Содержание
Введение
1. Виды
клинико-психологической диагностики1.1 Понятие клинико-психологической
диагностики1.2 Виды
клинико-психологической диагностикиЗаключение
Список литературы
Введение
Клиническая психология – это отрасль
психологии, главными задачами которой является решение вопросов (как практических,
так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических
состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления,
реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия
различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний.Предметом клинической психологии
является изучение механизмов и закономерностей возникновения, стойких дезадаптивных
состояний. Таким образом, можно сказать, что клиническая психология занимается диагностикой,
коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе
знаний о возникающих дезадаптациях.Диагностический процесс это
процесс различения нормы и патологии. Он проводится через анализ различной информации
о развитии и жизни человека с целью сделать выводы о природе и причинах имеющейся
проблемы. Диагностический процесс завершается постановкой диагноза определением
характера расстройства.Клинико-психологический диагноз
представляет собой психологический анализ проблемы (оценка поведения, психических
функций и эмоций, состояния личности и внешних обстоятельств нарушения). Фактически
клинико-психологический диагноз представляет не просто правильное распознавание
и выбор подходящего названия расстройству, а описание особенностей поведения, мыслей
и чувств, характерных для того или иного психического расстройства.В психологической науке существуют
разные подходы к определению видов диагностики. Тем не менее, как показал анализ,
в некоторых учебных пособиях вопрос видов диагностики в клинической психологии опускается,
а сразу предлагается описание методологического инструментария. Все выше сказанное
обуславливает актуальность тему контрольной работы «Виды клинико-психологической
диагностики».Цель самостоятельной работы –
изучить виды клинико-психологической диагностики.Задачи работы:
—
Провести обзор литературных и учебных пособий по теме.—
Раскрыть понятие диагностики в клинической психологии.—
Рассмотреть различные подходы к выделению видов клинико-психологической
диагностики.1. Виды клинико-психологической диагностики
1.1 Понятие клинико-психологической диагностики
Клиническая психология частная
психологическая дисциплина, предмет которой — психические расстройства (нарушения)
и психические аспекты соматических расстройств/болезней. Сюда относятся следующие
разделы: этиология, анализ условий возникновения расстройств, классификация, диагностика,
эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья,
оценка)[бауманн].В клинической психологии диагностика
может служить трем целям: отнесение какого-то индивида (шире — какой-то единицы)
к какому-то классу системы классификации, объяснение трудностей и проблем, которые
ставятся в конкретном случае, и подготовка терапевтического решения.Диагностика как отнесение индивида
к элементу системы классификации в научно-теоретическом отношении представляет собой
наблюдение поведения индивида в релевантных для него ситуациях, ориентируясь при
этом на достаточные и необходимые законы манифестации для отдельных категориальных
понятий. БауманнЕсли рассматривать диагностику
как объяснение, то можно опираться на уже введенные понятия объяснения. Объяснительный
аргумент соответствует диагностической систематизации, антецедентные условия образуют
диагноз. Когда в конкретном случае ищут диспозиционное или историко-генетическое
объяснение какого-то расстройства, установление антецедентных условий всегда требует,
чтобы был поставлен диагноз. А когда в конкретном случае ставится диагноз, это всегда
приводит к диспозиционному и/или историко-генетическому объяснению, каким бы несовершенным
оно ни оказалось.Диагностика не только стремится
к идентификации и объяснению, но равным образом служит подготовке терапевтических
решений. Однако, анализируя эту функцию, мы выходим за пределы сферы клинической
психологии как науки и переходим в область клинической психологии как технологии
и прикладной сферы.Клинико-психологическая диагностика
имеет следующие функции: описание, классификация, объяснение, прогноз, оценка, которые
могут относиться как к отдельным индивидам, так и к межличностным системам (партнерам,
семьям, группам, организациям) и имеют значение и для исследования, и для практики.
В зависимости от функции и цели выбираются разные диагностические концепции и процессы,
а также, не в последнюю очередь, разные методы обследования.Описание проблемы или расстройства
(главные и сопутствующие признаки; степень выраженности продолжительность, интенсивность,
частота возникновения и глубина проблемы; обстоятельства, при которых происходит
возникновение или обострение патологического состояния);Формальная классификация проблемы
или расстройства (определение типа);Объяснение возможных причин или
условий возникновения проблемы или расстройства;Прогноз развития проблемы или
расстройства (формулирование предположений о развитии патологического состояния
в определенных обстоятельствах);Общая психологическая оценка (позволяет
составить дальнейший план действий и затем оценить их эффективность в процессе сравнения
оценки до начала и после окончания терапевтических воздействий)1.2 Виды клинико-психологической диагностики
Анализ литературы по проблеме
показал несколько подходов к определению видов клинико-психологической диагностики.Так, авторы учебного пособия [Бауманн]
говорят о диагностике свойств и диагностике поведения. Рассмотрим суть данного деления
в их понимании.Диагностика
свойствТрадиционная личностная диагностика
представляет собой диагностику свойств. Ее цель — предсказать поведение, основываясь
на базовых свойствах личности, в значительной мере определяющих поведение конкретного
человека. Гипотеза о наличии свойств, которые никак не зависят от времени и ситуации,
не нуждается в наблюдении и измерении поведения в разных жизненных ситуациях. Теоретические
рамки для диагностики свойств есть, в частности, в моделях личности Кеттела и Айзенка;
кроме того, диагностика свойств присутствует в понятии «факторы большой пятерки».В свете концепции Павлика (Pawlik, 1976), диагностика свойств в значительной мере соответствует
параметрам диагностики статуса, ориентированной на норму диагностики, тестам и диагностике
как измерению. Соединение тестовых ответов со свойствами (конструктами) происходит
чаще всего формально, с помощью факторного анализа. В отношении теории измерений,
большинство методов подхода свойств обосновываются классической теорией тестов.
При диагностике свойств часто преобладают формальные критерии качества (характеристики
пунктов, объективность, надежность); закрепление в поведении очень непрочное.В клинической практике подход
свойств широко распространен, прежде всего, в исследовании, а также в практике для
описания и классификации психических признаков и для оценки интервенций. Ля того,
чтобы компенсировать недостатки подхода свойств, рекомендуется комбинировать его
с приведенной ниже диагностикой поведения.Диагностика
поведенияПо мере того как росло значение
поведенческой терапии, развивалась также диагностика поведения, задача которой —
исходя из точного анализа проблемы и условий ее манифестации (анализа поведения)
получить сведения о возникновении, объяснении и поддержании какого-то поведения,
а также о возможностях его изменения. При использовании подходов анализа поведения
речь идет об эвристике, когда суждение выносится преимущественно по критериям пригодности
и в гораздо меньшей степени — по формальным критериям качественности или на основании
научной проверки.Ориентируясь на классическую линейную
модель, Канфер и Саслов (Kanfer &
Saslow, 1965) предложили так называемую «формулу поведения»,
состоящую из следующих показателей (см. рис. 1):S — стимульные условия, O — переменная организма, R — реакции, KV —
отношение контингентности, или план подкрепления (отношение между реакцией и последствием),
и C — последствия.Позитивное последствие (позитивное
подкрепление: C+) или отмена негативного последствия (негативное
подкрепление: ¢-) повышает вероятность наступления того или иного поведения;
отмена позитивного последствия (наказание, угашение: ¢+) или негативное последствие
(наказание: C-) снижает вероятность наступления соответствующего
поведения.
Рис. 1. Классическая формула поведения
в диагностике поведенияАвторы учебного пособия анализ
проблемного поведения с помощью этой «формулы поведения» поясняют на простом примере.Пример
Скука, фрустрация, одиночество
(S) при одновременной перегруженности на работе и длительном
недоедании (O), приводит к чрезмерному потреблению пищи
(R); это приводит к разным последствиям (C): хорошее самочувствие, развлечение (C+),
устранение скуки (¢-) и устранение физического дискомфорта (¢-); эти краткосрочные
последствия чаще всего наступают в ответ на проблемное поведение (чрезмерное потребление
пищи); таким образом, здесь имеет место интермиттирующее подкрепление, которым обусловливается
поведение, особенно резистентное к угасанию.Главная составляющая при анализе
проблемы в поведенческой терапии, по мнению авторов) — это функциональный анализ
условий возникновения какой-то проблемы, то есть поиск тех условий (пусковых механизмов),
которые ответственны за проблемное поведение. В результате функционального анализа
получается гипотетическая модель условий, которая в то же время является основой
для конкретных терапевтических действий. Модель условий содержит гипотезы о связях
условий и поведения, построенные на наблюдениях и теориях; эти гипотезы необходимо
подвергать повторной эмпирической проверке. Однако гипотетическая модель условий
может и не подтвердиться, даже если терапия оказалась успешной; исключение составляет
экспериментальный «N=1 план эксперимента».Решающий аспект функционального
анализа — это выбор: что же поставить в центр анализа в качестве проблемы (выбор
мишени), а также, какие бесчисленные возможные условия рассматривать действительно
как пусковые механизмы или как условия, значимые для последствий. На выбор отправного
пункта для анализа (какова проблема, которую требуется изменить?), естественно,
влияют и нормативные аспекты.Данными для предсказаний в диагностике
поведения являются прямые измерения вероятностей индивидуальной реакции на различные
жизненные ситуации (например, посредством стороннего наблюдения в естественном окружении,
экспериментальных аналогий и ролевых игр, самонаблюдения поведения в естественных
ситуациях и т. д.). Соответственно тестовое поведение в диагностике поведения представляет
собой как бы срез интересующего поведения. При таком подходе речь идет о диагностике
процесса, о диагностике, ориентированной на критерий, об инвентаризации и диагностике
как основе для принятия решения.Другой подход к выделению видов
клинико-психологической диагностики описан в учебном пособии [1 РЕпина].В диагностике авторы выделяют
два противоположных подхода: объясняющий и понимающий. Первый связан с нозологической
парадигмой клиническо-психологической диагностики, второй с описательно-феноменологической.
В нозологической парадигме психолог опирается на общие выводы, применимые к широким
группам людей. В описательно-феноменологической парадигме психолог делает акцент
на уникальной ситуации развития конкретного ребенка или семьи.Нозологическая парадигма предлагает
рассматривать психическую деятельность как набор отдельных процессов и состояний,
каждый из которых тесно связан с определенным биологическим основанием морфо-функциональным
субстратом. За каждым психическим состоянием стоит конкретный биологический процесс.
Таким образом, признаки нарушений психической деятельности полагаются объективными
по своему происхождению, поскольку в них отражаются вполне конкретные нарушения
морфо-функциональной основы (патогенез, вызванный каким-то этиологическим фактором).
Следовательно, распознавание по отдельным признакам скрытого органо-патологического
процесса позволяет определить суть и причины наблюдаемого расстройства.Нозологический подход заставляет
врача и клинического психолога видеть в особо протекающей психической деятельности
прежде всего внешние симптомы скрытой патологии или болезни. При этом диагност трактует
проявления психической деятельности и поведения с позиции человека, который лучше
пациента осведомлен о действительных (объективных) причинах того или иного состояния.
Вопрос же соотношения нормы и патологии из сферы психического переносится в область
биологического, тогда как на практике патология часто трактуется произвольно на
основе соотнесения собственного понимания истоков поведения и состояния пациента
с социальными нормами.Ведущий нозологический принцип
диагностики принцип объяснения, который основывается на понятности или непонятности
для стороннего наблюдателя (психолога или врача) поведения человека и особенностей
его психической деятельности.Основной акцент в нозологически
ориентированной клинико-психологической диагностике делается на различении отдельных
признаков расстройства и определении их связи с патологическим процессом. Патологические
признаки обозначаются с помощью системы симптомов.Симптом это строго фиксированное
по форме описание признака, соотнесенного с определенной патологией.Совокупность всех симптомов образует
симптомокомплекс, в котором можно выделить ряд закономерно сочетающихся друг с другом
симптомов, образующих синдром.Синдром это строго формализованное
описание закономерного и устойчивого сочетания симптомов.Использование понятий симптома
и синдрома позволяет описать состояние пациента строго формализованно, поскольку
раскладывает целостную психическую деятельность на отдельные типичные единицы, что
важно для распознавания сущности нарушения.На проявление симптомов влияют
такие факторы, как возраст, пол и культура, в которой воспитывался человек (контекст
поведения).В детском и подростковом возрасте
очень сложно провести четкую границу между болезненными нарушениями и допустимыми
отклонениями в психическом развитии, поскольку психика и личность ребенка еще только
развиваются.В детской клинической психологии,
придерживающейся нозологического принципа диагностики расстройств, действует нормативистский
подход к определению психической нормы и патологии, который заключается в следующем:
нормой считается то, что соответствует социально определенным задачам развития личности
ребенка на каждом возрастном этапе.Вместе с тем в детской клинической
психологии наряду с выраженным нормативистским уклоном есть тенденция рассматривать
процесс психического развития в тесной связи с формированием биологически целесообразного
оптимума функционирования органических процессов, обеспечивающих психическую активность
ребенка.Описательно-феноменологическая
парадигма клинико-психологического исследования не придерживается четкого разграничения
нормальной и нарушенной психической деятельности (или поведения). Здесь существенное
значение для диагностики имеют целостные субъективные переживания пациента и его
собственные трактовки своего состояния.Феноменологически ориентированное
клинико-психологическое исследование опирается на четыре основных принципа:—
принцип понимания,—
принцип эпохе (воздержания от суждения),—
принцип беспристрастности и точности описания,—
принцип контекстуальности.Принцип понимания предполагает
анализ субъективного смысла, который пациент вкладывает в те или иные феномены,
которые нам кажутся странными, ненормальными. Ведь один и тот же внешний феномен
после акта понимания может быть назван аутизмом либо интроверсией; амбивалентностью
либо нерешительностью; резонерством или демагогией.Принцип эпохе предполагает, что
необходимо абстрагироваться от синдромального мышления и не пытаться укладывать
наблюдаемые феномены в нозологические рамки.Принцип беспристрастности и точности
описания заключается в требовании исключить любые присущие диагносту субъективные
интерпретации состояния пациента с позиций собственного жизненного опыта, моральных
установок и прочих оценочных категорий. А также он предполагает тщательный подбор
слов для описания состояния пациента.Принцип контекстуальности подразумевает,
что феномен не существует изолированно, а является частью общего восприятия и понимания
человеком окружающего мира и самого себя. Контекстуальность позволяет определить
место, адекватность условиям и меру осознания пациентом того или иного психического
феномена.Ряд публикаций содержит следующее
деление на виды клинико-психологической диагностики.Диагностика бывает:
1)
нозологическая;2)
топическая заключается, главным образом в помощи психологов в нахождении
поражённой области мозга поражения мозга;3)
индивидуально-психологическая основана на диагностике личности человека,
для того, чтобы узнать его предрасположенность к разным болезням посредством его
личных черт и особенностей, а также этот способ позволяет сделать коррекционные
и реабилитационные рекомендации после болезни;4)
диагностика умственного развития детей и подростков в процессе онтогенеза
с целью выявления случаев недоразвития, задержки развития, искаженного развития
психики.5)
диагностика, взаимосвязанная с разными способами психологического влияния.
Психологическая диагностика должна быть до момента какого-либо воздействия.Согласно определения авторов пособия
[Тиганов] диагностика бывает негативная и позитивная.Негативная это вид исследований,
применяемых при различных состояниях нарушениях как психического, так и соматического
здоровья, целью которого является постановка диагноза, выявление патологических
механизмов функционирования, акцентуаций и т.п., дифференциация их от других, похожих
нарушений и состояний. Результаты негативной диагностики применяются в психиатрии
(большой и малой), нейропсихологии, психокоррекции и мн. др.Позитивная диагностика используется
для выявления личностных (индивидуальных) особенностей психики человека, характера
протекания некоторых его психических функций и ряда других. Данные, полученные в
этом виде диагностики, применимы во многих прикладных сферах (например при различных
профессионально-трудовых экспертизах, индивидуальном и групповом консультировании
и т.п.)Условно, все виды/типы диагностик,
используемых в рамках клинической психологии, можно разделить на:1. Клинические
—
дифференциально-диагностическую—
топическую2. Диагностику структуры и степени
выраженности нарушений психической функции3. Диагностику личностных особенностей
пациента4. Диагностику аномалий развития
в детском возрасте5. Экспертизы
—
военно-врачебную—
врачебно-трудовую—
судебно-психиатрическую6. Медико-педагогическую
7. Реабилитационную
8. Психокоррекцию.
По мнению автора контрольной работы,
приведенная выше классификация видов диагностики в клинической психологии, является
наиболее полной и практически ориентированной без излишнего философского анализа.Поскольку психопатологические
проявления представляют собой результативное выражение скрытых изменений сложных
мозговых процессов, то раскрыть характер лежащих в их основе нарушений мозговой
деятельности нельзя на основании только анализа этих появлений. Следствием этого
стало изучение закономерностей нарушения мозговых процессов, структуры и природы
психических заболеваний и патологических состояний мозга на всех уровнях в т.ч.
и методами психологии. Т.о., экспериментально-психологическое исследование должно
ответить на вопросы как нарушено течение (структура) самих психических процессов.В изучении конкретных аномалий
развития личности и недоразвития психики основные задачи психологических исследований
связаны с выявлением тех основных компонентов психической деятельности, недоразвитие
или аномалия которых обуславливает формирование патологической структуры психики.Как правило, психологические методы,
используемые в целях диагностики представляют собой умственные и практические задачи,
предлагаемые больным в виде разных комбинаций в зависимости от конкретных целей
диагностики. Так, для обнаружении утомляемости используют счет по Крепелину, метод
отыскания чисел; для выявлении патологии памяти тесты на заучивание словцифр,
опосредованное запоминание с помощью зрительных образов и ряд других. Существует
также множество как патопсихологических так и нейропсихологических методик изучения
расстройств речи, восприятия, праксиса и др. Все эти методики направлены преимущественно
на выявление интеллектуальных, речевых, перцептивных и т.п. расстройств, а возможности
экспериментально-психологического обнаружения симптомов изменения свойств личности
(эмоциональных, мотивационных и др.) более ограниченны.Наряду с вышеперечисленными задачами
эти методы играют и самостоятельную роль в распознании и диагностике ряда психических,
неврологических и соматических заболеваний. В этом случае они не являются продолжением
и дополнением клинического анализа психического или соматического статуса больного,
а расширяют возможности этого анализа.Одним из основных и наиболее плодотворных
путей развития клинической психологии является экспериментальное изучение закономерностей
измененного протекания психических процессов при различных патологиях мозга. Этот
подход характеризуется следующими критериями:1) экспериментальные методики
не унифицированы, а являются направленными на изучение нарушений определенного вида
патологии психики (например, метод формирования искусственных понятий)2) эти методики строятся по принципу
моделирования определенных ситуаций, требующих от больного выполнения заданий, в
процессе выполнения которых и появляются интересующие экспериментатора патологические
явления (например метод исключения предмета).Наряду с прицельным применением
диагностических методов существует и распространенный подход, основанный на использовании
ряда стандартизованных методов (опросников, тестов и т.п.). Эти методы не связанны
с изучением структуры самих психических процессов, а направлены на установлением
и определение выраженности свойств и особенностей психики и ряда других характеристик.
Условно их делят на интеллектуальные (например метод Бине, методика Векслера) и
личностные (тест Роршаха, ТАТ и др.).Заключение
В процессе подготовки данной работы
автором были решены следующие задачи:—
Проведен обзор литературных и учебных пособий по теме.—
Раскрыто понятие диагностики в клинической психологии.—
Рассмотрены различные подходы к выделению видов клинико-психологической
диагностики.К определению видов диагностики
есть несколько подходов:Наиболее полная классификация
видов приводится в учебном пособии [11]. Диагностика может быть:1. Клиническая
—
дифференциально-диагностическая—
топическая2. Диагностика структуры и степени
выраженности нарушений психической функции3. Диагностика личностных особенностей
пациента4. Диагностика аномалий развития
в детском возрасте5. Экспертизы
—
военно-врачебную—
врачебно-трудовую—
судебно-психиатрическую6. Медико-педагогическая
7. Реабилитационная
8. Психокоррекция.
Список
литературы1. Зейгарник
Б. В. Принципы построения патопсихологического эксперимента // Патопсихология: Хрестоматия
/ Сост. Н. Л. Белопольская. М.: Когито-Центр, 2000.2. Клиническая
психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002.3. Менделевич
В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. — М.: МЕДпресс,
2001. — 592 с.4. Мэш
Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,
2003.5. Николаева
В. В., Соколова Е. Т. Рекомендации к составлению психологических заключений // Патопсихология:
Хрестоматия / Сост. Н. Л. Белопольская. М.: Когито-Центр, 2000.6. Репина
Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии.- М. 2003 г.7. Рустанович
А.В., Шамрей В.К. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах, рисунках. Издание 3-е
дополненное и переработанное. – СПб.: ЭЛБИ. – 2006. – 216 с.8. Сидоров
П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов
медицинских вузов. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
— 416 с.9. Сидоров
П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов
медицинских вузов. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
— 381 с.10.
Словари и энциклопедии на Академике http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/16580011.
Тиганов А.С., Снежневский А.В., Орловская Д.Д. Руководство по психиатрии.
– М.: Медицина. – 1999. – 1496 с.12.
Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Ижица, 2002. — 224
с.