В
первой половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые были
подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование
в рассказах «Царь-рыба».Главные
герои «Царь-рыбы» — это Природа и Человек. Критики назвали
произведение социально-философским. Мысли и чувства автора имеют
общечеловеческое значение. Название повествованию дала глава
«Царь-рыба», имеющая обобщенный символический смысл. Царь-рыба — это
огромный осетр. С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения
природы. Борьба завершается драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдается
человеку, она уходит от него, унося в своем теле крючки. Очень драматично
выглядит финал борьбы — рыба уходит от человека, чтобы умереть: «Яростная,
тяжело раненная, но не укрощенная, она грохнулась где-то в невидимости,
плеснулась в холодной заверти, буйство охватило освободившуюся, волшебную
царь-рыбу».Речь
в повествовании идет и о трагедии Человека, который связан с Природой теснейшей
связью, но забыл об этом и губит себя и ее. Мы росли в эпоху Чернобыля. Нам
всегда будут памятны кошмары картины ядерной катастрофы. Если человечество не
сумеет изменить свое сознание, то новые катастрофы просто неизбежны. А ведь
несколько десятилетий назад А. И. Вернадский создал свое учение о ноосфере —
сфере человеческого разума, где необходимо «мыслить и действовать… не
только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или союзов, но
и планетарном аспекте».Понятие
«человечество» возникло несколько веков назад, однако лишь в
последние годы люди начали учиться чувствовать себя человечеством —
нераздельной общностью. Почему проблемы экологии приобретают такую остроту?
Ответ прост: сегодня человечество оказывает на природу такое же по силе
влияние, как, например, самые сильные шторма или мощные извержения вулканов. А
нередко человечество и превосходит стихийные разрушительные силы природы.
Возвращение к «райскому саду», то есть к нетронутой природе, уже
абсолютно невозможно. Однако вопросы взаимоотношений человека и природы должны
решаться с учетом этического фактора.В
повествовании «Царь-рыба» все герои — главные. Это и Аким, и Николай
Петрович, Киряга и многие другие. Виктор Астафьев сделал одним из главных
героев и образ автора, стремясь к провозглашению и утверждению дорогих его
сердцу нравственных принципов. Виктор Астафьев новаторски переходит от
повествования к размышлению, от картин природы к публицистике.Выбор
автором формы произведения — повествование в рассказах — не случаен. Эта форма
позволила Астафьеву отстраниться от строгой сюжетности повествования, чего не
позволяет, например, форма романа. Одна из главных задач «Царь-рыбы»
— обличение браконьерства в наиболее широком толковании этого слова. Ведь
браконьер — это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства.
Браконьер — это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и
тот, кто дает разрешение на вырубку девственных лесов. «Царь-рыба» —
это не сборник тематически связанных между собой рассказов, а именно
повествование.Всепоглощающая
идея автора о нераздельности Человека и Природы плавно перетекает из главы в
главу, раскрываясь все с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы,
расширяя объем философской, экономической, социальной задачи, стоящей перед
всеми людьми. Большое идейно-художественное значение имеет и место действия
«Царь-рыбы» — Сибирь. Эти огромные неосвоенные пространства
одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири
основываются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне. «Так что же я ищу?
Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа». Виктор Астафьев не дает
готовых ответов на поставленные в повествовании ответы. От читателя требуется
мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только
человек. Это задача настоящего и будущего.Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/