Характер как составляющая личности

Дата: 12.03.2014

		

C о д е р ж а н и е :

1.
Понятие характер”

1.1.
Определение характера

1.2.
Характер, общественные отношения и социальные группы

2.
Структура характера

2.1.
Связи черт характера

2.2.
Черты характера и отношение личности

2.3.
Акцентуация черт характера

3.
Природа и проявления характера

1. Понятие “характер”

1.1. Определение характера

В
переводе с греческого “характер”- это ”чеканка”, “примета”. Действительно,
характер- это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.
Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях
протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность
и т.д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Определяя
понятие можно установить, что характер — это совокупность устойчивых
индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в
деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Индивидуальные
особенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле
(например, решительность или неуверенность, боязливость) и к чувствам
(например, жизнерадостность или угнетенность), но в известной мере и к уму
(например, легкомысленность или вдумчивость). Впрочем проявления характера
являются комплексными образованиями и в ряде случаев практически не поддаются
разнесению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов( к
примеру подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.).

1.2. Характер, общественные отношения и социальные
группы.

Характер
обнаруживает зависимость от общественных отношений, определяющих направленность
личности человека.

Становление
характера происходит в условиях  включения личности в различные по уровню
развития социальные группы (семья, трудовой коллектив, дружеская компания и
т.д.). В зависимости от того, как происходит индивидуализация личности в
референтной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений в
ней , у подростка могут формироваться в одном случае прямота, открытость,
смелость, принципиальность, а другом случае — скрытность, лживость и трусость.
В коллективе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные
возможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процесс
способствует оптимальной интеграции личности в группе.

Зная
характер человека, можно предвидеть. как он поведет себя в тех или иных
обстоятельствах, а следовательно, и направлять его поведение.

Таким
образом, знание характера, как и темперамента индивида, является условием
эффективности индивидуального подхода к человеку.

2. Структура характера.

2.1. Связи черт характера.

Характер
человеческой личности многогранен; хотя в нем могут быть выделены отдельные
черты или стороны, но они, однако, не существуют изолированно друг от друга, а
являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру
характера.

Структура
же характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его
чертами.

Среди
черт характера некоторые из них выступают как основные, ведущие, задающие общую
направленность развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с ними
существуют и второстепенные черты, которые в одних случаях определяются
основными, а в других могут и не гармонировать с ними. Так и в жизни — нам 
встречаются более цельные характеры и более противоречивые.

Существование
цельных характеров обуславливает возможность среди громадного разнообразия
характеров выделять определенные их типы, наделенные общими чертами.

Цельность
характера не исключает полностью его противоречивости: доброта иногда вступает
в конфликт с принципиальностью, чувство юмора — с ответственностью.

Черты
характера не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами на жизнь и
другими особенностями направленности личности. Один добродушный и веселый
человек может быть высоконравственным и порядочным, а другой — тоже добродушный
и веселый — но при этом не брезгующий никакими, в том числе и нечистоплотными,
поступками для достижения своих целей.

2.2. Черты характера и отношение личности.

Проявляясь
в действиях и поступках, в том, в какой мере активно субъект включается в
совместную деятельность, характер оказывается зависимым как от содержания
деятельности,  так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, от
дальних и ближних перспектив и достижения основных жизненных целей.

Таким
образом, важнейший момент в формировании характера — то, как человек относится
к окружающей среде и к самому себе — как к другому. Эти отношения являются
вместе с тем основанием для классификации важнейших черт характера.

Характер
человека проявляется , во-первых, в том , как он относится к другим людям:
родным и близким, знакомым и малознакомым людям. Устойчивая и неустойчивая
привязанность, принципиальность и беспринципиальность, общительность и
замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают
отношение человека к другим людям.

Во-вторых,
показательно для характера  отношение человека к себе: самолюбие и
чувство собственного достоинства или приниженность, или неуверенность в своих
силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоизм, у других —
самоотверженность в борьбе за общее дело.

В-третьих,
характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу
наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность,
серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его
результатами.

В-четвертых,
характер проявляется в отношении человека к вещам: не только отношение
вообще к собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своими
вещами, с одеждой, обувью, книгами и т.д.

Все
вышеперечисленные проявления дают возможность в некоторой мере составить так
называемые “портреты” характеров людей.

2.3. Акцентуация черт характера.

Число
черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в
языке, чрезвычайно велико.  Вариативность черт характера проявляется не только
в их качественном многообразии и своеобразии, но и количественной выраженности.
Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает
предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так
называемая акцентуация характера.

Акцентуация
характера
— это крайние варианты нормы характера как результат
усиления его отдельных черт.

Акцентуация
характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к
патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии
(патологии характера, препятствующей адекватной социальной адаптации личности и
практически необратимой, хотя в условиях правильного лечения поддающейся
некоторой коррекции), но сведение ее к патологии неправомерно.

Классификация
типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает
по номенклатуре наименований у разных авторов ( К. Леонгард, А. Личко). Однако
описание акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным.

Можно
выделить следующие важнейшие типы акцентуации характера:


интровертный тип характера, для него свойственна замкнутость в общении и
налаживании контактов с окружающими и уход в себя;


экстравертный тип — эмоциональная взвинченность, жажда общения и
деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности,
говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность,
конформность (не оказаться “белой вороной”);


неуправляемый тип
— импульсивность, конфликтность,
нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность;


неврастенический тип, его преобладающие черты-  это раздражительность,
повышенная утомляемость, мнительность;


сензитивный тип, ему свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость;


демонстрационному типу акцентуации характера присущ эгоцентризм,
потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии,
склонность к позерству и рисовке ( одним словом, демонстрационность характера).

Следует
еще раз подчеркнуть, что в связи с многообразием характеров, вышеперечисленное
деление на типы акцентуации выведены с большой степенью обобщенности.

3. Природа и проявления характера.

Характер,
как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей
человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента
накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические 
особенности их возникновения и протекания. В конечном счете черты темперамента
и характера образуют облик человека, интегральную характеристику его
индивидуальности.

Особенности
темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных
сторон характера.

Формирование
характера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создает наиболее
благоприятные условия для сглаживания так называемых “порочных” черт у разных
типов характера.

Возникновение
свойств характера, его природа, возможность или невозможность его изменения
являются предметом давних дискуссий психологов и нередко поводом для
категорических суждений, свойственных обыденному сознанию.

Социальной
зрелости индивид достигает, обладая системой сложившихся черт характера. Этот
процесс протекает неприметно и человеку кажется, что таким, как сейчас. он был
всегда. Так возникает мнение, что черты человеческого характера даны ему от
природы, являются врожденными.

Это
мнение неверное… Человек рождается с различными особенностями
функционирования головного мозга, эндокринной системы. Эти особенности не
психологические, а физиологические, но они выступают в качестве первых причин
того, что одни и те же воздействия на людей могут вызвать различный
психологический эффект. Они определяют условия, в которых будет развиваться
психика личности.

Эти
различия в физиологических условиях — лишь первая причина различий характеров
людей.

Необходимо
иметь в виду, что “сходные условия жизни” — понятие весьма относительное, и что
существует много других, неявляющихся идентичными, условий, которые в большой
мере способствуют зарождению различных качеств и особенностей личности.

Характер
— во многом и результат самовоспитания. В характере аккумулируются привычки
человека. Характер проявляется в деятельности людей,  но в ней же и
формируется. Таким образом мы небезосновательно можем сделать вывод, что быт,
условия жизни в семье, а также и в коллективе — являются школой человеческих
характеров…

Итак,
характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы
скорректировать. Ссылки на то, что “у меня такой характер, и я ничего с собой
поделать не могу”, психологически совершенно несостоятельны. Каждый человек
отвечает за все проявления своего характера, и в состоянии заняться
самовоспитанием.

Если
нет оснований выводить особенности характера из физиологической, природной
предрасположенности к их проявлению (хотя, безусловно, следует принимать во
внимание и природные предпосылки формирования характера), то тем меньше
возможностей утверждать его наследственное происхождение.

Изучение
однояйцевых близнецов, у которых наследственный фонд анатомно-физиологических
свойств идентичен, свидетельствует о ярко выраженной тождественности
темперамента близнецов, но не характеров. Случаи воспитания однояйцовых
близнецов в разных семьях свидетельствуют о нетождественности их характеров.

Проникшие
в массовую печать сведения о том, что вне зависимости от пожизненно
складывающихся, любых и существенно различающихся условий у однояйцовых
близнецов якобы возникают заведомо одинаковые вкусы, пристрастия и черты
характера, являются весьма сомнительными. В разных условиях и обстоятельствах
при одних и тех же наследственных предпосылках могут сложиться не только разные,
но и прямо противоположные свойства характера.

Итак,
характер — это прижизненное приобретение личности, включающейся в систему
общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и
тем самым обретающей свою индивидуальность.    

Л и т е р а т у р а

1.
Личко А.Е. “Психопатии и акцентуации характера у подростков” — Москва:
«Педагогическая книга», 1992. — 287 с.

2.
Петровский А.В.  Введение в психологию.- Москва: Издательский центр “Академия”,
1995. — 496 с.

3.
«Характеры и судьбы». Учительская газета, 1994, №№ 34,35,36

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий