Парадигма

Дата: 13.03.2013

		

Вадим Руднев

Парадигма
(от древнегр. paradeigma — пример, образец) — термин американского философа и
методолога науки Томаса Куна.

Кун
позаимствовал этот термин из грамматики, где парадигмой называется совокупность
грамматических элементов, образующих единое правило. Например, парадигма личных
окончаний глагола в настоящем времени является совокупность этих окончаний:

я
пиш-у мы пиш-ем

ты
пиш-ешь вы пиш-ете

он
пиш-ет они пиш-ут

По
Куну, парадигмой. называется совокупность методов и приемов, которыми
пользуется то или иное научное или философское сообщество, объединенное общей
научной или философской идеологией, в отличие от других сообществ, объединенных
другой идеологией и, соответственно, имеющих свои парадигмы.

Так,
например, если сравнить парадигму структурной лингвистики и генеративной
лингвистики , то главным отличием их парадигм будет то, что первая имеет
тенденцию к описанию языка, а вторая к его моделированию. В то же время общим в
их парадигме является то, что и первая и вторая приписывают языку свойство
структурности. При этом достаточно существенно, что вторая вышла из первой —
произошла смена парадигмы в лингвистике.

Такую
смену парадигмы Кун называет научной революцией. Действительно, генеративистика
Н. Хомского по сравнению с классическим структурализмом воспринималась как
революция, она даже носила название «хомскианской революции в
лингвистике».

Другой
пример соседних парадигм — это структурная поэтика (обладающая общим методом со
структурной лингвистикой, но имеющая другой объект исследования — не язык, а
литературу) и мотивный анализ. Основное различие их парадигм в том, что если
первая представляет свой объект как жесткую иерархию уровней, кристаллическую
решетку, то второй видит его как спутанный клубок ниток, систему мотивов,
пронизывающих все уровни.

Когда
научная парадигма устанавливается, начинается то, что Кун называет нормальной
наукой, когда уходят в сторону методологические споры и начинается разработка
деталей, накопление материалов, разгадка «головоломок» в рамках
принятой парадигмы. После того как нормальная наука проходит свой жизненный
цикл и начинает устаревать, совершается научная революция, устанавливающая
новую парадигму.

ХХ
в. потрясло несколько научных революций: психоанализ, который вскоре раскололся
и из недр которого выросла аналитическая психология Юнга, а из нее —
трансперсональная психология Грофа; теория относительности, а затем квантовая
механика; открытие структуры ДНК в биологии; логический позитивизм и сменившая
его аналитическая философия; структурализм и пришедший ему на смену
генеративизм, с одной стороны, и постструктурализм — с другой.

В
каком-то смысле можно говорить о культурно-философской парадигме
постмодернизма, которую мы переживаем по сей день. Для постмодернизма как
парадигмы характерно парадоксальное отсутствие строгой парадигмы: все методы
хороши и одновременно ограниченны: как верификационизм, так и
фальсификационизм; правомерны и теоретико-истинностная семантика (см.
логическая семантика), и теоретико-модельная семантика (семантика возможных
миров).

Реальное
и иллюзорное микшируется на экранах компьютеров и в электронных
«проводах» Интернета. Техника становится все более изощренной, а
реальность все больше превращается в виртуальную реальность. Еще один шаг — и
мы окажемся в какой-то совершенно новой парадигмы, но мы пока не знаем, какими
будут ее параметры.

Список литературы

Кун
Т. Структура научных революций. — М., 1977.

Ревзин
И.И. О субъективной позиции исследователя в семиотике // Учен. зап. Тартуского
ун-та, 1971. — Вып. 284.

Руднев
В, Структурная поэтика и мотивный анализ // Даугава, 1990. — No 1.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий