Сценарий
(scenario) — первоначально краткое изложение событий, свершающихся по ходу
действия в спектакле.Понятием
сценарий драматургия обязана Commedia dell′arte. Устанавливая основные
сюжетные узлы комедии и указывая состав действующих масок и те темы, которые
должны были быть этими масками разыграны, сценарий предоставлял полную свободу
действия актерам, обязанным заполнить сюжетную схему речью и действиями
изображаемых персонажей. Помимо изложения содержания действий (в сценарии
обычно было 3 действия), сценарий содержал в себе указания на вставные номера —
так наз. lazzi. В сценарий же указывались места, в которых «любовники»
произносили свои стихотворные монологи (concetti); в сценарий более позднего
времени иногда приводились тексты этих монологов и песен; тут же отмечались
сцены потасовок, обычно завершающие действие. К сценарий прилагался список
необходимых по ходу спектакля вещей — такой перечень встречается уже в сборнике
сценариев Фламинио Скала.К
началу XVII в., к тому времени, когда наиболее искусные труппы Commedia dell′arte
все чаще и чаще начали приглашаться во дворцы королей и вельмож, сценарий начинают
издаваться в виде сборников, первый из которых (сборник Flaminio Scala)
появился в 1611. Он состоял из 50 сценариев, 40 из них были комедиями, а
остальные феериями, среди которых упоминалась и одна трагедия. Вслед за этим
начали появляться чуть ли не каждый год все новые и новые сборники. Их полный
список, содержащий несколько сотен сценариев, можно найти в книге английского
ученого K. M. Lea «Italian popular comedy, a study in the Commedia dell′arte
1560—1620, Oxford, 1934».Важнейшими
сборниками сценариев были сборники Locotelli (179 сценариев) (1618—1622),
Corsini (10 сценариев), Bartoli (22 сценария, изд. 1880). Имеется сборник
итальянских сценариев и на русском языке: «Итальянские комедии и интермедии,
представленные при дворе императрицы Анны Иоанновны в 1733—1735», изданы в
1917.В
подражание итальянским сценарий появляются сценарии и французские (особенно
большое количество), испанские, английские и русские: «Шутовская комедия» (в
названном сборнике).Дальнейшее
развитие сценарий определяется историей Commedia dell′arte в целом, ее
сдачей позиций литературной драме. сценарий принужден был уступить место
писанному тексту.Роль
реформатора сценарий «Comédie Italienne» выпала на долю французского
драматурга Мариво, написавшего в 1720 комедию «Арлекин, облагороженный
любовью». Еще «более радикальным реформатором сценарий Commedia dell′arte
был Гольдони. В своих комедиях он, не порывая полностью с импровизационным
театром, превращал традиционные сценарий в писанные пьесы.
Социально-дидактическая задача, которую ставил перед собою театр Гольдони, не
могла быть осуществленной при системе сценарий Тут необходим был твердый текст,
утверждающий определенную систему социальных и этических идей. сценарий должен
был исчезнуть совершенно. И, несмотря на попытки К. Гоцци возродить некоторые
вольности импровизационного театра, сценарий погиб под напором литературной
комедии.На
очень короткий срок сценарий снова возрождается в период увлечения
эстетического театра жанром Commedia dell′arte. Но это искусственное
воскрешение сценарий никакого серьезного значения, даже для буржуазного театра
начала XX в., не получило.Термин
сценарий из области театра перешел в кино. Строение сценарий для кино
характеризуется двумя моментами, отличающими его от старого театрального С., —
включением технических указаний для съемки и монтажа («крупным планом»,
«наплыв» и т. п.) и включением пояснительных текстов для зрителя. В целом
кино-С. представляет своеобразное повествовательное целое, где технические
указания позволяют подчеркнуть значение той или иной сцены, а соотношения
пояснительного текста и следующей за ним сцены дают широкий простор
воображению. Отсюда — попытки некоторых авторов перенести кино-С. в литературу
как особую форму повествования (напр. «Доногоо-Тонка, или чудеса науки», русск.
пер., Гиз, П., 1922 — Ж. Ромена); к этому же роду литературы относятся и кино-С.,
написанные беллетристами и предназначенные также и для чтения (напр. «Строгий
юноша» Ю. Олеши).Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru