Идейно-теоретические предпосылки и философские основания
социологии Э. Дюркгейма1. Идейно- теоретические
предпосылки творчества Э.ДюркгеймаПоследняя четверть 19 века во
Франции ознаменовалась вступлением капитализма в империалистическую стадию
своего развития и связанным с этим обострением экономического и социально-
политического кризиса..В области духовной жизни
кризис выражался в крайней неустойчивости морально- политического климата,
отсутствием строгих моральных правил, несоблюдением законов, ослаблением
регулирующей роли традиций.В философии главную роль
играли спиритуалисты.Одновременно научные открытия
французских таких ученых, как, Пастер, Бертло, Жерар, Бернар, прокладывали
дорогу материалистическому решению важных мировоззренческих проблем.Несмотря на это, ведущей по-
прежнему оставалась антиматериалистическая концепция науки, не считающая науку
высшей формой человеческого знания, способной постигать объективную истину. Эта
«философия науки» создавалась с широким привлечением идей немецкой
идеалистической философии, в частности канта. Особенно значительное
распространение получило во Франции неокантианство, представленное неокритицизмом
Ш. Ренувье и его последователей- Г. Миль, О.Амелен и др. Ренувье
пропагандировал индетерминизм- свободу человеческой индивидуальности создавать
свои собственные моральные принципы, которые рассматривались им как источник
исторического развития.Весьма влиятельными во
французской философии конца 19- нач. 20 века были философские идеи Э. Бутру,
который подвергал критике механистическую концепцию причинности. Он настаивал
на подчинении науки религии.В конце 19 века на различные
области духовной культуры Франции усиливалось влияние контовского позитивизма.
Однако ограниченность позитивизма, его неспособность разрешить проблемы
индивида, рассматриваемого наподобие других объектов природы как бесчувственная
и безвольная «вещь», породила бурный успех философии А. Бергсона с ее
иррационализмом, интуитивизмом.К контовской работе
«Курс позитивной философии» относились с презрением некоторое время
после ее входа. Но с течением некоторого времени эта враждебность несколько
уменьшилась. Контовская идея социологии как самостоятельной науки, способной
стать основой научной реорганизации общества. Постепенно завоевывала
республиканцев, стремящихся к общественному обновлению. В 1870-1914 гг.
социологическая мысль во Франции развивалась в нескольких главных направлениях.
Одно из них составляли последователи Ле Пле. Теоретической установкой этих
социологов был позитивизм, в частности утверждение, что социальные факты должны
изучаться объективно, так же, как факты природы. Их главная задача: описание
отдельных социальных феноменов.Особое направление составляли
социальные статистики. Они проявляли интересы к развитию количественных
эмпирических исследований, которые проводились для различных государственных
учреждений, стремясь придать им более систематический и цельный характер.Очень влиятельной фигурой в
те времена был Р. Вормс, сторонник органицистской теории общества, которую он,
в конце концов, преобразовал в теорию «общества сверхорганизма.» Он
и его последователи обсуждали проблемы природы общества, взаимоотношений общества
и индивида.Общим противником всей как
откровенно спиритуалистическо идеалистической, так и
позитивистско-эклектической линии в развитии западной философии и социологи
был марксизм.Тесная связь позитивизма со
сциентизмом, с верой в безграничные возможности науки изменить общественный
строй обусловила тот факт, что в конце 19 века именно на сциентизм опирались
многие деятели науки и культуры.Творчество Э. Дюркгейма
впитало в себя многие теоретические традиции, ассимилировав даже некоторые идеи
своих интеллектуальных противников /Лаланд, Раух, Бело и др./.Социально- политическая мысль
19 века, как в Европе, так и в Америке была насыщена идеями индивидуализма,
уходящего своими корнями в философию Просвещения. Индивидуалистический подход к
изучению человека заключался в рассмотрении его как носителя неизменных
свойств, из которых выводилось поведение.Социологи также
придерживались теории индивидуалистического психологизма, особенно, такие как
Г.Тард и Спенсер. Спенсеровский индивидуализм был характерен для основной линии
социальной мысли 20 века и не случайно Э. Дюркгейм, возражая против
«выведения общества из индивидов», сделал именно его главной мишенью
своей критики.Отвергая индивидуализм и
психологизм, Э. Дюркгейм писал, что его теория была навеяна влиянием 3-х
мыслителей: Конта, Спенсера /его некоторых идей/ и Эспинаса. Согласно Э.
Дюркгейму, Конт придал высший ранг социальному, благодаря чему социология
обрела только ей принадлежащий предмет и позитивный метод его исследования. Но
Э. Дюркгейм не удовлетворяла неопределенность во взглядах Конта на предмет
социологии- общества в целом.Критикуя индивидуализм учения
Спенсера, Э. Дюркгейм в то же время справедливо указывал на его вклад в
разработку социального реализма. У Спенсера он заимствовал его органицизм,
включающий исследование социальных институтов в свете их функций и
классификацию обществ на роды и виды, не приняв закон всеобщей эволюции и его
частные теории. У Эспинаса Э. Дюркгейм заимствовал свое основное понятие-
понятие коллективного сознания.Среди идей Конта, оказавших
влияние на Э. Дюркгейма, помимо натуралистических методологических установок
назовем следующие:1.исторический идеализм
/убеждение, что идеи главная социальная сила, а мораль- главная интегрирующая
сила общества/2. идею морального согласия
всех общественных классов3. трактовку общества как
определенной целостности4. идеи общественного порядка
и прогресса, обновления религии, более того- создания новой религии
человечества и социально- утопическую идею классового сотрудничества и идейного
компромисса.Э. Дюркгейм, в сущности, не
избежал того же противоречия, которое характеризовало творчество Конта-
противоречия между ориентацией на науку и утверждением строгого метода
исследования, с одной стороны, и философско-моральным содержанием его системы
черпавшим вдохновение в учениях так называемых традиционалистов /де Бональд, де
Местр/,- с другой. Традиционалисты доказывали абсолютное превосходство общества
над индивидом. Они настаивали на необходимости авторитета не только государства,
но также семьи, религии и т.д.Но традиционалисты не были
для Э. Дюркгейма единственным или главным источником творчества. Как Конт, так
и Э. Дюркгейм опирались на идеи Просвещения, в частности идеи Монтескье,
Кондорсе, Руссо и Сен- Симона. Кроме того, его вдохновлял рационализм Декарта.Э. Дюркгейм опирался на
учения Монтескье об общественных законах как естественном продолжении законов
природы, на идею Кондорсе об общественном детерминизме, идею Руссо о
«всеобщей воле» как выражении общественного интереса.На мировоззрение Э. Дюркгейма
оказала влияние немецкая философская и социально- политическая мысль, в первую
очередь этические идеи И. Канта и этика В.Вундта.На философско-теоретическую
мысль 19 века оказала огромное влияние французская революция и последовавшая
вслед за этим промышленная революция. На творчество Э. Дюркгейма она тоже
оказала влияние. Как и многих социологов конца 19 века, его привлек реальный
исторический факт перехода общества от одного типа к другому.Восприняв наиболее противоречивые
идеи социально- политической мысли, Э. Дюркгейм попытался соединить их в единую
теоретическую концепцию.2. Философские предпосылки
теоретико-методологической концепцииХотя Э. Дюркгейм считал себя
ученым- эмпириком, он все же уделял большое внимание философским вопросом.Он принял некоторые философские положения,
характерные для естественнонаучного материализма, и распространил их на
общество /например, принцип детерминизма/.В философских взглядах Э.
Дюркгейма можно выделить две главные тенденции:·
натурализм /эта тенденция связана
с традициями философии Просвещения/·
социальный реализм /не сводимость
сложного к простому/Философская позиция Э.
Дюркгейма являлась объединением некоторых положений позитивистского натурализма
с положениями идеализма. Э. Дюркгейм заимствовал идею специфики сознания,
психической жизни у спиритуалистов.Философскую позицию Э.
Дюркгейма можно назвать «спиритуалистическим позитивизмом».Немного об отношении Э.
Дюркгейма к марксизму. Он понимал марксизм исключительно как экономическое
учение, а философию марксизма как разновидности учений, отождествляющих
сознание и материю.