Философия марксизма

Дата: 13.03.2013

		

Международный
Юридический Институт

При
Министерстве Юстиции Российской Федерации

Реферат
по предмету:

Философия

На
тему:

Возникновение и развитие философии
марксизма.

Основные философские труды и
основоположники.

Работу выполнила: Попова Т.А.

         
Группа ФО август 2000

                                                                 Срок
сдачи работы:

Работу сдала на
проверку:

                   
Проверил:

Оглавление.

Введение_______________________________________________________
3

Глава 1. Условия
возникновения марксизма__________________________6

Глава 2.
Развитие философии марксизма и основные труды Маркса______7

Глава 3.
Основные труды Энгельса________________________________ 13

Глава 4.
Историческое значение марксизма_________________________ 16

Заключение____________________________________________________
18

Список
использованной литературы_______________________________ 21

Введение.

Марксизм –
система взглядов и учение Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным
завершителем трех главных идейных течений 19-го века, принадлежащих трем
наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии,
классической английской политической экономии и французского социализма в связи
с революционными французскими учениями вообще. Цельной и последовательной
системой своих взглядов Маркс заложил основу современного диалектического материализма
и научного социализма, как теории и программы рабочего движения всех
цивилизованных стран мира.

Домарксовы
социалистические теории по своему содержанию являлись прежде всего результатом
наблюдения господствовавших в обществе классовых противоположностей между
имущими и неимущими и царящей в производстве анархии. По своей теоретической
форме социализм выступал сначала только как дальнейшее и как более
последовательное развитие принципов, выдвинутых великими французскими
просветителями 18-го века. Как и всякая теория, социализм должен был исходить,
прежде всего из накопленного до него идейного материала, хотя его корни лежали
глубоко в материальных экономических фактах.

Когда было
свергнуто крепостничество, и в полной мере начало развиваться «свободное»
капиталистическое общество, сразу обнаружилось, что эта свобода означает новую
систему угнетения и эксплуатации трудящихся. Противоположность между богатством
и бедностью, вместо того, чтобы разрешиться во всеобщем благоденствии, еще
более обострилась вследствие осуществления на деле «свободы собственности» от
феодальных оков. Эта свобода оказалась для мелкого буржуа и крестьянина свободой
продавать эту мелкую собственность, задавленную могущественной конкуренцией
крупного капитала и крупного землевладения, именно этим магнатам; эта «свобода»
превратилась, таким образом, для мелких буржуа и крестьян в свободу от
собственности. Быстрое развитие промышленности на капиталистической основе
сделало бедность и страдания трудящихся масс необходимым условием существования
общества. Погоня за прибылью все более и более становилась единственным
связующим элементом этого общества. Торговля все более и более превращалась в
мошенничество. Революционный девиз «братства» осуществился в плутнях и в зависти,
порождаемых конкуренцией, место насильственного угнетения занял подкуп, а
вместо меча главенствующим рычагом общественной власти стали деньги.

Факты все с
большей и большей наглядностью показывали всю лживость учения буржуазной
экономии о тождестве интересов капитала и труда, о всеобщей гармонии и всеобщем
благополучии народа, которые будто бы должны явиться следствием свободной
конкуренции. Установленные «победой разума» общественные и политические
учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на
блестящие обещания просветителей.

Различные
социалистические учения немедленно стали возникать, как отражение усилившегося
угнетения трудящейся части общества. В 1802 г вышли «Женевские письма»
Сен-Симона. В 1808 г появилось первое произведение Фурье, хотя основа его
теории была заложена еще в 1799 г..  1 января 1800 г. Роберт Оуэн взял на себя
управление бумагопрядильной фабрикой в Нью-Лэнакре, где он сделал попытку разрешить
социальные противоречия капитализма, создав для работников нормальные условия
труда и возможности для интеллектуального и духовного развития.

Социалистические
школы критиковали капиталистическое общество, осуждали, проклинали его, мечтали
об его уничтожении, фантазировали о лучшем строе, убеждали богатых в
безнравственности эксплуатации. Они считали устранение недостатков
общественного строя задачей мыслящего разума. Поэтому делали попытки изобрести
новую, более совершенную систему общественного устройства и навязать ее
существовавшему обществу извне, посредством пропаганды, а по возможности и
примерами показательных опытов.

Для всех
основателей социалистических школ  социализм был выражением абсолютной истины,
разума и справедливости, и стоило только его открыть, чтобы он собственной
силой покорил весь мир. А так как абсолютная истина не зависит от времени,
пространства и исторического развития человечества, то это уже дело чистой
случайности, когда и где она будет открыта. При этом абсолютная истина, разум и
справедливость были различны  у каждого основателя школы; особый вид абсолютной
истины, разума и справедливости у каждого основателя школы был обусловлен
опять-таки его субъективным рассудком, жизненными условиями, объемом познаний и
степенью развития мышления.

Такое
состояние социалистических теорий вполне соответствовало незрелому состоянию
капиталистического общества того этапа исторического развития. Социализм не мог
ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его
развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового
общества. Решение общественных задач, еще скрытое в неразвитых экономических
отношениях, приходилось изобретать, создавать из головы. Эти социальные системы
заранее были обречены на то, чтобы оставаться утопиями, и чем старательнее
разрабатывались они в подробностях, тем дальше должны были уноситься в область
чистой фантазии.

Чтобы превратить
социализм в науку, необходимо было, прежде всего, поставить его на реальную
почву.

Это стало
возможным, благодаря Карлу Марксу, который разработал, развил диалектический
материализм и применил его к изучению общественных явлений.

Глава
1. Условия возникновения марксизма.

         Марксизм
возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и
экономических противоречий капитализма породивших потребность в создании
научной теории.

Доктор философии Карл
Маркс (1818 – 1883) и немецкий предприниматель Фридрих Энгельс (1820 – 1895)
разрешили задачу следующим образом : сформулировав радикальную научную
коммунистическую теорию они вооружили рабочий класс революционной идеей.
Возникновение марксизма было подготовлено предыдущим развитием
капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли.

Важным этапом развития
капиталистической экономики был промышленный переворот, наиболее широко
проявившийся в первые десятилетия XIX века. Он
ознаменовал небывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренное развитие
производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры к фабричной
системе, основанной на широком применении машинной техники. Обусловив
утверждение капиталистических производственных отношений. Важной исторической
предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство,
что капитализм одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной
Европы, уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество
над предыдущим способом производства, но также и противоречивость своего
развития, все большее нарастание конфликта между трудом и капиталом.

Промышленный переворот,
осуществившийся вначале в Англии, а затем и в других странах Западной Европы,
создал качественно новую основу для развития производственных сил и,
следовательно, реальную перспективу резкого увеличения после социальной
революции производства  материальных благ для трудящихся, и увеличения
свободного времени – основы всестороннего развития всех членов будущего
свободного от эксплуатации общества. В ходе промышленного переворота рабочий
класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная общественная
сила. Широко известны проявления активной революционной роли рабочего класса в
1831 – 1834 годах, а также чартистское движение 30 – 40-х годов в Англии.

То обстоятельство, что
развитие капитализма в Германии в этот период сочеталось с сохранением
значительного проявления феодальных отношений, придало этим восстаниям особо
важную роль. Это явилось свидетельством того, что в условиях назревавшей в этой
стране буржуазно – демократической революции пролетариат становился ее главной
движущей силой. Острота классовых противоречий в Германии 40-х годов во многом
благоприятствовала тому, что революционное пролетарское учение возникло именно
в этой стране.

Наряду с революционными
выступлениями рабочего класса, важнейшее значение в подготовке возникновения
марксизма имело происходившее ранее развитие общественной мысли: немецкой
классической философии, классической английской политической экономии и
французского  утопического социализма.

Глава 2.
Развитие философии марксизма и основные труды Маркса.

Уже в самом начале
творческой деятельности (вскоре после получения степени доктора философии)
Маркс осознает как свое призвание защиту интересов «бедной, политически и
социально обездоленной массы…».

Начиная еще с 1842 года,
он изучает новое для Германии общественное движе­ние — социализм и коммунизм,
знакомится с богатейшей социали­стической и коммунистической традицией Франции
и Англии, анализирует первые выступления немецких социалистов и ком­мунистов.

Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуще­ствлялась
Марксом преимущественно средствами философского анализа; соответственно и
результатом была именно философская концепция. Она была создана тогда
же, летом 1844 года. К сожа­лению, рукописи Маркса были опубликованы только в
1932 году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Основное
в работе — идея отчуждения человека в обществе господства частной
собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического
будущего.

Учение об отчуждении и присвоении человеком собственной сущности, то есть
об экономических причинах и возможностях устранения эксплуатации и порабощения
людей, явилось огром­ным шагом на пути создания целостного мировоззрения. Однако
перспективы будущего, а также история общества были нари­сованы в
«Экономическо-философских рукописях 1844 года» в обобщенной,
абстрактно-образной философской форме. А именно, почти не просматривался
практический «путь к будущему» и не объясненным оставался «путь из прошлого» —
причины, механиз­мы, источники отчужденного труда. Получалось, что для практи­ческой
реализации идеалов, ярко и полно намеченных в фило­софской картине «целостного
человека», недоставало подлинной научной основы   понимания того, каким
образом эти идеалы достижимы.

В труде “К критике
гегелевской философии права. Вступление” Маркс доказал, что для освобождения
пролетариата необходимо уничтожение капиталистической частной собственности и
эксплуатации, что возможно через революционную борьбу. В  совместной книге
“Святое семейство“ К. Маркс и Ф. Энгельс сформировали идею о том, что субъектом
революции должен стать сам пролетариат.

Уже
в начале своей деятельности Карл Маркс занял  радикальную,  противоположную
либеральной позицию — вместо эволюции предложил революционную борьбу и
замахнулся на священное право буржуазной собственности. Дальше  больше. Во
втором совместном труде “Немецкая идеология” (полностью  был опубликован в 30-х
годах ХХ в) был сделан решительный вывод, что каждый класс, который стремится к
властвованию, “должен прежде всего  завоевать себе политическую власть”.

Оканчивал
первый этап “Манифест коммунистической партии” (1848), в котором была выдвинута
идея про необходимость пролетариата иметь для завоевания власти собственную
политическую партию. Там же разработаны основные положения стратегии и тактики
пролетарской партии, а именно, что партия ведет борьбу за ежедневные  задания
рабочих, объединяя их с борьбой за конечную цель. В “Манифесте” была провозглашена
основная идея пролетарского интернационализма, конкретизованная в лозунге
“пролетарии всех стран, объединяйтесь!”.

Из
обобщения опыта буржуазных революций 1848-1851 годов начался второй этап
развития марксизма. Поскольку именно тогда проблемы революции были особенно
актуальны, то К. Маркс выдвинул идеи про возможность непосредственного перехода
от буржуазной революции к социалистической, про гегемонию пролетариата в
революции (“Классовая борьба в Франции с 1848 по 1850 годы”), понятие диктатуры
пролетариата (“Письма к Вейдэмееру”), про необходимость политического союза
пролетариата с крестьянством, про конечность слома старой буржуазной государственной
машины в случае победы революции и создание новой системы (“Восемнадцатое
брюмера Луи Бонапарта”). Притом большинство идей опирались на опыт
западноевропейского пролетариата, опыт европейских революций.

В
1867 году был опубликован первый том “Капитала”, в котором  К. Маркс доказывал
тезис про неминуемость гибели капитализма, описал основные черты
альтернативного либерализма будущего коммунистического общества. Это общество
должно было б опираться на общественную собственность на средства производства,
общественное равенство и социальную справедливость. Понятно, что при этом К.
Маркс исходил  из индустриальной модели развития общества. В 60-тые года с
участием К. Маркса и Ф. Энгельса в Англии был создан I
интернационал. Установочный Манифест Интернационала декларировал, что
завоевание политической власти для пролетариата есть не только необходимость,
но и великая обязанность.

С
Парижской Коммуны начался третий этап формирования марксизма. Обобщив опыт
восставшего города-столицы, К. Маркс увидел в Коммуне рождение нового типа
демократии антипода либерально – пролетарской  демократии, которая должна
заменить буржуазную парламентскую демократию. Поражение Коммуны убедило К.
Маркса в необходимости создания в каждом государстве национальной политической
пролетарской партии со своими программами. Немного позже К. Маркс детально разработал
отдельные положения идеи про диктатуру пролетариата, а также выдвинул идею про
необходимость особенного переходного периода от капитализма к социализму и про
две фазы коммунистического общества – социализм и коммунизм (“Критика Готской
программы”).

Можно
утверждать, что К. Маркс совместно  с Ф. Энгельсом сформулировали в общих
чертах политическую концепцию коммунистического радикализма, которая  состояла
из таких основных идей.

Первое.
Они исходили из доминирования  классовой борьбы в общественной жизни, в
истории всех антагонистических формаций, выдвигали на первый план классовую
борьбу как непосредственную движущую силу истории и, особенно, классовую борьбу
между буржуазией и пролетариатом. Именно в ней, по словам Ленина В.И., лежит
центр тяжести всей системы взглядов К. Маркса. Отсюда ее абсолютизация и
упрощенный подход: или диктатура буржуазии, или диктатура пролетариата – кто
этого не понимает, тот за словами Ленина В.И. , “ничего не понял ни в экономическом,
ни в политическом учении Маркса”.

Второе. Марксистская идея классовой борьбы была
тесно связана с идеей ведущей роли пролетариата в этой борьбе: он выполнял роль
мессии – осуществлял революционный переворот в обществе, ликвидировал эксплуатацию
человека человеком, остаточно уничтожал деление на классы. “В этом и состояла б
всемирно —  историческая роль пролетариата – его историческое назначение”.

Третье. Исходя из идеи классовой борьбы, К.
Маркс свел суть какого – либо государства к фактической диктатуре того или
иного класса, чем отрицал свои “грехи молодых лет”, когда считал, что сутью какого
– либо государственного  строя была демократия. Идея диктатуры пролетариата –
центральная идея марксистской концепции. Опираясь на опыт Парижской Коммуны, он
утверждал, что сутью диктатуры является единство законодательной,
исполнительной и судовой власти.

Четвертое. Основным условием реализации
“исторической миссии” пролетариата должна стать политическая революция. Она
должна разрушить, сломать старую государственную власть, а уже потом создать новое
государство.    

Пятое. К. Маркс и Ф. Энгельс отработали идею
пролетарской демократии как изъявление воли большинства народа через
принуждение незначительного меньшинства. Подчеркнув, что пролетариату для овладения
политической властью также необходимы демократические формы, но для него, как и
все политические формы, демократия только средство достижения цели.

Шестое. К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу,
что пролетариат, чтобы осуществить свою “историческую миссию” должен создать
свою “особенную партию, которая … осознала б себя как классовая партия”. Потому
что только с ее созданием пролетариат станет самостоятельной политической
силой, пролетарское движение с ее помощью выйдет из своего детства, времени,
когда он существовал только как секта. Такая партия может достигнуть успеха,
найдя себе союзников среди других слоев трудящих.

Седьмое. Пролетарская партия может стать
ведущей силой для пролетариата при условии проведения нею решительной и
бескомпромиссной идеологической борьбы с классовыми противниками пролетариата,
и беспрерывной борьбы с какими–либо отклонениями в середине партии.

Следует отметить, что марксизм действительно вырос в
жестокой борьбе не только с классовым противником, но и с “коллегами” по
классу, в рядах самого пролетариата. Возможно, одной из наиболее негативных
черт характера самих основателей коммунистического радикализма является их
всеобщий критицизм и отрицание всего существующего. Это было свойственно К.
Марксу, что определил еще Ф. Меринг. Как утверждает Г. Норт : “… может, и
действительно Маркса уничтожило беспощадное критическое отношение к самому
себе. Ведь он всю жизнь, беспощадно критиковал всех и, возможно разошелся не на
шутку, после 1867 года раскритиковал  самого себя так, что его схватил
интеллектуальный частичный  паралич”.

Еще одной чертой К. Маркса была неспособность жить в
дружбе и мире “со своими коллегами – революционерами”. Но если ученый – теоретик
всю жизнь кого – то критикует, не дав реальной позитивной альтернативы, это
свидетельствует против него потому, что прокламация лозунгов, еще никогда не
становилась программой. Как писал Рюлэ: «Для него не существовало ни одной
мудрости, кроме его собственной»; никакого социализма, коме того, который он
проповедовал сам. Его и только его работа была примером научной объективности и
глубины. Он был аллахом и пророком в одной особе”. Кстати, это отметил и один
из последователей К. Маркса Бухарин, который писал, что марксизм “претендует на
исключительность: он есть воюющее учение, он “нетерпимый” … он рассматривает
себя как единственного последовательного носителя всех прогрессивных  тенденций
эпохи, которые душат капитализм .Марксизм  осознает свое всемирно –
историческое право на идеологическую гегемонию столетий “. Эта цитата
свидетельствует еще про одну черту марксистской концепции – ее претензии на
абсолютную истинность. Только что зародившись, не сформировавшись, марксизм уже
начал бороться с христианским социализмом (П. Леру, Ф. Бюше, Ф. Ламэнне). На
втором этапе деятельности К. Маркс повел борьбу с государственным и
консервативным социализмом (П. Прудон, Л. Блан). Тогда же К. Маркс выступил
против Ф. Лассаля, одного из основоположников немецкой социал-демократии,
которого история немецкой социал-демократии всегда вспоминала рядом с именем К.
Маркса и Ф. Энгельса, отмечал известный биограф Маркса Ф. Меринг. Однако сам 
К. Маркс позволял себе выражаться про немецкого рабочего лидера значительно
жестче, в письме к Ф. Энгельсу с характерной для него резкостью К. Маркс писал,
что Лассаль есть “мешанина негра с евреем …”.

Глава 3. Основные труды
Энгельса.

Подготовка к выходу в свет второй и третьей книг
«Капитала», открывших новый этап в истории развития марксистской политической
экономии, — одна из главных исторических заслуг Энгельса. Хотя теоретическая деятельность
Энгельса в сфере политической экономии капитализма находилась в единстве с
«Капиталом» Маркса и была его продолжением, она вместе с тем имела
самостоятельную высокую научную ценность. В истории политической экономии с его
именем неразрывно связаны распространение, комментирование и защита наиболее
существенных моментов содержания и метода «Капитала», а также их развитие
применительно к новому этапу истории капитализма. Энгельс еще при жизни Маркса
подверг, как известно, детальному критическому разбору теорию стоимости,
прибавочной стоимости и ренты Дюринга. Позднее в сфере его внимания оказались
прудонист­ские теории, а также экономические взгляды Родбертуса. В процессе
этой идейной борьбы Энгельс особо подчеркивал то принципиально но­вое, что внес
в науку политической экономии Маркс. Вместе с тем, излагая в ходе полемики
подлинные взгляды Маркса, Энгельс конкре­тизировал некоторые категории
«Капитала» с точки зрения тех их форм, в каких они выступают в действительности
и в результате исторического развития.

Большое внимание в работах Энгельса уделялось рассмотрению,
отправляясь от «Капитала» Маркса, заработной платы и законов ее движения,
связанных с классовой борьбой пролетариата и ее перспек­тивами. Реально, как
показал Энгельс, заработная плата не сводится к лассалевскому «железному
закону» минимума жизненных средств Действительные размеры заработной платы под
влиянием ряда фак­торов могут быть выше или ниже стоимости рабочей силы. Такая
трактовка закона заработной платы благоприятствовала борьбе про­тив упрощенного
и искаженного применения экономической теорий Маркса к решению практических
вопросов рабочего движения. Важнейший фактор, определяющий действительный
уровень заработной платы, Энгельс видел в борьбе против капитала рабочих,
организован­ных в профсоюзы. Вместе с тем Энгельсом был раскрыт исторически
ограниченный характер этой борьбы. Профсоюзное движение не упраздняет законов
заработной платы, наоборот, как таковое оно яв­ляется лишь средством их
осуществления, поскольку не уничтожает систему наемного труда

В ряде произведений Энгельса позднего периода его
жизни (таких как «Англия в 1845 и 1885 годах», «Рабочее движение в Америке» и
некоторые другие) указывалось на различие материального положе­ния рабочих на
ранней и зрелой ступенях капитализма. Имея в виду изданную им в 1845 г книгу
«Положение рабочего класса в Англии», Энгельс в 1886 г. писал «Описанное в этой
книге положение вещей, поскольку оно касается Англии, в настоящее время во
многих отноше­ниях принадлежит прошлому».

Констатируя известное улучшение условий жизни
определенной части английского рабочего класса, Энгельс связывал его с промыш­ленной
монополией Англии и указывал вместе с тем на то, что крах этой монополии
приведет к потере английским рабочим классом свое­го привилегированного
положения. Последующая история подтвердила правильность этого предвидения.

В «Капитале» соответственно его предмету исследование
ограни­чивается рассмотрением отношений рабочих как продавцов рабочей силы с
капиталистами промышленниками и торговцами, выступающи­ми в качестве
непосредственных эксплуататоров рабочих. Что же касается «вторичной»
эксплуатации, которой подвергаются рабочие как покупатели и потребители
необходимых жизненных средств, то эта сторона экономической действительности не
получила в «Капитале» развернутого выражения, хотя Маркс и указывал на такого
рода отношения.

Энгельс особо касается названной проблемы, прежде
всего в книге «К жилищному вопросу» (1872—1873), в которой критика прудо­нистских
взглядов сопровождалась позитивным определением харак­тера отношений между
рабочими и «нетрудящимися классами», не являющимися капиталистами. По отношению
к розничному торговцу, домовладельцу и т. п. рабочий, писал Энгельс, выступает
как покупатель, как владелец денег, а не как продавец рабочей силы. С этой
стороны рабочий не отличается от других лиц, покупающих или арен­дующих
жизненные средства, в том числе от мелкой буржуазии. По этому и жилищная нужда
не является злом, затрагивающим исключи­тельно рабочий класс. Отношения между
рабочим и домовладельцем не являются сделкой между пролетарием и капиталистом.
Рабочий как съемщик жилища выступает в качестве имущего человека. В этом своем
положении он принципиально отличается от рабочего как продавца рабочей силы и
созидателя прибавочной стоимости. «Сколько бы ни сорвал сдающий внаем у
съемщика, это всегда лишь передача уже существующей, ранее произведенной
стоимости, а об­щая сумма стоимости, которой обладают съемщик и сдающий внаем вместе,
остается без изменений». В этом случае, по определению Эн­гельса, имеет место
обычная торговая сделка, которая совершается согласно экономическим законам,
регулирующим продажу товаров вообще.

Глава 4. Историческое значение
марксизма.

Марксизм, его политическая концепция были реалистичной
теорией эпохи промышленной революции, резкой критикой либерализма, попыткой навязать
разрозненные ценности пролетариата всему европейскому обществу. Во второй
половине ХIХ века марксизм значительно распространился
в многих странах мира, где разгорелось движение рабочего класса. Марксизм имел
огромное влияние на судьбу цивилизации в ХХ веке. Учение Маркса, выйдя на
общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением
в Европе в 70—90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в
конце XIX века. К середине XX века он развивался в различных регионах Азии,
получил распространение в Африке, Латинской Америке.

Судьбы марксизма в различных странах складывались
неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в
других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во
всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные сто­роны
жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и
организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в
большинстве стран мира.

Историческое значение марксизма было и остается
связанным с деятельностью огромных масс людей — пролетариев, интерес которых
защищала и выражала эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией,
следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся
и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется
социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес
в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство
человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла;
вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его
составная часть.          

Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое
обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность
уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший
смысл исторической процесса реализуется посредством изучения, анализ
исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта
человечества и, с другой — всеобщего духовного опыта человечества.

Но не все идеи социально – политической концепции
марксизма выдержал проверку временем. Историческое развитие человечества
привело к таким изменениям, которых эта теория не предвидела. Сложились серьезные
изменения в составе общественных сил, которые ведут борьбу за социальный
прогресс, в способах и методах осуществления социальных перемен. Утратили
актуальность идеи конфронтации, революции, вооруженной борьбы. В этих условиях
по–другому выглядит и сам процесс общественного развития. Меняются
представления про власть и ее носителей, государство и роль насилия, диктатуру
и демократию, представления, которые раньше слаживались под влиянием психологии
противостояния и борьбы. Они  должны быть пересмотрены с позиции современного
этапа мирового развития, общечеловеческих интересов.

Общественная практика показала, что исторически
ограниченным оказалось положение марксизма о насилии как бабы-повитухи истории,
о всемирно-исторической миссии  пролетариата и его диктатуре, об исчезновении
товарно-денежных отношений в эпоху социализма. Но и сейчас остаются актуальными
диалектический метод анализа общественных явлений, идеи социальной
справедливости и солидарности, положение про то, что свободное развитие каждого
является условием свободного развития всех. В перспективе дальнейшего развития
человечества философ­ские решения кардинальных мировоззренческих проблем,
предложенные марксизмом и очищенные от различных догматических и вульгарных
наслоений и истолкований, станут несравнимо более значимыми и действенными, чем
в предшествующий период истории. Связано это с тем, что задачи, которые Маркс
называл «всемирно-историческими», а в наше время называют общечелове­ческими,
планетарными, глобальными, только-только выходят на передний план исторического
процесса.

Заключение.

Основную задачу тактики пролетариата Маркс определял в
строгом соответствии со всеми посылками своего материалистически-диалектического
миросозерцания. Лишь объективный учет всей совокупности взаимоотношений всех
без исключения классов данного общества, а, следовательно, и учет объективной
ступени развития этого общества и учет взаимоотношений между ним и другими
обществами может служить опорой правильной тактики передового класса. При этом
все классы и все страны рассматриваются не в статическом, а в динамическом
виде, т. е. не в неподвижном состоянии, а в движении (законы которого вытекают
из экономических условий существования каждого класса). Движение в свою очередь
рассматривается не только с точки зрения прошлого, но и с точки зрения будущего
и притом не в пошлом понимании «эволюционистов», видящих лишь медленные
изменения, а диалектически: «20 лет равняются одному дню в великих
исторических развитиях, — писал Маркс Энгельсу, — хотя впоследствии могут
наступить такие дни, в которых сосредоточивается по 20 лет» (т. III, с.
127 «Переписки»). На каждой ступени развития, в каждый момент тактика
пролетариата должна учитывать эту объективно неизбежную диалектику человеческой
истории, с одной стороны, используя для развития сознания, силы и боевой
способности передового класса эпохи политического застоя или черепашьего, так
называемого «мирного», развития, а с другой стороны, ведя всю работу
этого использования в направлении «конечной цели» движения данного
класса и создания в нем способности к практическому решению великих задач в
великие дни, «концентрирующие в себе по 20 лет». Два рассуждения
Маркса особенно важны в данном вопросе, одно из «Нищеты философии» по
поводу экономической борьбы и экономических организаций пролетариата, другое из
«Коммунистического Манифеста» по поводу политических задач его. Первое
гласит: «Крупная промышленность скопляет в одном месте массу неизвестных
друг другу людей. Конкуренция раскалывает их интересы. Но охрана заработной платы,
этот общий интерес по отношению к их хозяину, объединяет их одной общей идеей
сопротивления, коалиции… Коалиции, вначале изолированные, формируются в
группы, и охрана рабочими их союзов против постоянно объединенного капитала
становится для них более необходимой, чем охрана заработной платы… В этой
борьбе — настоящей гражданской войне — объединяются и развиваются все элементы
для грядущей битвы. Достигши этого пункта, коалиция принимает политический
характер». Здесь перед нами программа и тактика экономической борьбы и
профессионального движения на несколько десятилетий, для всей долгой эпохи
подготовки сил пролетариата «для грядущей битвы».

«Коммунистический Манифест» о тактике политической
борьбы выдвинул основное положение марксизма: «коммунисты борются во имя
ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время они отстаивают и
будущность движения». Во имя этого Маркс в 1848 г. поддерживал в Польше
партию «аграрной революции», «ту самую партию, которая вызвала
краковское восстание 1846 года». В Германии 1848 — 1849 гг. Маркс поддерживал
крайнюю революционную демократию и никогда впоследствии не брал назад
сказанного им тогда о тактике.

Когда кончилась эпоха революций 1848 — 1849 гг., Маркс
восстал против всякой игры в революцию, требуя уменья работать в эпоху новой полосы,
готовящей якобы «мирно» новые революции. В каком духе требовал Маркс
ведения этой работы, видно из следующей его оценки положения в Германии в наиболее
глухое реакционное время в 1856 году: «Все дело в Германии будет зависеть
от возможности поддержать пролетарскую революцию каким-либо вторым изданием
крестьянской войны».

В знаменитом обращении Интернационала от 9 сентября
1870 г. Маркс предупреждал французский пролетариат против несвоевременного
восстания, но, когда оно все же наступило (1871 г.), Маркс с восторгом приветствовал
революционную инициативу масс, «штурмовавших небо». Поражение
революционного выступления в этой ситуации, как и во многих других, было, с
точки зрения диалектического материализма Маркса, меньшим злом в общем, ходе и
исходе пролетарской борьбы, чем отказ от занятой позиции, сдача без боя: такая
сдача деморализовала бы пролетариат, подрезала бы его способность к борьбе.

Маркс был, прежде всего, революционер. Принимать тем
или иным способом участие в ниспровержении капиталистического общества и созданных
им государственных учреждений, участвовать в деле освобождения современного
пролетариата – вот что было его жизненным призванием.

Философский материализм Маркса указал пролетариату
выход из духовного рабства, в котором прозябали до этого все угнетенные классы.
Экономическая теория Маркса разъяснила действительное положение пролетариата в
общем, строе капитализма.

Освобождение общественного производства от оков
капитализма, устранение классовых различий за счет уничтожения основ деления на
господствующие и угнетенные классы – таково историческое призвание современного
рабочего класса. Исследовать исторические условия, а вместе с этим и самую
природу этого переворота и, таким образом, выяснить угнетенному классу,
призванному совершить этот подвиг, условия и природу его собственного дела –
такова задача научного социализма, являющегося теоретическим выражением
пролетарского движения.

Список использованной
литературы.

1. А.Ю. Брегада. Основы политологии. Киев. КНЕУ, 1998г.

2. Хофман Дж. Марксизм и теория «Праксиса». М., 1978г.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий