(восприятия, истолкование, оценка)
И.А.
Бунин – человек трагической судьбы. Один из представителей знаменитого
дворянского рода, умеющий тонко чувствовать окружающий мир, поэтические
одаренный, он вынужден был покинуть родину после октябрьского переворота, но
его сердце навсегда осталось в России. Ведь этот человек родился с русской
душой. И.А. Бунин создал замечательные произведения как в стихах, так и в
прозе. Его лирика легка и мелодична, ее можно сравнить со стихами Тютчева или
Фета. У Бунина – такое же восхищение природой, ее обожествление.Стихотворение
«Ночь» было написано в 1901 году. Великолепный пейзаж в нем переплетается с
эмоциональным состоянием лирического героя, его ощущениями. Это философское
размышление о смысле бытия, конечности и одновременно бесконечности жизни.
Стихотворение можно разделить на четыре части. Первая часть – первое
четверостишие. Если тема произведения связана с названием, то идея звучит как в
первом, так и в последнем четверостишии:Ищу
я в этом мире сочетаньяПрекрасного
и вечного.«Прекрасное»
для Бунина – это ночь, тишина, звезда, воспоминания о любви, а «вечное»
философские раздумья об историческом пути человечества. Именно эти слова в
стихотворении ключевые, они определяют его композицию.На
фоне прекрасного ночного пейзажа, пытаясь постичь звездные тайны, поэт
размышляет «о вечном»:Как
письмена мерцают в тверди синейПлеяды,
Вега, Марс и Орион.Люблю
я их теченье над пустынейИ
тайный смысл их царственных имен!Восклицание
подчеркивает эпитеты. Так что же это за «тайный смысл»? Для лирического героя
это не просто названия небесных светил, это путь истории человечества,
древнегреческие и древнеримские имена богов, героев.Далее
поэт рассуждает о конечности жизни. Человек живет, любит, наслаждается, не
думая о смерти. Но она приходит, и все исчезает:Как
ныне я, мирьяды глаз следилиИх
древний путь. И в глубине вековВсе,
для кого они во тьме светили,Исчезли
в ней, как след среди песков.Лирический
герой вспоминает древнейшие цивилизации: Евфрат и Нил – это реки, на которых
возникли Древний Египет и государства Междуречья, а Мемфис и Вавилон – названия
их столиц. На побережье Черного моря (Понта) «бродили тавро-скифы», а теперь
следы былых цивилизаций превратились в «лазурно-фосфорическую пыль».
Размышления о вечном наполнены печалью.Но
для чего же человек живет, что «связует нас с отжившими»?Для
героя стихотворения – это воспоминания о любви. Они «прекрасны» и «вечны»
одновременно, и мы видим, как меняется настроение в этой части, как
преображается мир:И
не забыть мне этой ночи звездной,-Когда
весь мир любил я для одной!Восклицательное
предложение подчеркивает, насколько велика всепоглощающая сила любви. И пусть
эти мгновения так быстротечны, но ради них и стоит жить. Любовь для лирического
героя «прекрасна и вечна»:Люблю
ее за счастие слияньяВ
одной любви с любовью всех времен!В
этих словах звучит основная мысль стихотворения.Использование
слов с высокой поэтической окраской придает размышлению «о вечном» особый,
торжественный смысл: «мерцают», «отжившими», «связует», «Плеяды» и т.д. Особой
величественностью наполнены и метафоры: небо – «синяя твердь», движение звезд
по ночному небу – «движенье над пустыней», поверхность ночного моря – «бледная
сталь». Особую стилистическую окраску придают имена собственные. Для автора
Марс и Юпитер – это не только названия планет, это и имена древнеримских богов,
история человечества.Во
второй части преобладают нейтральные слова. Здесь для Бунина важно передать
свои чувства, переживания, и торжественность сменяется задушевностью.Стихотворение
написано Александрийским стихом – шестистопным ямбом. Я думаю, что такая форма
не случайна, ведь поэт размышляет о судьбе древнейших цивилизаций. С синтаксической
точки зрения можно отметить такую особенность, что иногда предложение
оканчивается не в конце строки, а в середине, как бы разрывает ее, делает
паузу. Это тоже характерно для Александрийского стиха. Восклицательные
предложения в размышлениях поэта подчеркивают основные мысли, а в третьей части
– меняют настроение.Мне
очень нравятся стихи Бунина своей глубиной, напевностью и мелодичностью, яркими
образами. В своем творчестве он использовал лучшие традиции поэтов
девятнадцатого века. И в тоже время его творчество индивидуально. В этом
заключается настоящий талант.Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/