Что нужно человеку для счастья? (по лирике М. И. Цветаевой)

Дата: 12.03.2014

		

Видно,
грусть оставила в наследство.

Ты,
о мама, девочкам своим!

М.
Цветаева

Марина
Ивановна Цветаева поразительно талантлива, но столь же трагична. Ее дар рано
проявился и многое сулил, а обернулся лишь мучительной судьбой и ранним уходом.

 Дети
— это взгляды боязливых.

Ножек
шаловливых по паркету стук.

Дети
— это солнце в пасмурных мотивах,

Целый
мир гипотез радостных наук…

Дети
— это отдых, миг покоя краткий.

Богу
у кроватки трепетный обет,

Дети
— это мира нежные загадки,

И
в самих загадках кроется ответ!

Прекрасные
времена детства и ранней юности оставили вдуше Марины Ивановны светлый след, а
потом пришла любовь, большая, на всю жизнь, и Цветаева смело и решительно
шагнула ей навстречу.

 Я
с вызовом ношу его кольцо!


Да, в Вечности — жена, не на бумаге! —

Чрезмерно
узкое его лицо

Подобно
шпаге…

В
его лице я рыцарству верна,


Всем вам, кто жил и умирал без страху!

Такие
— в роковые времена —

Слагают
стансы — и идут на плаху.

 Очень
рано и поразительно верно она оценила характер Сергея Эфрона, своего
возлюбленного и мужа, сильного и благородного человека. Свет этой любви помог
Цветаевой пережить холодные и голодные революционные годы в Москве, стойко, не
бросая творчества, жить в ожидании встречи. И когда ради этого пришлось уехать
из России, Марина Ивановна не усомнилась. Она не родину покидала, а ехала к
любимому, который нуждался в ней, но волей судьбы оказался на чужбине.

 Как
правая и левая рука —

Твоя
душа моей душе близка.

Мы
смежены, блаженно и тепло,

Как
правое и левое крыло.

Но
вихрь встает — и бездна пролегла

От
правого — до левого крыла!

 В
эмиграции было очень тяжело, но не только сложности быта обременяли Цветаеву.
Она понимала, что нужна своим близким, что это ее крест, и несла его, гордо
подняв голову. Это было время напряженной творческой работы. Ведь поэзия для
Марины Ивановны была сродни жизни. В своем творчестве она не покривила душой,
не солгала, не было таких благ, ради которых можно было поступиться
вдохновением, истиной. Это единственная опора в тяжелые годы скитаний по
Европе, когда самоутверждался и складывался стиль Цветаевой. Она пыталась
разобраться в своей душе, в поэтическом даре, за который, она была уверена,
придется еще заплатить высокую цену.

 Стихи
растут, как звезды и как розы,

Как
красота — ненужная в семье.

А
на венцы и на апофеозы —

Один
ответ: — Откуда мне сие?

Мы
спим — и вот, сквозь каменные плиты.

Небесный
гость в четыре лепестка.

О
мир, пойми. Певцом — во сне — открыты

Закон
звезды и формула цветка.

 Цветаева
жила единой мечтой — вернуться в Россию, без которой не мыслила своего
существования, от которой никогда не отрекалась. Этой надеждой держалась в
самые тяжелые и безрадостные периоды жизни, но прежде всего она была поэтом,
чутко переживающим время, слышащим малейшие нюансы души.

 Как
по канату и как на свет.

Слепо
и без возврата.

Ибо
раз голос тебе, поэт,

Дан,
остальное — взято.

 Я
уверена, в определенные периоды, или даже в мгновения, Цветаева была счастлива,
но не той обывательской меркой, когда решающее слово за сытым и спокойным
существованием, а мерой творца, оправдывающего свое существование каждодневным
упорным трудом; своей необходимостью близким и любимым ею людям; осуществляющейся
мечтой — возвращением в Россию.

Но
временами ее охватывали сомнения, и тогда появлялись горькие, разрывающие душу
строки.

 Тоска
по родине!

Давно
Разоблаченная морока!

Мне
совершенно все равно —

Где
совершенно одинокой Быть…

В
себя, в единоличье чувств.

Камчатским
медведем без льдины

Где
не ужиться (и не тщусь!).

Где
унижаться — мне едино.

 Мне
кажется, Марине Цветаевой, как, впрочем, и каждому, для счастья нужно было
очень мало и одновременно безмерно много: любовь, семья, творчество. Почти все
у нее было отнято, и она отказалась от жизни, потому что никогда не шла на
сделки, компромиссы. Она была максималисткой, ей нужно все — или ничего. И
когда судьба отняла у нее любимых, Марина Ивановна не смогла больше жить.

Я
не сужу ее и не оправдываю, у меня нет такого права. Лишь пытаюсь понять, как
смогла она, довольно хрупкая и слабая физически, вынести на своих плечах
столько горя, не сломаться, а перелить его в талантливые стихи — своеобразную
летопись жизни, помогающую оценить масштаб ее личности.

 Ни
к городу и ни к селу —

Езжай,
мой сын, в свою страну, —

В
край — всем краям наоборот! —

Куда
назад идти — вперед

Идти,
особенно — тебе…

Нас
родина не позовет!

Езжай,
мой сын, домой — вперед —

В
свой край, в свой век, в свой час,— от нас —

В
Россию — вас, в Россию — масс…

 К
Марине Цветаевой пришла известность, но слишком поздно, она и это предвидела.
Как жаль, что в России умеют ценить лишь умерших, а поэту хочется счастья и
признания при жизни, короткой, как правило.

 Моим
стихам, написанным так рано.

Что
и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся,
как брызги из фонтана,

Как
искры из ракет…

Разбросанным
в пыли по магазинам.

(Где
их никто не брал и не берет!).

Моим
стихам, как драгоценным винам.

Настанет
свой черед.

Горькое
и гордое провидение, не правда ли?!

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий