальное делал Захар. «Он и служи Барину, и мети и чисть, он и на побегушках».
И  Анисья, и Захар одеты неопрятно, оба работают не очень охотно. Такие факты
опять же «раскрывают» нам характер владельца  дома с такими слугами. Обломова
ведь, как получается, не интересует даже то, что пол в его доме моют раз в год
(в прямой  смысле это фразы).

«Пункт»
следующий. Интересно, что достаточно большое место в романе уделяется истории
Обломова, истории его  формирования как личности. Рассматривается здесь и
история возникновения «обломовщины», история развития этого явления.

Имеют
место быть два «источника», повествующие об истории Обломова и «обломовщины».  

Во-первых,
это две главы первой части, где мы узнаем о сущности Обломова, рассматривая то,
как изменялся и изменялся ли  «быт» вокруг него. Мы узнаем, что было с Ильей
Ильичем при жизни родителей, что было, когда он был молод…. По смерти  отца и
матери он стал единственным обладателем трехсот пятидесяти душ, стал получать
больше дохода. Он «нанял квартиру  побольше, прибавил к своему штату еще повара
и завел было пару лошадей».

Второй
бесценный источник…. Как-то, в очередной раз рассуждая про себя о жизни… Сон
остановил медленный и ленивый поток  его мыслей и мгновенно перенес его в
другую эпоху, к другим людям, в другое место…»

Обломов
увидел во сне свое детство. Ему было только семь лет. Он увидел все то, что
окружало его когда-то, увидел свою  няню, давно умершую мать, увидел себя
хорошеньким, красненьким шалуном…. Увидел он и ту самую «обломовщину», тот
быт…. В  благословенном уголке, в чудном крае упоительно лето, «ни страшных
бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». И там,  там все по одному кругу:
поели, поспали, послушали рассказы-сказки, повязали, поразмышляли, поели,
поспали… Ребенок же  там всегда подле взрослого, подле маменьки или няни.
Ребенка там «выхаживали», берегли, опасаясь, иногда даже не давали  шагу
ступить одному.

Что
ж, вот они и корни Обломова, корни «обломовщины» — все по заведенному плану,
все делать по расписанию, все ставить  в положенные места…. Такой вот
своеобразный быт. Обломовский.

Через
изображение быта мы представляем себе время, воображаем обстановку, рисуя ее
правильно, такой, какой она была. С  помощью быта мы, конечно, глубже проникаем
в героев. В конце романа возвращается халат, он становится, правда, еще более  потрепанным,
дырявым. Возвращается диван, хотя действие уже происходит в новом месте
жительства Обломова, в «доме вдовы  коллежского секретаря Пшеницына».

Все
то же самое, разве что одна новая деталь – мелькающие в полуотворенной двери
комнаты голые локти хозяйки,  работающие локти матери ребенка Обломова, матери
маленького Андрюши. Сначала эти локти были белые, как-то по  аристократически
белые, но потом кожа состарилась, локти стали обычными. А потом некому стало на
них смотреть.

Судьбу
и жизнь Обломова проследили по единым деталям быта, увидели, что с Ильей
Ильичем происходило, увидели, совсем не  рассматривая фактов.

Такое
мастерство пленяет.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий