Межличностные отношения старших подростков и их социальный статус в классе

Дата: 12.03.2014

		

Министерство образования Российской
Федерации

Забайкальский государственный
педагогический университет

им. Н.Г.Чернышевского

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Межличностные отношения старших
подростков и их социальный статус в классе

Чита, 2010 г.

ПЛАН

Введение

Глава 1. Подходы к межличностным отношениям. Теоретическое
изучение межличностных отношений в зарубежной и отечественной литературе

1.1 Определение межличностных отношений

1.2 Виды межличностных отношений

Глава II.
Межличностные отношения в старшем подростковом возрасте

2.1 Психологические особенности детей старшего подросткового
возраста

2.2 Межличностные отношения – как важный фактор, влияющий на
социальный статус ребенка

Заключение

Список литературы

Введение

Цель работы: показать,
как межличностные отношения влияют на формирование личности и определяют его
социальный статус в обществе.

Задача: изучить имеющуюся
литературу. Обобщить передовой опыт по данной проблеме.

Мы предполагаем в своей
работе, что семья, сверстники, школа, средства массовой информации, труд влияют
на формирование личности.

Глава 1. Подходы к межличностным
отношениям. Теоретическое изучение межличностных отношений в зарубежной и
отечественной литературе

1.1 Определение межличностных
отношений

В 1920-1930 годы произошел
расцвет социальной психологии, выясняющий закономерности межличностных
отношений и становится ведущим направлением в США, Англии, Германии, Франции,
Японии. В центре внимания оказалась малая группа. Сплоченность малых групп,
устойчивость их структуры против воздействующих вил, эффективность деятельности
группы в зависимости от ее размера, от стиля руководства конфликтность личности
в группе или независимость ее от группы, а также другие проблемы межличностных
отношений – все это стало предметом экспериментального исследования и
образовало специальный раздел социальной психологии- изучение групповой
динамики (1, 9).

В американской социальной
психологии нет единой теоретической основы для понимания различных феноменов.
Они сводятся по существу к механическим зависимостям: группа давит, а члены
группы подчиняются групповому давлению; к одним группа тянется, от других же
отталкивается или их выталкивают; если число контактов внутри группы
увеличивается, то группа сплачивается, если же увеличивается число ее членов,
то групповые связи рвутся.

Наследники бихевиаризма
готовы видеть в любой группе механический агрегат внешне связанных и
взаимодействующих между собой индивидов. А значит ли это, что и в коллективе
тоже? Здесь происходит методологический водораздел между зарубежной и нашей
психологической наукой. Опыт формирования коллективов, и прежде всего опыт
деятельности А.С.Макаренко стал общепринятым в советской психологии. В 60-е
годы идет интенсивное изучение социально-психологической проблематики жизни коллективов.
Отличия коллектива от малой группы осмысливались в плоскости социальных
построений, но меньше внимания им уделяли в сфере исследования, изучающего
своеобразие механизмов межличностных взаимоотношений в коллективах по сравнению
с другими группами. Среди американских социально-психологических исследований
выделяются работы, направленные на изучение малых групп, контактных общностей,
где осуществляются взаимоотношения и взаимодействия индивидов (Р.Бейтс,
А.Зандер, Д.Картрайт и др.)

Малая группа рассматривалась
в свете отношений преимущественно эмоционального характера (симпатия,
антипатия, безразличие и т.д.)

С точки зрения этой
теории малая группа – группа лиц, связанных друг с другом в течение какого-то
периода (Г.Хоманс); некоторые объединения взаимодействующих людей, находящихся
в непосредственном контакте (лицом к лицу) или серии контактов, так, что у
каждого члена осуществляется перцепция (восприятие) всех остальных (А.Хейр). Но
она сопровождалась критикой. Так, спиритуалистические построения Дж.Морено по
поводу потока «теле», якобы создающую иррациональную Мистическую основу для
межличностного общения в малых группах, подверглась критике. Некоторые наши
психологи считали, что закономерности, выявленные в группах, пригодны для
объяснения взаимосвязи в любых группах, даже в коллективах.

На 19 конгрессе
Петровский А.В. представил доклад «Конформизм и коллективизм», с которого
началось исследование личности в коллективе.

Также проблема отношений
в значительной степени разработана в работах В.Н.Мясищева. Он считает, что роли
объектов строго распределены (5,70). Человек оказывается субъектом
многочисленных и разнообразных отношений. Их различают на общественные и
межличностные.

Общественные строятся
(экономические, политические, социальные) на основе положения, занимаемого в
системе общества, носят безличный характер. Их сущность во взаимодействии
конкретных ролей. Человек выполняет несколько социальных ролей (шофер, отец,
футболист). Общественные отношения приобретают «личную окраску». Каждый
проявляет индивидуальные характеристики. Нет шаблона поведения, но его называют
«стилем исполнения роли» — «диапазон возможностей». Этот диапазон является
основой для построения межличностных отношений (5,72).

Некоторые считают, что
межличностные отношения находятся в одном ряду с общественными (Кузьмин),
другие – как отражение в сознании общественных отношений (Платонов) и т.д.
Андреева считает, что они возникают внутри каждого вида общественных отношений.
Важнейшая отличительная черта межличностных отношений от общественных –
эмоциональная сфера. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что
они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей
по отношению друг к другу. Различают три вида или уровня эмоциональных
проявлений личности: аффекты, эмоции, чувства. Эмоциональная основа
межличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений. Обычно
характеризуется третий компонент – чувства. Их две группы: 1) конъюнктивные –
сближающие, объединяющие людей; 2)дизъюнктивные – разъединяющие людей.
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи людей. На
содержательном уровне межличностные отношения- это система установок,
ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые или с помощью которых люди
воспринимают и оценивают друг друга.

Общение людей друг с
другом осуществляется в группах. Они бывают большие и малые. К большим
относятся государства, нации, партии, социальные общности.

Под малой группой
понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей
социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что
является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и
групповых процессов (5, 8).

Малые группы –
немногочисленные объединения людей, члены которого имеют непосредственный
контакт друг с другом и общую цел(2, 444).

Эти группы от 2-3 человек
до 30-40 человек. К малым группам относятся семья, учебная группа, объединение
близких людей, спортивная команда и т.д.

Классификация малых групп
условная и реальная. Выделение условных необходимо в исследовательских целях,
для сравнения результата, полученных в реальных группах. А реальная, т.е.
действительно существующее объединение людей. Реальная бывает естественная
(складывается сама по себе) и лабораторная (в лабораториях). Естественная
делится на формальную и неформальную. Формальная – существует лишь в рамках
официально принятых организаций, а цели задаются из вне. Неофициальная –
объединение на база личных интересов.

Группы могут быть
слаборазвитыми и высокоразвитыми. Слаборазвитыми называются группы, в которых
отсутствует или недостаточно развиты некоторые параметры. Высокоразвитые – это
корпорация и коллектив.

Корпорация – это группа,
объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся
осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за чет других групп
(2, 449).

Коллектив – устойчивая во
времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими
органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной
деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных
взаимоотношений между членами группы (2, 449).

Признаки корпорации:
деятельность мало полезна или вредна обществу, индивидуалистические отношения
строятся на страхе, недоверии, подозрительности.

Признаки коллектива:
деятельность общественно значима, доминирование общественных интересов над
личными и строятся на уважении и доверии. Степень развития группы определяется
по параметрам: достаточная психологическая общность (сплоченность), сложившаяся
структура, четко распределенные обязанности, наличие признанных лидеров,
налаженные деловые и личные связи.

В группах также
существуют неофициальные контакты, содержание которых называют психологическим
климатом.

Концепция социально-психологического
климата разрабатывалась прежде всего, в рамках изучения коллектива. Б.Д.Парыгин
определяет специфику понятие СПК как общего психологического и эмоционального
состояния каждого из участников группы. Под социально-психологическим климатом
подразумевается преобладающая и относительно устойчивая атмосфера, или
психологический настрой, проявляющийся как в отношении людей друг к другу, так
и в отношении к общему делу (7, 19).

Б.Д.Парыгин для описания
социально-психологического климата в группе предлагает учитывать возможности и
притязания членов группы, т.к. именно это отражает их настрой и состояние. Для
этого он вводит понятие потенциала социально-психологического климата.
Потенциал СПК – это характеристика направленности групповых процессов, а также уровня
реализации имеющихся возможностей членов группы. Выделяют 6 потенциалов СПК или
6 структурных составляющих СПК: потенциал выбора, потенциал обновления,
потенциал признания, потенциал самовыражения, потенциал психологической
напряженности, потенциал определенности (7, 205).

Потенциал выбора
обозначает диапазон объективных возможностей и субъективных притязаний членов
коллектива, применительно к выбору способа, выполняемой ими деятельности. Чем
шире объективные возможности в группе или больше личной предрасположенности к
их выбору, тем выше уровень творческой активности.

Потенциал обновления
характеризует объективные и субъективные возможности перемен в предметной и
коммуникативной областях деятельности. Человеческому мозгу присуще потребность
в обновлении информации, без удовлетворения которой невозможна длительная
включенность индивида в деятельность.

Потенциал признания
выражается в сочетании объективных условий для поощрения индивида и
субъективных притязаний на определенный уровень положительной оценки своей
деятельности коллективом.

Потенциал самовыражения.
Он структурирован аналогично другим.

Потенциал психологической
напряженности применительно к объективным условиям может быть охарактеризован
уровнем психологического напряжения, которого требует от работника его
повседневная деятельность.

Потенциал психологической
напряженности применительно к объективным условиям может быть охарактеризован
уровнем психологической напряженности, которого требует от работника его
повседневная деятельность. Задача изменения этого потенциала в том, чтобы найти
оптимальный уровень психологической напряженности, который бы способствовал повышению
производительности труда и не создавал бы стрессовых ситуаций.

Потенциал определенности
отражает в степени четкости, фиксированности и определенности тех требований,
которые предъявляются характером работы и руководством к члену коллектива, но
требования со стороны руководителя должны соответствовать притязаниям личности.

Эти потенциалы
объединяются в три комплекса, которые представляют собой структурную модель
социально-психологического климата: личностный комплекс (потенциалы признания и
самовыражения личности), комплекс творческой реализации (потенциал выбора
условий деятельности, потенциал обновления деятельности), комплекс внешних
условий деятельности (потенциал психологической напряженности, потенциал
определенности).

Под регуляцией СПК
понимается такой способ преднамеренного воздействия на те или стороны
психологической жизнедеятельности коллектива, который приводит к изменению
содержания структуры СПК в направлении, отражающем тенденцию социального
развития коллектива.

Малые группы также
классифицируются на референтные, нереферентные и антиреферентные (Г.Хаймен).

Референтной называется
группа, к которой человек себя причисляет, образец для подражания ее целям,
убеждениям, нормам, ценностям, формам поведения (2, 445).

Нереферентная – группа,
чуждая или безразличная для человека.

Антиреферентная – группа,
которую человек не приемлет, отрицает, отвергает.

Положение индивида в
группе определяется статусом, системой групповых ожиданий, групповыми нормами.

Статус – положение
человека в системе межличностных отношений, определяющее его права,
обязанности, привилегии (2,445).

Система групповых
ожиданий – совокупность мнений об ожидаемом поведении данного человека в данной
группе.

Групповые нормы – общие
правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

Групповая
работоспособность определяется групповой совместимостью, т.е. сочетанием
психологических особенностей каждого члена группы, которая обеспечивает
удовлетворенность деятельностью и эффективность деятельности.

Отрицательные
взаимодействия в группе порождают тревожность (беспокойство, страх, опасение),
фрустрацию и конфликты.

Тревожность бывает личная
(эта черта личности устойчива, независима от конкретной обстановки) и
ситуативная (возникает в сходных ситуациях экзамена).

Фрустрация – состояние
эмоционального расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении
цели, бесплодность усилий (2, 445).

Причины тревожности:
наказания, необоснованные запреты. Эти причины могут стать причиной фрустрации,
которые сопровождаются разочарованием , раздражением, тревогой, отчаянием,
агрессией и порождают конфликты.

Конфликт – это трудно
устанавливаемое разногласие, чреватое серьезными, далеко идущими последствиями,
если оно своевременно не будет устранено (3, 83).

Конфликт – это
столкновение противоречивых взглядов, несовместимых друг с другом точек зрения,
интересов, норм и форм поведения.

Существование сложных
взаимоотношений, конфликтов и противоречий между людьми во все времена и
протяжении всей истории человечества убеждает нас в том, что они неизбежны или
трудно устранимы. А некоторые психологи считаю, что конфликты необходимы для
нормального существования людей.

Существует много
трудностей во взаимоотношениях людей.

Первой из них является
то, что люди довольно часто, помимо своего желания, оказываются невольным
препятствием на пути удовлетворения интересов и потребностей друг друга и
отношения между невольными конкурентами во всех этих делах неизбежно будут
сложными, поскольку получение одним человеком соответствующей «награды»
автоматически лишает ее другого человека.

Второй причиной — различные
психологические различия между людьми как личностями, в силу которых они или не
могут вместе жить и работать, или не в состоянии прийти к единому мнению так,
что начинают мешать друг другу.

Третья причина –
неправильное восприятие и понимание людьми друг друга.

Четвертая причина
–действительно существующие недостатки в характере человека (агрессивность,
неуживчивость, непорядочность, зависть и т.д.).

Пятая причина –
преднамеренное провоцирование других людей на конфликты.

Пути и способы
преодоления трудностей во взаимоотношениях людей зависят от тех причин, которые
эти трудности создают.

Отношения в группе
закономерно изменяются. Сначала они бывают безразличными (люди не знают друг
друга), затем могут стать конфликтными, а при благоприятных условиях
превращаются в коллективистские.

У каждого человека есть
свои положительные и отрицательные черты характера, свои достоинства и
недостатки. То, какой стороной положительной или отрицательной он выступает во
взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от
особенностей группы, в которую он включен в данный момент. Замечена
закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к
коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших
сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И наоборот, чем
дальше группа отстоит по уровню развития от коллектива и чем ближе она
находится к корпорации и торможения лучших личностных стремлений.

В группах протекают
динамические процессы:

— давление на членов
группы, способствующее их конформизму и внушаемости;

— изменение активности
членов: возможны феномены фасилитации – усиление энергии человека в присутствии
других людей; феномены ингибации – заторможение поведения и деятельности под влиянием
других людей, ухудшение самочувствия, результатов деятельности человека в
ситуации, когда за ним наблюдают другие люди;

— изменение мнений,
оценок, норм поведения членов группы: феномен «групповая нормализация» —
формирование усредненного группового стандарта – нормы;

— феномен «групповой
поляризации», «экстремизации»- приближение общегруппового мнения к какому-то
полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое
решение является более рискованным, чем решение принимаемое индивидуально;

— феномен подчинения
авторитету в сочетании с феноменом «атрибуции ответственности», когда человек
приписывает ответственность за все происходящее другим людям, лидеру,
начальству, а не себе (2, 452).

Здесь вводятся понятия
«сильное» и «слабое» групповое взаимодействие для удобства рассмотрения
некоторых процессов.

Под группой со слабым
групповым взаимодействием будем понимать группу, где межличностные отношения не
опосредованы совместной деятельностью.

В таких группах
достаточно актуальным и наиболее характерным становится процесс влияния группы
на личность. Влияние большинства на меньшинство это процессы: социальная
фасилитация, социальная леность, деиндивидуализация.

Социальная фасилитация
проявляется в том, что присутствие других возбуждает, а это возбуждение
усиливает доминантные реакции человека, в результате чего он лучше выполняет
простые и хорошо знакомые действия в присутствии других людей. В сложных
задачах, где правильный ответ не напрашивается сам по себе, присутствие людей и
возникшее в связи с этим возбуждение приводит к неправильной реакции, к
ухудшению действительности, к ингибиции.

Выделяют три фактора,
вызывающие феномен социальной фасилитации: боязнь оценки, перегрузка
когнитивной системы из-за рассеивания внимания, некоторый врожденный механизм
социального возбуждения.

Н.Кострелл предположил,
что обеспокоенность человека тем, как его оценивают другие люди вызывает эффект
фасилитации и ингибиции.

Боязнь оценки со стороны
социального окружения людей вызывает у человека состояние обеспокоенности, что
приводит его возбуждение, а возбуждение усиливает уверенность или неуверенность
при выполнении действий. В результате рассеивания внимания между задачей и
оценкой со стороны окружающих людей возникает перегрузка когнитивной системы, а
также способствует возбуждению, а последнее, в свою очередь, усиливает
доминанту. И, наконец, сам факт присутствия других людей приводит организм в
состояние врожденного механизма социального возбуждения. Соревнование – яркий
пример социальной фасилитации. Но социальная фасилитация проявляется тогда, когда
личные усилия каждого человека могут быть оценены индивидуально. Но если люди
складывают свои усилия для достижения общей цели и при этом каждый не отвечает
за совместный результат, результаты работы не оцениваются индивидуально, то в
этом случае люди склонны прилагать меньше усилий, проявляя «социальную
леность». Групповая ситуация деятельности уменьшает боязнь оценки, дает
возможность «спрятаться за чужие спины», переложить ответственность «на всех»,
снижает возбуждение и активность членов группы. Возможно, выделить своеобразный
тип людей «зайцы». Это люди, получающие какую-либо выгоду от группы, но мало
дающие взамен. Люди в группе меньше бездельничают, если групповая задача
вызывающе трудна, притягательна, увлекательна и т.д.

Социальная фасилитация показывает,
что группа может возбуждать людей, а социальная леность демонстрирует, что в
группе ответственность может размываться; когда возбуждение и размывание
ответственности компенсируют, то нормальное сдерживание значительно ослабляет и
вместе люди начинают делать то, что они не стал бы делать в одиночку, вплоть до
преступных действия: происходит феномен деиндивидуализации – потеря
самосознания и чувства личной ответственности людей в ситуациях, которые
обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке (2,
453).

Деиндивидуализации
способствуют следующие факторы: размер группы, анонимность, возбуждающие и
отвлекающие занятия, ослабленное самосознание.

Размер группы. В
зависимости от размера группы резко падает боязнь оценки, участники, находясь в
толпе верят, что им удастся избежать наказания. Ф.Зимбардо предположил, что
обезличенность в больших городах сама по себе означает анонимность и
предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм.

Фактор анонимности. В
ситуации анонимности человек в меньшей степени отдает себе ответ в своих
намеках, как к негативным, так и к позитивным. Анонимность, как пишет Д.Майерс,
высвобождает наши импульсы, одновременно повышает нашу восприимчивость к
социальной ситуации.

Анонимность не только
обеспечивает размер группы и пребывание в ней, но и эффектом ношения униформы
(халат медсестры, боевая раскраска перед нападением и т.д.).

Возбуждающие и
отвлекающие занятия. Импульсивные групповые акты (крики, хлопки, танцы и т.д.)
захватывают наше внимание, вызывают возбуждение, снижает самосознание,
позволяет нам предаться сильным позитивным эмоциям и ощутить нашу общность с
окружающими. Это происходит на дискотеке, на войне, на демонстрациях и т.д.

Ослабленное самосознание.
Не осознающие себя, деиндивидуализованные люди менее заторможены, менее себя
контролируют, склонны действовать, не задумываясь о своих ценностях.
Деиндивидуализация снижается во обстоятельствах, повышающих самосознание: перед
зеркалом, на ярком свету, при ношении табличек и т.д.

Под группой с «сильным»
групповым взаимодействием будем понимать группу, где межличностные отношения
опосредованы совместной групповой деятельностью.

В связи с тем, что
деятельность групп во многих сферах общественной жизни очень активна,
становится актуальным вопрос принятия группового решения. Несмотря на
популярность групповых решений проблем, результатом этого процесса могут быть
серьезные и грубые ошибки, о которых группа может не подозревать, но которые
могут вызвать серьезные последствия. Результат группового обсуждения
определяется действием механизмов групповой поляризации и «оглупления»
мышления.

Групповая поляризация –
вызванное влиянием группы усиление раннее существенных тенденции членов группы,
смешение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.

Групповую поляризацию объясняют
две теории: теория информационного влияния и теория нормативного влияния.

Идея информационного
влияния заключается в действии аргументов, приводимых во время обсуждения на
каждого участника группы. Согласно ей поляризацию мнений отдельных членов процесса
обсуждения вызывают сами аргументы, активные участники дискуссии, обдумывание
темы обсуждения.

В теории нормативного
влияния учитывается процесс сравнения себя с другими. Он выражается в
социальном сравнении и плюралистическом неведении. Социальное сравнение
понимается как оценивание своих мнений и способностей путем сравнения себя с
другими. Плюралистическое неведение проявляется в ложном представлении о
мыслях, чувствах, реакциях других людей.

Следующие феномен –
«оглупление» мышления. «Оглупление» мышления – режим мышления, возникающий у
людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими
для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки
альтернативного способа действий. Основные условия: дружеская сплоченность
группы, сравнительная изолированность группы от противоречивых мнений,
директивный лидер. Симптомы: иллюзия неуязвимости, никем не оспариваемая вера в
этичность группы, рационализация, стереотипный взгляд на противника, давление
конформизма.

Динамические процессы
взаимосвязаны друг с другом. Так процесс принятия группового решения происходит
во взаимодействии с процессом влияния группы на личность.

Итак, усилия зарубежных
психологов были направлены на изучение малых групп и в большинстве случаев
«диффузных», а наши отечественные психологи изучали в большей степени
коллектив. Межличностные отношения пронизывают общественные и реализуют
безличные. Далее рассмотрим виды межличностных отношений.

1.2 Виды
межличностных отношений

межличностный отношение
подросток

Межличностные отношения
делятся на личные и деловые, эмоциональные и рациональные, официальные и
неофициальные, координационные и субкоординационные.

Личными называют
отношения, которые возникают между людьми как личностями (3, 107). В основе
таких отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к
другу, а также индивидуальные, психологические особенности этих людей. Чувства
могут быть положительные и отрицательные, включать переживания, симпатии,
антипатии, любовь, вражду, ненависть, уважения и т.д.

Любовь, вражда, дружба,
одиночество – интимные межличностные отношения.

Дружба – положительные
интимные взаимоотношения, основанные на открытости, доверии, общности
интересов, преданности. От таких отношений человек получает удовольствие.
Дружба занимает промежуточное положение между знакомством и любовью. Дружба
людей противоположного пола может перерасти в любовь.

Любовь- не допускает
господства одного человека над другим или подчинения одного другому. Она
противоположна ненависти. Любовь бывает братская, материнская, эротическая,
любовь к самому себе и к Богу. Братская –любовь между равными, близкими людьми.
Эротическая – любовь психологического плана к единственному человеку, жаждущая
полного слияния с ним и продолжения в потомстве. Когда любовь к близким, прежде
всего к матери и отцу, приобретает крайние формы, мешающие любви других людей,
то она превращается в псевдолюбовь. Один ее вид Э.Фромм назвал невротическим.
Оба любовника привязаны не к друг другу, а к своим родителям.

Фантастическая любовь к
кумиру – когда человек поклоняется другому и утрачивает себя как личность.

Сентиментальная любовь –
на первом месте стоит ритуал ухаживания, театральное поведение. Такие люди
заняты самим собой, а не другим человеком.

Антипод любви и дружбы –
вражда. Она нередко возникает на основе вырождения других или самостоятельно из
индифферентных отношений. Такие отношения проникнуты взаимной неприязнью.

Интересы людей различны,
а зачастую удовлетворяются за счет нарушения интересов других людей. Тот, кто
имеет больше — вызывает зависть.

Основная причина –
интеллектуальные, личностные различия, а также различие в области образования.
Третье – индивидуальные различия: темперамент, черты характера. Эти
противоречия ведут к конфликту, а потом к вражде. Враждебные отношения легче
предупредить, в случае удачи они приводят к равнодушию. Человек изолируется от
людей – это ведет к одиночеству.

Одиночество – тяжелое
психологическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тяжелым
эмоциональными переживанием. Это несчастные люди. Они не всегда изолированные
люди. Можно чувствовать себя одиноким среди чужих людей. Нередко одиночество
возникает при социальных причинах: вдовство, развод и т.д. Выделяют три типа
одиночества: хронический, ситуативный, переходящий. Хроническое – наступает,
когда человек не смог установить удовлетворительные отношения с людьми.
Ситуативное – результат каких-либо стрессов (смерть, развод). Человек смиряется
с потерей и преодолевает чувство одиночества. Переходящее – кратковременные
приступы чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят.

Деловые взаимоотношения
людей основаны не на чувствах, а на тех ролях, которые люди играют в
современной деятельности, на обязательствах, которые они берут на себя в современной
работе, или на обязанностях, которые другие люди возлагают на них (3, 107). Они
обусловлены производственной, учебной, общественной деятельность и ее
социальными рамками. Регулируются правовыми и моральными нормами. Личные и
деловые взаимоотношения между собой переплетаются, но полностью не совпадают.

Эмоциональными называются
взаимоотношения, которые основаны на эмоциях и непосредственно выражаются в
эмоциях, переживаемых одним человеком в отличие от другого человека (3, 108).
Сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями, не всегда основаны
на действительности, объективной информации о человеке.

В рациональных
межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и
объективные оценки, которые им дают окружающие. Они основаны на разумных
расчетах и выводах, строятся исходя из реальной пользы. Они не всегда совпадают
с эмоциональными и могут быть даже противоположны.

Официальные –
взаимоотношения, которые установлены и поддерживаются официально, в
соответствии с каким-либо нормативными, правовыми актами (законы, уставы,
положения, приказы, инструкции и т.п.) В них вступают по должности.

Неофициальные отношения
складываются на базе личного отношения человека к человеку, не регулируются
правовыми актами.

Координационные отношения
– это такие отношения, в которые ступают равноправные, независимые люди. Они не
подчиняются и не зависят друг от друга.

Субкоординационные – взаимоотношения,
в которые они вступают, имея различный социальный статус. Это неравноправные
отношения, которых одни люди подчиняются другим.

Итак, межличностные
взаимоотношения делятся на личные (дружба, любовь, вражда, одиночество),
деловые, эмоциональные и рациональные, официальные и неофициальные,
координационные и субкоординационные. Далее рассмотрим межличностные отношения
в старшем подростковом возрасте.

Глава II. Межличностные отношения в старшем
подростковом возрасте

А.Газел, американский
психолог писал:

13 лет – подросток.
Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике,
критически относится к родителям, избирателен в дружбе.

14 лет – подросток.
Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенный в себе, проявляет интерес к
другим людям, обсуждает и сравнивает себя с другими, с героями.

15 лет – подросток.
«Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего
контроля, начало сознательного самовоспитания, ранимость, восприимчивость к
вредным влияниям (2, 628).

Психологические
особенности этого возраста: появление сексуальных влечений, формирование самосознания
своего «я», избирательность в учении, возникает чувство «взрослости»,
происходит отношение себя с идеалом, возрастает объем памяти, умение
самостоятельно разбираться в сложных вопросах, самоутверждение своей
независимости, оригинальности.

У них складываются две
системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая со сверстниками. Отношения
со сверстниками равноправные, а другие – неравноправные. Подросток начинает
больше времени проводить со сверстниками. Отношения в группе сверстников
становятся устойчивыми и начинают подчиняться более строгим правилам.

Встречаются три разные
вида взаимоотношений, которые отличаются друг от друга по степени близости,
содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние,
эпизодические, деловые контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и
потребностей, глубоко не затрагивающих личность. Если в младшем подростковом
возрасте – товарищеские отношения, то в старшем подростковом они становятся
дружескими (позволяют решать вопросы эмоционально-личного характера). Общение
занимает много времени и не менее важно, чем остальные дела. У них появляется
стремление жить групповой жизнью. Неблагополучные взаимоотношения переживаются
тяжело. Чтобы привлечь внимание товарищей они делают все возможное; иногда
нарушают социальные нормы, конфликтуют с родителями. Товарищеские
взаимоотношения базируются на «кодексе товарищества» — это уважение личного
достоинства другого человека, верность, равенство, человечность, порядочность,
готовность прийти на помощь. Осуждается эгоистичность, жадность, нарушение
слова, измена – такое поведение вызывает ответные реакции. Личное внимание со
стороны лидера очень ценно. Подростки сближаются, если есть сходства в
интересах. Иногда желание дружить с товарищем — причина интереса к делу.
Интерес к противоположному полу, стремление нравиться – отсюда внимание к своей
внешности, одежде, манере поведения. Отношения становятся более романтическими
(пишут записки, назначают свидания, ходят в кино), занимаются самовоспитанием.
Становятся менее раздражительными, адекватная самооценка, а порой завышенная.
Однако многие трудности все еще не понимают, не верят им. Если родители
правильно понимают сущность явлений этого возраста, разумно реагируют на
поведение, то никаких особых конфликтов не возникает и этот период происходит
благополучно и безболезненно. Главное осознание своей индивидуальности.

2.1 Психологические особенности
старшего подросткового возраста

С большим уважением и
тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относиться всегда, но
особенная чуткость требуется к переходу к подростковой позиции. Увы, именно в
это время мы из одной крайности бросаемся в другую: требуем как со взрослого, а
прав не даем. Нам важно знать, какие психические процессы происходят в этот
период, ведь резкой черты – сегодня младший школьник, завтра подросток просто
нет. Это сложный процесс, который у каждого подростка еще имеет и личностный
оттенок. К взрослению каждый идет своим путем, это зависит от уровня развития,
воспитания отдельного человека, семейной обстановки и окружения,
психологического климата в класса и во дворе и т.д. Но тем не менее, есть
определенные общие закономерности, на которые мы и хотим обратить ваше
внимание.

Характеристика
психологических особенностей старших подростков (13-14 лет).

Стремление подростка
утвердиться в позиции взрослого, и чувствовать себя самостоятельным и уверенным
в себе. Подросток хочет найти свое место в жизни, устремляет взгляд в будущее,
однако пока это сочетается с позиции школьника; он еще слишком поглощен школой,
учением, взаимоотношениями с товарищами.

Необходимо дело, которое
отличалось бы от всего, что он делал раньше, и по содержанию и по организации.
К этому стремлению нужно относиться уважительно и помочь ему.

Возрастание возможностей
старших подростков и их стремление определить свое место среди окружающих
приводят к важному следствию: в этот период возникает известное расхождение
между тем положением, которое подросток занимает среди окружающих в качестве
школьника, и тем, которое ему хотелось бы занимать, на которое он внутренне
претендует. Он действительно стал взрослее во всех отношениях: более
самостоятелен и умел, расширился кругозор и интересы, стал способен управлять
своим поведением, что порождает потребность в какой-то новой позиции, он хочет
признания со стороны окружающих его больших возможностей и, стало быть, больших
прав, четко проявляется «стремление к взрослости», «самостоятельности и
самоутверждению».

Стремление к взрослости
приводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельности. Направления
поиска могут быть различны: бросить школу, начать зарабатывать деньги,
некоторые пытаются утвердить себя в новой позиции, подражая поведению взрослых,
начинают курить, одеваться по взрослому, пробуют наркотики, знакомятся с
сексуальными отношениями полов, для них очень характерно внимание к внешнему
виду, проявляются дорогие и дешевые (часто безвкусные) украшения,
необыкновенные стрижки приходят на смену длинным волосам и т.д.

Впервые появляется
стремление составить некоторую общую картину мира, общее представление о самом
себе: появляется еще неосознанное до конца стремление упорядочить и объединить
свои взгляды и отношения. Мышление как бы становится на служку потребности
подростка разобраться во всем окружающем. Вместе с тем, развитие мышления в
этот период характеризуется еще неумением подростка охватить богатство и
многогранность действительности с позиции усвоенного им общего понятия.

В этой связи подростку
хочется выяснить: зачем живет человек, какова будет жизнь в дальнейшем, зачем живет
он сам, каким он станет когда будет взрослым. Формируются зачатки мировоззрения
и связанного с ним общего мироощущения. Большое значение имеет продвижение
подростка его умственным развитием. В этот период у старших подростков
возрастает способность к абстрактному мышлению, к анализу и обобщению фактов и
явлений, т.е. к более совершенному способу познания действительности.

Данная особенность
сочетании с небогатым пока еще жизненным опытом делает часто подростка очень
одностороннего в своих суждениях и взглядах, слишком прямолинейным и
нетерпимым. Он еще не умеет выявлять причинно-следственные связи, внимать и
учитывать точку зрения другого человека. Эта особенность находит свое выражение
и в отношении с людьми, с которыми он общается. Иногда человек лишь одним
хорошим словом или поступком, или даже красивым жестом может завоевать
расположение подростка и заставить его закрыть глаза на присущие этому человеку
недостатки. И наоборот, какой-нибудь неблаговидный поступок, который не
характерен для личности в целом, может в корне изменить отношение подростка к
этому человеку. Этим объясняется имеющее место в этом возрасте «крушение
авторитетов», безжалостность и жестокость.

Стремится не только
больше знать, но и больше уметь. Обладает уже достаточно широкими и разносторонними
интересами, которые расширяются и дифференцируются.

Требуется в этот период и
выход за рамки общения своего класса, отряда, желание расширить социальные
связи, что имеет двоякое значение: с одной стороны, обогащает опытом общения, с
другой – расширяет социальные связи. Они с особым увлечением занимаются
техникой, спортом, туризмом, участвуют в научных кружках. Этому способствует та
огромная информация, которую повседневно получают старшие подростки по радио и
телевидению.

Появляется повышенная
активность, действенность. Но в отличие от младших подростков, нет стремления к
получению оценки их деятельности со стороны взрослых; чаще наоборот, похвала
вызывает обратную реакцию. Особенно агрессивно воспринимаются нравоучения,
нотации, разговоры.

Подросток стремится все
понять, сам во всем разобраться, уяснить свое отношение ко всему, что и кто его
окружает. Отсюда склонность спорить, оспаривать, казалось, даже очевидные вещи,
перестают принимать «на веру». В частых в этом время в спорах пытаются выявить
свою точку зрения, и, если это удается, подросток начинает утверждать ее даже
навязывая другим.

Происходит изменение в
развитии моральных чувств и сознания. К этому времени подросток уже усвоил
определенную систему моральных требований и овладел определенными нормами
взаимоотношений между людьми. К этой области складывается сове личное
отношение: одни нравственные нормы и требования начинают действительно
определять все его поведение; другие остаются для него лишь внешними
требованиями и либо не выполняются вовсе, либо выполняются только под давлением
окружающих. Образование собственные моральных установок и требований определяют
иной характер взаимоотношений старшего подростка не только с отдельными людьми,
как мы об этом говорили выше, но и с коллективом в целом. Если в предшествующие
годы для принятия детьми требований коллектива и подчинении им огромную роль играла
стремление сохранить свое положение в коллективе и завоевать авторитет у
товарищей, то теперь старший подросток уже может противостоять влиянию
окружающих в том случае, когда он не соответствует его собственным требованиям
– убеждениям.

Таким образом, на основе
сознательно усвоенных моральных требований у старших подростков появляются
известное «освобождение» от непосредственного влияния коллектива.

В этом значительное
отличие старших подростков от младших, которые часто были готовы, не
раздумывая, идти вслед за коллективом. Такого рода самостоятельность очень
ценна, она необходима для становления личности. Появление достаточно осознанных
моральных требований и оценок вносит значительные изменения в волевую сферу
подростка. Напомним, что школьники более младшего возраста могли успешно
действовать лишь в том случае, если цели деятельности и сама деятельность были
для них достаточно привлекательны; длительная многоэтапная деятельность была им
трудна, а препятствия их демобилизировали. Старшие же подростки, сознательно
поставив перед собой цель, могут действовать даже в тех случаях, когда
содержание деятельности их не привлекает или когда на пути достижения цели у
них встречается серьезное препятствие.

Глубокой и существенной
характеристикой личности является преобладание доминирования направленности
личности на себя или на других. В зависимости от этой направленности
складываются и многие другие особенности человека. Так, например,
направленность на себя часто связана с такими чертами, как доброжелательность,
бескорыстие, готовность пойти на помощь другому и т.д. Тут надо особо учесть по
крайней мере две психологические особенности старших подростков. Во-первых, то,
что на основе возросшей самостоятельности у них возникает активное стремление
осуществлять в своей жизни освоенные ими моральные требования. Во-вторых, то,
что старшие подростки обладают большей зоркостью и наблюдательностью ко всем явлениям
окружающей жизни. В связи с этим они замечают в ней каждое несоответствие
усвоенным ими моральным нормам. Такое несоответствие очень остро переживается
подростками и может привести к обесцениванию самих моральных взглядов и
принципов.

Следует помнить, что
отношения старших подростков со взрослыми значительно усложняются: прямое
непосредственное давление (приказ, немотивированное требование) вызывает
протест. Зато охотно принимается опосредованное руководство в виде совета или
ненавязчивого предложения прийти на помощь. Если взрослый хочет успешно
взаимодействовать с подростками, он должен «завоевать их сознание», убедить их
в правильности своих предложений. Если же моральные установки самого подростка
являются неправильными, ему необходимо найти доказательства несостоятельности и
должности взглядов подростка.

Другая особенность
взаимоотношения взрослых со старшими подростками заключается в необходимости
оказывать им доверие и предоставлять возможно большую самостоятельность.

В руководстве старшими
подростками есть и еще одно условие: чтобы иметь авторитет у детей этого
возраста, надо его завоевать. Подростки чутко улавливают любые противоречия во
взглядах старших людей и болезненно относится к малейшему расхождению между
тем, что взрослые утверждают и пропагандируют, и тем, как они сами поступают и
думают.

Хотелось бы обратить
внимание, что этот интересный и сложный мир подростков делится еще на мальчиков
и девочек. Педагогика не может быть бесполой. У представителей «слабого» и
«сильного» полов есть различия в поведении, своеобразие которого вызвано
особенностями строения и развития человеческого организма, различиями в
устройстве и функционировании нервной системы.

Девочки гораздо
чувствительнее мальчиков в сфере личных взаимоотношений, более точно умеют
«читать» в других людях их состояние, определять самочувствие окружающих людей.

Для мальчишек
предпочтительна деятельность, связанная с преодолением физических трудностей.
Тем более, что они считают себя более энергичными и деловыми людьми. Они более
практичны, в то время как для девочек характерна словесно-речевая деятельность.
Иначе говоря, девочки- большие любительницы порассуждать, поговорить, обсудить,
осудить, что не свойственно мальчишкам.

Девочки чаще, чем
мальчишки испытывают состояние тревоги, переживания, страха, опасности. Это не
говорит за то, что мальчишкам не надо бояться, тревожиться. Дело в том, что
мужской стереотип поведения не позволяет им внешне демонстрировать свои
слабости, тем более трусость. Психологи утверждают, что мальчишки зачастую
подавляют или маскируют в себе чувство тревоги и страха, тогда как девочки
порой простодушно и открыто оповещают окружающих о своих переживаниях.

2.2 Межличностные отношения как
важный фактор, влияющий на социальный статус подростка

Юношеский возраст по
сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью
эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также
повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее отмечаются изменчивость
настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетания ряда
полярных качеств, выступающих переменно. К ним относится особая подростковая
чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и
наряду с этим излишняя самоуверенность и чрезвычайная критичность в отношении
окружающих. Полная чувствительность порой уживается с поразительной
черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть
признанным и оцененными другими – с подчеркнутой независимостью, борьба с
авторитетами – с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование –
с сухим мудрствованием.

Открытие своего
внутреннего мира – радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много
тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с внешним
поведением, актуализируя проблему самоконтроля.

Вместе с осознанием своей
уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство
одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко
переживается как смутное беспокойство или ощущения внутренней пустоты, которую
необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно
повышается его избирательность, появляется потребность в уединении.
Представление юноши о себе всегда соотносится с групповым образом «мы», т.е.
образом типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим мы
полностью. Юноши считают себя менее смелыми, менее общительными и
жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека,
чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую
искренность, справедливость и верность.

Свойственное многие
старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно
проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем
человек старше и более развит, тем более он находит различий между собой и
«усредненным» сверстником. Осознание своей непохожести на других исторически и
логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи с окружающими
людьми и единства с ними. Не менее сложным является осознание своей собственной
преемственности, устойчивости своей личности во времени.

Развитие временных
представлений тесно связано с умственным развитием. В юности временной горизонт
расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь,
включая не только личные, но и социальные перспективы.

Изменение временной
перспективы тесно связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего
контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов.

Канадский психолог Джеймс
Марма в 1966 г. выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью
профессионального религиозного и политического самоопределения молодого
человека.

1) «Неопределенная,
размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал
сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом
идентичности.

2) «Досрочная,
преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в
соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в
результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя
чужому примеру или авторитету.

3) Этап «моратория»
характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса
самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный,
который может стать своим.

4) «Достигнутая, зрелая
идентичность» определяется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска
себя к практической самореализации.

Статусы идентичности –
это как бы и этапы развития личности и вместе с тем типологические понятия.

Чрезвычайно важный
компонент самосознания – самоуважение. Это понятие многозначно, оно
подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство
собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность
своего наличного и идеального «Я», и указывает, в какой мере индивид считает
себя способным, значительным, преуспевающим и достойном. Короче, самоуважение –
это личное целостное суждение, выраженное в установках индивида «к себе» (4,
529).

Главное психологическое
приобретение юношеского возраста – это открытие своего внутреннего мира.
Формирование новой временной перспективы сопряжено с известными
психологическими трудностями. Обостренное чувство необратимости времени нередко
соседствует в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с
ощущением, будто время остановилось. Подобная «остановка» времени
психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не
существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Главная трудность
юношеской рефлексии состоит в правильном совмещении того, что А.С.Макаренко
называл ближней и дальней перспективой. Ближняя перспектива – это
непосредственная сегодняшняя деятельность и ее цели. Дальняя перспектива – долгосрочные
жизненные планы, личные и общественные (6, 531).

Факторы, влияющие на
социализацию.

Социальная активность –
главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка
соответствующих социальных позиций личности.

Социологи, психологи и
педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:

1. Семья. В любом типе
культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация
личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по
размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения,
которые присущи его родителям, семье.

2. «Отношения» равенства.
Включение в «группы равных», т.е. друзей одного возраста, также влияет на
социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности. В
разных культурах существуют особые церемонии при переходе человека из одной
возрастной группы в другую.

Отношения между
сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями.
Однако дружеские отношения между сверстниками могут быть и эгалитарными:
физически сильный ребенок может оказаться лидером и подавлять других. В «группе
равных» дети вступают в широкую сеть контактов между собой, которые могут
сохраниться на протяжении всей жизни индивида, создавая неформальные группы
людей одного и того же возраста.

3. Обучение в школе. Это
формальный процесс – определенный круг учебных предметов. Кроме формального
учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным
планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на
поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни
индивида. Отношение равенства тоже чаще формируется в школе, и система школьной
жизни усиливает их влияние.

4. Средства массовой
информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей.
Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т.д. влияют на социализацию
индивида.

5. Труд. Во всех типах
культуры труд является важным фактором социализации индивида.

6. Организации.
Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и
т.д.тоже играют свою роль в социализации (4, 532).

Общение со сверстниками

В отрочестве общение со
сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях
исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений,
проходят особую школу соц. отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с
другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная
заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга
становятся самоценными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в
детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному
другу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою
личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти
стремления, ему нужна личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает
эту личную свободу на взрослость. При этом по отношению к родителям, подросток,
как правило, занимает негативную позицию.

Учеба в школе занимает
большое место в жизни подростка.

Позитивное здесь –
готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более
взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов
учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы
занятий. Подростку это импонирует и он легче осваивает способы действия, когда
учитель лишь помогает ему.

В этом возрасте возникают
новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места
в будущем, профессиональных намерений идеала.

Знания приобретают особую
значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая
обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди
сверстников.

Эрудированный подросток
пользуется авторитетом у сверстников, как носитель особого фетиша, что
побуждает его приумножать свои знания. При этом сами по себе знания доставляют
подростку истинную радость и развивают его мыслительные способности.

Важным стимулом к учению
является притязания на признание среди сверстников. Высокий статус может быть
достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметь
значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.
Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия
подростков. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт и даже
конфликт.

При всей ориентации на
утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в
подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас
готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство
«Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции.

Очень часто подростки для
усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным
невербальным знакам, в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и
вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

В подростковом возрасте
многие отроки начинают стремиться утвердить себя в качестве лидера. Подростки,
готовые к социально-политической рефлексии, становятся практическими лидерами,
они выступают как образец для инфантильных сверстников и положительно влияют на
их ориентацию и продвижение в процессе учебы.

Отрочество – период,
когда человек прорастает из детства в новое состояние, переживает начало
становления своей личности.

Заключение

По всей вероятности,
становление личности в рамках того или иного общества задается общей схемой
взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека. В
современном обществе индивид постоянно обогащает свои взаимосвязи с природой и
обществом. Для ребенка сначала определяющим является контакт с матерью или
отцом, затем эти контакты расширяются на нескольких человек в границах семьи;
некоторое время спустя возникают группы сверстников; еще позже эти связи
простираются на дошкольные учреждения, школу, вуз. Затем число контактов
человека с другими людьми резко расширяются за счет овладевания опосредованными
связями через искусство, средства массовой информации и т.д. Причем роль
опосредованных связей в формировании человека постоянно возрастает, и эти связи
накладывают свой отпечаток на характер личности, на структуру ее мировоззрения.

Список литературы

1. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.,
1992, 256 с.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 6-е изд., перераб. и
доп. – Ростов н/д: Феникс, 2002., с.444-628.

3. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник: В ч ч. –
перераб. и доп. М.: Дрофа, 2001, 204 с.

4. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология. Детство,
отрочество, юность. Хрестоматия. – М., 1999, с.411-425; с.529-532.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998, 376 с.

6. Кон И.С. Социальный статус юношества // Социология
молодежи / Под ред. В.С. Лисовского. СПб., 1996, с.94-106.

7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии,
истории и теории. – СПб., ИГУП, 1999, с.239-252.

8. Мухина В.С. Возрастная психология. 7-е изд. М., 2002.

9. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1990.

10. Лисовский В.Т., Лисовский А.В. Социализация молодежи //
СПб., 1996.-с.66-72.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий