Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву

Дата: 12.03.2014

		

Развитие
психики человека
и животного

С
незапамятных
времён человек
замечал различия
в строении и
поведении
животных, умел
отличать их
от себе подобных
существ. Он
заметил, что
животные живут
совсем другой
жизнью, они не
похожи на людей
как внешне, так
и по их поведению.
Вероятно, основываясь
на этом учёными
до середины
17 века полностью
отрицалась
общность человека
и животного.
С развитием
медицины и
анатомии в 18
веке общность
анатомического
строения была
признана. Общность
психики же
отрицали до
19 века. В чём же
дело? Прежде
всего, какова
история развития
психики человека
и животного.

Психика
— свойство
высокоорганизованной
материи мозга
субъективно
отражать
действительность.

Как
и всякое явление
в природе, психика
имеет свою
историю развития
и законы, по
которым это
развитие происходило.
Развитие было
долгим, оно
приошло длинный
путь от низших
и, следовательно,
примитивных
форм до высших
совершенных.
Существуют
2 истории развития
психики:

1)
филогинез

— историческое
развитие (охватыет
весь процесс
эвалюции вида,
более глобальная);

2)
онтогинез
— развитие от
рождения и до
смерти вида,
более конкретная
и короткая для
определённой
особи);

Рассмотрим
исторические
ступени развития
психики. Психика
развивается
по биологическим
законам, т.е.
развитие идёт
по ступеням
усовершенствования.

Элементарная
сенсорная
психика
.
Этот первый
этап развития
психики представил
русский психолог
А.Н.Леонтьев.
Как представляется
мир для нас с
вами? Мы его
видим как
совокупность
различных
предметов и
их отношений
друг к другу.
А животные,
обладающие
элементарной
сенсорной
психикой представляют
мир лишь в виде
таких и только
таких свойств
и элементов,
от которых
непосредственно
зависит удовлетворение
их жизненных
потребностей.

На
низшем этапе
эволюции такому
уровню отражения
действительности
сетевидная
(как у кишечнополостных)
нервная система,
а на высшем —
ганглиозная
(узловая, как
у насекомых).
В качестве
примера рассмотрим
поведение
паука. На первый
взгляд оно
кажется наблюдателю
настолько
осмысленным
и совершенным
(паук плетёт
паутину, терпеливо
поджидает
жертву, опутывает
её и затем съедает),
что приходится
лишь восхищается
его способностям.
Но эту точку
зрения легко
опровергнуть.
Бросим в паутину
маленький
камушек. Паук,
почувствовав
вибрацию сети,
немедленно
отправляется
к «жертве»,
опутывает её
паутиной и
пытается съесть.
Этот опыт можно
продолжать
до бесконечности
— пока камушки
или что-то иное
вызывает колебания
паутины, паук
каждый раз
будет искать
«жертву» и
пытаться с ней
расправиться.
Мы наблюдаем
абсолютно
бессмысленное
поведение
паука. Т.е. психика
паука работает
по элементарной
схеме: в ответ
на конкретный
раздражитель
непосредственно
следует конкретная
реакция, специально
«запрограммированная»
для ответа на
этот раздражитель.
Здесь мы имеем
дело с инстинктивным
поведением,
которое зародилось
на этом этапе
развития и
является для
него основным.

Перцептивная
(воспринимающая)
психика
.
На этой стадии
животные видят
мир в форме
образов целостных
вещей и их
соотношений
друг к другу.
Этот уровень
развития требует
достаточного
развития центральной
нервной системы.
Наряду с инстинктами,
основную роль
начинают играть
определённые
навыки, усвоенные
в период жизни
особи. На высших
этапах развития
можно уже говорить
о простейшем
интеллекте.

Инстинкты.
На данном и
предыдущем
этапах они
играют определяющую
роль в поведении
животного.
Какими бы сложными
не казались
нам инстинкты,
их основной
и неисправимый
недостаток
в том, что срабатывают
они талько
тогда, когда
соблюдены в
определённом
порядке все
внешние условия.
Животные не
могут рассмотреть
и среагировать
на целостную
ситуацию, они
способны произвести
элементарный
анализ отдельных
её элементов.
В зависимости
от результата
активизируются
инстинкты.

Инстинкт
— автоматическое
поведение,
целесообразное
в определённых
условиях.

Навыки.
Известно, что
инстинкты
основаны на
безусловных
рефлексах.
Навыки же
основываются
на приобретенных,
условных рефлексах.
Окружающая
среда постоянно
подбрасывает
животному
различные
неожиданные
задачи. Для их
решения нужно
добавить к
«встроенным»
в психику
«программам»
новые, выученные,
основанные
на собственном
жизненном
опыте. Навыки
позволяют
значительно
расширить
спектр ситуаций,
на которые
животное может
более или менее
успешно реагировать.
Но и навыки не
лишены недостатков.
Животные приобретают
их слишком
медленно, за
это время ситуация
может изменятся
многократно
и животным
придётся
переучиваться.
А если такой
возможности
не представится
— смерть.

Интеллект.
Как выглядит
интеллектуальное
поведение
обезьян очень
наглядно описал
немецкий учёный
В.Келер. Опыты,
проведённые
им неоднократно
повторялись,
уточнялись
и совершенствовались,
поэтому их
результаты
достаточно
точны и серьёзных
сомнений не
вызывают.

Итак,
на потолке
клетки с шимпанзе
подвешен банан
так, что шимпанзе
не может никак
дотянуться
или допрыгнуть
до банана. Она
довольно быстро
прекращает
бесплодные
попытки и пытается
найти другой
способ решения
поставленной
задачи. В клетке
имеется ящик.
Подумав, обезьяна
переставляет
ящик под банан,
взбирается
на него и с лёгкостью
достаёт пищу.
Проведено
большое количество
подобных опытов,
во всех случаях
мы наблюдаем
одну и ту же
концепцию
рассудочного
поведения:

1)
отсутствие
длительных
безрезультатных
действий;

2)
после обнаружения
верного решения
вся операция
проходит как
единый целостный
акт;

3)
найденное
решение потом
всегда применяется
в аналогичных
случаях;

4)
животные действуют
подобным образом
не только на
экспериментах,
но и в их естественных
условиях;

Леонтьев
назвал такую
деятельность
двухвазной:
сначала идёт
процесс подготовления
(1 фаза), затем
процесс осуществления
(2 фаза). Этим
подтверждается
вывод Леонтьева
и Фабрина о
том, что уровень
развития психики
можно определять
по уровню развития
органов манипулирования
с предметами.
Естественно,
что шимпанзе
с более развитыми
передними
конечностями
гораздо быстрее
додумается
применить
предмет для
осуществления
своей цели, чем
суслик, собака
или лошадь.

Главные
отличия даже
самых сообразительных
обезьян от
первобытных
людей состоит
в следующем:

1)
животные используют
орудия, случайно
попавшиеся
на глаза;

2)
они не предвидят
и не планируют
их использование
в будущем;

3)
использованное
в данной сутуации
орудие теряет
всякое значение
в любой другой
ситуации;

4) животные
не сохраняют
использованных
орудий, они
лишь накапливают
навыки пользования
ими;

Итак,
остановимся
на этом при
анализе развития
психики животного.
Можно сделать
вывод, что даже
самая наисообразительнейшая
обезьяна никогда
(во всяком случае
в обозримом
будущем) не
смастерит себе
ножа, не будет
носить его с
собой и не построит
дом. Т.е. ни одна
обезьяна не
станет человеком
и из-за несовершенства
развития нервной
системы и психики
не приблизится
сколько-нибудь
заметно к уровню
развития человека.
Это, с моей точки
зрения, ставит
под сомнение
теорию Дарвина
о происхождении
человека от
обезьяны. Но,
вернёмся к
развитию психики
человека.

Хотя
возникновение
человеческой
психики является
частью развития
животного мира,
психика человека
существенно
отличается
от психики
животного.
Ведущую роль
в развитии
человеческой
психики играют
не биологические,
а социально-общественные
закономерности.
Здесь мы подошли
к самому важному
вопросу: как
возникла высшая
форма отражения
действительности
— селовеческое
сознание.

Сознание
— высшая интегрирующая
форма психики,
результат
исторических
условий, сформированный
при постоянном
общении с другими
людьми и труде.

Важнейшим
условием появления
человека разумного
был стадный
образ жизни.
Это и дало точлок
к развитию
сознания и
мышления — высших
форм понимания,
осмысления
и отражения
действительности.
В первобытном
человеческом
стаде человек
получил возможность
трудиться и
общаться с себе
подобными. Это
дало возможность
передать однажды
преобретённый
опыт от одной
особи к другой,
в то время как
ни одно животное
не обучает
целенаправленно
других животных
тому, что научилось
делать само.
У животных из
поколения в
поколение
передавались
лишь инстинкты,
навыки же приходилось
приобретать
самим. В человеческом
стаде потомки
усваивали
навыки предков,
таким образом
они смогли
развиваться
всё быстрее
и быстрее, и
вместе с их
развитием
развивался
их интеллект,
мышление, сознание.
В частности,
развитию мышления
способствовало
развитие в
результате
постоянного
труда членораздельной
речи.

Появление
и совершенствование
труда повлекло
и другие изменения
в человеческой
психики: для
успешного труда
человек должен
поставит себе
цель, представлять
конечный результат.
Так развиваются
воля, обостряется
память. В процессе
труда человек
работает какими-то
частями своего
тела, конечностями
— развивается
точная координация
двидений, внимание,
зоркость.

Таким
образом, в результате
непрерывного
и долговременного
труда выковывались
все без исключения
стороны психики
человека. Все
перечисленные
процессы стали
контролироваться
сознанием,
стали сознательными
и управляемыми.

Итак,
именно труд
создал человека,
выделил его
из животного
мира и возвысил
над животным
царством.

3

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий