Геродот

Дата: 12.03.2014

		

ГЕРОДОТ ( р. между 490 и 480, Галикарнас, на Ю.-З.М.Азии, — ум.ок.425 до н.э.,
Афины или Фурии, Юж.Италия), древнегреческий историк. В молодости принимал
участие в борьбе с тиранией и был вынужден покинуть Геликарнас после её
установления. Некоторое время жил на о.Самос. Много путешествовал: посетил
М.Азию, Вавилон, Финикию, Египет, Кирену, различные города балканской Греции,
побережье Черного моря вплоть до Ольвии, где собирал сведения о скифах.
Длительное время жил в Афинах; близость Геродота к вождю афинской демократии Периклу
оказала сильное влияние на его политические взгляды. Из Афин около 443 Геродот
переселился в Фурии.

Труд
Геродота условно названый «Историей», посвящен важнейшему
политическому событию греческой истории — греко-персидским войнам (500 —
449 до н.э.); изложение доведено до взятия греками г.Сеста (в Геллеспонте) в
478. Впоследствии александрийские ученые разделили сочинение Геродота на 9
книг, по числу муз, каждая книга была названа именем одной из муз. Главным
мотивом «Истории» Геродота является идея борьбы греческого мира с
миром восточным. В чисто эпической манере, со множеством отступлений и спец.
экскурсов рассказывает Геродот о начале столкновений греков с жителями Азии,
излагает историю Лидии, Мидии и Персидской державы Ахеменидов, повествует об
отдельных походах персидских царей: Кира — в Мидию (550) и на Вавилон (539),
Камбиса — в Египет (525), Дария І — в Скифию (512), каждый раз подробно
описывая географическое положение страны, явившейся объектом похода персов,
нравы и обычаи местных жителей, их религию, особенности экономической и
политической жизни. Лишь с 5-й кн. Геродот приступает к основной теме своего
рассказа — к истории греко-персидских войн. Произведение Геродота существенно отличается
и от эпоса, и от историко-мифологических повествований (местных хроник,
генеалогий и землеописаний) первых греческих прозаиков-логографов.

Геродот
вырабатывает свой стиль исторического повествования, в котором фактичность
сочетается с художественностью. Историчность главной темы, грандиозность и
единство замысла делают труд Геродота первым историческим произведением в
собственном смысле слова и дают право его автору на почетное имя «отца
истории».

Исторические
воззрения Геродота не отличаются целостностью и научной определенностью. В
объяснении исторических событий он допускает различные версии, то ссылаясь на
божественную волю, то на судьбу, то давая рационалистические истолкования
некоторым событиям или поступкам людей. Встречаются у Геродота и отдельные
примеры исторической критики. Напротив, политические взгляды Геродота
отличаются вполне определенной симпатией к афинской демократии.

Труд
Геродота основан на самых разнообразных источниках. Отчасти это были личные
наблюдения, отчасти — устная традиция, рассказы очевидцев, народные предания и
легенды, наконец, письменные материалы, сочинения логографов (главным образом
Гекатея Милетского
), изречения оракулов, официальные записи.
Приводимые в «Истории» Геродота факты, как правило, достоверны, что делает
этот труд ценным источником не только по истории греко-персидских войн, но и по
отдельным периодам и проблемам более ранней греческой и древневосточной
истории. Большое значение имеет труд Геродота и для изучения древнейшего
прошлого нашей Родины ( в 4-й книге сочинения даётся первое в античной
литературе систематичное описание жизни и быта скифов).

Не
менее справедливо было бы назвать его и отцом географии.

В
464 году он отправляется в путешествие. Геродот мечтает узнать про другие,
гораздо более могущественные народы, иные из которых обладали цивилизацией
значительно более древней, чем греки. Его, помимо того, занимает разнообразие и
диковинность обычаев чужеземного мира. Именно это побудило его предпослать
истории персидских войн обширное исследование обо всех народах, напавших на
Грецию, о которых греки в то время еще мало что знали.

Он
пускался в очень далекие края, чтобы добыть проверенные сведения. Он обследовал
землю собственными глазами и собственными ногами, несомненно, много ездил
верхом на лошади или на осле, часто плавал на лодках.

Свое
«кругосветное» путешествие Геродот начал с Вавилонии, где увидел
великий город Вавилон. Геродот описывает Вавилон как очень большой город. Это
был самый большой город, какой он видел, и наиболее грандиозный в древнем мире
той эпохи.

Изучив
Вавилон Геродот отправился в Персию. Так как целью его путешествия было собрать
точные сведения о продолжительных греко-персидских войнах, то он посетил те
места, где происходили эти войны, чтобы получить на месте все необходимые ему
подробности. Эту часть своей истории Геродот начинает с описания обычаев
персов. Они, в отличие от других народов, не придавали своим богам человеческой
формы, не воздвигали в их честь ни храмов, ни жертвенников, довольствуясь
исполнением религиозных обрядов на вершинах гор.

Далее
Геродот говорит о быте и нравах персов. Они питают отвращение к мясу, любовь к
фруктам и пристрастие к вину; они проявляют интерес к чужестранным обычаям,
любят удовольствия, ценят воинскую доблесть, серьезно относятся к воспитанию
детей, уважают право на жизнь всякого, даже раба; они терпеть не могут лжи и
долгов, презирают прокаженных. Заболевание проказой служит для них
доказательством, что «несчастный согрешил против Солнца».

Геродоту
принадлежит первое дошедшее до нас описание Скифии и народов, населяющих её,
составленное отчасти по личным наблюдениям, но главным образом по расспросам
сведущих лиц из числа местных греческих колонистов.

Путешественник
передает много мифов о происхождении скифского народа; в этих мифах большая
роль отводится Геркулесу. Описание Скифии он заканчивает рассказом о браках
скифов с воинствующими женщинами из племени амазонок, чем и можно, по его
мнению, объяснить скифский обычай, состоящий в том, что девушка не может выйти
замуж, пока не убьет врага.

Что
Геродот описывает особенно ярко, так это великую изобретательность скифов во
всем, что относится к умению отражать нашествия. Эта изобретательность
заключается в умении отступать перед нападающими, в умении не дать себя
настигнуть, когда это нежелательно, в заманивании врага в глубь обширных равнин
до момента, когда можно будет вступить с ним в бой. Скифам в этой тактике очень
благоприятствовали не только естественные условия страны — обширной равнины,
густо заросшей травой, но и пересекающие её полноводные реки, представляющие
отличные рубежи сопротивления. Геродот перечисляет эти реки и некоторые их
притоки от Дуная до Дона.

Из
всех виденных им стран Египет, конечно, полнее всех воплощал то сочетание
истории и географии, которые ему хотелось видеть подлинными и в то же время
чудесными. Геродот стремится разгадать двойную тайну источников и наводнений
Нила.

В
Египте множество странных и священных животных, возбуждающих любопытство
Геродота.

В
экзотической фауне его интересует отчасти странность внешнего вида и поведения
животных, но еще больше характер связей, которые возникли между человеком и
животным. Эта взаимосвязь в Египте гораздо теснее, чем в Греции, и налагает на
человека необычные обязательства. Геродот задумывается над «договором»,
заключенным египтянином с кошкой, ибисом и крокодилом, и его исследования
позволяют ему сделать поразительные открытия не в отношении животного, а в
отношении человека.

Путешественник
с необычайным удовольствием собирает сведения о диковинных обрядах. Его картина
Египта, какой бы чудесной или неполной она ни была, все же в основном
подтверждается современными историками или, во всяком случае, считается ими
правдоподобной.

Перечисляя
народы, обитающие в Ливии, Геродот упоминает пастушеские племена, кочующие вдоль
берегов Африки, и называет еще аммонийцев, которые живут в глубине страны, в
местах, изобилующих хищными зверями.

По
Геродоту, Ливия населена двумя народами: ливийцами и эфиопами. Но действительно
ли он путешествовал по этой стране? Историки в этом сомневаются. Скорее всего,
многие подробности он записывал со слов египтян. Но нет сомнения, что он
действительно плавал к городу Тиру, в Финикии, так как здесь он дает вполне
точные описания. Кроме того, Геродот собрал сведения, по которым составил
краткое описание Сирии и Палестины.

Вернувшись
еще молодым человеком на свою родину, в Галикарнас, знаменитый путешественник
принял участие в народном движении против тирана Лигдамиса и содействовал его
свержению. В 444 году до нашей эры Геродот присутствовал на Панафинейских
празднествах и прочитал там отрывки из описания своих путешествий, вызвав
всеобщий восторг. Под конец своей жизни он удалился в Италию, в Туриум, где и
умер около 425 года до нашей эры, оставив по себе славу знаменитого
путешественника и еще более знаменитого историка.

Выполнила студентка
группы ВОТ — 99

Возняк Елена

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий