Два чувства дивно близки нам
В них обретает сердце пищу
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. Пушкин
Творчество Ивана Сергеевича
Шмелева, несмотря на период замалчивания, всегда находило в России своего
преданного читателя. После
демократических преобразований в нашей стране его книги обрели настоящую
популярность. Конечно, самое значительное его произведение это роман
«Лето Господне». Без него было бы неполным наше знание о литературе
русской эмиграции. Написан роман был исключительно под влиянием ностальгических
чувств писателя. Его тоски по России.
Нельзя с полной уверенностью
сказать, была ли эта страстно любимая И. Шмелевым Россия именно такой, какой ее
увидел и запомнил мальчик Ваня, но увиденную глазами ребенка спустя много лет
писатель Иван Шмелев воссоздал свою Россию после того, как потерял ее навсегда.
Шмелев родился и воспитывался в
той среде, бытописателем которой был великий драматург Островский. Но время все изменило. Купеческий сын Иван
Шмелев в преддверии двадцатого века уже ничем не был похож на героев
Островского. Иное время иная Россия.
«Лето Господне»
церковный календарь, прочитанный глазами ребенка. Уже в одном этом сказывается оригинальность
творческого замысла писателя. Ведь, по сути, мы приобщаемся к тайнам непорочной
детской души. То, что церковный календарь весь состоит из праздников и дат
религиозных обрядов, знает каждый. Но вот выстроить из сонма религиозных
символов одну человеческую жизнь в движении плоти и духа до этого мог
догадаться лишь гениальный художник,
Шмелев начинает роман с Великого
Поста, а точнее с «Чистого понедельника». Для Вани этот «Понедельник» волшебная
сказка, открытие нового мира. Каждый человек помнит свое детство и светлым, и
омраченным. И мне понятно состояние души Вани, когда в такой сказочный день
происходят отнюдь не сказочные события. Вот отец грубо кричит на Василь Василича
«Пьяная морда», а тот и ответить не может, так нарезался. Отец
сменяет гнев на милость, когда выясняется, что выручку Василь Василич все-таки
принес, да еще «с верхом», а в кармане у него лишь кусок черного
хлеба и огрызок соленого огурца. Очень, я считаю, в русской натуре такое
бескорыстие и небоязнь самого себя на смех выставлять, как этот Василь
Василич.
И еще одна грустинка… По дороге в
церковь, где будет стояние, попадает пьяный парень и ругается ужасными словами.
К сожалению, и сейчас таких сколько угодно. В душе ребенка, конечно, тревожно:
с одной стороны ожидание светлого праздника, с другой страх от того, что
есть люди, которым на это наплевать.
В сплетении восторга, страха и
стыда Валя врастает в так давно существующий мир взрослых людей. Но он таит в
глубине души уверенность, что лично он избежит такой жизни и поступков, которые
пугают его во взрослых.
Душа его зреет, раздвигая пределы
детской жизни. Вот он стоит возле храма Христа Спасителя будущей золотоглавой
жертвы русского народа. Еще не разрушенный большевиками храм будто мечтает о
новом возрождении, в новой России. Но это мои мысли, а герой Шмелева взлетает духом выше и чище, потому
что взирает на здравствующий исконный храм и ничто не омрачает его душу. А
мысли и чувства его теперь такие: «Это мое, я знаю. И стены, и башни, и
соборы… и дымные облачка за ними, и это моя река, и черные полыньи, в
воронах, и лошадки, и заречная даль посадов… были во мне всегда. И все я
знаю. И щели в стенах знаю. Я глядел из-за стен… когда?.. И дым пожаров, и
крики, и набат… все помню! Бунты, и топоры, и плахи, и молебны… все
мнится былью… будто во сне забытом».
Это уже не сказочное детское
чувство, а родовая память, пробуждающееся чувство национальной гордости и причастности
к русской истории и народным святыням. И меня, как читателя и соотечественника Ивана Шмелева,
охватывает именно такое ощущение, очищающее и исцеляющее душу, словно мне много
лет, и я успел много пережить. И я, вместе с автором этого замечательного
романа, всегда верил, верю и вечно буду верить, что душа Родины светлая!-