Изображение мира московского купечества в комедии Свои люди — сочтемся!
Пьесы Александра Николаевича Островского нередко
называют «окном» в купеческий мир творений были купцы всех гильдий, лавочники,
приказчики, мелкие чиновники… Островского даже называли «Колумбом
Замоскворечья», ведь он, как Колумб, открыл русскому читателю целый мир – мир
московского Замоскворечья, «страны» московского купцов.
Многие сюжеты для своих комедий драматург не
придумывал, а брал прямо из жизни. Ему пригодился опыт службы в московских
судах, где рассматривалась имущественные споры, дела о ложных банкротствах,
конфликты из-за наследства. Островский, кажется, просто перенес все это на
страницы своих пьес. Одной из таких комедий, взятых из самой гущи купеческой
жизни, стала комедия «Банкрот», которую драматург написал в самом конце 40-х
годов 19 века. Она была напечатана в журнале «Москвитянин» в 1850 года
названием «Свои люди – сочтемся!» и принесла молодому автору заслуженную славу.
В основе сюжета комедии лежит весьма распространенный
в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества: богатый купец, Самсон
Силыч Большов, занял у других купцов довольно крупную сумму денег, не желая
возвращать ее, объявил о своем банкротстве. А все свое имущество он перевел на
имя «верного человека» приказчика Лазаря Подхалюзина, за которого, для
большей своей уверенности и спокойствия, отдает замуж дочь Липочку – Олимпиаду
Самсоновну. Несостоятельного должника Большова сажают в тюрьму (долговую
«яму»), но Самсон Силыч уверен, что дочь и зять внесут за него небольшую сумму
денег из полученного имущества и его освободят. Однако, события развиваются
совсем не так, как хотелось бы Большову: Липочка и Подхалюзин не заплатили ни
копейки, и бедный Большов вынужден отправиться в тюрьму.
Казалось бы, в этом сюжете нет ничего интересного и
занимательного: один мошенник обманул другого мошенника. Но комедия интересна
не сложным сюжетом, а той правдой жизни, которая составляет, как мне кажется,
основу всех произведений Островского. С какой точностью и реалистичностью
нарисованы все персонажи комедии! Возьмем, например, Большова. Это грубый,
невежественный человек, настоящий самодур. Он привык всеми командовать и всем
распоряжаться. Самсон Силыч приказывает дочери выйти замуж за Подхалюзина,
совершенно не считаясь с ее желаниями: «Важное дело! Не плясать же мне по ее
дудочке на старости лет. За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с
кашей ем, хочу масло пахтаю…» Большов сам начинал с низов, «голицами торговал»;
его в детстве щедро награждали «тычками» и «подзатыльниками», но вот накопил
денег, стал купцом и уже всех ругает и подгоняет. Конечно, суровая «школа
жизни» по-своему воспитала его: он стал грубым, изворотливым, даже сделался
мошенником. На в конце пьесы он же вызывает и некоторое сочувствие, ведь его
жестоко предала собственная дочь и обманул «свой» человек – Подхалюзин,
которому он так доверял!
Подхалюзин является еще большим мошенником, чем Большов.
Он сумел не только провести хозяина, но и завоевать расположение Липочки,
которая вначале не хотела выходить за него замуж. Это как бы «новый» Большов,
еще более циничный и наглый, более соответствует нравам нового времени –
времени наживы. Но есть в пьесе еще один персонаж, который неразрывно связан с
предыдущими. Это мальчик Тишка. Он пока что еще служит «на побегушках», но уже
понемногу, по копеечке, начинает собирать свой капитал, и со временем,
очевидно, он станет «новым» Подхалюзиным.
Особенно интересен в комедии, как мне кажется, образ
Липочки. Она мечтает о женихе «из благородных» и не хочет выходить замуж за
какого-нибудь «купчишку»; ей подавай жениха «не курносого, беспременно чтобы
был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному…» Она не
похожа на купчих прежнего времени; ей хочется к деньгам отца добавить
дворянство. Как это напоминает комедию Мольера «Мещанин во дворянстве»! однако
хитрый Подхалюзин безособого труда убедил ее, что с деньгами ее отца и с его
изворотливостью они смогут зажить даже лучше «благородных». Липочка, как и
Подхалюзин, не вызывает у нас ни малейшей симпатии.
Все персонажи пьесы, как главные, так и второстепенные
(сваха Устинья Наумовна, ключница Фоминична и другие) изображены сатирически.
Островский в начале своего творчества сразу же заявил о себе как
писатель-сатирик, продолжатель традиции Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н.
В. Гоголя. И последующие творения драматурга лишь укрепили и расширили его
славу.