Елена Третьякова
Пресса
на рубеже XXI века переживает затяжной кризис. Все признают необходимым поиск
гуманных методов и технологий. В этом смысле российская текущая словесность
первой половины XIX столетия особенно ценный участок истории журнального
общения. Феномены этого замечательного периода дают шанс разрешить сегодняшние
проблемы, опираясь на лучшее в национальном самосознании.Один
из дебютантов русской текущей словесности 1840-х годов, Федор Михайлович
Достоевский, вступил в литературу, движимый мыслью, что журналистика должна
слышать и передавать не только голос АВТОРА, но и голоса ПЕРСОНАЖЕЙ. Роман
«Бедные люди» показал, что писатель отдает преимущество тем средствам
изображения, которые способны показать человека не как безгласный предмет, а
как субъект собственного слога. Он способствовал тому, чтобы понятие
«слог» (широко используемое в выражениях типа «писано хорошим
слогом«; »писано дурным слогом») перестало восприниматься вне
конкретных отношений между пишущим и всеми остальными (персонажами,
читателями).Слог
способ словесного выражения, обладающий известной стилевой целостностью. Он
обусловлен тем, как пишущий понимает и отражает свою связь с другими людьми.
Эта связь способна оказать решительное влияние на качества повествования,-
настаивал Достоевский. Для этого он изобразил разные способы письменного
общения между людьми.Один
из способов «ратазяевский» представлен как неблаготворно влияющий
на человеческую коммуникацию (в число писаний Ратазяева входят пародии на
исторический роман 1830-х годов, на великосветскую повесть, на статьи
Белинского об Александре Сегреевиче Пушкине и гумористические наброски
миргородской жизни). Другой способ сочувственная переписка между образованной
бедной дворяночкой Варенькой Доброселовой и незаметным петербургским чиновником
Макаром Алексеевичем Девушкииным показан как оптимизирующий чувства и
взаимоотношения людей.Об
особенностях дискурса, предопределенных тенденцией к моно- или полифонизму,
исследователи словесной деятельности заговорили значительно позднее, чем Федор
Михайлович Достоевский [1]. М.М.Бахтин в первой половине, а во второй половине
XX века Э.Бенвенист, французские поструктуралисты и другие исследователи
экстралингвистических факторов речи обосновали методы анализа, позволяющие
установить, в какой мере предмет и адресат журнального слова оказываются
субъектами собственного слога, либо (под воздействием сторонних идеологических
манипуляций) превращаются в повод для проявлений слога авторского.В
концепт СЛОГ у Достоевского входят три значения слов, составляющих
синонимическую пару слагать/складывать:1)
сочинять («слагаю стихи»),2)
формировать человека и его судьбу («телосложение», «так судьба
сложилась»),3)
соединять («сложить усилия», «живу вдвойне, потому что вы тоже
живете весьма близко от меня»,- пишет Девушкин).Все
три смысла важны в концепции отношений между Варенькой и Макаром Алексеевичем.После
прогулки на острова Макар Девушкин сообщает: «Я-то думал, маточка, что вы
мне все вчерашнее настоящими стихами опишете, а у вас и всего-то вышел один
простой листик. Я к тому говорю, что вы хотя и мало мне на листике вашем
написали, но зато необыкновенно хорошо и сладко описали и природу, и разные
картины сельские, и все остальное про чувства одним словом, все это вы очень
хорошо описали. А вот у меня так нет таланту. Хоть десять страниц намарай, так
ничего не выходит, ничего не опишешь. Я уж пробовал. Пишете вы мне, родная моя,
что я человек добрый, не злолюбивый, ко вреду ближнего не способный и благость
Господню, в природе являемую, разумеющий, и разные, наконец, похвалы воздаете
мне. Все это правда, все это совершенная правда; я и действительно таков, как
вы говорите, и сам это знаю; но как прочтешь такое, как вы пишете, так поневоле
умилится сердце…» [2].В
связи с ситуацией сочинительства (значение 1) показаны и сопоставлены друг с
другом слог сформированный и несформированный. Удручающее состояние слога
Макара Алексеевича вполне очевидно, но значение 2 (формирование как программа
судьбы человека) вводит в сюжет возможность надежды на лучшее. Значение 3
(зависимость этой программы от обоих участников коммуникации) намечает роль
Вареньки. Ей дано спасти, а не погубить Макара Девушкина (она Доброселова
потому, что селит в нем добро).Итак,
то, что концепт СЛОГ у Достоевского сигнализирует о внутренней необходимости
человека прибрать слова для своих чувств и мыслей, было очевидно уже в первом
романе этого писателя. «Бедные люди» убедительно показали:
литературная практика тех, кто общается с людьми на манер Ратазяева, влечет за
собой деструкцию слога и порчу жизненного пространства.Дом,
где поселился Ратазяев, страдает от наплыва вечных неустройств. Но избавление
от катастрофически разверзшихся хлябей приносит возможность общения,
формирующего хороший слог. Такая возможность появилась у маленького старого
чиновника в переписке с Варенькой Доброселовой. Из рук этой доброй девушки
Макар Алексеевич получил самую ценную для него книгу «Повести
Белкина».Включенные
в роман, суждения Макара Девушкина о литературе продемонстрировали тонкое
мастерство Достоевского-полемиста. Он, как когда-то Пушкин в памфлетах
Феофилакта Косичкина, имитировал мнение скромного необразованного читателя. И достиг
великолепного комического эффекта: подвергнув насмешке низкопробные журнальные
штампы, осветил переписку смиренных обитателей петербургских углов атмосферой
теплого животворного юмора.Достоевский
полагал, что журналистика должна способствовать формированию хорошего слога и
стимулировать процесс индивидуальной душевной работы читателей. Смысловая
емкость мира становится богаче для читателя только тогда, когда в
соприкосновении с адресованными ему текстами он остается вольным в принятии
выводов и оценок. Важно и еще одно условие: вселенная, многократно увеличив
просматриваемый разумом объем, не должна терять своей подчиненности мерам
человеческого и человечного.Макар
Девушкин радостно сообщал Вареньке Доброселовой о своем нечаянном открытии:
«…Случается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя
книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена. Да и что самому
прежде невдогад было, так вот здесь, как начнешь читать в такой книжке, так сам
все помаленьку и припомнишь, и разыщешь, и разгадаешь…<…> а это читаешь,-
словно сам написал, точно это, примерно говоря, мое собственное сердце, какое
уж оно там ни есть, взял его, людям выворотил изнанкой, да и писал все подробно
вот так!» (Т.1. С.59).Это
откровение перифразировало мысль, высказанную Белинским в 1844-м году в одной
из статей цикла «Сочинения Александра Пушкина»: «Но каким
образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что должно делать для
этого при изучении его произведений?Изучать
поэта, значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с
его произведениями, но и перечувствовать, пережить их <…> …всякий
великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые формы
общечеловеческое, и потому, в созданиях поэта, люди, восхищающиеся ими, всегда
находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами
чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или о чем мыслили, но
чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слова, и что,
следовательно, поэт умел только выразить. Чем выше поэт, то есть чем
общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создания, так что
читатель удивляется, как ему самому не вошло в голову создать что-нибудь
подобное: ведь это так просто и легко!» [3].Однако
смысл всего, происшедшего с Девушкиным на страницах романа Достоевского,
заключался в том, чтобы оспорить намерение критика встать между Пушкиным и
большинством простых читателей журналов. Работая над «Бедными людьми»
(роман закончен в 1845-м году), Достоевский напряженно думал о том, что текущая
словесность не должна препятствовать внутреннему становлению людей. Тайна
личности, отразившаяся в творениях поэта, принадлежит каждому в отдельности.
Личное знакомство с текстами Пушкина способно даже такого задавленного
обстоятельствами бедного чиновника уверенно сказать о себе: «Сердцем и
мыслями я человек».Форма
повествования роман в письмах была выходом к внелитературной драматизации
действия. В повествовании (письменном общении двух героев) драматическое, эпическое,
лирическое не были категориями чисто литературного рода, а совпадали со вполне
реальными способами жизненной самооценки людей. Было заметно, что словесность
Достоевский понимает как некое драматическое единство, создавать которое
следует не впадая в монологическую декламацию, а глубоко вникая в
субъективность всех живых голосов и будучи тактичным в каждом стороннем
высказывании о человеке.Федор
Михайлович ощущал, что пространство «журнальной сцены» это жизнь, и
старался напомнить журналистам, что они создают не плоское зеркало. Все
отражаемое в журналистике выходит из внутреннего пространства человеческих душ
и устремляется обратно.Список литературы
1.
М.М.Бахтин, в середине 1920-х годов впервые поставивший вопрос о новаторстве
взглядов писателя (см. статью: Волошинов В. Слово в жизни и слово в поэзии,
«Звезда, 1926, N 6 и книгу Бахтин М.М.»Проблемы творчества
Достоевского», 1929), подробно разработал философские и эстетические
аспекты проблематики полифонизма в словесной деятельности (см. его книгу
«Эстетика словесного творчества», М., 1979).2.
Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Л.,1972. Т.1. С.79.В дальнейшем
тексты Достоевского цитируются по этому изданию.3.
Белинский В.Г. Собр. соч. в 3-х т. М.,1948. Т.3. С.376.