Борьба американских колоний Англии за независимость. Образование США

Дата: 12.03.2014

		

Содержание

Введение

1. Политические причины войны за независимость колоний

2. Экономические причины войны за независимость колоний

3. Ход войны за независимость
английских колоний

4. Декларация независимости — ее принципы и значение

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Война за независимость США, именуемая
«Американской революцией» (1775-1783) — война между Великобританией (лоялистами)
и революционерами 13 английских колоний (патриотами), которые провозгласили
свою независимость от английской короны, как самостоятельное союзное
государство, в 1776 году. В основе причин войны за независимость лежало
своеобразие развития колоний Америки и виток стычек колоний с метрополией.

В исторической науке —
американистике — одним из главенствующих является тот подход, который
обосновывал эволюционность и преемственность в развитии американского
государства и Конституции. Согласно ему, революция преследовала цель не
изменить, а закрепить демократические политические принципы колониальной эпохи,
спасти их от узурпаторских поползновений английской власти. [1]
Второй подход, напротив, обосновывал радикально обновленческий характер
воздействия революции на американское государство: согласно ему, недемократизм
колониальной политической системы был главной причиной, вызвавшей к жизни
революцию. [2]

Что касается отечественной
историографии, то до второй половины 80-х годов 20 в., критика исторической
науки США считалась сильной стороной нашей американистики. [3]
Исследования ученых советского времени сохраняют научное значение, но в свете
возможностей и требований новейшего обществознания политический опыт США
заслуживает дальнейшего всестороннего изучения, осмысления и обобщения. Среди
авторов наибольший интерес вызывают работы В.В. Согрина, плодотворно пишущего
на разные темы по истории США времен революции. Позитивной стороной его работ
советского времени (потому что он писал и позже) является привлечение им
всевозможных источников времен принятия Конституции, а также всех периодов
Американской войны за независимость.[4]
Новейшие работы В.В. Согрина приобрели направление обобщающих монографий[5].

В целом, в отечественной
историографии доминирует тот взгляд, что основы американской государственности
наметились в колониальный период и оформились в горниле революции конца 18 в. На
данное время, разнообразные оценки политического опыта США характерны для
профессиональной американистики, как отечественной, так и зарубежной.

Источниками по нашей теме стали
документы конституционного характера, периодические издания (памфлеты) и
философские труды деятелей Просвещения. Важным источником является Декларация
независимости 1776 года. [6]

Целью нашей работы является
описание исторических причин и хода войны за независимость английских колоний в
1775-1783 гг и документальных последствий, важных для понимания процесса
формирования государственности США.

Для решения поставленной цели
были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть экономические и
политические причины войны за независимость;

2. Описать ход войны за
независимость;

3. Дать анализ Декларации независимости
1776 года.


1. Политические причины войны за независимость
колоний

Колонисты Северной Америки
изначально не отличались ни едиными религиозными убеждениями, ни равным
социальным статусом, ни однородной национальной основой. [7]
Каждая колония жила своими интересами, но в целом, они составляли особый мир
американских колоний 18 века — пестрый, подвижный, который перерабатывал идеи
старого мира и формировал свои, новые запросы, отличные от Старого Света.

На формирование государственного
строя Америки повлияло, естественно, английское политической наследие. В
английской системе управления существовали 2 принципа:

1) ограниченность полномочий
правительства и 2) представительная власть. [8]
Английский Билль о правах 1689 года был так же очень важен для американских
колонистов, он разграничивал права и обязанности правителя и применялся к
американским поселенцам — выходцам из Англии, в той же степени, что и к
англичанам. Одной из предпосылок американской революции послужило убеждение
колонистов в том, что они лишены основных прав, заложенных в Билле[9].

Колониальные правительства так
же заложили свои основы национальной государственности.

К 1640 году около 25 тысяч
человек были раскиданы по более чем тысячемильному Восточному побережью, причем
связь между поселениями поддерживалась в основном через Англию, ни о какой
глобальной системе коммуникации не могло идти и речи, контакты поддерживались в
лучшем случае с ближайшими соседями. Инструкции колониям от их правителей в
Англии поступали расплывчатые, противоречивые, а кроме того поступали все реже
и реже. Политическая нестабильность мешала и финансированию колоний. Положение
колоний в этот период было очень непростым. Шаткое положение короля 17 века
позволяло даже сомневаться в действительности хартий, на основании которых
действовали колонисты. [10]
Таким образом, колонисты во многом были пребывали в состоянии относительной
свободы, когда надеяться можно было преимущественно на самих себя.

Практически все американские
колонии были основаны не английским правительством, а торговыми компаниями или
частными лицами, которым давались соответствующие документы с правами на
что-либо. Во время колониальной эры внешние документы — хартии (charters) и патенты (patents),
написанные в Англии для колонистов, выполняли конституционные функции. Хартии,
хотя и написанные в Англии, позволяли колонистам и даже подталкивали их к
созданию местной власти в рамках хартии, легитимизировали всяческую
политическую активность[11].

В течение нескольких десятилетий
изолированные сообщества, разбросанные по американскому континенту, развили
исторически важную политическую идею — идею письменной конституции, заключенной
в едином документе, принятой с прямого согласия граждан.

Сначала в американских
конституционных документах имело место только неполное описание простейших
политических институтов. Постепенно такое описание стало более обширным,
детализованным и полным и в конечном итоге стало включать все, что мы
ассоциируем с конституцией — определение источника государственной власти (суверенитета),
распределение государственной власти между институтами, определение границ
государственной власти.

Первые конституции штатов
занимают очень важное место в развитии американского конституционализма. Они
явились кульминацией длительного процесса создания конституционных документов в
Америке. К лету 1787 года отцы-основатели США, многие из которых участвовали в
написании конституций штатов, могли опираться на опыт создания и описания
политических институтов и могли оценить практический эффект подобных институтов[12].

Рассмотрим, какие социальные
круги формировали политическую культуру колоний.

В Америке избирательным правом
пользовались от 50 до 75% взрослых белых мужчин, в свою очередь составлявших
около 20% американского населения (остальные были дети, женщины, рабы). Владение
земельной собственностью (или долгосрочная аренда) оставались главным критерием
предоставления избирательного права в Северной Америке на протяжении всего
колониального периода. Наряду с имуществом другим важнейшим атрибутом
достойного кандидата в депутаты считалась образованность. Она опять-таки была
напрямую связана с материальным положением, ибо образование в Северной Америке
стоило дорого. В Америке этому принципу следовали богатые семьи. Особенно
престижным было участие в колониальных советах. Списки колониальных советов в
18 в. на 90% состояли из фамилий «первых семей» Америки [13].

Ассамблеи, нижние палаты
законодательных собраний, были более демократичны. Кроме богатых
землевладельцев из «первых семей» в них заседали также купцы,
адвокаты, средние земельные собственники. Но и они в своем большинстве входили
в американский верхний класс. Социально-политическое поведение верхнего класса
Америки, в том числе той его части, которую можно отнести к политической элите,
претерпело серьезную перемену в 1760-1770-х гг. В этот период провинциальная
элита вовлекается в широкое демократическое движение, основную массу которого
составляли средний и нижний классы; более того, становится его политическим и
идейным лидером. В результате произошла политическая «смычка» трех
американских классов, но политическое и идейное лидерство принадлежало по
преимуществу выходцам из провинциальной элиты.

С 1760-х гг. Великобритания
фактически стала править в Северной Америке наподобие абсолютной монархии,
пытаясь насаждать режим, присущий феодальным обществам[14].
Американцы были потрясены и возмущены попыткой создания у них нового
абсолютизма. Начались политические волнения и выступления против
Великобритании, а их идеологическим знаменем стали антиабсолютистские и
антифеодальные доктрины Просвещения, пропагандировавшие именно те идеалы,
которые намеревались отстоять американцы.

Толкование идей Просвещения
применительно к собственной ситуации американцы 18 века почерпнули из сочинений
французских просветителей Монтескье и Руссо.

Общество оказалось в центре
внимания самой известной работы Руссо — «Об общественном договоре,
или Принципы политического права» (1762). Руссо пишет, что люди достигли
такого предела, когда они вынуждены объединиться. Задача людей, стремившихся к
объединению, как указывает Руссо: «Найти такую форму ассоциации, которая
защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов
ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется,
однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Отыскав
нужную им форму ассоциации, люди заключают Общественный договор. Так получается
новое государство.

В отличие от общих рассуждений
Руссо, Монтескье создал первую развернутую политическую доктрину в идеологии
просветительства, подкрепляя ее историческими и правовыми фактами. В своих
исследованиях он стремился выявить законы истории[15].
По его мнению, государство и законы появляются вследствие войн. Закономерности
общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации (отсюда
название его главного труда) [16].

Пытаясь установить соотношение
между физическими причинами, определяющими политическую жизнь, Монтескье замечал,
что законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы
добывают себе средства к жизни. Ведущую роль среди физических причин Монтескье
отводил географическим факторам. Сама постановка вопроса о значении
географической среды в жизни общества была плодотворной, ибо ориентировала
политическую мысль на выявление объективных причин государства и права[17].

Развивая учение Локка, Монтескье
выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Сосредоточение
всей полноты власти в руках одного лица, учреждения или сословия неминуемо
ведет к злоупотреблениям и произволу. Нужен такой порядок, указывал Монтескье,
при котором «одна власть останавливает другую»[18].
Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по
сравнению с предшествующими концепциями. Идеологически теория разделения властей
была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию
компромисса буржуазии и дворянства. [19]

Итак, у образованных американцев
(а такой была политическая элита США) были теоретические труды крупных
мыслителей прошлого и настоящего, позволяющие оперировать предложенными
рекомендациями согласно американской ситуации.

В антиколониальном движении в
Северной Америке можно выделить три этапа: умеренный, радикальный и
революционный. Смена этапов и течений сопровождалась обновлением американской
политической идеологии.

Самым ярким представителем
умеренного этапа и течения антиколониального движения был массачусетец Джеймс
Отис. Отис доказывал, что знаменитые английские Билль о правах и Хабеас корпус
акт, гарантировавшие неприкосновенность личности, собственности и жилища, в
равной степени распространяются и на американцев. Над волей монарха и
парламента он возвышал не только английскую Конституцию, но и естественное
право: «Закон, противоречащий Конституции, недействителен; закон,
противоречащий естественному праву, также недействителен»[20].

Отис обращался к естественно-правовому
учению, дополнял уже известные теории рассуждениями о естественном равенстве
жителей метрополии и колоний:

«Формулируя идею
естественных прав колонистов, я полагаю доказанным тот факт, что они являются
людьми, общими детьми того же Создателя, что и их братья из Великобритании. Природа
наделила всех равенством и совершенной свободой, чтобы действовать в границах
закона, определенного природой и разумом, и не зависеть от воли, настроения,
страсти или прихоти любых других людей
«.

В своих практических
рекомендациях Отис предлагал американцам бороться за представительство в
британском парламенте, но эти его призывы не встретили должной поддержки. Сэмюэль
Адамс, утвердившийся на рубеже 1760-1770-х гг. на ведущей позиции в
патриотическом движении Массачусетса, прямо указывал, что борьба патриотов за
депутатские места в английском законодательном органе уводит их на ложный путь[21].

Из идей Отиса американское
патриотическое движение заимствовало в первую очередь апелляцию к принципам
английской Конституции и естественного права. Но со временем колонисты
попытались опереться на собственные хартии и стали требовать наделения всей
полнотой законодательной власти в Северной Америке провинциальных ассамблей. Так
оформилась концепция гомруля — государственного самоуправления
североамериканских провинций, ставшая главной в патриотическом движении на его
радикальном этапе.

Полное обоснование концепции гомруля
дал выдающийся американский просветитель Б. Франклин, представитель
радикального движения. Его схема заключалась в следующем: североамериканские
провинции, которые Франклин начал называть государствами, и Англия — равноправные
и суверенные части империи; высшая законодательная власть в них принадлежит
собственным представительным органам, соответственно ассамблеям и парламенту,
при этом парламент не имеет никаких преимуществ перед ассамблеями и не
располагает никакими правами в Новом Свете; связь между двумя политическими
сообществами осуществляет король, причем власть его в обеих частях империи в
равной мере ограничивается выборными органами; хранилищем прав и свобод
американцев и англичан становятся общественные договоры (в провинциях роль
таковых выполняют хартии), одобренные представительными собраниями. Хартии и их
изменение, указывал Франклин, находятся вне сферы королевской власти: «Хартии
священны, нарушьте их — и существующая связь империи (королевская власть над
нами) будет уничтожена»[22].

