Джек Лондон

Дата: 12.03.2014

		

Б. Пранскус

Лондон Джек [Jack London, 1876-1916] —
североамериканский писатель. Родился в семье обедневшего фермера. Молодые годы
писателя полны лишений, труда и приключений. Еще посещая школу, он разносит
газеты, затем уходит работать на консервную фабрику; непосильный труд вынуждает
его скоро бросить фабрику, он становится «устричным пиратом».
Ловкость и отвага Лондона побуждают правительственных чиновников завербовать
его. Должность полицейского агента однако ему не по душе, и в 1893 он уезжает
матросом в Японию. По возвращении работает на джутовой фабрике, электростанции
и т. д. К этому времени относятся первые лит-ые опыты Лондона: он пишет мелкие
очерки и рассказы (за один из них получил премию от одного еженедельника). В
1894 уходит странствовать с армией безработных («Армия Келли»), а с
ее распадом становится бродягой, скитается по Соединенным штатам, отбывает
наказание в тюрьме. Тюрьма, судебный процесс, который против него был возбужден,
годы бродяжничества и марксистская лит-ра обнажили перед автором классовую
сущность капиталистического строя. Лондон становится приверженцем социализма,
начинает учиться, но с ухудшением положения семьи вынужден опять приняться за
физический труд — работает в прачечной и т. д. В 1897 уезжает на золотые
прииски на далекий Клондайк; здесь он пишет серию рассказов о дальнем севере,
которые сразу выдвигают Джека в ряды известных писателей. Он становится
писателем-профессионалом.

В 1902 Лондон в Англии, как корреспондент знакомится с
жизнью низов Лондона; эта поездка дала ему материал для книги «Люди
бездны» (People of the Abyss). По возвращении в Америку Лондон читает в
разных городах лекции, преимущественно социалистически-пропагандистского
характера, и организует отделы «Общестуденческого об-ва». В 1907
писатель предпринимает кругосветное путешествие. К этому времени, благодаря
большим лит-ым гонорарам, Лондон становится состоятельным человеком. Перед
смертью писатель вышел из социалистической партии Америки, главным образом
из-за ее протеста против войны. Лондон был крайне посредственным политическим
деятелем, и его социализм насквозь мелкобуржуазен с наслоениями
индивидуалистического анархизма. Наиболее обширная биография писателя написана
его женой Чармиан Лондон («Жизнь Джека Лондона», есть сокращенный
русский перевод, изд. «ЗИФ»), извратившей и «подкрасившей»
общественное лицо Лондона, переродившегося в буржуазного писателя.

Первыми произведениями Лондона, вышедшими отдельными
изданиями, были сборники новелл: «Северная Одиссея» [1900], «Бог
его отцов« [1901], »Дети мороза« [1902] и роман »Дочь
снегов» [1902]. Они изображают приключения, жизнь и быт
американцев-золотоискателей на дальнем севере. Яркая идеализация этой жизни и
противопоставление ее спокойствию, тупости и ограниченности остального
буржуазного общества — характерная черта, объединяющая перечисленные сборники.
На первом плане — сильная личность и ее борьба с природой, борьба, в которой
индивидуальность закаляется, теряет свою мещанскую ограниченность, возрождаясь
физически и духовно. Значительное место в этих произведениях занимают
столкновения белых с туземцами-индейцами. Лондон подходит к этой проблеме как
идеолог белого поработителя: он хотя и видит иногда хищническую политику белого
по отношению к туземцам, но увлечен его мощью. И туземцев писатель
рассматривает лишь как массу, аналогичную природной стихии, с которой сильная
буржуазная личность ведет борьбу.

Все эти темы и мотивы характерны и для последующих
произведений Лондона Писатель в одно и то же время работал над различными
темами (например в период 1907-1909 он пишет: авантюрно-бродяжническую повесть
«Дорога», социалистический роман «Железная пята» и
ярко-индивидуалистический автобиографический роман «Мартин Идэн»). Наиболее
ярки в социальном отношении романы и новеллы Лондона, тематически связанные с
жизнью и бытом американской городской мелкой буржуазии, идущей к пролетаризации
(«Лунная долина», «Игра» и мн. др.). На фоне этой мещанской
среды, из ее недр выделяется герой — сильная личность, недовольная своим
угнетенным положением в окружающем капиталистическом обществе (молодой возчик в
«Лунной долине», матрос в «Мартине Идэне», цирковой борец в
«Игре» и т. д.). Все они охвачены жаждой подняться на вершины
капиталистической лестницы. Характерна уже самая социальная среда, куда
стремятся проникнуть герои Лондона. Они тянутся либо к умственному труду
(«Мартин Идэн»), где легче всего проявить свои личные дарования и
достигнуть буржуазного благополучия, либо к труду земледельческому. Ради последнего
герой «Лунной долины» оставляет город, возрождая традиции
фермеров-отцов, поглощенных капиталистическим городом; героев Лондона наконец
привлекает буржуазно-культурная обеспеченная жизнь в самом городе
(«Игра»). Но в условиях капиталистического общества эти попытки
выбраться из подавленной мелкомещанской среды в более независимые слои чаще
кончаются разочарованием и гибелью. Герой «Игры» погибает накануне
осуществления своих замыслов; Мартин Идэн разочаровывается в том идеале, к
которому он стремился, и кончает жизнь самоубийством. Желаемая цель достигается
лишь путем отрыва от реальных условий. Конец «Лунной долины» полон
вымысла и насквозь идеализирован. Взоры героев-искателей устремляются прежде
всего в колониальные страны, где осталась еще широкая возможность к накоплению,
где личная сила, предприимчивость имеют гораздо больше значения, нежели в
обществе с высоко развитыми капиталистическими отношениями. Здесь Лондон
выступает как апологет захватнических тенденций Америки идеализируя и
романтизируя хищничество империалистов. Писатель выступает как идеолог
носителей капитализма в колонии. Он показывает, как в борьбе с природной
стихией, с дикарями-туземцами индивидуальная сила и способности героя находят
свое полное применение. Писатель сильно идеализирует своих героев и на золотых
приисках северного Клондайка и на полудиких островах Великого океана и т. п.

С такой же идеализацией и воодушевлением он изображает
и безграничные океаны с их полудикими островами (сборники новелл «Когда
боги смеются«, »Сказки южных морей«, »Островные
рассказы« и др.; романы: »Морской волк»,
«Приключение», «Сын солнца», «Мятеж на Эльсиноре»
и др.), куда устремляются предприимчивые герои. Социальную сущность этой
категории персонажей характеризует роман «Приключение», где они
показаны как «младшие сыновья» капиталистической семьи, которым тесно
на родине и которые, как об этом говорится в английской песенке, стремятся
«обрести» свой очаг и «седло» в колониях, эксплоатируя и
подчиняя себе туземцев-рабов. Чтобы оправдать эксплоатацию, Лондон целиком
принимает империалистическую философию господства личной силы и признания
физического, умственного, расового, имущественного и т. п. неравенства людей,
разделение их на «господ, погонщиков-рабов и рабов». Этот цикл
произведений Лондона богат также зарисовками отдельных ярких человеческих
характеров, сложившихся в условиях борьбы с природой и обществом (тип
«морского волка»), ловких, сильных колониальных дельцов (тип
«сына солнца»).

Следующая небольшая группа произведений Лондона
изображает все тех же героев, но уже достигших более высокого
материально-культурного уровня и стремящихся лишь приумножать богатства и
наслаждаться благами жизни («Маленькая хозяйка большого дома»,
отчасти «Островные рассказы» и др.). «Маленькая хозяйка»
является подлинной апологетикой капиталиста-дельца, в образе предпринимателя
Дика Фореста. Лондон восхваляет его умение вести крупное предприятие и т. п.
Подобного рода идеализацию можно наблюдать и в романе «Сын солнца» и
др. Непосредственная борьба с природной стихией и обществом в обрисовке этих
образов не играет существенной роли; она переносится в «форгешихте»
героя. Основными же мотивами произведений, с одной стороны, являются мотивы
крупного капиталистического делячества и предпринимательства, с другой — «мирной
жизни»: любовь, устройство дома, спорт и т. д. Этими гранями творчество
Лондона тесно соприкасается с огромнейшей лит-рой самодовольного обеспеченного
мещанства. Это естественно, так как верхи мещанства — это социальная прослойка,
к которой после всех мытарств, борьбы, исканий и т. д. скатывались в
конце-концов «сильные личности». Другого пути для поднимающегося с
мещанских низов предпринимателя-собственника нет. Однако Лондон — певец не
только радости, достижений и довольства, но и разочарования («Мартин
Идэн«) — не мог не искать и другого выхода для своих »сильных
личностей». Эти поиски других путей имели корни в социальной
действительности. Неустойчивое положение американской мелкой буржуазии конца
XIX и начала XX веков, надежды выбиться вверх, порождаемые быстрым общим
подъемом капитализма в Америке, с одной стороны, и усиливающееся поглощение
мелкой буржуазии крупным капиталом, ее пролетаризация — с другой, — все это
порождало наряду с идеализацией личного успеха, силы, наряду с теорией
неравенства людей, наряду с апологетикой капитализма также и известную
склонность к восприятию социалистических теорий, лозунгов классовой борьбы и
революционного преобразования капиталистического общества. Лондону принадлежит
также ряд произведений, посвященных пропаганде социализма. Наиболее ярким из
них (если не считать ядра мелких очерков и статей) является роман
«Железная пята».

Путь от прославления сильной личности к изображению
классовой борьбы имеет свои этапы в творчестве Лондона Первый этап — наиболее
непосредственный протест сильной индивидуальности против поглощающего ее
капиталистического общества — уход на «дно», в свободную жизнь
бродяги. Таков герой автобиографической повести «Дорога», который
однако к концу своих странствий приходит к выводу, что бродяжничество — лишь
иллюзия свободы, что «дорога — не выход». Герой повести советует
своему другу бросить «дорогу» и искать других путей. То же самое
«дно», но уже не с точки зрения анархиста-индивидуалиста, искателя
приключений (герой «Дороги» еще очень близок всем остальным искателям
Лондона) изображает книга Лондона «Люди бездны». В ней каждый образ
показывает и доказывает необходимость перестройки капиталистического общества
для исцеления «язв человеческой культуры». В конечном счете сильный
человек в своей борьбе в одиночку совершенно беспомощен. Следующий атап Лондона
— осознание необходимости классовой борьбы для перестройки общества. В этом
отношении помимо ряда мелких произведений наиболее характерен роман
«Железная пята», являющийся яркой художественной иллюстрацией ко
многим положениям научного социализма (главным образом теории вытеснения и
гибели средних слоев мелкой буржуазии). Несмотря однако на это и на пафос
борьбы, названный роман, как и все социалистические произведения Лондона, далек
от пролетарского мировоззрения и вскрывает мелкобуржуазную основу
социалистических тенденций в творчестве писателя. Прежде всего здесь
обнаруживается непонимание писателем того, что социализм может быть завоеван
лишь борьбой пролетариата, по существу — неверие в силы пролетариата: рабочие
большей частью изображаются как «звери бездны», терпящие в
конце-концов поражение. Борьба масс в этом романе в сущности роли не играет:
тот же образ сильной личности, хотя и в социалистическом одеянии, стоит в
центре не только романа, но и всей борьбы за социализм. Осуществление
последнего — дело героических, сильных, преданных личностей. Социализм Лондона
— лишь «земля обетованная», куда стремятся спасающиеся от невзгод
капиталистич. общества одаренные индивидуальности из мелкобуржуазной среды.

Лондон — автор также ряда чисто автобиографических
очерков, как «Путешествие на Снарке», антиалкогольный роман,
«Джон Барлейкорн», «Приключения рыбачьего патруля» и мн.
др. Лондону принадлежит ряд повестей и рассказов, изображающих животных,
главным образом собак («Белый клык», «Джерри»,
«Майкл» и др.). Во всех этих произведениях доминируют те же мотивы
личной силы, исключительности героя и т. д., которые характерны для всего
творчества Лондона в целом. Мотивы дикой силы первобытного естественного состояния
человека выступают в ряде фантастических произведений Лондона («До
Адама«, »Алая чума» и др.). Мотивы силы воли, способной к
самоотречению, способной противостоять всякому страданию тела, — в повести
«Куртка» (The Jacket). Последняя, наряду с общим для Лондона
прославлением превосходства белого человека и веры в бессмертие человеческого
рода, характеризует Лондона как мистика, уходящего от реалистического
изображения в мир мечты и фантазии.

Лондон написал и ряд брошюр, статей и публицистических
очерков, преимущественно популярно-социалистического характера. Наиболее
интересные из них: «Революция», «Борьба классов», «Как
я стал социалистом» и др. В некоторых статьях литературно-критического
характера Лондон преклоняется перед художественным талантом М. Горького.

По собственному признанию Лондон писал многие свои
произведения наспех, нередко по заказу буржуазных издательств, с целью
получения солидных гонораров. Так например был написан специально как
своеобразный сценарий роман «Сердца трех», полный фантастики и
мистики — элементов, также не чуждых и другим произведениям Лондона, но зато с
богатейшей сюжетной конструкцией. Лондон за небольшой сравнительно период
написал свыше 30 томов литературных произведений, очень неравноценных по
качеству. Среди них наряду с высокохудожественными произведениями есть целый
ряд слабых, недоделанных вещей и отдельных глав. Нередки у Лондона повторения,
копирование собственных образов и сюжетов, недоработка отдельных характеров и
т. д.

В американской лит-ре Лондон занимает несколько
обособленное промежуточное место между писателями XIX в., приверженцами так
наз. «наивного реализма» и реалистической лит-ой современностью,
ставящей и так или иначе разрешающей широкие социальные проблемы. Для этой
лит-ры Лондон своими наиболее значительными произведениями заложил прочный
фундамент; в основном место писателя — в общем потоке американской лит-ры,
потоке мелкобуржуазного реализма. Северная и морская экзотика писателя нашла
многочисленных подражателей и эпигонов в американской литературе, равно как и
бродяжническая литература. Нужно также отметить значение писателя как первого
(наряду с Синклером) крупного социалистического писателя Америки.

Критическая лит-ра о Лондоне крайне немногочисленна и
затрагивает преимущественно лишь биографию писателя. Наиболее правильную
характеристику творчества писателя дал В. М. Фриче в «Очерках развития
западных литератур» (3-е и послед. издания). Фриче правильно отметил между
прочим и художественную слабость социалистических моментов в творчестве Лондона:
«Публицистическая стихия, — пишет он, — подавляет здесь художественное
творчество… Лондон был кровно и духовно связан с совсем другой социальной
средой, чем рабочий класс, а именно — с деклассированными и пауперизованными
слоями американского фермерства и мещанства, в силу чего он создавал, как
живые, фигуры одиночек, людей примитивно-чувствующих и примитивно мыслящих,
социально неспаянных, далеких от всякого социального дела, но вместе с тем
крепких, рвущихся прежде всего к обогащению» (страница 231). Этой основной
черты героев Лондона — стремления к обогащению — не замечает Ф. Юнг,
апологетически изображая Лондона как подлинного «поэта рабочего
класса». Вообще подход Ф. Юнга к творчеству Лондона — поверхностный и
некритический. Ошибочно трактует проблему «натурромантизма»
(«Лит-ра и пролетариат на Западе»), представляя
«натурромантизм» Лондона как своего рода «бегство назад, к более
естественным формам жизни«, что »имеет свои традиции в классовой
борьбе рабочего класса» (стр. 56). Творческий путь Лондона шел, по мнению
Майца, от отсталых слоев пролетариата с его натурромантическими традициями
«в ряды мелкобуржуазной интеллигенции, а отсюда „назад“ к
пролетариату». Буржуазно-хищнические стороны творчества Лондона, наиболее
для него характерные, И. Майца совершенно игнорирует. Вводные статьи П. Когана
и П. Губера к изданиям сочинений Лондона («ЗИФ» и Гиз) дают лишь
биографические данные (часто ошибочные, взятые из книги Чармиан Лондон), не
вскрывая конкретных классовых корней творчества писателя.

Список литературы

I. Собр. сочин. Дж. Лондона в изд. «ЗИФ», Гиз (12 тт. и отд. изд.), «Мысль», «Петроград» и др.; The Son of the Wolf, 1900;
The God of his Fathers, 1901; The Cruise of the Dazzler, 1902; A Daughter of
the Snows, 1902; Children of the Forest, 1902; The Kempton-Wace Letters, 1903;
The Call of the Wild, 1903; The Poeple of the Abyss, 1903; The Sea-Wolf, 1904;
The Faith of Men, 1904; Tales of the Fish Patrol, 1905; War of the Classes,
1905; The Game, 1905; Moon Face and other Stories, 1906; White Fang, 1906;
Scorn of Women, 1906; Road, 1907; Love of Life and other Stories, 1907; Before
Adam, 1907; The Iron hell, 1908; Martin Eden, 1909; Burning Daylight, 1910;
Lost Face, 1910; Revolution, 1910; Theft, 1910; Adventure, 1911; The Cruise of
the «Snark», 1911; When Gods laughs, 1911; South Sea Tales, 1911; A
Son of the Sun, 1912; The House of Pride, 1912; Smoke Bellew Tales, 1912; The
Valley of the Moon, 1913; The Night Born, 1913; The Abyssmal Brute, 1913; John
Barleycorn, 1913; The Mutiny of the «Elsinore», 1914; The Strength of
the Strong, 1914; The Star Rover, 1915; The Scarlet Plague, 1915; The little
Lady of the big House, 1916; The Acorn Planter, 1916; The Turtles of Tasman,
1916; Jerry of the Island, 1917; The Human Drift, 1917; Michael, Brother of Jerry,
1917; The Red one, 1918; On the Makaloa Mac, 1919; Hearts of three, 1920.

II. Юнг Ф., Дж. Лондон как поэт рабочего класса,
перев. А. Арион, «Книга», Л., 1925; Синклер Э., Мои собратья по перу,
Собрание сочинений Э. Синклера, т. VII, Гиз, Л., 1926; Губер П., Джек Лондон,
Биографич., очерк к изд. Гиз, т. XII, Л., 1926; Коган П., Джек Лондон (предисл.
к изд. Собр. сочин. «ЗИФ»); Фримен Дж., Дж. Лондон как революционер,
«На литературном посту», 1927, № 2; Ма?ца И., Литература и пролетариат
на Западе, Москва, 1927; Лондон Чармиан, Жизнь Дж. Лондона, «ЗИФ»,
М., 1928; Данилин Ю., Джек Лондон учится писательству, «На литературном
посту», 1929, № 23; Фриче В., Очерк развития западных литератур, Москва,
1931; London Charmian (Kittredge), Book of Jack London, 2 vv., N. Y., Century,
1921.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий