Отдел
образования Ибресинского района МОУ «СОШ №1»Реферат
Тема: «Демократические
страны Европы в 30-е годы»Выполнил
Проверил
2010 г.
Содержание
Введение
1. Великобритания
1.1 Национальное правительство
1.2 Экономическая политика
1.3 Внешняя политика Великобритании
2. Франция
2.1 Политическая неустойчивость
2.2 Парламентский кризис и угроза фашизма
2.3 Формирование антифашистского фронта
2.4 Деятельность правительства Народного фронта
2.5 «Передышка» и распад Народного фронты
Выводы
Список литературы
Введение
Хотя европейские
государства встретились с проблемами, общими или близкими по своему характеру,
тем не менее в странах с прочной парламентской традицией, таких, как Франция,
Великобритания и часть стран Северо-Западной Европы, имелись и существенные
различия, и сходные черты во внутренней политике.Эти страны не
сочли возможным в целях обретения экономической стабильности принести в жертву
политическую демократию, сохранялась полная свобода дискуссий по политическим и
экономическим идеям и проблемам Я свобода деятельности организаций и
политической оппозиции. В то же время демократические страны демонстрировали
разные модели политики в борьбе с экономическим кризисом и социальным и
проблемами.1.
Великобритания1.1 Национальное
правительствоПравящие
круги Великобритании избрали метод политического и социального маневрирования
для предотвращения раскола в обществе. Этим целям служила испытанная тактика
формирования коалиционных правительств. В результате выборов в 1929 г., на которых лейбористы по числу голосов опередили консерваторов, лидер Лейбористской партии
Р. Макдональд сформировал! второе лейбористское правительство. Правительство
просуществовало до 1931 г. Когда премьер-министр обратился к парижским и
нью-йоркским банкирам за кредитом, те потребовали сокращения социальных
расходов. Лейбористы на это не могли пойти, зная, что за их спиной миллионы
членов профсоюзов. Макдональд и все члены правительства подали в отставку.Король предложил
Макдональду вновь сформировать правительство, но руководство Лейбористской
партии запретило ему вступать в коалицию с консерваторами и либералами и
исключило его из партии. Макдональд, будучи свободен от партийной дисциплины,
уже как частное лицо принял предложение возглавить коалиционное правительство,
которое получило наименование Национальное правительство
(1931-1935). В Лейбористской партии назрел раскол. Этим воспользовались
консерваторы. Они заняли в правительстве большинство постов. Политика правящего
кабинета была консервативной. Тем не менее
проявленная правительством гибкость помогла чисто по-британски выйти из
политического кризиса, сохранив видимость национального согласия.В
Великобритании, так же как я в других европейских странах, образовалась
фашистская партия, но ее влияние было ничтожным. Экстремизм и насилие
противоречили менталитету англичан и британской политической культуре.Парламент, избранный
в ноябре 1935 г., с началом Второй мировой войны продлил свои полномочия и
просуществовал да июля 1945 г. Утвержденное в 1935 г. правительство продолжало считаться коалиционным и «национальным». Возглавлял его
консерватор Н. Чемберлен, но 10 мая 1940 г. после тяжелых поражении во Второй мировой войне Чемберлена на посту премьер-министра сменил У. Черчилль.1.2
Экономическая политикаПоскольку
темпы промышленного Развития Великобритании в 20-е гг. были низкими, в стране
не произошло такого обвального спада производства, как это имело место в США
или Германии. Тем не менее сокращение производства было достаточно серьезным,
чтобы в стране сформировалась устойчивая массовая безработица.Протекционизм
и государственная поддержка сельского хозяйства (субсидии отраслям сельского хозяйства)
были главными и постоянными направлениями в экономической политике. Народ надо
было кормить. Другая важная линия экономической политики это продолжение
прежнего курса на расширение и поощрение экспорта. Была поддержана
судостроительная промышленность, В это время был построен роскошный океанский
лайнер «Куна Мэри». Был отменен «золотой стандарт».В отличие от
США а Англии не проводилось программ большого дешевого строительства и
общественных работ, но были приняты важные меры по расширению социального
страхования и помощи безработным. Этого требовали масштабы безработицы. Своего
пика она достигла в 1932г.— 2 млн. 136 тыс. человек, в 1937 г. снизилась наполовину, а в 1938 г. вновь возросла.Великобритания
имела огромную колониальную империю. Она попыталась решить свои экономические
проблемы в рамках Британского Содружества и сплотить империю, расширяя взаимную
торговлю. По этим вопросам в 1932 г. в Оттаве состоялась имперская
экономическая конференция. В 1938 г, половина британского экспорта направлялась
в имперскую зону.Для
стимулирования инвестиций и повышения доходов предприятий была понижена ставка банковского
процента. Государственные социальные расходы, субсидии и капиталовложения в
экономику представляли собой попытку ослабить кризис в духе кейнсианства.1.3 Внешняя
политика ВеликобританииОтношения со
странами Британского Содружества оставались приоритетной сферой во внешней политике
Великобритании. В 1931 г. был принят закон о взаимоотношениях с доминионами. Он
известен как Вестминстерский статут. Доминионы — Канада, Австралия, Новая
Зеландия, ЮАР — получили полную свободу. Англия уже не могла вмешиваться в законотворчество
доминионов и их внешние дела. В 1935 г. был принят закон о расширении
самоуправления в Индии.Отношения с
Ирландским Свободным государством, созданным в результате подписание
договора 1921 г., в 30-е гг. существенно изменились. Избранный президентом в 1932 г. де Валера начал осуществлять программу разрушения тех уз, которые еще связывали Ирландию с
Великобританией. Был ликвидирован институт генерал-губернатора как
представительство монарха.Немало
беспокойства доставила Великобритании ситуция на Ближнем Востоке после распада
Османской империи, где в подмандатных территориях (Палестина, Ирак,
Трансиордания) нарастало националистическое движение за независимость. В 1932 г. Ираку была предоставлена независимость, он вступил в Лигу Наций. Трансиордании было позволено
расширить самоуправление. Великобритании пришлось в 1936 г. гарантировать договором независимость Египта, сохранив контроль над Суэцким каналом.В условиях
экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней
политики. В Европе оно предпочитало сохранение статус-кво, т. е. существующего
положения. Но ситуация в Европе и мире менялась.Провал
конференции по разоружению в 1934 г. показал, что началась новая фаза гонки
вооружений. Великобритания сдавала одну позицию за другой перед напором
требований Германии о пересмотре военных ограничений Версальского договора.
Так, например, в связи с перевооружением Германии вместо протеста Англия
предпочла вступить в переговоры, позволив Германии строить подводные лодки и
довести свой флот до 35% тоннажа британского флота.Великобритания
к концу 30-х гг. вползала в гонку вооружений. За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны доля военных расходов
увеличилась с 10 до 20%. В 1936— 1937 гг. в Великобритании были заложены 37
боевых кораблей. В испанском кризисе, вызванном фашистским мятежом Франко против
республиканского правительства, Великобритания придерживались политики
невмешательства, что было на руку испанским и германским фашистам. В 1938 г*
Чемберлен был участником Мюнхенского сговора, позволившего нацистской Германии
без единого выстрела присоединить Судетскую область Чехословакии.Британия
традиционно воздерживалась от участия в коалициях со странами Восточной Европы. Однако посла аннексии Австрии
В марте 1938 г. и захвата Чехословакии 15 марта 1939 г. Чемберлен пересмотрел британскую политику и объявил о гарантиях независимости Польше, Румынии и Греции. Гарантии
были поддержаны Францией. Когда германские армии вторглись в Польшу. Чемберлен
оказался перед необходимостью объявить Германии воину.
2. Франция
2.1 Политическая
неустойчивостьЭкономический
кризис во Франции начался в 1930г., т. е. несколько позже, чем в других
европейских странах, и продолжался до 1935 г.На
парламентских выборах 1932 г. победу одержали левые: партия радикал-социалистов
(160 депутатских мест), социалистическая партия (131), коммунистическая партия
(10) и др. Появилась возможность возрождения Левого блока. Однако социалисты
отказались войти в правительство. В период 1932—1936 гг. правительства
формировались на основе коалиции радикалов и левоцентристских группировок и
потому были весьма неустойчивы. Смена кабинетов происходила в среднем через 3 –
4 месяца.Особенно
острые разногласия вызывала экономическая политика. В этот период
правительства старались сократить расходы и сбалансировать государственный
бюджет, сохранить «золотой франк». Эти меры привели к росту безработицы и
обнищанию населения. Углублению кризиса способствовало также прекращению с 1931 г. Поступлений репарационных платежей. Кризис особенно сильно ударил по традиционным отраслям
французской экономики – лёгкой промышленности, парфюмерии, виноделию, сельскому
хозяйству и пр.2.2 Парламентский
кризис и угроза фашизмаПолитика
правительств подвергалась критике как слева, так и справа. Особенно
агрессивными были нападки со стороны крайне левых и фашистских организаций. Повторяя
лозунги итальянских и германских фашистов, французские экстремисты требовали ликвидации
прогнившего парламента, уничтожения коммунизма и установления диктатуры. В
идеологии французского фашизма важнейшее место занимал антипарламентаризм.
Однако фашизм во Франции имел свои особенности. У него не было массовой базы,
не сложилось единой партии. В движении соперничали около десятка организаций. Среди
них основными были «Французское действие» и «Боевые кресты» под руководством
честолюбивого потомка угасшего аристократического рода полковника графа
Казимира де ля Рока.6 февраля 1934
г. около 40 тыс. фашистов начали штурм Бурбонского дворца, где заседал
парламент. Поводом для выступления под лозунгами «Долой парламент!», «Долой
воров!» послужило дело авантюриста и мошенника А. Ставиского, распространившего
фальшивые облигации под несуществующие драгоценности. В финансовом скандале
оказались замешаны многие депутаты и министры. Бурбонский дворец захватить не
удалось, но фашисты добились отставки правительства радикала Э. Даладье.
Политический маятник качнулся вправо. В новое правительство вошли лидеры
главным образом правых партий.2.3 Формирование
антифашистского фронтаПопытка фашистского
переворота всколыхнула страну. Развернулось мощное антифашистское движение.
Важной предпосылкой для сплочения антифашистских сил стало преодоление
враждебности и раскола между коммунистами и социалистами.27 июля 1934 г. по предложению социалистов был подписан Пакт о единстве действий коммунистов и социалистов.
Партии отказывались от взаимной критики. Это было началом создания единого
антифашистского фронта.Следующим
шагом стало присоединение к совместным антифашистским действиям партии
радикалов. Именно тогда появился лозунг Народного фронта, который
символизировал новое общественно-политическое движение в капиталистическом
мире.Политические
партии, профсоюзы и другие общественные организации создали Национальный
комитет Народного фронта и решили совместно участвовать в парламентских выборах
с общей программой. В апреле мае 1936 г. состоялись парламентские выборы, на которых партии и организации народного фронта завоевали почти трети мест в
национальном собрании и могли сформировать правительство.2.4 Деятельность
правительства Народного фронтаВпервые в истории Франции
ответственность за руководство правительством с одобрения партии взял на себя
социалист Леон Блюм. Коммунисты поддержали правительство, но войти в его состав
отказались.Сразу после
майских выборов по Франции прокатилась волна забастовок. Иногда дело доходило
до захвата фабрик и заводов рабочими. Блюм отказался применить силу и побудил Всеобщую
конфедерацию труда (ВКТ) и Всеобщую конфедерацию предпринимателей подписать
Матиньонское соглашение (от названия резиденция правительства), которое
получило наименование «французский новый курс». По соглашению рабочие получили
права на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров с
предпринимателями, повышение заработной платы в среднем на 12% и др. и в свою
очередь обязались прекратить стачки.Правительство
Блюма приняло еще ряд законов — о рабочих советах в промышленности, минимальном
двухнедельном отпуске, о 40-часовой рабочей неделе, о разрешении трудовых: конфликтов
через обязательное посредничество и арбитраж.В течение лета
1936 г. Парламент принял свыше сотни законов в соответствии с программой
народного фронта и требованиями трудящихся. Важнейшими из них были закон о
роспуске военизированных фашистских организаций и прогрессивное
законодательство в социальной области, трудовых отношениях, стимулирование
деловой активности.Во Франции
проявила себя своеобразная политика государственного регулирования (дирижизм)
и либерально-реформаторская политика, позволившая создать в стране развитую
сферу социальных услуг.Угроза
фашизма во Франции была пресечена. Политика реформ сняла социальное напряжение
в стране и способствовала оживлению хозяйственной деятельности, помогла выйти
из экономического кризиса.2.5 «Передышка»
и распад Народного фронтыОднако
финансовые трудности заставили правительство Блюма объявить «передышку» в
осуществлении программы Народного фонта. Казна была пуста. В этих условиях
правительству пришлось пойти на девальвацию на 14% французского франка. Левые
группы, среди них коммунисты, выдвинули требование «Пусть платят богачи!» Это
означало бы переход движения на иную, более высокую ступень социального конфликта.
Участники политической коалиции Народного фронта и широкие массы населения к
этому не были готовы. Главная цель движения — преградить дорогу фашизму — была
решена.Правительство
Л. Блюма просуществовало до апреля 1938 г. Новое правительство возглавил правый радикал Э. Даладье. Радикалы вышла из Народного фронта. Это
свидетельствовало о распаде коалиции Народного фронта.Сдвиг
правительства вправо и разрыв радикалов с Народным фронтом резко изменили
ситуацию во Франции. Ухудшилось также положение Франции в сфере национальной
безопасности. После установления в марте 1939 г. франкистского режима в Испании Франция оказалась в окружении трех фашистских государств.
Выводы
В 1930-е годы
в Великобритании случился политический кризис, но правительство смогло выйти из
него. В эти годы в Великобритании появилась фашистская партия, но её влияние
было ничтожным. После распада Османской империи в Палестине, Ираке,
Трансиордании нарастало движение за независимость. В условиях экономического
кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики.Экономический
кризис во Франции начался в 1930г. Кризис особенно сильно ударил по
традиционным отраслям французской экономики. Во Франции тоже был фашизм, но у
него не было массовой базы, не сложилось единой партии. Попытка фашистского
переворота всколыхнула страну, развернулось мощное антифашистское движение –
Народный фронт. Когда главная цель Народного фронта была достигнута, Народный
фронт распался. В марте 1939 года Франция оказалась в окружении трёх фашистских
государств.Список
литературы1. Новейшая история зарубежных стран ХХ – начало
ХХI века. 9 класс. О. С.
Сорока-Цюпа А. О. Сорока-Цюпа.