Поиск
положительного героя в творчестве аЛирический
герой Некрасова почти всегда человек надломленный, раздираемый
внутренними противоречиями, мучимый своим несовершенством. Этот глубокий
духовный конфликт самого поэта, в котором он постоянно исповедовался читателю,
заставлял его искать среди предшественников и современников свой идеал,
неустанно созидать высокий образ «рыцаря без страха и упрека».То, что мы привыкли определять как
«образ положительногогероя’,
и в малой степени не передает возвышенный идеал некрасовской лирики,
воплощенный то в собирательном образе Гражданина, призывающего Поэта:
«на благо ближнего живи», то в образе пламенного певца, умевшего
«любить ненавидя ‘…Образ ГЕРОЯ в творчестве Некрасова
постоянно меняется: ведь меняется время, меняется Россия, меняется и сам
поэт. Особые черты обретает этот ГЕРОЙ в пореформенную эпоху, в
некрасовском творчестве 6О-х годов.Прошло совсем немного времени
после проведения демократических реформ и стало ясно: общество
обмануто. И Некрасов, так поверивший было в исполнение заветных мечтаний о
свободе, возвращается к прежним темам: по сути, освобождение не состоялось.
Однако теперь в поэзии Некрасова, в самом его тоне звучит нечто новое:
надлом, разочарование. И не только в возможности все разом изменить:
переживший крушение главных своих надежд поэт сомневается в том, во имя кого
жил и боролся, в самом НАРОДЕ:Некрасовский
ГЕРОИ не абстрактен, это не воплощение вечных человеческих добродетелей он
меняется. в зависимости от требований эпохи, в зависимости от
сиюминутных задач своего дела: «жизни во имя народа». Каков же должен
быть ГЕРОИ теперь, когда народ увиделся Некрасову не только страдающим,
но и забитым, лишенным воли к счастью, любящим собственное рабство?!Некрасов первый из русских литераторов так
близко подошелк
пониманию всей противоречивой глубины народного характера. Ведь 60-е годы
время особой увлеченности народной темой: в народе искали ответы на все
вопросы, в нем видели исток и надежду, полагая, что все и
духовное, и социальное сосредоточено в этом совершенно непознанном субъекте,
в terra incognita в демосе.В лирике Некрасова в то
время призывы косвобождению
народа от крепостной зависимости стоят рядом с размышлениями о
том, что даст народу эта свобода, как он ее примет, как осознает.
Посмотрите: его персонажи сейчас подчеркнуто безответные, забитые
люди, безропотно принимающие любые унижения. Таковы и
строители железной дороги («Железная дорога», 1864
г.), которые, подобно древним рабам Египта, отдали здоровье, силы,
а многие и жизнь на строительстве, а потом легко позволили
себя обмануть управляющему; и ходоки («Размышления у
парадного подъезда», 1858 г,): шлив
столицу за правдой и легко уходят, непущенные даже на порог
«роскошных палат…» Автор не только и не столько жалеет
их, сколько пишется понять, в чем причина их долготерпения, где его
предел и есть ли он:Где
народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный? Ты
проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, Создал песню,
подобную стону,
И духовно навеки почил?.
(«Размышления
у парадного подъезда», 1858г’.)
Одним
из главных духовных ориентиров Некрасова был
Лермонтов.
Вспомните горестную лермонтовскую «благодарность»: «За жар
души, растраченный в пустыне»; вспомните его Пророка осмеянного,
побиваемого каменьями за то, что посмел провозглашать «любви и
правды чистые ученья ‘. Та же мука
впустую
растраченного душевного жара, то же неизбывное
страдание пророка, не услышанного своим
народом, не узнанного им, звучат в каждой строке некрасовской
«Элегии» 1874 года.
Художественное
своеобразие поэмы «Кому на
Руси жить
хорошо?»
Поэма
«Кому на Руси жить хорошо?» занимает центральное место в
творчестве Некрасова. Она стала своеобразным
художественным
итогом более чем тридцатилетней работы автора.
Все
мотивы лирики Некрасова развиты в поэме; заново осмыслены все волновавшие его
проблемы; использованы высшие его
художественные
достижения.
Некрасов
не только создал особый жанр
социально-философской
поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России
в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать «по горячим следам»,
то есть сразу после реформы 1862 года, поэму об освобождающемся,
возрождающемся народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел.
Поиски «счастливцев» на Руси увели его из современности к
истокам:
поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но
и саму философскую природу понятий
СЧАСТЬЕ,
СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ, ибо вне этого философского
осмысления
невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.
Принципиальная
новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из внутренне
открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на
истории, судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать
сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем,
они составляют судьбу русского народа, его исторический путь от рабства к
свободе. Именно поэтому лишь в последней главе появляется образ
«народного заступника» Гриши
Добросклонова
того, кто поведет людей на волю.
Лишь
к этому моменту сам автор полностью увидел
композиционное
и художественное решение своей поэмы и, умирая, сожалел, что не успевает
воплотить его: «Единственное, о чем я жалею, говорил он, о том, что
не успеваю дописать «Кому на Руси…» Теперь я вижу, что это такая
вещь, которая только целиком будет иметь свое значение.»
Авторская
задача определила не только.жанровое
новаторство,
но и все своеобразие поэтики произведения.
Некрасов
многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о
народной жизни он целиком строит на
фольклорной
основе. Обратите внимание: в «Кому на Руси жить хорошо?» в той
или иной степени «задействованы» все основные
жанры
фольклора: сказка, песня, былина, сказание.
Каково же место и значение фольклора в
поэме? У фольклора свои особые идеи, стиль, приемы, своя образная система,
свои законы и свои художественные средства. Самое же основное отличие
фольклора от художественной литературы отсутствие в нем авторства:
народ слагает, народ рассказывает, народ слушает. В фольклоре авторскую
пози
Художественное своеобразие поэмы
«Кому на Руси жить хорошо?»
Поэма
«Кому на Руси жить хорошо?» занимает центральное место в
творчестве Некрасова. Она стала своеобразным
художественным
итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова
развиты в поэме; заново осмыслены все волновавшие его проблемы;
использованы высшие его
художественные
достижения.
Некрасов
не только создал особый жанр
социально-философской
поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России
в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать «по горячим следам»,
то есть сразу после реформы 1862 года, поэму об освобождающемся,
возрождающемся народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел.
Поиски «счастливцев» на Руси увели его из современности к
истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного
права, но и саму философскую природу понятий СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ,
ПОКОЙ, ибо вне этого философского
осмысления
невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.
Принципиальная
новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из внутренне
открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на
истории, судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать
сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем,
они составляют судьбу русского народа, его исторический путь от рабства к
свободе. Именно поэтому лишь в последней главе появляется образ «народного заступника»
Гриши
Добросклонова
того, кто поведет людей на волю.
Авторская
задача определила не только.жанровое новаторство, но и все
своеобразие поэтики произведения.
Некрасов
многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о
народной жизни он целиком строит на
фольклорной
основе. Обратите внимание: в «Кому на Руси жить хорошо?» в той
или иной степени «задействованы» все основные жанры фольклора:
сказка, песня, былина, сказание.
Каково
же место и значение фольклора в поэме? У фольклора свои особые идеи, стиль,
приемы, своя образная система, свои законы и свои художественные
средства. Самое же основное отличие фольклора от художественной литературы
отсутствие в нем авторства: народ слагает, народ рассказывает,
народ слушает. В фольклоре авторскую позицию заменяет нечто
принципиально иное общенародная мораль. Индивидуальная авторская точка
зрения чужда самой природе устного народного творчества.
Авторская
литература обращается к фольклору, когда необходимо глубже проникнуть
в суть общенародной морали; когда само произведение обращено не только к
интеллигенции (основная часть читателей Х1Х века), но и к народу. Обе эти
задачи ставил перед собою Некрасов в поэме «Кому на Руси жить
хорошо?»
И
еще один важнейший аспект отличает авторскую литературу от фольклора.
Изустное творчество не знает понятия
«канонический
текст»: каждый слушатель становится соавтором произведения, посвоему
пересказывая его. К такому активному сотворчеству автора и читателя и
стремился Некрасов. Именно поэтому его поэма написана «свободным
языком, максимально приближенным к простонародной речи. «Стих поэмы
исследователи называют «гениальной находкой» Некрасова. Свободный
и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро
передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость,
афористичность и особые поговорочные обороты; органически вплести в
ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы
народной сказки (волшебная
скатерть-самобранка
потчует странников); искусно воспроизвести и задорные речи подвыпивших на
ярмарке мужиков, и выразительные монологи крестьянских ораторов, и
вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика,
Красочные
народные сцены, полные жизни и движения,
множество
характерных лиц и фигур… все это создает
неповторимое
многоголосие некрасовской поэмы, в которой как бы исчезает голос самого
автора, а вместо него слышны голоса и
речи бесчисленных его персонажей» .