Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 — 25 лет и 40-45 лет

Дата: 12.03.2014

		

Курсовая работа

Тема: Оценка типичных жизненных ситуаций, людьми
разного возраста

20-25 лет и 40-45 лет

Анастасия Опёнышева 1Kr

Зачётная книжка  №1807

Студенческий билет №2138

Рига

 2003

                                    Содержание

Введение. 3

Глава 1: Обзор
исследований психологических особенностей взрослых людей: возрастные
периоды      20 – 25 лет и 40 – 45 лет. 5

1.1. Возрастная классификация взрослых людей. 5

Глава 2:
Эмпирическое исследование различий в оценке типичных жизненных ситуаций людьми
разного возраста: 20 – 25 лет и 40 – 45 лет  13

2.1. Описание методик и выборки исследования. 13

2.2. Особенности оценки типичных жизненных ситуаций женщин  20 – 25 лет
и 40 – 45 лет. 15

2.3. Сравнительный анализ оценки типичных жизненных ситуаций женщин
разных возрастных групп:  20 – 25 лет и 40 – 45 лет. 26

2.4. Особенности оценки типичных жизненных ситуаций мужчинами 20 – 25
лет и 40 – 45 лет. 30

2.5. Сравнительный анализ оценки типичных жизненных ситуаций мужчин
разных возрастных групп:  20 – 25 лет и 40 – 45 лет. 42

2.6. Характеристика двух респондентов, представителей каждой из
обследуемых групп  47

Выводы.. 48

Заключение. 50

Библиография: 51

Приложение №1: стимульный материал52

Приложение №2: Матрицы первичной обработки52

Введение

Актуальность
исследования:
Как известно с древних
времён всегда существовал и существует сейчас конфликт отцов и детей. Почему
возникают разногласия в оценке жизненных ценностей, норм жизни у старшего и
младшего поколения. Очевидно, что время предъявляет новые требования к нормам
поведения людей направляет их интересы, формирует различные жизненные
установки.

Художественное решение
этой проблемы нашло отражение в известном романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Какой интерес к этой проблеме может быть у психологии? Во-первых, рабочие
коллективы не образуются по возрастному признаку и люди разного возраста
работают вместе, хотя, как известно проблема отношений разных возрастных
сотрудников, остро стояла и стоит сейчас в социальной психологии. Во вторых,
это отношение между детьми и родителями. 20 – 25 летний молодой человек, может
быть ребёнком 45 летнего человека. Разное отношение их к различным сферам жизни
и может стать причиной конфликтов. Конечно, следует учитывать, что на
возникновение разногласий могут влиять и личностные особенности людей.
Например, раздражительный или чрезмерно педантичный человек всегда может
спровоцировать конфликт там, где не возникнет этот конфликт у открытого,
доверчивого человека. Актуальность данного исследования определяется тем, что
выявление типичных различий между людьми разного возраста, поможет психологу
строить свою работу с учётом этих разногласий при консультировании
родительско–детских отношений или отношений между сотрудниками одной
организации, разного возраста.

Цель
исследования:
Целью же данного исследования является выявление различий в
оценке типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста: 20 – 25 лет и 40 –
45 лет.

Проблема:
Насколько по разному люди разного
возраста, видят одни и те же проблемы?

Направление
исследования:
Возрастная и социальная
психология.

Гипотеза
исследования:
Люди более старшего
возраста в оценке жизненных ситуаций больше основываются на своём личном опыте
и прогнозируют исход ситуации, а люди же ранней зрелости в оценке жизненных
ситуаций больше склонны оценивать ситуацию эмоционально и стараются снизить
значимость негативного.

Объект
исследования:
20 человек в возрасте
20 – 25 лет и 20 человек в возрасте 40 – 45 лет.

Предмет
исследования:
Специфика возрастных
оценок жизненных ситуаций.

Методы
исследования:

  1. Описание
    типичных жизненных ситуаций.
  2. Опросник,
    выявляющий оценку типичных жизненных ситуаций, людьми разного возраста.

Теоретическая концепция
работы:
На первом этапе предполагается провести теоретический анализ
литературы разных возрастных групп. На втором этапе провести эмпирическое
исследование по выявлению различий в оценке типичных жизненных ситуаций людьми
разных возрастных групп. На заключительном этапе исследования, провести анализ
результатов и составить выводы.

Задачи
исследования:

  1. Теоретическая
    задача.

·    
Анализ психологических
исследований людей разных возрастных групп.

2.   Практическая задача.

·    
Определение выборки.

·    
Разработка опросников.

·    
Проведение эмпирического
исследования, анализ и обработка полученных результатов, их интерпретация, их
сравнение с выдвинутой гипотезой.

·    
Составление таблиц и графиков и
получение количественных результатов.

·    
Объяснение полученных результатов.

Глава 1: Обзор
исследований психологических особенностей взрослых людей: возрастные
периоды      20 – 25 лет и 40 – 45 лет

1.1. Возрастная классификация взрослых людей

Накопление научных данных об отдельных фазах жизни
взрослых людей способствовала построению различных сравнительных характеристик
этих фаз и выявлению некоторых общих принципов периодизации жизненного цикла человека,
с помощью которых зрелостные изменения ограничивались от юности, с одной
стороны, и старости – с другой. Некоторые антропологи началом зрелости называют
юность: так, например, по мнению В.В. Гинзбурга, этот период у мужчин
охватывает время от 16 – 18 до 22 – 24 лет, у женщин – от 15 – 16 до 18 – 20
лет; по мнению В.В. Бунака, ранняя юность ограниченна 17 – 20 годами, а поздняя
юность охватывает период от 20 до 25 лет. Также расходятся мнения и зарубежных
учёных: Д.Б. Бромлей называет ранней взрослостью период от 21 до 25 лет, Д.
Биррен объединяет юность и раннюю взрослость в один большой период от 17 до 25
лет.

Ещё большей неопределённостью отличаются
характеристики и временные границы среднего возраста или средней взрослости: от
20 до 35 лет (Д. Векслер), 25 – 40 (Д.Б. Бромлей), 25 – 50 (Д.Биррен), 36 – 60
лет (согласно международной классификации возрастов). Д.Биррен обозначает весь
диапазон развития между юностью и старостью как периоды зрелости, Д. Бромлей –
как периоды взрослости, а В.В. Гинзбург и В.В. Бунак ранний период называют
возмужалостью и взрослостью, а поздний (40 – 55 лет) – зрелостью. Немецкий
антрополог Г. Гримм не расчленяет взрослость на отдельные периоды и называет
весь этот диапазон жизненных фаз трудоспособным возрастом, как это принято в
демографии. [ 2 ]

Ещё более разноречива картина метрических
определений отдельных фаз взрослости и, следовательно, возрастных границ между
её отдельными состояниями. Интересно сопоставить метрические характеристики
нижних и верхних границ взрослости в различных периодизациях.

   Нижняя граница взрослости располагается, по Д.
Биррену, в 17 лет (завершение юности), по Д.Б. Бромлею – в 21 год, по
международной классификации – в 20 лет для женщин и 21 год – для мужчин, по
В.В. Бунаку – в 25 лет и т.д.

Верхняя граница зрелости и начало старости ещё более
варьируется в различных периодизациях в огромном диапазоне от 55 лет (В.В.
Бунак, В.В. Гинзбург, Д.Б. Бромлей, Д. Векслер), 60 лет (Г. Грим и большинство
демографов) до 75 лет (Д. Биррен). Тем более трудным оказалось дробление самой
зрелости – взрослости на качественно своеобразные фазы или периоды, между
которыми имеются объективно ещё ни кем не установленные переходы и границы,
например, между молодостью и средним возрастом, средним возрастом и пожилым.
Особенно трудным оказался вопрос о том, к каким основным периодам отнести
переходные фазы от созревания к зрелости (юность) и от старения к старости
(пожилой возраст). [ 2 ]

Наряду с включением юности в ряд взрослых периодов
имеется тенденция выделить большую группу возрастных зон, объединенных
процессом завершения, социализации и становления системы социальных ролей –
«молодёжь», в которую включается люди в возрастных пределах от 14 до 30 или 35
лет. Показательно и то, что все возрастные периоды в пределах зрелости
округляются и измеряются 15 –25 годами каждый, за исключением ранней 

взрослости, длящейся, по
Д.Б. Бромлею, всего 4 года (от 21 до 25 лет), а по Д.

Биррену  — 8 лет (от 17 до
25 лет). Так, например, средняя взрослость, по Д.Б. Бромлею, относится к 25 –
40 годам, а по Д. Биррену – к 25  — 50 годам жизни. Поздняя взрослость или
зрелость датируется В.В. Бунаком и В.В. Гинзбургом в 45 – 55 лет, Д.Б. Бромлеем
– в 40 – 55 лет, а Д. Биррменом – в 50 — 75 лет.

  При таком «округлении» дат и глобальном подходе к
определению разных фаз развития взрослого человека нет возможности выделить
моменты перехода – качественные преобразования как прогрессивного, так и
инволюционного характера. В отношении инволюционных свойств установлены,
например, симптомы и механизмы менопаузы у женщин, климакса у женщин и мужчин.
Однако ещё нет даже приближения к анализу тех критических моментов развития,
которые связаны с оптимумами различных функций и могут быть истолкованы как
своеобразные сенситивные периоды развития (особо чувствительные к внешним
воздействиям и обучению) у взрослых людей. Таким образом, до сих пор серьёзных
эмпирических оснований для той или иной периодизации не имеется, что является
ещё одним свидетельством слабой разработанности проблем возрастной изменчивости
психического развития взрослых людей. [ 3 ]

Для подобного анализа, по нашему мнению, требуется
иной принцип организации исследований, чем тот, который обычно принят в
возрастной психологии, медицине, физиологии, антропологии и демографии, сопоставляющих
разные возрастные группы людей по обобщённым (округлённым) датам, например 20 –
29 лет, 30 – 39 лет, 40 – 49 лет и т.д. или 20 – 24, 25- 29, 30 34 и т.д. Мы
считаем, что метод возрастных сопоставлений или поперечных срезов развития
должен быть более дифференцированным и прослеживающим ход развития в такой
мере, чтобы имелась возможность обнаружить моменты повышения («оптимумы»),
стабилизации или, напротив, ясно выраженного понижения функций. В отношении
последних, своего рода критических моментов развития определить инволюционный
характер или временный эффект перестройки функций возможно лишь путём
сопоставления непрерывного ряда преобразований, способствующего выявлению
внутренних противоречий развития взрослого человека. [ 3 ] 

1.2.
Психологические особенности людей ранней зрелости – 20 – 25 лет

Это овладение ролью взрослого человека, правовая
зрелость, избирательные права, экономическая ответственность, в общем, полное
включение во все виды социальной активности своей страны. На этой стадии
складывается собственная семья и строится собственный образ жизни: вступление в
брак, рождение первого ребёнка, установление круга знакомств, связанных с общей
работой. На работе осваиваются профессиональные роли, продолжается
профессиональная подготовка и начинается совершенствования мастерства. Для
атлетических достижений эта стадия развития является годами «пик», или
оптимума, хотя во многих видах спорта эти достижения возможны, по данным Д.Б.
Бромлей, и позже (до 35 лет).

Хочется уточнить, с какой точки зрения людей можно
считать взрослыми. Таких точек зрения несколько.

Физиологическая (с точки зрения
функционирования всех систем организма). «Физиологически у многих девушек
(примерно у 25%) половое

влечение достигает своего
полного развития лишь к 26 – 30 годам, максимума – к 23 – 30 годам и держится у
многих на этом уровне примерно до 60 лет. У некоторых женщин значительное
снижение полового влечения наступает к 45 – 50 годам. У мужчин потребность в
половой жизни достигает максимального уровня к 25 – 30 годам, после чего
наблюдается постепенный спад.

Внешне взрослые люди ещё растут с физиологической
точки зрения. С точки зрения их природных свойств они могут считаться ещё
маленькими и даже не подозревают об этом. [ 1 ]

Юридическая (с точки зрения возможности
соблюдать нормы и правила социальной жизни), это ситуация безусловная,
взрослость нормального здорового человека безусловна.

Психологическая точка зрения, может быть,
думаю, представлена теми важнейшими новообразованиями, которые вносит в жизнь
нормального человека создание собственной семьи и родительство.

Современные исследователи семьи, как отечественные,
так и зарубежные, давно и с тревогой пишут о её кризисе. Особенно остро он
проявляется в тех конкретных случаях, когда возрастной личностный кризис членов
семьи приходиться на кризис межличностных семейных отношений. Существует
множество периодизаций с указанием более-менее точных возрастных границ разных
периодов, но большинство исследователей  сходятся во мнении, что семейное счастье
наиболее хрупким бывает в первые пять лет супружеской жизни и на рубеже
пятнадцатого совместного года. [ 9 ]

Молодых людей в этом возрасте, создавших семью ждёт
не только начало семейной жизни, но и критический период её становления. Как
известно кризис в межличностных отношениях проявляется в частых конфликтах. [
10 ]

Из множества исследований современной семьи я
выбрала наиболее близкие мне работы В.В. Столина, В.Я. Варги, Э.Г. Эйдемиллера,
В. Сатир, В.В. Юстицкого, С. Кратохвилла, Д. Варги. Они помогут описать, как
человек решает важнейшую задачу своего личностного развития (а теперь и
развития конкретного другого человека – партнёра по браку) – устройство жизни в
новой семье. Выделим в этой задаче несколько планов: физиологический,
социальный и психологический. Все эти планы соответствуют в большей или меньшей
степени, проявлениям жизни: реальному, фантомному и полному.

Физиологический план решения жизненной задачи
создания семьи и её существования предполагает освоение пространства своего
тела и тела другого человека; тело, его свойства – реальность жизни.

Социальный план решения задачи жизни в новой семье
очень быстро становиться фантомным проявлением жизни в том случае, если
партнёры по браку не умеют строить новую общность, а копируют существующий в
обществе идеал семьи. [ 1 ]

Все фантомные проявления жизни обладают высокой
степенью жесткости, они как бы проявление смерти в жизни. Воспроизведение в
своей новой семье стереотипов поведения родительских семей – один из наиболее
распространённых ошибочных путей решения своей личной задачи в семейной жизни.
Фантомы социальных ожиданий и норм будут вмешиваться в отношения, лишая их
непосредственности, то есть жизни. Нужна большая сила

«Я», переживание присутствия
в себе этой силы, чтобы противостоять фантомным образованиям и в себе и в
другом человеке.

Психологический план решения задач жизни в новой
семье проявляется как творчество друг друга и творчество совместной общности –
общего дома для двух разных, но единых душ. Познание другого и себя, проявление
в другом  себе лучшего – это постоянное экзистенциальное содержание семейной
жизни. Если оно таково, то семейная жизнь становиться жизнью полной.

График «Развитие
кризисов в семейных отношениях»

Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 — 25 лет и 40-45 лет Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 — 25 лет и 40-45 лет
Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 — 25 лет и 40-45 лет

Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 — 25 лет и 40-45 лет Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 — 25 лет и 40-45 лет Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 — 25 лет и 40-45 лет

Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 — 25 лет и 40-45 лет
Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 — 25 лет и 40-45 лет

Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 — 25 лет и 40-45 лет

Кривая, изображённая на этом графике, заставляет
остановить взгляд на крутом спуске вниз к кризису, к нулевой отметке этого
состояния. Это объясняется тем, что решение жизненных задач создания семьи
требует особого опыта жизни собственного «Я» и знаний или просто информации о
человеке, который рядом. Далеко не всегда любовь даёт опыт, необходимый для
создания семьи, она слишком сложна для этого. Создание семьи требует опыта
устройства собственного «Я» в его психологическом пространстве, то есть опыта
осознания собственной концепции жизни, собственной же «Я» — концепции и
концепции другого человека. [ 1 ]

Этот опыт даёт другому человеку возможность быть
терпеливым, то есть не реагировать на ситуацию, а строить своё поведение хотя
бы на основе минимального анализа.

Во время периода взросления человек сдаёт жизненный
экзамен на наличие у него собственного «Я» и возможности воздействовать на
него, возможность не только проявлять своё  «Я» в настроении, в
непосредственном эмоциональном состоянии, но и в возможности действовать по
принятому в отношении себя и других людей долгу. Это предполагает чётко
выражение переживания границ собственного «Я», меры воздействия  на другого
человека и на себя. Из сути это практическая этика, развёртывающаяся в
отношениях двух людей.

Практика показывает, что очень много людей, начиная
строить свою семью вместе, в то же время делают это в одиночку, так как не
умеют взаимодействовать друг с другом по поводу того, что они делают, на что
направляют свои усилия. Семья как что-то особое, требующее и организационных, и
деловых, и эмоциональных усилий, просто почти никогда не обсуждается. Молодые
люди попадают, особенно в первые кризисные годы, в плен фантомов, которые
препятствуют осознанию новой, ими же создаваемой, реальности.

Одна из важнейших особенностей семейной жизни в том,
что она действительно жизнь, созданная творчески, она не возникает из
сексуального влечения. Как писала В. Сатир: «…люди, вступающие в брак, часто по
существу не знают друг друга. Сексуальное влечение может подтолкнуть их
соединить свои судьбы, но оно не гарантирует ни совместимости характера, ни
дружбы. Гармонично развитые люди осознают, что они сексуально привлекательны
для многих. Возможность создать совместную насыщенную, творческую жизнь требует
совместимости и во многих других сферах. В постели мы проводим сравнительно
мало времени, сексуальная совместимость, безусловно, важна в близких отношениях
взрослых людей. Тем не менее повседневные  полноценные отношения требуют
гораздо большего, чем сексуальное влечение супругов».

Серьёзная проблема периода взросления состоит в том,
что, основанные на чувстве, семейные отношения не являются в то же время
непосредственными в процессе организации совместной жизни. На них буквально
обрушивается шквал стереотипов в виде ожиданий и требований, которые в силу своей
омертвелости разрушают живое чувство. [ 7 ]

Это описывают как исчезновение романтических
настроений, проявление не только положительных, но и отрицательных эмоций,
конфликтные взгляды на разные вещи, несоответствие поведения партнёра в быту и
в период ухаживания. Причём кризисная ситуация может возникнуть и без влияния
каких-либо внешних обстоятельств – социальных и экономических.

Успешность становления семейного психологического
пространства зависит от того, насколько члены семьи могут осознавать своё
сходство с другими людьми. Сходство это проявляется, прежде всего, в
существовании чувств, о них ещё говорят как о базальных, то есть основных,
существенных человеческих чувств. Осознание этих чувств в любой момент жизни
объединяет человека с другими людьми. В супружеской жизни таких чувств,
объединяющих с другим человеком, несколько, в их экзистенциальности нет смысла
сомневаться, так как все они направлены на проявление и утверждение своей
уникальности как человека.

Двойственность или амбивалентность их проявления не
должна пугать –

это чувства, у них свои
правила. Э. Шостром, например, выделяет основные причины агрессии в семейных
отношениях, все эти причины являются чувствами. Если они неосознанны, то
возникает жестко структурированное восприятие другого человека, которое сразу
начинает играть роль симуляка.

Э. Шостром перечислил эти причины: это –
враждебность, гнев, вина, обида, ненависть, критичность, уход, безразличие. Все
эти чувства, за исключением безразличия, вызывают боль. Только безразличие не
вызывает её – значит, чувства умерли, психологическое пространство исчезло,
наступила смерть отношений.

 Период взросления – это и начало освоения
экзистенциальных социальных ролей – роли матери и роли отца. Необходимость
юридических норм осуществления социальной роли отца и матери состоит в том, что
инстинкт материнства и отцовства неравен у человека половому влечению. Давно
известно и то, что вынашивание и рождение ребёнка не делает женщину матерью. [
2 ]

Освоение родительской роли – жизненная задача развития
человека в период взросления. Самая главная предпосылка состоит в том, что
родительская роль открывает по-новому конечность и бесконечность жизни, то есть
она ещё раз обостряет переживание смерти как реальности. Противостоять ей может
только ответственность – друг за друга и за себя, ответственность и любовь к
жизни. Очень важно выяснить для себя и для партнёра по браку содержание
родительской роли для себя самого и для него, как своей собственной роли и роли
другого человека, чтобы не попасть в плен к фантомам своего и чужого сознания.

Выработка стиля жизни предполагает и семейное
единение «мы» и свободное существование «Я» каждого члена семьи. Современные
исследования стиля жизни, образа жизни связывают его существование с
социально-географическими параметрами жизни: профессией и местом жительства.
Это естественные различия, определяющие содержание социальной жизни человека. [
1 ]

1.3.
Психологические особенности людей зрелого возраста – 40 – 45 лет

Само понятие зрелой личности появилось в психологии
сравнительно недавно. В возрастной психологии оно практически не применяется, а
если и используется то, скорее, в соответствии с контекстом
психотерапевтического анализа индивидуальной судьбы человека.

Актуальность понятия зрелой личности в психологии
возросла параллельно появлению в анализе современного человека таких
социально-психологических понятий, как массовый человек (Х. Ортега-и-Гассет),
как бегство от свободы и отчуждение (Э. Фромм), как экзистенциальный вакуум (В.
Франкл), то есть понятий, отражающих деструктивные тенденции в сознании
человека, лишающих его радости жизни.

Этот возраст имеет своими главными чертами
продолжение установление специальных (по роду занятий) и социальных ролей с
доминированием некоторых из них и ослаблением других, уход детей из семьи и
изменение в связи с этим образа жизни (возращение некоторых женщин к служебной
роли),

менопауза, дальнейший упадок
физических и умственных функций.

Взрослый человек в период зрелости попадает в
ситуацию, когда окружающие склонны воспринимать его как неменяющегося, то есть
статичного, как бы не живого, тогда как он таковым не является. Создаётся
противоречие самовосприятия (собственной изменчивости) и восприятия человека
окружающими. Это противоречие разрешается продуктивно в тех случаях, если
взрослый человек сумеет отнестись к дискретности, законченности, частностям
своей жизни с точки зрения её общих закономерностей, то есть будет осуществлять
свою ежедневную активность в свете собственной индивидуальной реализации своей
сущности. [ 1 ]

 Если же этого не происходит, в той или иной форме,
то у взрослого человека наблюдается состояние, которое в своё время Гегель
называл «ипохондрией». Он говорил, что жизнь взрослого человека есть по
преимуществу практическая жизнь, которая неизбежно связана с разными житейскими
мелочами и частностями. Занятие ими может восприниматься человеком достаточно
болезненно, а невозможность осуществления идеалов способна вызвать уныние –
ипохондрию.

Современные психологи описывают эти переживания
взрослого человека как кризис идентичности, проявляющийся в чувстве «отставания
от жизни», в потере интереса к жизни, в переживаниях усталости и жизненной
скуки, в отсутствия ощущения полноты жизни. Точную дату таких переживаний
обозначить сложно, но она приходиться на период зрелости, когда казалось бы,
объективно человек полон сил, занимает прочное социальное и профессиональное
место, достиг профессиональной вершины мастерства, но тем не менее… Начинают
давать о себе знать несколько важных групп и факторов, которые требуют к себе
отношения с точки зрения концепции жизни. Это – изменения в физиологической
активности организма, в его соматических свойствах и резкое изменение
социального и психологического пространства жизни человека. [ 12 ]

Появляется проблема определения своего нового места
в системе социальных отношений, в изменившемся психологическом пространстве
своей семьи, для этого требуются силы – энергия. Источником энергии в зрелом
возрасте  может быть – философия, осознанная как возможность её существования во
всех мелочах жизни, которые не могут заслонить в ней главное – радость от самой
жизни. В переживании этой радости и рождается энергия для осуществления жизни,
в переживании этой радости появляются силы для принятия изменений, для
восприятия нового, для реагирования на новое в жизни как на естественное её
проявление.

Период зрелости самый длительный в жизни
современного человека. За этим стоит не только объективно увеличившееся время
его физической жизни, но и изменения, связанные с увеличением времени для
достижения социальной зрелости, того, что в психологии принято называть
социализацией, и объективная же возможность влияния индивидуальной судьбы
человека на жизнь своего общества. Именно в зрелом возрасте человек может
ощущать свою принадлежность к обществу в полной мере. Источником энергии в этом
возрасте становиться разум человека, обращённый к проявлениям «Я» как к
свойствам целой жизни.

 График развития кризисов в семейных отношениях: его
кривая резко начинает ползти вниз после 17-ого года совместной жизни супругов.
Статистика констатирует возрастание числа разводов у людей, достигших середины
возраста зрелости – сорока – сорокапятилетних. Браки не выдерживают испытание
вторым кризисным периодом, который, по мнению многих исследователей, менее глубок,
чем первый, и может продолжаться год или несколько лет.  [ 1 ]

Глава 2: Эмпирическое исследование различий в оценке типичных жизненных
ситуаций людьми разного возраста: 20 – 25 лет и 40 – 45 лет

2.1. Описание методик и
выборки исследования

Исследование проводилось среди двух возрастных групп
20 – 25 лет и 40 – 45 лет. Было опрошено 40 человек, при этом учитывался пол,
семейное положение, сколько лет состоят в браке и наличие детей в семье. Эти
возраста были выбраны не случайно, так как эти типичные возраста родителей и
детей, имеющие разный опыт в жизни, разный взгляд на жизнь. Представителям этих
возрастных групп свойственно разные стили жизни, моральные устои и уклад жизни.

В процессе  опроса было получено 96% ответов. 4%
респондентов, не пожелали отвечать на предложенные вопросы. В качестве
дополнительной мотивации, каждому респонденту было предложено ответить на
опросник, в свою очередь, взамен этого им гарантировалось получить обратную
связь.

В данном исследовании
было задействована 1 методика, опросник, направленный на выявление у
респондентов особенностей оценки типичных жизненных ситуаций. Предлагались
ситуации следующего типа: одинаковые для мужчин и для женщин, с тем отличаем,
что в опросниках для мужчин главным участником ситуации является мужчина, а для
женщин – женщины. 

Примеры
ситуаций для мужчин:

В
молодой семье родился ребёнок. Уход, воспитание требуют много времени, что
значительно ограничило возможности ещё молодых людей, проводить своё свободное
время так, как они хотят. Муж начал систематически оставлять жену одну с
ребёнком, под предлогами «обязательной» встречи с друзьями, визитом к врачу и
т.д. В семье стали частые конфликты и из-за этого начал страдать ребёнок, по
причине громких криков и даже драк между родителями.

В
семье, в которой уже взрослый сын – 18 лет и дочка подросток – 15 лет, с
устоявшимися отношениями и как — будто с полным пониманием друг – друга, жена
начинает замечать, что, что–то меняется в их отношениях. Муж становится
рассеянным, часто не слышит обращённого к нему вопроса или отвечает невпопад.
Меньше внимания стал уделять детям, и они как – будто стали раздражать его.
Вскоре жена узнаёт, что у мужа появилась другая.

Примеры
ситуаций для женщин:

В молодой семье родился
ребёнок. Уход, воспитание требуют много времени, что значительно ограничило
возможности ещё молодых людей, проводить своё свободное время так, как они
хотят. Жена начала систематически оставлять ребёнка мужу, под предлогами
«обязательной» встречи с подругой, визитом к врачу и т.д. В семье стали частые
конфликты и из-за этого начал страдать ребёнок, по причине громких криков и
даже драк между родителями.

В семье, в которой уже взрослый
сын – 18 лет и дочка подросток – 15 лет, с устоявшимися отношениями и как —
будто с полным пониманием друг – друга, муж начинает замечать, что, что – то
меняется в их отношениях. Жена становится рассеянной, часто не слышит
обращённого к ней вопроса или отвечает невпопад. Меньше внимания стала уделять
детям, и они как – будто стали раздражать её. Больше стала следить за собой,
посещать косметические кабинеты, ходить на аэробику. Вскоре муж узнаёт, что у
жены появился другой.

Целью данного
исследования, таким образом, было  выявление того, на сколько по-разному, люди
разных возрастных категорий (20 – 25 лет и 40 – 45 лет), оценивают типичные
жизненные ситуации.

Инструкция.
Респондентам предлагается 5 жизненных ситуаций, после ознакомления, с
которыми предлагается ответить на 5 вопросов, по каждой ситуации. Все вопросы
направлены на непосредственное определение мнений респондентов по данной теме
исследования. 

В опроснике использованы
открытые и закрытые вопросы. Кроме того, респондентам предлагается дать ряд
ответов, которые содержат некоторую информацию личного плана: возраст, пол,
семейное положение, сколько лет состоит в браке и наличие детей в семье.      

Описание хода исследования

Ход эмпирической части
исследования был затруднен тем, что содержал в себе достаточно большой объем
информации для переработки. Причем это составило сложность, как для автора
работы, исследователя, так и для респондентов.

Тем не менее, в ходе
исследования было получено 40 экземпляров полностью или частично заполненных
методик и около десятка практически не заполненных. Так как полноценной
информации последние не представляли, то они не были приложены к работе и не
были в ней использованы. Пустые бланки опросников и методик приложены к работе
в приложении №1.

Матрицы
первичной обработки приложены в приложении №2.

Заполненные опросники
были тщательно проанализированы автором исследования, был составлен
сравнительный анализ. Заполненные методики приложены к работе.

В ходе исследования
каждому респонденту была дана обратная связь.

На
основании анализа полученных данных составлены определенные выводы.

2.2. Особенности оценки типичных жизненных ситуаций
женщин  20 – 25 лет и 40 – 45 лет.

Женщины 20 – 25 лет

1 Вопрос: Как
Вы считаете, правильно ли поступает человек в данной ситуации?

Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 — 25 лет и 40-45 лет

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий