Искусство
должно и даже обязано сберечь сколь возможно все черты народной красоты.
Лесков
Повесть
Лескова “Очарованный странник” была написана во второй половине XIX века. В
центре этого произведения — жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича
Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты народного характера русского
человека.
Лесков
отмечает внешнее сходство Ивана Северьяновича с легендарным героем былин Ильей
Муромцем. “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми
волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был
одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в
высоком черном суконномколпачке… Этому новому нашему спутнику… по виду
можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова
богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий
дедушку Илью Муромца…”,— пишет Лесков.
Из
дальнейшего повествования нам становится известна жизнь этого человека. Он
родился “в крепостном звании” и происходил из дворовых людей графа К. из
Орловской губернии. Живя “при отце на кучерском дворе”, он “постиг тайну
познания в животном” и полюбил коней да быструю езду.
Будучи
у своей матери “молитвенным сыном”, Иван был “сыном обещанным” и с самого
рождения предназначен для служения Богу. Но судьба жестоко обошлась с этим
человеком. Он вопреки своей воле совершает такие поступки, которые невозможно
оправдать: убийство невинного монаха, женщины, которую любил. По сути дела, он
не был виновен в своих преступлениях. Кажется, что человека преследует злой
рок. Недаром Ивану Флягину предсказал умирающий старец: “А вот… тебе
знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет
твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и
пойдешь в чернецы”.
Причиной
многих поступков Флягина была огромная природная сила, которая “так живчиком и
переливается” по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые
безрассудные поступки. Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно,
в азарте быстрой езды. И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с
годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.
Но
мы видим, что богатырская мощь, ловкость и быстрота героя — это не всегда
разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и графиней в
Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть. Он останавливает лошадей,
спасает своих хозяев, хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва. “Не знаю,
жалко ли мне господ или себя стало, но только я, видя неминуемую гибель, с
подседельной бросился прямо на дышло и на конце повис… Тут только я опомнился
и пришел в страх, и руки у меня оторвались, и я полетел и ничего уже не
помню…”
Иван
демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за
безрассудного удальства попадает он в плен к татарам. В плену он тоскует по
родине: “… домой хочется… тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже
когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, встану тихо, вся татарва от зною
попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на
степи… Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется
обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь”.
Прожил
он у татар десять лет (и они к нему относились уважительно), а тоска по родине
не проходила. Герой убегает из плена, как только у него появляется такая
возможность. Когда позднее Иван уходит в монашество, его в наказание надолго
сажают в погреб. Но там ему все равно лучше, чем в степи: “Ну нет-с: как можно
сравнивать? здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали”.
Вера
для русского человека всегда имеет большое значение. Поэтому Иван Флягин так
мучается среди чужих в плену. Среди ночи он “выползал потихоньку за ставку… и
начинал молиться”. “Так молишься,— говорит Иван,— что даже снег инда под
коленами протает и где слезы падали — утром травку увидишь”.
Герой
много испытал на своем веку. Его широкая душа становится еще шире от встречи с
Грушей. Он сумел понять ее, самозабвенно и преданно полюбить. Груша гибнет.
Уходит неизвестно куда и Иван, но встречает на пути старика со старухой. И идет
вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. За военный подвиг его
представляют к награде, производят в офицеры. Но Иван все равно недоволен
собой. Ему не дает покоя голос совести. Он становится одержим идеей
самопожертвования, ему “за народ очень помереть хочется”.
В
конце повести Иван оправдан, очищен от грехов. Он стал монахом, чернецом, как и
предрекал умирающий старец, и обрел успокоение в монастыре. Отвергнув самое
первое призвание к Богу, он “прошел от одной стражбы до другой, все более и
более претерпевая, но нигде не погиб, пока все… монахом в ведении
предреченное в настоящем житейском исполнении оправдалось” за его недоверие.
На
примере “очарованного богатыря” Ивана Флягина Лесков открывает читателю черты
русского национального характера. Этот герой далеко не идеальный. Он
противоречив: и добр, и жесток; и прост, и хитер; глубок и легкомыслен;
поэтичен и груб. Он совершает безрассудные поступки, но и приносит людям добро.
В этом образе очень хорошо показана широта русской натуры, ее, если можно так
выразиться, безграничность.
Лев
Толстой говорил: “Лесков — писатель будущего, его жизнь в литературе глубоко
поучительна”. Подлинное значение литературной деятельности Лескова открывается
нам сегодня в полном объеме. Мы восхищаемся его героями-праведниками, его
прекрасным, народным языком. И его литературный дар навсегда останется в
истории великой русской культуры.