Эффективность хозяйственной деятельности предприятия

Дата: 15.05.2014

		

1.
Производственная мощность: сущность, порядок расчета, показатели и пути
улучшения использования

От уровня материально-технической
базы предприятия, степени использования его производственного потенциала
зависят все конечные результаты хозяйствования, в частности объем выпуска
продукции, уровень ее себестоимости, прибыль, рентабельность, финансовое
состояние и многое другое.

Если
производственная мощность предприятия используется недостаточно полно, то это
приводит к увеличению доли постоянных издержек в их общей сумме, росту
себестоимости продукции и, как следствие, уменьшению прибыли.

Под
производственной мощностью предприятия принято подразумевать максимально
возможный выпуск продукции при реально существующем объеме производственных ресурсов
и достигнутом уровне техники, технологии и организации производства. Она может
выражаться в человеко-часах, машино-часах или объеме выпуска продукции в
натуральном или стоимостном выражении. Производственная мощность предприятия не
может быть постоянной. Она изменяется вместе с совершенствованием техники,
технологии и организации производства и стратегии предприятия.

Степень использования
производственных мощностей характеризуется следующими показателями:

1.  Коэффициент использования
производственной мощности К исп. мощ.. Он определяется как отношение
фактического (планового) годового объема производства продукции к среднегодовой
производственной мощности предприятия.

2.  Коэффициент интенсивности
использования производственной среднесуточной мощности Ки.з.. Он находится
как отношение среднесуточного выпуска продукции к среднесуточной производственной
мощности.

3.  Коэффициент эффективности
использования производственной мощности К э.з.. Он находится как
отношение фактического (планового) фонда рабочего времени к расчетному фонду
рабочего времени, принятого при определении производственной мощности.

Для
характеристики пассивно части фондов рассчитывают показатель выхода продукции на
1 м2 производственной площади, который в некоторой
степени дополняет характеристику использования производственных мощностей
предприятия, повышение уровня данного способствует увеличению производства
продукции и снижения ее себестоимости.

Кроме того, для
оценки производственной мощности предприятия, целесообразно проанализировать
использование технологического оборудования. Данный анализ базируется на
системе показателей, характеризующих использование его численности, времени
работы и мощности.

Для
характеристики степени привлечения оборудования в производство рассчитывают
следующие показатели:

1.  Коэффициент использования
парка наличного оборудования.

КН
= Количество используемого оборудования

         Количество
наличного оборудования

2.
Коэффициент использования парка установленного оборудования.

Для
характеристики степени экстенсивности загрузки оборудования изучается баланс времени
его работы. Он включает:

— календарный
фонд времени – максимально возможное время работы оборудования (количество
календарных дней в отчетном периоде умножается на 24 часа и на количество единиц
установленного оборудования);

— режимный
фонд времени (количество единиц установленного оборудования умножается на
количество рабочих дней отчетного периода и на количество часов ежедневной
работы с учетом коэффициента сменности);

— плановый
фонд – время работы оборудования по плану. Отличается от режимного временем нахождения
оборудования в плановом ремонте и на модернизации;

-фактический
фонд рабочего времени.

Для
характеристики использования времени работы оборудования применяются следующие
показатели:

-Коэффициент использования
календарного фонда времени:

Кк.ф.
= Тф / Тк

-Коэффициент
использования режимного фонда времени:

Кр.ф. =
Тф / Тр

-Коэффициент
использования планового фонда времени:

Кп..ф. =
Тф / Тп

-Удельный вес
простоев в календарном фонде:

Уд= ПР/ Тк

где Тф, Тп,
Тр, Тк — соответственно фактический, плановый,
режимный и календарный фонды рабочего времени оборудования;

ПР – простои.

Также
необходимо рассчитать общие показатели. К таким относятся следующие:

1. Показатель
фондоотдачи. Он определяется по формуле:

ФО= С/Ф

где С –
годовой объем продукции (работ, услуг) тыс. руб.

Ф- среднегодовая
стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

Так как на
выпуск продукции в основном влияет активная часть основных производственных фондов,
то необходимо также определить фондоотдачу активной части основных
производственных фондов по формуле:

ФО А =
С СМР / ФАП

где ФО А
— фондоотдача активной части ОПФ;

ФАП
среднегодовая стоимость активной части основных производственных фондов, тыс.
руб.

Показателем,
обратным фондоотдаче, является фондоемкость, показывающая, какая часть стоимости
основных производственных фондов приходится на один рубль выполненного объема
работ.

ФЕ = Ф/С

В заключение анализа
использования производственных мощностей предприятия подсчитывают резервы увеличения
выпуска продукции и фондоотдачи.

Основными
направлениями улучшения использования производственной мощности предприятия
являются:

1.
Направления экстенсивного характера: повышение коэффициента сменности работы оборудования,
сокращение сроков установки освоения оборудования, уменьшение простоев в
ожидании ремонта, в ремонте, из-за отсутствия материалов, энергоносителей,
рабочей силы и других внеплановых простоев.

2.
Направления интенсивного характера: совершенствование конструкций машин,
оборудования, транспортных средств, улучшение качества их изготовления; применения
прогрессивной технологии; комплексная механизация и автоматизация производства;
модернизация производства; совершенствование текущего технического обслуживания
оборудования; повышение квалификации рабочих.

2 Цена: ее
сущность, виды и структура. Роль государства и предприятия в ценообразовании

Цена является
важнейшей экономической категорией. В общем виде цена товара – это стоимость,
выраженная в денежной форме. Цена как экономическая категория выполняет ряд
важнейших функций.

Учетная
функция отражает общественно необходимые затраты на выпуск и реализацию
продукции. Цена отражает затраты отдельных видов ресурсов и размер прибыли.

Распределительная
функция цены состоит в том, что через цены происходит перераспределение доходов
между производителями и потребителями, бюджетами разных уровней, регионами и
социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в цену ряда
налогов (на добавленную стоимость, акцизы) которые направляются в бюджеты
разных уровней.

Стимулирующая
функция цены способствует стимулированию научно-технического прогресса,
повышению качества продукции, т.к. цены дифференцируются в зависимости от
технического уровня и качества последней.

Цена
выполняет функцию сбалансированности спроса и предложения, чутко регулируя их
колебания.

Функция цены
как средства рационального размещения инвестиций позволяет направлять их в те
секторы экономики, которые дают быструю отдачу и более высокую прибыль.

Цена зависит от
способа реализации продукции. Принято выделять три стадии товародвижения:

— предприятие
— оптовая торговля;

оптовая
торговля – розничная торговля;

розничная
торговля — потребитель.

Соответственно,
выделяют три основных вида цен:

-оптовая цена
предприятия;

оптовая цена промышленности;

розничная
цена.

Структуру
цены можно представить в виде таблицы.

Таблица 1-
Структура цены

Себестоимость продукции Прибыль производителя
продукции
Снабженческо-сбытовые
организации (посредники)
Торговые организации
(розничная торговля)
Оптовая цена
предприятия
Издержки Прибыль Издержки Прибыль
Оптовая цена
промышленности
Розничная цена

Оптовая цена
предприятия может совпадать с оптовой ценой промышленности. Это имеет место при
реализации продукции производственного назначения, т.е. когда поставки от
предприятия – производителя осуществляются потребителю-предприятию, либо при
поставках массового товара от предприятия-производителя в систему розничной
торговли. В некоторых случаях оптовая цена предприятия может совпадать с розничной
ценой, если продукция реализуется розничному потребителю через собственные
торговые точки.

Необходимо
также учитывать, что на каждом этапе ценообразования к оптовой цене добавляется
налог на добавленную стоимость. Оптовая цена с учетом данного налога – это
оптово-отпускная цена.

Далее
остановимся на ценообразовании. Ценообразование – это процесс установления цены
на конкретный товар состоящий из следующих этапов:

-выявление внешних
по отношению к производству факторов, влияющих на цены;

постановка
целей ценообразования;

выбор метода
ценообразования;

разработка
основной стратегии;

рыночная
корректировка цены (ценовая тактика);

страхование
цен.

Ценовая
политика предприятия представляет собой совокупность форм и методов,
обеспечивающих достижения целей предприятия путем установления цен с учетом рыночных
условий. Ценовая политика предприятия воплощается в решениях стратегического
характера. Методом ценообразования признается система формирования цены с
использованием соответствующей нормативной базы. В зависимости от конъюнктуры
рынка, состояния спроса и предложения, возможностей предприятия, конкретно
складывающихся его интересов проявляются внешние и внутренние факторы влияния
на ценовую политику, на ценообразование.

К внешним
факторам следует отнести спрос на продукцию, предложение ее с учетом смежных
сегментов рынка, уровень цен, устанавливаемых конкурентами, степень
необходимости продукции для потребителя, уникальность продукции.

Внутренние
факторы представлены затратным механизмом, сложившимся на предприятии в виде
его производственной и организационной структуры, организации снабжения
необходимыми для деятельности ресурсами и сбыта готовой продукции.

Влияние
государства на изменение свободных цен может достигнуто при его воздействии на
конъюнктуру рынка, когда государственные подразделения выступают в роли
продавца или покупателя. Кроме того, прямое воздействие на ценообразование со
стороны государства проявляется в установлении предельных величин, ограничении
надбавок и предельных коэффициентов изменения цен. Косвенное воздействие выражается
в установлении и изменении налоговых ставок, акцизов и пошлин. Также следует
отметить, что существуют фиксированные цены, устанавливаемые государственными
органами власти и управления на ограниченный перечень продукции в твердо определенной
величине. Государственное регулирование ценообразование направлено на создание условий
для учета и сочетания интересов общества, производителей, потребителей.

3.
Производственная структура предприятия. Факторы, определяющие структуру
предприятия

В первую
очередь необходимо сказать, что же представляет из себя производственное
предприятие. Итак, производственное предприятие – это обособленная
специализированная единица, основанием которой является профессионально
организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении
средств производства изготовить нужную потребителям продукцию (выполнять
работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента.

Далее
необходимо остановиться на понятии структуры. Структура – это совокупность составляющих
систему элементов и устойчивых связей между ними.

Структура
предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов,
лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.
Пример структуры предприятия представлен на рисунке 1.

Факторами,
определяющими структуру предприятия являются: характер продукции и технология
ее изготовления, масштаб производства, степень специализации предприятия и
кооперирования его с другими предприятиями, а также степень специализации производства
внутри предприятия.

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия Эффективность хозяйственной деятельности предприятия Эффективность хозяйственной деятельности предприятия Эффективность хозяйственной деятельности предприятия                               

Рабочие места

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий