Демократические страны Европы в 30-е годы

Дата: 12.03.2014

		

Отдел
образования Ибресинского района МОУ «СОШ №1»

Реферат

Тема: «Демократические
страны Европы в 30-е годы»

Выполнил

Проверил

2010 г.

Содержание

Введение

1. Великобритания

1.1 Национальное правительство

1.2 Экономическая политика

1.3 Внешняя политика Великобритании

2. Франция

2.1 Политическая неустойчивость

2.2 Парламентский кризис и угроза фашизма

2.3 Формирование антифашистского фронта

2.4 Деятельность правительства Народного фронта

2.5 «Передышка» и распад Народного фронты

Выводы

Список литературы

Введение

Хотя европейские
государства встретились с проблемами, общими или близкими по своему характеру,
тем не менее в странах с прочной парламентской традицией, таких, как Франция,
Великобритания и часть стран Северо-Западной Европы, имелись и существенные
различия, и сходные черты во внутренней политике.

Эти страны не
сочли возможным в целях обретения экономической стабильности принести в жертву
политическую демократию, сохранялась полная свобода дискуссий по политическим и
экономическим идеям и проблемам Я свобода деятельности организаций и
политической оппозиции. В то же время демократические страны демонстрировали
разные модели политики в борьбе с экономическим кризисом и социальным и
проблемами.

1.
Великобритания

1.1 Национальное
правительство

Правящие
круги Великобритании избрали метод политического и социального маневрирования
для предотвращения раскола в обществе. Этим целям служила испытанная тактика
формирования коалиционных правительств. В результате выборов в 1929 г., на которых лейбористы по числу голосов опередили консерваторов, лидер Лейбористской партии
Р. Макдональд сформировал! второе лейбористское правительство. Правительство
просуществовало до 1931 г. Когда премьер-министр обратился к парижским и
нью-йоркским банкирам за кредитом, те потребовали сокращения социальных
расходов. Лейбористы на это не могли пойти, зная, что за их спиной миллионы
членов профсоюзов. Макдональд и все члены правительства подали в отставку.

Король предложил
Макдональду вновь сформировать правительство, но руководство Лейбористской
партии запретило ему вступать в коалицию с консерваторами и либералами и
исключило его из партии. Макдональд, будучи свободен от партийной дисциплины,
уже как частное лицо принял предложение возглавить коалиционное правительство,
которое получило наименование Национальное правительство
(1931-1935). В Лейбористской партии назрел раскол. Этим воспользовались
консерваторы. Они заняли в правительстве большинство постов. Политика правящего
кабинета была консервативной. Тем не менее
проявленная правительством гибкость помогла чисто по-британски выйти из
политического кризиса, сохранив видимость национального согласия.

В
Великобритании, так же как я в других европейских странах, образовалась
фашистская партия, но ее влияние было ничтожным. Экстремизм и насилие
противоречили менталитету англичан и британской политической культуре.

Парламент, избранный
в ноябре 1935 г., с началом Второй мировой войны продлил свои полномочия и
просуществовал да июля 1945 г. Утвержденное в 1935 г. правительство продолжало считаться коалиционным и «национальным». Возглавлял его
консерватор Н. Чемберлен, но 10 мая 1940 г. после тяжелых поражении во Второй мировой войне Чемберлена на посту премьер-министра сменил У. Черчилль.

1.2
Экономическая политика

Поскольку
темпы промышленного Развития Великобритании в 20-е гг. были низкими, в стране
не произошло такого обвального спада производства, как это имело место в США
или Германии. Тем не менее сокращение производства было достаточно серьезным,
чтобы в стране сформировалась устойчивая массовая безработица.

Протекционизм
и государственная поддержка сельского хозяйства (субсидии отраслям сельского хозяйства)
были главными и постоянными направлениями в экономической политике. Народ надо
было кормить. Другая важная линия экономической политики — это продолжение
прежнего курса на расширение и поощрение экспорта. Была поддержана
судостроительная промышленность, В это время был построен роскошный океанский
лайнер «Куна Мэри». Был отменен «золотой стандарт».

В отличие от
США а Англии не проводилось программ большого дешевого строительства и
общественных работ, но были приняты важные меры по расширению социального
страхования и помощи безработным. Этого требовали масштабы безработицы. Своего
пика она достигла в 1932г.— 2 млн. 136 тыс. человек, в 1937 г. снизилась наполовину, а в 1938 г. вновь возросла.

Великобритания
имела огромную колониальную империю. Она попыталась решить свои экономические
проблемы в рамках Британского Содружества и сплотить империю, расширяя взаимную
торговлю. По этим вопросам в 1932 г. в Оттаве состоялась имперская
экономическая конференция. В 1938 г, половина британского экспорта направлялась
в имперскую зону.

Для
стимулирования инвестиций и повышения доходов предприятий была понижена ставка банковского
процента. Государственные социальные расходы, субсидии и капиталовложения в
экономику представляли собой попытку ослабить кризис в духе кейнсианства.

1.3 Внешняя
политика Великобритании

Отношения со
странами Британского Содружества оставались приоритетной сферой во внешней политике
Великобритании. В 1931 г. был принят закон о взаимоотношениях с доминионами. Он
известен как Вестминстерский статут. Доминионы — Канада, Австралия, Новая
Зеландия, ЮАР — получили полную свободу. Англия уже не могла вмешиваться в законотворчество
доминионов и их внешние дела. В 1935 г. был принят закон о расширении
самоуправления в Индии.

Отношения с
Ирландским Свободным государством, созданным в результате подписание
договора 1921 г., в 30-е гг. существенно изменились. Избранный президентом в 1932 г. де Валера начал осуществлять программу разрушения тех уз, которые еще связывали Ирландию с
Великобританией. Был ликвидирован институт генерал-губернатора как
представительство монарха.

Немало
беспокойства доставила Великобритании ситуция на Ближнем Востоке после распада
Османской империи, где в подмандатных территориях (Палестина, Ирак,
Трансиордания) нарастало националистическое движение за независимость. В 1932 г. Ираку была предоставлена независимость, он вступил в Лигу Наций. Трансиордании было позволено
расширить самоуправление. Великобритании пришлось в 1936 г. гарантировать договором независимость Египта, сохранив контроль над Суэцким каналом.

В условиях
экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней
политики. В Европе оно предпочитало сохранение статус-кво, т. е. существующего
положения. Но ситуация в Европе и мире менялась.

Провал
конференции по разоружению в 1934 г. показал, что началась новая фаза гонки
вооружений. Великобритания сдавала одну позицию за другой перед напором
требований Германии о пересмотре военных ограничений Версальского договора.
Так, например, в связи с перевооружением Германии вместо протеста Англия
предпочла вступить в переговоры, позволив Германии строить подводные лодки и
довести свой флот до 35% тоннажа британского флота.

Великобритания
к концу 30-х гг. вползала в гонку вооружений. За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны доля военных расходов
увеличилась с 10 до 20%. В 1936— 1937 гг. в Великобритании были заложены 37
боевых кораблей. В испанском кризисе, вызванном фашистским мятежом Франко против
республиканского правительства, Великобритания придерживались политики
невмешательства, что было на руку испанским и германским фашистам. В 1938 г*
Чемберлен был участником Мюнхенского сговора, позволившего нацистской Германии
без единого выстрела присоединить Судетскую область Чехословакии.

Британия
традиционно воздерживалась от участия в коалициях со странами Восточной Европы. Однако посла аннексии Австрии
В марте 1938 г. и захвата Чехословакии 15 марта 1939 г. Чемберлен пересмотрел британскую политику и объявил о гарантиях независимости Польше, Румынии и Греции. Гарантии
были поддержаны Францией. Когда германские армии вторглись в Польшу. Чемберлен
оказался перед необходимостью объявить Германии воину.

2. Франция

2.1 Политическая
неустойчивость

Экономический
кризис во Франции начался в 1930г., т. е. несколько позже, чем в других
европейских странах, и продолжался до 1935 г.

На
парламентских выборах 1932 г. победу одержали левые: партия радикал-социалистов
(160 депутатских мест), социалистическая партия (131), коммунистическая партия
(10) и др. Появилась возможность возрождения Левого блока. Однако социалисты
отказались войти в правительство. В период 1932—1936 гг. правительства
формировались на основе коалиции радикалов и левоцентристских группировок и
потому были весьма неустойчивы. Смена кабинетов происходила в среднем через 3 –
4 месяца.

Особенно
острые разногласия вызывала экономическая политика. В этот период
правительства старались сократить расходы и сбалансировать государственный
бюджет, сохранить «золотой франк». Эти меры привели к росту безработицы и
обнищанию населения. Углублению кризиса способствовало также прекращению с 1931 г. Поступлений репарационных платежей. Кризис особенно сильно ударил по традиционным отраслям
французской экономики – лёгкой промышленности, парфюмерии, виноделию, сельскому
хозяйству и пр.

2.2 Парламентский
кризис и угроза фашизма

Политика
правительств подвергалась критике как слева, так и справа. Особенно
агрессивными были нападки со стороны крайне левых и фашистских организаций. Повторяя
лозунги итальянских и германских фашистов, французские экстремисты требовали ликвидации
прогнившего парламента, уничтожения коммунизма и установления диктатуры. В
идеологии французского фашизма важнейшее место занимал антипарламентаризм.
Однако фашизм во Франции имел свои особенности. У него не было массовой базы,
не сложилось единой партии. В движении соперничали около десятка организаций. Среди
них основными были «Французское действие» и «Боевые кресты» под руководством
честолюбивого потомка угасшего аристократического рода полковника графа
Казимира де ля Рока.

6 февраля 1934
г. около 40 тыс. фашистов начали штурм Бурбонского дворца, где заседал
парламент. Поводом для выступления под лозунгами «Долой парламент!», «Долой
воров!» послужило дело авантюриста и мошенника А. Ставиского, распространившего
фальшивые облигации под несуществующие драгоценности. В финансовом скандале
оказались замешаны многие депутаты и министры. Бурбонский дворец захватить не
удалось, но фашисты добились отставки правительства радикала Э. Даладье.
Политический маятник качнулся вправо. В новое правительство вошли лидеры
главным образом правых партий.

2.3 Формирование
антифашистского фронта

Попытка фашистского
переворота всколыхнула страну. Развернулось мощное антифашистское движение.
Важной предпосылкой для сплочения антифашистских сил стало преодоление
враждебности и раскола между коммунистами и социалистами.

27 июля 1934 г. по предложению социалистов был подписан Пакт о единстве действий коммунистов и социалистов.
Партии отказывались от взаимной критики. Это было началом создания единого
антифашистского фронта.

Следующим
шагом стало присоединение к совместным антифашистским действиям партии
радикалов. Именно тогда появился лозунг Народного фронта, который
символизировал новое общественно-политическое движение в капиталистическом
мире.

Политические
партии, профсоюзы и другие общественные организации создали Национальный
комитет Народного фронта и решили совместно участвовать в парламентских выборах
с общей программой. В апреле — мае 1936 г. состоялись парламентские выборы, на которых партии и организации народного фронта завоевали почти трети мест в
национальном собрании и могли сформировать правительство.

2.4 Деятельность
правительства Народного фронта

Впервые в истории Франции
ответственность за руководство правительством с одобрения партии взял на себя
социалист Леон Блюм. Коммунисты поддержали правительство, но войти в его состав
отказались.

Сразу после
майских выборов по Франции прокатилась волна забастовок. Иногда дело доходило
до захвата фабрик и заводов рабочими. Блюм отказался применить силу и побудил Всеобщую
конфедерацию труда (ВКТ) и Всеобщую конфедерацию предпринимателей подписать
Матиньонское соглашение (от названия резиденция правительства), которое
получило наименование «французский новый курс». По соглашению рабочие получили
права на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров с
предпринимателями, повышение заработной платы в среднем на 12% и др. и в свою
очередь обязались прекратить стачки.

Правительство
Блюма приняло еще ряд законов — о рабочих советах в промышленности, минимальном
двухнедельном отпуске, о 40-часовой рабочей неделе, о разрешении трудовых: конфликтов
через обязательное посредничество и арбитраж.

В течение лета
1936 г. Парламент принял свыше сотни законов в соответствии с программой
народного фронта и требованиями трудящихся. Важнейшими из них были закон о
роспуске военизированных фашистских организаций и прогрессивное
законодательство в социальной области, трудовых отношениях, стимулирование
деловой активности.

Во Франции
проявила себя своеобразная политика государственного регулирования (дирижизм)
и либерально-реформаторская политика, позволившая создать в стране развитую
сферу социальных услуг.

Угроза
фашизма во Франции была пресечена. Политика реформ сняла социальное напряжение
в стране и способствовала оживлению хозяйственной деятельности, помогла выйти
из экономического кризиса.

2.5 «Передышка»
и распад Народного фронты

Однако
финансовые трудности заставили правительство Блюма объявить «передышку» в
осуществлении программы Народного фонта. Казна была пуста. В этих условиях
правительству пришлось пойти на девальвацию на 14% французского франка. Левые
группы, среди них коммунисты, выдвинули требование «Пусть платят богачи!» Это
означало бы переход движения на иную, более высокую ступень социального конфликта.
Участники политической коалиции Народного фронта и широкие массы населения к
этому не были готовы. Главная цель движения — преградить дорогу фашизму — была
решена.

Правительство
Л. Блюма просуществовало до апреля 1938 г. Новое правительство возглавил правый радикал Э. Даладье. Радикалы вышла из Народного фронта. Это
свидетельствовало о распаде коалиции Народного фронта.

Сдвиг
правительства вправо и разрыв радикалов с Народным фронтом резко изменили
ситуацию во Франции. Ухудшилось также положение Франции в сфере национальной
безопасности. После установления в марте 1939 г. франкистского режима в Испании Франция оказалась в окружении трех фашистских государств.

Выводы

В 1930-е годы
в Великобритании случился политический кризис, но правительство смогло выйти из
него. В эти годы в Великобритании появилась фашистская партия, но её влияние
было ничтожным. После распада Османской империи в Палестине, Ираке,
Трансиордании нарастало движение за независимость. В условиях экономического
кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики.

Экономический
кризис во Франции начался в 1930г. Кризис особенно сильно ударил по
традиционным отраслям французской экономики. Во Франции тоже был фашизм, но у
него не было массовой базы, не сложилось единой партии. Попытка фашистского
переворота всколыхнула страну, развернулось мощное антифашистское движение –
Народный фронт. Когда главная цель Народного фронта была достигнута, Народный
фронт распался. В марте 1939 года Франция оказалась в окружении трёх фашистских
государств.

Список
литературы

1. Новейшая история зарубежных стран ХХ – начало
ХХI века. 9 класс. О. С.
Сорока-Цюпа А. О. Сорока-Цюпа.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий