На основании данного выше исследования милетской школы можнолишь
убедиться в активном влиянии мировоззрения на процесс математи-ческого
познания только при радикальном изменении социально-экономи-ческих
условий жизни общества. Однако остаются открытыми вопросы отом,
влияет ли изменение философской основы жизни общества на разви-тие
математики, зависит ли математическое познание от изменения иде-ологической
направленности мировоззрения, имеет ли место обратноевоздействие
математических знаний на философские идеи. Можно попы-таться
ответить на поставленные вопросы, обратившись к деятельностипифагорейской
школы.
Пифагореизм как направление духовной жизни существовал на про-тяжении
всей истории Древней Греции, начиная с VI века до н. э. ипрошел
в своем развитии ряд этапов. Вопрос о их временной длитель-ности
сложен и до сих пор не решен однозначно. Основоположником шко-лы
был Пифагор Самосский (ок. 580-500 до н.э.). Ни одна строка, на-писанная
Пифагором, не сохранилась; вообще неизвестно, прибегал лион
к письменной передаче своих мыслей.Что было сделано самим Пифаго-ром,
а что его учениками, установить очень трудно. Свидетельства онем
древнегреческих авторов противоречивы; в какой-то мере различныеоценки
его деятельности отражают многообразие его учения.
В пифагореизме выделяют две составляющие: практическую («пифа-горейский
образ жизни») и теоретическую (определенная совокупностьучений).
В религиозном учении пифагорейцев наиболее важной считаласьобрядовая
сторона, затем имелось в виду создать определенное душев-ное
состояние и лишь потом по значимости шли верования, в трактовкекоторых
допускались разные варианты. По сравнению с другими религи-озными
течениями у пифагорейцев были специфические представления оприроде
и судьбе души. Душа существо божественное, она заключена втело
в наказание за прегрешения. высшая цель жизни освободить душуиз
телесной темницы, не допустить в другое тело, которое якобы со-вершается
после смерти. Путем для достижения этой цели является вы-полнение
определенного морального кодекса, «пифагорейский образ жиз-ни».
В многочисленной системе предписаний, регламентировавших почтикаждый
шаг жизни, видное место отводилось занятиям музыкой и научны-ми
исследованиями.
Теоретическая сторона пифагореизма тесно связана с практи-ческой.
В теоретических изысканиях пифагорейцы видели лучшеесредство
освобождения души из круга рождений, а их результаты стре-мились
использовать для рационального обоснования предполагаемойдоктрины.
Вероятно, в деятельности Пифагора и его ближайших учениковнаучные
положения были перемешаны с мистикой, религиозными и мифоло-гическими
представлениями. Вся эта «мудрость» излагалась в качествеизречений
оракула, которым придавался скрытый смысл божественногооткровения.
Основными объектами научного познания у пифагорейцев были мате-матические
объекты, в первую очередь числа натурального ряда (вспом-ним
знаменитое «Число есть сущность всех вещей»). Видное место отво-дилось
изучению связей между четными и нечетными числами. В областигеометрических
знаний внимание акцентируется на наиболее абстрактныхзависимостях.
Пифагорейцами была построена значительная часть плани-метрии
прямоугольных фигур; высшим достижением в этом направлениибыло
доказательство теоремы Пифагора, частные случаи которой за 1200лет
до этого приводятся в клинописных текстах вавилонян. Греки дока-зывают
ее общим образом. Некоторые источники приписывают пифагорей-цам
даже такие выдающиеся результаты, как построение пяти правильныхмногогранников.
Числа у пифагорейцев выступают основополагающими универсальнымиобъектами,
к которым предполагалось свести не только математическиепостроения,
но и все многообразие действительности. Физические, эти-ческие,
социальные и религиозные понятия получили математическую ок-раску.
Науке о числах и других математических объектах отводится ос-новополагающее
место в системе мировоззрения, то есть фактически ма-тематика
объявляется философией. Как писал Аристотель, «…у чиселони
усматривали, казалось бы, много сходных черт с тем, что сущест-вует
и происходит, больше, чем у огня, земли и воды… У них,по-видимому,
число принимается за начало и в качестве материи длявещей,
и в качестве выражения для их состояний и свойств… Напри-мер,
такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое-то душаи
ум, другое удача, и можно сказать в каждом из остальных случа-ев
точно также. «
Если сравнивать математические исследования ранней пифагорейс-кой
и милетской школ, то можно выявить ряд существенных различий.Так,
математические объекты рассматривались пифагорейцами как перво-сущность
мира, то есть радикально изменилось само понимание природыматематических
объектов. Кроме того, математика превращена пифаго-рейцами
в составляющую религии, в средство очищения души, достижениябессмертия.
И наконец, пифагорейцы ограничивают область математичес-ких
объектов наиболее абстрактными типами элементов и сознательноигнорируют
приложения математики для решения производственных задач.Но
чем же обусловлены такие глобальные расхождения в понимании при-роды
математических объектов у школ, существовавших практически водно
и то же время и черпавших свою мудрость, по-видимому, из одногои
того же источника культуры Востока? Впрочем, Пифагор, скореевсего,
пользовался достижениями милетской школы, так как у него, каки у
Фалеса, обнаруживаются основные признаки умственной деятельнос-ти,
отличающиеся от догреческой эпохи; однако математическая дея-тельность
этих школ носила существенно различный характер.
Аристотель был одним из первых, кто попытался объяснить причиныпоявления
пифагорейской концепции математики. Он видел их в пределахсамой
математики: «Так называемые пифагорейцы, занявшись математи-ческими
науками, впервые двинули их вперед и, воспитавшись на них,стали
считать их началами всех вещей.» Подобна точка зрения не лише-на
основания хотя бы в силу применимости математических положенийдля
выражения отношений между различными явлениями. На этом основа-нии
можно, неправомерно расширив данный момент математического поз-нания,
прийти к утверждению о выразимости всего сущего с помощью ма-тематических
зависимостей, а если считать числовые отношения универ-сальными,
то «число есть сущность всех вещей». Кроме того, ко време-ни
деятельности пифагорейцев математика прошла длинный путь истори-ческого
развития; процесс формирования ее основных положений терялсяво
мраке веков. Таким образом, появлялось искушение пренебречь им иобъявить
математические объекты чем-то первичным по отношению к су-ществующему
миру. Именно так и поступили пифагорейцы.
В советской философской науке проблема появления пифагорейскойконцепции
математики рассматривалась, естественно, с позициймарксистско-ленинской
философии. Так, О.И.Кедровский пишет: «…Вы-работанная
им (Пифагором) концепция объективно оказалась идеологиейвполне
определенных социальных слоев общества. Это были …предста-вители
аристократии, теснимые демосом… Для них характерно стремле-ние
уйти от тягот земной жизни, обращение к религии и мистике». Этаточка
зрения, как и первая, не лишена смысла; истина же, вероятно,находится
где-то посередине. Однако, на мой взгляд, крах пифагорейс-кого
учения следует связывать в первую очередь не с вырождениемаристократии
как класса, а с попыткой пифагорейцев извратить самуприроду
процесса математического познания, лишив математику такихважных
источников прогресса, как приложения к производству, открытоеобсуждение
результатов исследований, коллективное творчество, удер-жать
прогресс математики в рамках рафинированного учения для посвя-щенных.
Кстати, сами пифагорейцы подорвали свой основополагающийпринцип
«число есть сущность всех вещей», открыв, что отношение диа-гонали
и стороны квадрата не выражается посредством целых чисел.
Таким образом,уже в исходном пункте своего развития теорети-ческая
математика была подвержена влиянию борьбы двух типов миро-воззрения
материалистического и религиозно-идеалистического. Мы жеубедились,
что наряду с влиянием мировоззрения на развитие математи-ческого
познания имеет место и обратное воздействие.