Декаданс.
Понятие
“декаданс”
первоначально
применялось
к исторической
литературе.
Применительно
к эпохам упадка.
А затем было
переименованно
на упадоч. лит-ре.:
В
80е годы XIX в во
Франции декаданс-ми
стали называть
себя литерат-худ.
явл. откровенно
враждебных
реализму. “Декаданс”
в их понимании
означал эстетич.
неприятие окр.
мира, подчеркнутый
индивидуализм,
утонченность
и осознание
себя носителями
высокой культуры.
Русский
модернизм.
Серебрянный
век русской
поэзии. Этот
термин еще в
начале века
употребил в
св. статье философ
Ник. Бер-в. “Мы
живем в серебрянном
веке”. В эмигратции
редактор журнала
“Апполон”
Марковский
написал воспоминания
“На Парнасе
сер-ого века”.
Русский
модернизм
делился на 3
течения : Символизм,
Акменизм, Фунуризм
Символизм.
1892
1912 гг. Родился
он на почве не
психологич.
а социальной.
Они
демонстр. отказались
от служения
общ. задаче,
разочаровав.
в культ-полит.
программе
народничества.
Русский
символизм был
попыткой уйти
от действительности.
Символисты
отошли от традиций
русской лит-ры
в мир идеалист.
философии, в
мир индивид.
восприятия
жизни.
Русск.
символизм
внутренне очень
неоднороден.
К началу 1900г.
символизм имел
3 направления:
1. Было
предст. Мин-м,
Мережковским,
Гиппиус идр.,
связавшими
искусство с
богоискательными
идеями. Эти
писатели
демонстративно
отказывались
от прогресс.
традиц. русск.
лит-ры и провозглашали
новые принцыпы
литературы.
2. В.
Брюсов, Бальмонд
и др. Заявили
о себе во 2й половине
90х годов XIX. Они
рассматривали
нов. напр-ие,
как чисто литерат.
явление. Этим
поэтам было
свойственно
ипрессионическое
восприятие
жизни и стремление
к чисто художественному
исполнению
поэзии.
Брюсов
и Бальмонт так
же как и Мережковский
и др. получили
название старшие
символисты.
3. Младшие
символисты.
Блок, Белый,
Соловьев пришли
в лит-ру в начале
века. Выступали
с фил. бож-м
пониманием
мира в духе В,
Соловьева.
Развернутая
поэтич. декларатция
символистов
статья Д. Меряжковского.
Статья “О причинах
упадка и новых
течениях современной
русской лит-ре”.
В
этой статье
Мереж. обозначил
3 осн. эл. нового
искусства:
мистическое
содержание,
символы и расширение
художественной
впечатлительности”.
“ В
поэзи то, что
не сказанно
и мерцает сквозь
темноту символа
действует
сильнее на
сердце чем то,
что выраженно
словами слова,
только определяют
ограничивают
мысль, а символы
выражают безграничную
сторону мысли”.
Константин
Бальмонд
“Элементарные
слова о символистической
поэзии”. “Реалисты
всегда явл.
простыми
наюлюдателями,
символисты
всегда мыслители”.
“Говорят,
что символисты
непонятны
…”,”Если вы любите
непоср. впечатл.,
наслаждайтесь
в сиволизме
свойственной
ему новизной
и роскошью
картин. Если
вы любите впечатл.
сложные, читайте
между строк
тайные строки
выступают и
будут говорить
с вами красноречиво.
Брюсов
“Ключи тайн”.
“Искусство
есть постижение
мира любыми
нерассуд-ми
путями. Созд
искусства это
приотворенные
двери в вечность.
“Искусство
начинается
в тот миг, когда
художник пытается
уюснить самому
себе свои темные,
тайные чувствования.
Где нет этой
тайности нет
искусства.
Искусство может
быть велич-й
силой, которое
имеет человечество”.
Мистическое
содержание
произрастает
из идеалистической
философии, они
исходят из идеи
двоеличия, т.е.
противопост.
мира земного
и небесного
мира, мира реального
и царства духовного.
Мир
реальный низкий,
осязаемый,
познаваемые,
постеж. разумом,
рациональный.
Высшая ступень
мировая душа
это ирреальный
мир, мир непознаваемого,
непостижимого
разума, а восп.
сердцем и душой.
Исскуство
это ср-во преобр-я
мира земного,
низшего, грубого.
Искусство
помогает достич
идеалов, приобщиться
к царству души.
Велика роль
поэта символиста,
он творец новой
жизни, пророк,
помогает создать
нового человека.
Миссий поэта
самая высокая
на земле. Искусство
выше всех сфер
человеч. жизни.
Символ
и есть тот знак
который соед-т
эти 2 реальности,
это связь миров
земного и небесного.
Связь эта
устанавливается
только чувствами,
интуитивно,
иррационально.
Символ бесконечная
цепь смыслов.
В отличии от
слова он многозадачен.
Брюсов называл
символизм
“поэзией намеков”.“Дети
ночи”
Устремляя
наши очи
На
темнеющий
восток
Дети
скорби, дети
ночи
Ждем
придет ли наш
пророк
Мы
неведомое чуем,
И с
надеждою в
сердцах
Умирая
мы тоскуем
По
несозданным
мирам
Дерзновенны
наши речи
Но
на смерть обречены
Слишком
ранние предтечья
Слишком
медленной весны
Погребенных
воскресенье
И среди
глубокой тьмы
Петуха
ночное пенье
Холод
утра это мы
Наши
гимны наши
стоны
Мы
для новой красоты
Нарушаем
все законы
Преступаем
все черты
Мы
соблаз неутомленных
Мы
посмешише
людей
Искра
в пепле оскорбленных
И
потухших алтарей
Мы
над бездною
ступеней
Дети
ночи, солнца
ждем
Свет
увидим и как
тени
Мы
в лучах его
уйдем.