Для Франклина верность
английскому монарху вытекала из убеждения в необходимости сохранить Британскую
империю. Отрицание власти короля вплоть до возникновения революционной ситуации
в Северной Америке в середине 1770-х гг. казался кощунством любому из
радикальных патриотов.

Доктрина гомруля приобретала все
более радикальное звучание по мере приближения Войны за независимость. Радикальное
движение все реже ссылалось и на английскую Конституцию, зато все чаще источником
свобод и прав американцев объявлялись законы природы, что позволяло
провозглашать самые смелые лозунги, в том числе права на заключение
общественного договора, сопротивление тирании, разрыв с деспотическим
правительством и другие.

Революционная доктрина была
высказана впервые не американцем, а английским радикалом Томасом Пейном,
который прибыл в Северную Америку в 1774 г. В январе 1776 г. в памфлете «Здравый
смысл» он развил две революционные доктрины: законченную во всех чертах
концепцию образования независимого американского государства и концепцию
республиканизма, провозглашавшую курс на революционные внутриполитические
преобразования в Северной Америке.

Пейн сосредоточился на критике
«местных и давно устоявшихся предрассудков». Главный предрассудок
заключался в том, что усиление английского гнета было результатом «заговора»
в британском парламенте, а король-де к нему не причастен. «Король, — убеждал
Пейн американцев, приводя при этом разнообразные доказательства, — не потерпит
никаких законов, кроме тех, которые отвечают его целям», а потому
сохранение связей с Англией через монарха, минуя парламент, не уничтожает
колониальной зависимости[23].
Критика иллюзий, связанных с «доброй волей» английского монарха,
перерастала в «Здравом смысле» в развернутую критику самого института
монархии.

Памфлет Пейна также критиковал
английскую Конституцию. Анализируя схему смешанного правления, лежавшую в
основе английского государственного строя, Пейн доказывал, что две из трех
ветвей этого правления — монархия и палата лордов — не имеют никакого отношения
к воле избирателей. Они представляли собой остатки монархической и
аристократической тирании. Выборной была только третья ветвь — палата общин. Но
она, как свидетельствовал опыт, не в состоянии обуздать монархическую и
аристократическую тиранию. Поэтому Пейн предложил свое определение конституции,
которым и стали руководствоваться американцы:

«Это — свод положений,
на который можно ссылаться, цитируя статью за статьей. На его принципах должны
зиждиться государственная власть, характер ее структуры и полномочий; способ
избрания и продолжительность существования парламентов или других подобных
органов, как бы их ни называли; полномочия, которыми будет облечена
исполнительная власть в государстве, — словом все то, что касается полной
организации гражданского управления и принципов, которые лягут в основу ее
действий и которыми она будет связана
«[24].

Памфлет Пейна разошелся в
колониях рекордным тиражом в 120 тыс. экземпляров (примерно такое количество
американцев участвовало в патриотическом движении) и способствовал резкому
ускорению радикальных перемен в умонастроениях американцев[25].

Демократизация коснулась и
политической практики Северной Америки. Развились неизвестные прежде формы
политических действий народа: массовые сходки, собрания, митинги. Создавались
всевозможные самодеятельные политические организации, самыми известными среди
которых стали «Сыны свободы». На них посредством прямого
волеизъявления принимались резолюции, воззвания, всевозможные манифесты и
декларации. Политика переставала быть уделом верхнего класса, в нее все более
активно вовлекались нижние слои. Так формировалась непосредственная или прямая
демократия, начинавшая соперничать с демократией представительной.

Это подготавливало не только
антиколониальную революцию, но и демократическую перестройку государственного
управления внутри самой Америки. До 1776 года народ поддерживал провинциальную
элиту в борьбе против английского господства, а недовольство недемократическими
порядками во внутриполитической организации провинции выражал достаточно робко.
[26]
В предреволюционное десятилетие антиколониальная активность простых американцев
постоянно возрастала. Американские ремесленники, фермеры и матросы, собирались
на митингах и городских собраниях в поддержку антианглийских мер, громили дома
колониальных чиновников, брали в руки оружие и решительно защищали американские
интересы в вооруженных схватках с профессиональной английской армией. Подобной
политической активности народ никогда прежде не проявлял. Ее нарастание
стимулировало в массах то убеждение, что и сами простые американцы достойны
больших прав, как экономических, так и политических.

Повсеместная политизация и
радикализация колониальной прессы служила катализатором революционных событий,
интерпретатором провозглашаемых лозунгов, своеобразным стражем конституционных
свобод. С 1763 по 1783 годы двести американских типографий выпустили около
девяти тысяч печатных изданий — книг, газет и плакатов; из них, по крайней
мере, две тысячи были политическими памфлетами. Их назначение — попасть как
можно быстрее в руки читателя и склонить его на сторону того или иного лагеря —
делало памфлеты необычайно злободневными. Вторая половина 1760-х гг. — время
расцвета таланта таких выдающихся публицистов и журналистов периода Революции,
как Бенджамин Франклин, Джеймс Отис, Джон Дикинсон, Томас Пейн, Томас
Джефферсон, Александр Гамильтон, Джон Адамс, Сэмюэл Адамс, Дэниэл Дюлани,
Сэмюэл Сибери.

В конце 1767 г. в газете «The Pennsylvania Chronicle» («Пенсильванская
хроника«) начали публиковаться »Письма пенсильванского фермера
жителям британских колоний», направленные против британских актов и
получившие чрезвычайно широкий резонанс как в самих колониях, так и в Англии.
«Письма», выходившие в период с 1767 по 1768 годы, представляли собой
публицистические размышления не только о насущных проблемах американцев, но и о
будущем нации. Их автором был юрист и политический деятель Джон Дикинсон, он
апеллировал к здравому смыслу, требуя уравнивания колоний в правах с
метрополией и контроля над правительством[27].

Итак, в 1760-1770-х гг. в
Америке стала развиваться революция, которую можно назвать внутриполитической и
которая развивалась от ограничения привилегий и власти провинциальной элиты и
расширения прав среднего и нижнего классов к ликвидации колониальной
зависимости Северной Америки от Англии, затем к развитию демократии. Как идейная
революция, она сплотила разные по социальному статусу слои в общую американскую
нацию.


2. Экономические причины войны за независимость
колоний

Экономически невыгодно
складывались отношения между английским деловым миром и американцами. Начиная с
середины 17 века, Великобритания старалась установить полный контроль над
экономическими операциями американских колоний, реализуя схему, при которой все
промышленные товары (от металлических пуговиц до рыболовецких судов) импортировались
в колонии из метрополии в обмен на сырье и сельскохозяйственные товары. При
этой схеме английские предприниматели, равно как и английское правительство,
были крайне незаинтересованы в развитии промышленности в колониях, а также в
торговле колоний с кем бы то ни было кроме метрополии[28].

А тем временем американская
промышленность (главным образом в северных колониях) достигла значительных
успехов. Особенно американские промышленники преуспели в постройке судов, что
позволило быстро наладить торговлю с Вест-Индией и тем самым найти рынок сбыта
для отечественной мануфактуры. Английский парламент счел эти успехи настолько
угрожающими, что с 1750 году издавал законы, запрещающие колониям то или другое.
И это не считая множества пошлин и налоговых сборов на товары, которые
колонисты собственноручно ввозили домой.

В 18 веке не существовало налога
на доходы, как в наши дни. Именно поэтому, если британцы хотели чтобы
американские колонисты платили больше налогов в английскую казну, то необходимо
было поднять налоги на некоторые потребляемые товары или же повысить налоги на
импортируемые товары [29].

Например, в 1765 году парламент
Англии принял Закон о гербовом сборе, который предусматривал, что все
официальные документы, контракты, газеты, включая лицензии на деятельность
таверн должны оформляться по закону и иметь специальный герб, который можно
приобрести у печатника. По закону, все торговые и иные гражданские документы
облагались штемпельным сбором. Закон о гербовом сборе был открыто несправедлив
к американцам. Так, например, чтобы получить права нотариуса в Англии надо было
заплатить 2 фунта стерлингов, а в Америке — 10. [30]

В 1767 году премьер министр
Англии объявил, что у него есть секретный план, как выудить деньги из американцев.
План заключался в повышении налогов на некоторые импортированные товары: чай,
краски, стекло, бумагу (Акты Тауншенда). Но этим нарушалось обещание, данное
колонистам, при выселении их из Англии: «Они, так и все их потомки будут
иметь одинаковые права с английскими подданными, все равно как-бы они жили в
самой Англии»[31].
Американцы согласились платить эти пошлины в таком только случае, когда их
уполномоченные будут заседать в английском парламенте, когда они будут иметь
там право голоса и дадут на них свое согласие. Английский парламента не обратил
на это требование никакого внимания, издавши в 1765 году, как было сказано
выше, для северной Америки «штемпельный акт», по которому все жители
ее должны были употреблять бумагу со штемпелем для всех торговых и судебных дел.
Во многих местах в Америке начались тогда волнения. Введение налога на газеты
вызвали к жизни брошюры массачусетского юриста Джеймса Отиса «Права
британских колоний« и будущего губернатора Род-Айленда Гопкинса »Права
колонистов», в которых доказывалось, что право обложения налогами должно
находиться в связи с представительством.

В том же 1765 г. в Нью-Йорке
собрался «Конгресс против штемпельного сбора», представлявший собою
большую часть колоний; он выработал Декларацию прав колоний. Почти во всех
колониях стали появляться организации «Сыны свободы». Среди лидеров
«Сынов свободы» был Джон Адамс — один из отцов-основателей США и
будущий второй президент страны.

Все эти события произвели
впечатление на английский парламент, и в 1766 г. Акт о гербовом сборе был
отменен; но вместе с тем английский парламент торжественно объявил о своем
праве и впредь «издавать законы и постановления, касающиеся всех сторон
жизни колоний»[32].
Это заявление, несмотря на декларативный его характер, могло только усилить
негодование в Америке, которому, вместе с тем, реальная победа в вопросе о
штемпельном сборе придавала энергию и силы.

В 1767 г. Англия обложила
таможенными пошлинами ввозимые в американские колонии стекло, свинец, бумагу,
краски и чай; затем, когда нью-йоркское законодательное собрание отказало в
субсидии английскому гарнизону, английский парламент ответил отказом в
утверждении каких бы то ни было постановлений нью-йоркского законодательного
собрания, пока оно не смирится; в то же время министерство приказало
губернаторам распускать законодательные собрания, которые будут протестовать
против английских властей. Американцы отвечали агитацией за неупотребление
подлежащих оплате пошлинами товаров (например, колонисты объявили, что назовут
бесчестным каждого, кто вздумает покупать чай в английском магазине) — и
действительно, эти товары стали доставлять английскому казначейству доходов
менее, чем ожидалось[33].

Таким образом, ко второй
половине 18 века население американских колоний все явственнее выступало как
общность людей, находившихся в конфронтации с метрополией.


3. Ход войны за независимость английских колоний

Искрой, из которой разгорелась
американская революция, стало «Бостонское чаепитие». Бостон, как и
вся Массачусетская колония, уже давно считались в Британии «возмутителями
спокойствия«. В 1773 г. группа заговорщиков из ячейки »Сыны свободы»,
переоделись индейцами, забралась на три судна в Бостонской гавани и побросали в
воду 342 ящика с чаем. Это событие стали называть Бостонским чаепитием. Правительство
ответило репрессиями против Массачусетса: в Бостоне запрещалась морская
торговля, отменялась партия Массачусетса, распускалось её законодательное
собрание[34].

Но за Массачусетсом стояла вся
Америка: пришлось распустить и другие законодательные собрания. Английское
правительство пошло на самые решительные шаги для усмирения мятежников. Порт
был блокирован вплоть до уплаты городскими войсками компенсации за уничтоженный
груз. Англичане упорно не хотели замечать широты мятежа, полагая его делом
группы радикально настроенных фанатиков. Но карательная акция против Бостона не
только не усмирила мятежников, но и послужила всем американским колониям
призывом сплотиться воедино для борьбы за независимость.

После бостонского инцидента,
запретившего законодательные собрания, они, однако, продолжали собираться, а 5
сентября 1774 года открылся в Филадельфии совершенно уже нелегальный Конгресс
представителей от 12 колоний (55 представителей от всех американских колоний
Великобритании, за исключением Джорджии), выбранных законодательными собраниями.
Конгресс получил название — Первый Континентальный конгресс, на нем
присутствовали Джордж Вашингтон, Самуель и Джон Адамс и другие видные
американские деятели. Первый Континентальный конгресс сделал обзор законов,
нарушающих интересы колоний. Конгресс выработал петицию к королю и воззвание к
английскому народу, эти документы признавали связь Америки с метрополией, но
настаивали на отмене последних парламентских актов относительно колоний и
требовали справедливости, угрожая в противном случае прекращением торговли с
Англией. Была издана «Декларация прав и жалоб», которая содержала
заявление о правах американских колоний на «жизнь, свободу и собственность»,
а также выражала протест против таможенной и налоговой политики метрополии. Конгресс
объявлял бойкот английским товарам вплоть до полной отмены дискриминационных
актов[35].

17 апреля 1775 произошло первое
вооруженное столкновение между британскими войсками и американскими
сепаратистами. Тем временем, 10 мая в Филадельфии собрался Второй Конгресс 13
колоний, который с одной стороны подал петицию королю Англии Георгу III о
защите от произвола колониальной администрации, а с другой начал мобилизацию
вооруженного ополчения, во главе которого стал Джордж Вашингтон. Король охарактеризовал
ситуацию в североамериканских колониях как восстание[36].

В работе второго
Континентального Конгресса (10 мая 1775 — 1 марта 1781) принимали участие 65
депутатов от всех американских колоний, хотя представители от Джорджии
присоединились к Конгрессу только 20 июля. Фактически второй Континентальный
конгресс взял на себя роль национального правительства в ходе Войны за
независимость США.

Результаты работы Конгресса
могут быть изложены в следующем списке важных для страны решений:

10 мая 1776 года Конгресс издал
резолюцию, по которой любой колонии, не имеющей правительства, следовало
сформировать таковое.

15 мая 1776 года Конгресс издал
преамбулу, в которой предлагалось отказаться от клятвы верности английской
короне и по предложению Самюэля Адамса конгресс официально санкционировал
образование независимых от Англии штатов. Колонии объявили себя республиками-штатами,
а 1 июля 1776 года законодательным собранием Виргинии была принята так
называемая Виргинская декларация прав, которая явилась первой декларацией в
истории американского народа. Эта декларация охватывала весь круг идей,
обосновывавших отделение от Англии и образование демократической республики. Она
говорила о защите «жизни, свободы и собственности»[37].
Почти повсеместно в штатах были приняты свои «билли о правах», которые
провозглашали свободу слова, совести, собраний, неприкосновенности личности и т.д.
Политическая власть перешла в руки национальной буржуазии и плантаторов.

4 июля 1776 года была подписана
Декларация Независимости, которая стала самым важным документом, выработанным в
ходе работы конгресса. Декларация независимости стала первым документом, в
котором колонии именовались, как «Соединенные Штаты Америки».

14 июля 1776 года Конгресс
принял решение о создании Континентальной армии и назначил Джорджа Вашингтона
главнокомандующим американским ополчением. Начались систематические военные
действия между английскими и американскими войсками и населением.

15 ноября 1777 года были изданы
«Статьи Конфедерации», которые стали первым конституционным
документом Соединенных Штатов.

Статьи Конфедерации были приняты
на Втором континентальном конгрессе 15 ноября 1777 года в Йорке (Пенсильвания) и
ратифицированы всеми тринадцатью штатами (последним это сделал Мэриленд 1 марта
1781 года). В Статьях Конфедерации устанавливались полномочия и органы власти
Конфедерации. Согласно статьям, Конфедерация решала вопросы войны и мира,
дипломатии, западных территорий, денежного обращения и государственных займов,
в то время как остальные вопросы оставались за штатами. Очень скоро стало
очевидно, что полномочия правительства Конфедерации были очень ограниченными (в
частности, оно не имело полномочий по налогообложению) и это ослабляло единство
нового государства. Другим крупным недостатком стало равное представительство
от штатов в Конгрессе Конфедерации, что вызывало недовольство больших и
густонаселёных штатов. Критика Статей Конфедерации и необходимость «образования
более совершенного Союза» привели к принятию в 1787 году Конституции США,
которая заменила Статьи Конфедерации[38].

Потеряв основные войска в
Северной Америке, Великобритания села, наконец, за стол переговоров в Париже, 30
ноября 1782 года было заключено перемирие, а 3 сентября 1783 года
Великобритания признала независимость США (Версальский мирный договор 1783).25
ноября 1783 года последние британские войска покинули Нью-Йорк. Независимое
американское правительство передало Флориду Испании, отказалось от прав на
западный берег Миссисипи в пользу Франции и признало права Великобритании на
Канаду.

Таким образом, в ходе войны за
независимость, депутаты от колоний, собираясь на свои конгрессы, независимые от
представителей колониальной администрации, вырабатывали шаг за шагом документы
и законы, которые постепенно лягут в основу формулировок Конституции нового
государства — США.

Следует отметить, что, после
войны молодое государство оказалось в тяжелом положении. Экономика была
подорвана долголетней войной и разрывом прежних экономических связей. Необычайно
возросла стоимость жизни, почти все население было обременено долгами[39].

Наиболее радикально настроенные
элементы желали продолжения революции, мечтая о равенстве собственности. Консервативные
силы, сожалея о произошедшем перевороте, искали пути примирения с бывшей
метрополией. Конгресс, лишенный реальной власти, судорожно искал выход из
создавшегося положения. Молодой нации были нужны государственное оформление и
защита.

4. Декларация независимости — ее принципы и
значение

7 июня 1776 г.Р.Г. Ли на
заседании конгресса внес поддержанную Дж. Адамсом резолюцию, утверждавшую:
«что эти Соединенные Колонии являются и по праву должны быть свободными и
независимыми Штатами; что они полностью освобождаются от верности британской
короне; что всякая политическая связь между ними и государством Великобритания
является и должна быть полностью расторгнута». После дебатов, прошедших 7
— 10 июня, голосование резолюции было отложено до 1 июля, а 11 июня для
подготовки Декларации в поддержку этой резолюции избран комитет в составе Т. Джефферсона,
Дж. Адамса, Б. Франклина, Р. Шермана и Р.Р. Ливингстона. Комитет поручил
составить проект Декларации Джефферсону, который 17 дней (с 11 по 28 июня) работал
над ее текстом, не прибегая к помощи научных трактатов, памфлетов или коллег по
комитету. Декларация, как вспоминал позднее ее автор, была призвана «служить
выражением американских устремлений и придать ему должный тон и дух»[40].

Декларация независимости не
только объясняла причины, побудившие американцев к отделению от метрополии. Это
был первый в истории документ, провозгласивший принцип суверенитета как основы
государственного устройства:

«Поэтому мы, от имени и
по уполномочию доброго народа этих колоний, торжественно записываем и заявляем,
что эти соединенные колонии являются и по праву должны быть свободными и
независимыми штатами, что они освобождаются от всякой зависимости по отношению к
британской короне и что все политические связи между ними и Британским государством
должны быть полностью разорваны, что в качестве свободных и независимых штатов
они полномочны объявлять войну, заключать мирные договоры, вступать в союзы, вести
торговлю, совершать любые другие действия и все то, на что имеет право независимое
государство
«[41].

Формулировки Декларации
утверждали за народом право на восстание и свержение деспотического
правительства:

«В случае, если какая-либо
форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет
право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких
принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим
образом обеспечат людям безопасность и счастье. Но когда длинный ряд
злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели,
свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом,
свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на
будущее становится правом и обязанностью народа»
.

Декларация провозглашала
основные идеи демократии — равенство людей, их «неотъемлемые права, среди
которых право на жизнь, свободу и на стремление к счастью». Декларация
независимости определяла в качестве основы прав жителей провинций только «законы
природы и ее создателя». В Декларации давалось новое, соответствующее
республиканскому идеалу, определение договорной основы государственной власти. Декларация,
подобно «Здравому смыслу» Пейна, исключала из числа участников
общественного договора государя и провозглашала, что «справедливая власть»
правительства зиждется только на «согласии управляемых»: » Мы
исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их
Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь,
свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются
правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых»
[42].

Большую часть Декларации занимает
изложение всевозможных обвинений в адрес парламента и монархии Англии,
насаждавших в Северной Америке политический произвол и ущемлявших экономические
интересы колонистов.

Подлинное же значение Декларации
заключено в ее социально-философской части, где изложены три основополагающие
доктрины просветителей: о равенстве естественных прав человека, об общественном
договоре как источнике политической власти, о праве на революционное
ниспровержение деспотического правительства.

Значение Декларации Независимости
заключается так же в следующем. Во-первых, Декларация Независимости явилась
инструментом для разрыва с Великобританией и создала модель для создания
политического общества. Во-вторых, этот документ служил для определения
американцев как народа. Декларация стала первой частью национального
гражданского договора (compact), определила
основополагающие ценности, явилась основой образования Соединенных Штатов. В
третьих, так как Конституция заменила Статьи Конфедерации, но не Декларацию
Независимости, американцы до настоящего времени живут при действующем
национальном гражданском договоре (compact), частью
которого является Декларация Независимости[43].


Заключение

В американских колониях на
протяжении 17 — 18 веков сложилась своеобразная политическая культура, граждане
которой смогли сбросить монархическое правление. Учитывая факторы
географической отдаленности, исторического своеобразия и других, закладывающих
основу свободолюбия американцев, проанализировав развитие конституционных идей
и документов в Америке 17 — 18 вв. мы установили, что колонисты принесли в
Новый Свет привычку заключать договора между собой, в которых были прописаны
необходимые законы общежития. Договора были пропитаны религиозным
мировоззрением, юридическими формулировки, ссылками на достижения английской
политической традиции, идеями философов Просвещения, историков и правоведов. Постепенно
колонисты сформировали общие принципы и структуру договора для всех граждан —
письменной конституции, которая состояла из преамбулы, перечисления законов,
общих для всех граждан и биллей о правах и свободах граждан. В преамбуле
концентрировались общефилософские принципы понимания гражданами что есть
государство, для чего оно создается, что будет охранять.

В общем и целом, конституционная
система американских колоний была уже во многом разработана на протяжении 17 в.

18 век стал временем крупных
перемен для колоний Америки, временем складывания единой нации, которая заявила
об отделении от метрополии и образовала новое государство — США.

Представительные учреждения
колоний, развиваясь численно и политически, постепенно вступили в череду
длительных конфликтов с губернаторами — ставленниками монархической власти
английского короля. Колонисты сначала добивались для себя сохранения тех же
прав, что и для жителей метрополии (особенно представительства в парламенте),
затем экономической самостоятельности, затем защищали те свободы, изложенные в
хартиях, которые метрополия решила отобрать. Налоги, вводимые Англией для
колоний Америки с середины 18 века, бунты американцев, ответные силовые меры
Английского правительства привели к радикализации политической культуры колоний
и непосредственно к войне за независимость.

Американцы сосредоточились на
цели — добиться независимости от метрополии и обсуждали механизмы
функционирования будущего государства.

Во время войны за независимость
1775-1783 гг были сформированы, приняты и проверены на практике конституционные
документы нового государства — отделившихся от метрополии штатов. Также во
время войны начало функционировать общеамериканское национальное правительство —
Колониальный Конгресс, которому подчинялась колониальная армия.

Согласно указаниям Конгресса,
штаты сформировали новые правительства, объявив себя республиками, приняли
заявления об отказе от клятвы верности английской короне, декларации прав. Для
все штатов была принята Декларация независимости (1776, 4 июля),
провозглашавшая ценности нового государства. Декларация опиралась на основные
идеи демократии — равенстве естественных прав человека, общественном договоре
как источники политической власти, праве на свержение деспотическ5ого
правительства. В Декларации провозглашался суверенитет нового государства.

15 ноября 1777 г. Были изданы
Статьи Конфедерации, в которых устанавливались полномочия и органы власти
Конфедерации. Жизненная практика функционирования Статей Конфедерации
подтолкнула политическую элиту к созданию нового конституционного документа для
нового государства. Им стала, как известно, Конституция 1787 года.

Декларация Независимости и
Статьи Конфедерации вместе сформировали первый американский национальный
гражданский договор (compact). Декларация Независимости
и Конституция Соединенных Штатов сформировали второй национальный гражданский
договор (compact), действующий и поныне. При этом
второй гражданский договор не заменил первый, но органично развился из него.


Список использованных источников и литературы

Источники

1. Декларация независимости от 4 июля 1776 г. // Соединенные Штаты Америки.
Конституция и законодательные акты. Т.1/Под ред. О.А. Жидкова. — М.: Прогресс,
1993, С.90-91.

2. Монтескье, Ш. Избранные произведения / Ш. Монтескье. — М.: Гос. изд-во
Политической Литературы, 1955. — 546 с.

3. Пейн, Т. Избранные сочинения / Т. Пейн. — М.: Изд-во полит. лит-ры,
1959. — 422 с.

Литература

4. Азаркин, Н.М. Монтескье / Н.М. Азаркин. — М.: Юридическая литература,
1988. — 218 с.

5. Азимов, А. История США: Освоение Северной Америки / А. Азимов. —
М.: Слово, 2003. — 278 с.

6. Бир, Д. Британская колониальная политика 1754-1765 гг / Д. Бир.
— М.: Наука, 1992. — 456 с.

7. Болховитинов, Н.Н. США: проблемы истории и современная историография
/ Н.Н. Болховитинов. — М.: Наука, 1980. — 405 с.

8. Бурстин, А. Американцы: демократический опыт / А. Бурстин. — М.:
Наука, 1993. — 567 с.

9. Бурстин, А. Американцы: колониальный опыт / А. Бурстин. — М.: Наука,
1993. — 589 с.

10. Дробышевский, С.А. Классические теоретические представления о государстве,
праве и политике. / С.А. Дробышевский. — Красноярск: изд-во КГУ, 1998. — 378 с.

11. История США. В 4 тт. Т.1.1607-1877/Под ред.Н. Н. Болховитинова.
— М.: Наука, 1983. — 567 с.

12. Иванян, Э.А. История США / Э.А. Иванян. — М.: Дрофа, 2006. — 576
с.

13. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. — М.: Юрист,
2005. — 456 с.

14. Лайтфут, К. Права человека по-американски: от колониальных времен
до «нового курса» /К. Лайтфут. — М.: Прогресс, 1983. — 287 с.

15. Майроф, Б. Лики демократии. Американские лидеры: герои, аристократы,
диссиденты, демократы /Б. Майроф. — М.: Дрофа, 2000. — 390 с.

16. Невинс, А., Коммаджер, Г. История США: От английской колонии до
мировой державы / А. Невинс, Г. Коммаджер. — Нью-Йорк: Телекс, 1991. — 440 с.

17. Основные проблемы истории США в американской историографии. От колониального
периода до гражданской войны 1861-1865гг / Под ред. Г.Н. Севастьянова. — М.: Наука,
1971. — 370 с.

18. Севостьянов, Г.Н. Война за независимость и образование СШ. / Г.Н.
Севостьянов. — М.: Наука, 1976. — 349 с.

19. Слезкин, И.Ю., У истоков американской истории: Виргиния, Новый Плимут
1606 – 1642 / И.Ю. Слезкин. — М.: Наука,
1978. — 367 с.

20. Словарь американской истории с колониальных времен до первой мировой
войны / Под ред. А.А.
Фурсенко. — СПб., 1997. — 890 с.

21. Согрин, В.В. Джефферсон: человек, мыслитель, политик / В.В. Согрин.
— М.: Наука, 1989. — 280 с.

22. Согрин, В.В. Идейные течения в Американской революции XVIII века
/ В.В. Согрин. — М.: Наука, 1980. — 389 с.

23. Согрин, В.В. Идеология в американской истории: от отцов-основателей
до конца 20 в. В.В. Согрин.
— М.: Взгляд, 1995. — 456 с.

24. Согрин, В.В. Политическая власть, демократия и олигархия в Северной
Америке колониальной эпохи /В.В. Согрин // Новая и новейшая история. — 2001. — №
1. — С.23-37.

25. Согрин, В.В. Становление демократии. История политической системы
США /В.В. Согрин // Наука и жизнь. — 1990. — № 6. — С.16-22.

26. Ушаков, В.А. Статьи Конфедерации и вечного союза — первая американская
конституция (к истории изучения) В.А. Ушаков // Проблемы всеобщей истории. — М.:
Наука, 1973, С.45-56.

27. Фридмэн, Л. Введение в американское право / Л. Фридмэн. — М.: Прогресс,
1993. — 284 с.


[1]
Невинс, А., Коммаджер, Г. История США: От английской колонии до мировой державы
/ А. Невинс, Г. Коммаджер.- Нью-Йорк: Телекс, 1991. — 440 с.

[2]
Лайтфут, К. Права человека по-американски: от колониальных времен до «нового
курса» /К. Лайтфут.- М.: Прогресс, 1983. — 287 с.; Фридмэн, Л. Введение в
американское право / Л. Фридмэн.- М.: Прогресс, 1993. — 284 с.

[3]
Болховитинов, Н.Н. США: проблемы истории и современная историография / Н.Н.
Болховитинов.- М.: Наука, 1980. — 405 с.; Основные проблемы истории США в
американской историографии. От колониального периода до гражданской войны
1861-1865гг / Под ред. Г.Н.Севастьянова.- М.: Наука, 1971. — 370 с.

[4]
Согрин, В.В. Политическая история США. XVII — XX вв/ В.В. Согрин.- М.
Издательство «Весь Мир», 2001 . — 378 с.; Согрин, В.В. Политическая власть,
демократия и олигархия в Северной Америке колониальной эпохи /В.В. Согрин //
Новая и новейшая история. — 2001. -№ 1.- С.23-37.

[5]
Согрин, В.В. Идеология в американской истории: от отцов-основателей до к 20 в /
В.В. Согрин.- М.: Взгляд, 1995. — 456 с.; Согрин, В.В. Политическая история США.
XVII — XX вв /В.В. Согрин.- М.: Издательство «Весь Мир», 2001 . — 378 с. Согрин,
В.В. История США / В.В. Согрин, СПб.: Наука, 2003. — 459 с.

[6]
Декларация независимости от 4 июля 1776  //Соединенные Штаты Америки.
Конституция и законодательные акты. Т. 1 / Под ред. О.А. Жидкова. -М.:
Прогресс, 1993, С. 90-91.

[7]
Иванян Э. А. История США. — М.: Дрофа, 2004, С. 34.

[8]
Согрин, В.В. Становление демократии. История политической системы США /В.В.
Согрин // Наука и жизнь. — 1990.- № 6.- С. 18.

[9]
Бурстин, А. Американцы: колониальный опыт / А. Бурстин.- М.: Наука,  1993,
С.38.

[10]
Азимов, А. История США: Освоение Северной Америк / А. Азимов.- М.: Слово, 2003,
С.34.

[11]
Бурстин, А. Американцы: колониальный опыт / А. Бурстин.- М.: Наука,  1993,
С.45.

[12]
Хофстедтер, Р. Американская политическая традиция и ее создатели /Р.
Хофстедтер.- М.:Наука,1992, С.37.

[13]
Майроф, Б. Лики демократии. Американские лидеры: герои, аристократы,
диссиденты, демократы /Б. Майроф.- М.: Дрофа, С. 167.

[14]
Согрин, В.В. Становление демократии. История
политической системы США /В.В. Согрин // Наука и жизнь. — 1990.- № 6.- С. 19.

[15]
Азаркин, Н. М. Монтескье / Н.М. Азаркин. — М.: Юридическая литература, 1988,
С.25.

[16]
Монтескье, Ш. Избранные произведения / Ш. Монтескье.  — М.: Гос. изд-во
Политической Литературы, 1955, С.245.

[17]
Дробышевский,  С.   А.   Классические   теоретические   представления   о   
государстве, праве и политике / С.А. Дробышевский.-  Красноярск: изд-во КГУ,
1998, С.117.

[18]
Монтескье, Ш. Избранные произведения / Ш. Монтескье.  — М.: Гос. изд-во
Политической Литературы, 1955, С.306.

[19]
История политических и правовых учений / Под ред. О. Э. Лейста.- М.: Юрист,
2002, С.167.

[20]Согрин,
В. В. Идейные течения в Американской революции XVIII века / В.В. Согрин.- М.:
Наука, 1980, С.130

[21]
Согрин, В.В. Идейные течения в Американской революции XVIII века / В.В.
Согрин.- М.: Наука, 1980, .132.

[22]Согрин,
В.В. Идеология в американской истории: от отцов-основателей до конца 20 в /
В.В. Согрин.- М.: Взгляд, 1995, С.95.

[23]
Пейн, Т. Здравый смысл / Т. Пейн. Избранные сочинения.- М.: Изд-во полит.
лит-ры, 1959, С.234.

[24]
Согрин, В.В. Идеология в американской истории: от отцов-основателей до конца 20
в / В.В. Согрин.- М.: Взгляд, 1995, С.87.

[25]Согрин,
В. В. Идейные течения в Американской революции XVIII века / В.В. Согрин.- М.:
Наука, 1980, С.134.

[26] 
Согрин, В.В. Политическая власть, демократия и олигархия в Северной Америке
колониальной эпохи /В.В. Согрин // Новая и новейшая история. — 2001. -№ 1.-
С.29.

[27]
Согрин, В. В. Идейные течения в Американской революции XVIII века / В.В.
Согрин.- М.: Наука, 1980, С.140.

[28]
Бурстин, А. Американцы: колониальный опыт / А. Бурстин.- М.: Наука,  1993,
С.47.

[29]
Словарь американской истории с колониальных времен до первой мировой войны /
Под ред.  А.А. Фурсенко.- СПб. , 1997, С.456.

[30]Бурстин,
А. Американцы: колониальный опыт / А. Бурстин.- М.: Наука,  1993, С.89.

[31]Азимов,
А. История США: Освоение Северной Америки / А. Азимов.- М.: Слово, 2003, С.48.

[32]
Севостьянов, Г. Н. Война за независимость и образование США / Г.Н.
Севостьянов.-  М.: Наука, 1976, С.178.

[33]
Бир,  Д.Британская колониальная политика 1754-1765 гг / Д. Бир.- М.:Наука,
1992, С.278.

[34]
Слезкин, И.Ю. У истоков американской  истории: Массачусетс, Мериленд 1630 –
1642/ И.Ю. Слезкин.- М.: Наука, 1980, С. 64.

[35]
История США. В 4 тт. Т.1. 1607-1877 / Под ред. Н.Н. Болховитинова.- М.: Наука,
1983, С.234.

[36]
Невинс, А., Коммаджер, Г. История США: От английской колонии до мировой державы
/ А. Невинс, Г. Коммаджер.- Нью-Йорк: Телекс, 1991, С.248.

[37]
Лайтфут, К. Права человека по-американски: от колониальных времен до «нового
курса» /К. Лайтфут.- М.: Прогресс, 1983, С.39.

[38]
Ушаков, В.А. Статьи Конфедерации и вечного союза – первая американская
конституция (к истории изучения)./ В.А. Ушаков // Проблемы всеобщей истории.-
М.: Наука, 1973, С.56.

[39]
Бурстин, А. Американцы: демократический опыт / А. Бурстин.- М.: Наука, 1993,
С.389.

[40]
Согрин, В.В. Джефферсон: человек, мыслитель, политик / В.В. Согрин.- М.: Наука,
1989. С.199.

[41]
Декларация независимости от 4 июля 1776 г //Соединенные Штаты Америки.
Конституция и законодательные акты. Т. 1 / Под ред. О.А. Жидкова. -М.:
Прогресс, 1993, С. 91.

[42]
Декларация независимости от 4 июля 1776 г //Соединенные Штаты Америки.
Конституция и законодательные акты. Т. 1 / Под ред. О.А. Жидкова. -М.:
Прогресс, 1993,  С.90.

[43]
Хофстедтер, Р. Американская политическая традиция и ее создатели / Р.
Хофстедтер.- М.: Наука, 1992, С.159.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий