В наши дни Н.М. Языков стал как
бы поэтом «для избранных», хотя стихи его по сути народные и для развития
русского языка необходим вклад, внесенный им в сокровищницу нашего искусства. Стихи
его бесценны как школа русской речи, как стихи Пушкина, как проза Гоголя.
Бесценный вклад Языкова в
литературу пока скрыт от многих читателей. Его книг почти никогда не увидишь в
магазинах, их можно найти только в редкой библиотеке.
А ведь современники поэта
считали, что на небосклоне русской поэзии сияют, как солнце и луна, два
светила: Пушкин и Языков. Стихи их читались наизусть. Пушкина считали сложней и
утонченней; Языкова, особенно в зрелые годы творческой жизни, возвышенней и
чище; говорили, что с пера его стекают не чернила, а перлы, а под пером играют
радуга и солнце.
Осенью 1829 года поэт уехал из
Москвы в Симбирск. Там, в Симбирске, был создан его знаменитый «Пловец» стихи
о мужественном преодолении бурь житейского моря, о торжестве света, о победе
над невзгодами жизни, о победе человека над судьбой.
Идея стихотворения прозрачна:
вера в победу над невзгодами жизни.
Мастерство поэта проявляется в
том, что эту идею он способен выразить и в звуковой инструментовке своего стихотворения
«Пловец».
Да, рисовать звуками умеют не
только певцы, но и художники слова. Звуки помогают создать впечатление,
помогают «довыразить», помогают в выполнении живописных задач, они
аккомпанируют мысли, чувству, настроению. В лучших произведениях словесного
искусства звуковая инструментовка – средство, а не цель.
Ритм и инструментовка служат
единой цели: в одной строфе дать почувствовать динамику бури на море, написать
предельно выразительную картину. И свою картину Языков пишет не только словами,
но и звуками и ритмом. Вот это и есть та «музыкальная соответственность» между
содержанием и формой, которую поэт – декабрист Одоевский считал «правилом
истинного стихотворства».