Некрасов

Дата: 12.03.2014

		

  Поиск
положительного героя в творчестве а

      Лирический
герой    Некрасова    почти   всегда   человек надломленный, раздираемый 
внутренними противоречиями,  мучимый своим несовершенством.   Этот глубокий
духовный конфликт самого поэта, в котором он постоянно исповедовался читателю,
заставлял его искать   среди предшественников и современников свой идеал,
неустанно созидать высокий образ «рыцаря без страха и  упрека».

То, что  мы привыкли определять как
«образ положительного

героя’,
и   в  малой  степени  не  передает  возвышенный  идеал некрасовской лирики,   
воплощенный  то  в собирательном образе Гражданина, призывающего  Поэта:
«на благо ближнего живи», то в образе пламенного певца, умевшего
«любить — ненавидя ‘…

      Образ ГЕРОЯ в творчестве  Некрасова 
постоянно  меняется: ведь меняется   время,   меняется Россия,  меняется и сам
поэт. Особые черты обретает этот  ГЕРОЙ  в  пореформенную  эпоху,   в
некрасовском творчестве 6О-х годов.

      Прошло совсем    немного    времени   
после   проведения демократических реформ — и стало ясно:  общество 
обмануто.   И Некрасов, так  поверивший было в исполнение заветных мечтаний о
свободе, возвращается к прежним темам: по сути, освобождение не состоялось.
Однако  теперь в поэзии Некрасова, в самом его тоне звучит нечто новое: 
надлом,  разочарование.   И  не  только  в возможности все   разом  изменить: 
переживший крушение главных своих надежд поэт сомневается в том, во имя кого
жил и боролся, —   в самом НАРОДЕ:

     Некрасовский
ГЕРОИ не абстрактен, это не воплощение вечных человеческих добродетелей —  он 
меняется.   в  зависимости  от требований эпохи,    в  зависимости от
сиюминутных задач своего дела: «жизни во имя народа». Каков же должен
быть ГЕРОИ теперь, когда народ   увиделся  Некрасову  не  только страдающим, 
но и забитым, лишенным воли к счастью, любящим собственное рабство?!

Некрасов первый  из русских литераторов так
близко подошел

к
пониманию всей противоречивой  глубины  народного  характера. Ведь 60-е   годы
— время особой увлеченности народной темой:  в народе искали ответы на все
вопросы,   в  нем  видели  исток  и надежду, полагая,     что  все  —  и 
духовное,  и социальное ­сосредоточено в этом совершенно непознанном субъекте, 
в  terra incognita — в демосе.

В   лирике   Некрасова   в   то  
время   призывы   к  

освобождению 
народа от   крепостной   зависимости   стоят   рядом   с   размышлениями   о  
том,  что даст  народу  эта  свобода,  как  он  ее  примет,  как осознает. 
Посмотрите: его персонажи   сейчас   —   подчеркнуто   безответные,   забитые  
люди,   безропотно   принимающие   любые    унижения.   Таковы    и  
строители    железной   дороги   («Железная   дорога»,   1864  
г.),   которые,   подобно   древним   рабам Египта,  отдали  здоровье,   силы, 
а   многие  и   жизнь  на   строительстве,  а потом   легко   позволили  
себя   обмануть   управляющему;   и   ходоки   («Размышления  у 
парадного  подъезда»,  1858  г,):  шли 

в  
столицу  за   правдой  и легко  уходят,   непущенные  даже   на  порог  
«роскошных  палат…»   Автор  не только  и  не  столько  жалеет 
их,  сколько  пишется   понять,  в   чем  причина их долготерпения, где его
предел и есть ли он:

        Где
народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный? Ты
проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил, ­Создал песню,
подобную стону,

        И духовно навеки почил?.

                                 («Размышления
у парадного подъезда», 1858г’.)

     Одним
из   главных   духовных   ориентиров  Некрасова  был

Лермонтов.
Вспомните  горестную лермонтовскую  «благодарность»: «За жар
души,  растраченный в пустыне»; вспомните его Пророка ­осмеянного,
побиваемого    каменьями   за   то,    что   посмел провозглашать «любви             и 
правды  чистые  ученья ‘.  Та же мука

впустую
растраченного  душевного  жара,   то   же   неизбывное

страдание пророка,  не услышанного своим
народом,  не узнанного им, звучат в каждой строке некрасовской
«Элегии» 1874 года.

             Художественное
своеобразие поэмы «Кому  на

Руси жить
хорошо?»

     Поэма
«Кому  на  Руси  жить  хорошо?» занимает центральное место в  
творчестве         Некрасова.    Она   стала   своеобразным

художественным
итогом  более чем тридцатилетней работы автора.

Все
мотивы лирики Некрасова развиты в поэме;  заново  осмыслены все волновавшие  его  
проблемы;   использованы  высшие  его

художественные
достижения.

     Некрасов
не   только      создал      особый      жанр

социально-философской
поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России
в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав  писать «по горячим следам»,
то есть сразу после реформы 1862   года,  поэму об освобождающемся, 
возрождающемся народе, Некрасов  бесконечно расширил  первоначальный  замысел.
Поиски «счастливцев»       на  Руси  увели  его  из современности к

истокам:
поэт  стремится осознать не только  результаты  отмены крепостного права,  но 
и  саму  философскую  природу понятий

СЧАСТЬЕ,
СВОБОДА,  ЧЕСТЬ,  ПОКОЙ,  ибо вне этого  философского

осмысления
невозможно  понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.

     Принципиальная
новизна   жанра  объясняет  фрагментарность поэмы, построенной  из внутренне
открытых  глав.   Объединенная образом-символом дороги,  поэма распадается на
истории,  судьбы десятков людей.  Каждый эпизод сам по себе мог бы стать
сюжетом песни или повести,  легенды или романа.  Все вместе, в единстве своем,
они  составляют судьбу русского народа, его исторический путь от   рабства  к 
свободе.  Именно поэтому лишь в последней главе появляется     образ  
«народного    заступника»    Гриши

Добросклонова
— того, кто поведет людей на волю.

     Лишь
к  этому  моменту   сам   автор   полностью   увидел

композиционное
и художественное решение своей поэмы и,  умирая, сожалел, что  не успевает
воплотить его: «Единственное, о чем я жалею, —  говорил он, — о том, что
не успеваю дописать «Кому на Руси…» Теперь я вижу,  что это такая 
вещь,   которая  только целиком будет иметь свое значение.»

     Авторская
задача    определила     не     только.жанровое

новаторство,
но    и  все  своеобразие  поэтики  произведения.

Некрасов
многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму        о 
народной  жизни  он  целиком  строит  на

фольклорной
основе.  Обратите внимание:  в «Кому на  Руси  жить хорошо?» в     той 
или иной степени «задействованы» все основные

жанры
фольклора: сказка, песня, былина, сказание.

     Каково же место и значение фольклора в
поэме?  У фольклора свои особые идеи,  стиль,  приемы,  своя образная система,
свои законы и   свои  художественные  средства.   Самое  же основное отличие
фольклора от художественной литературы —  отсутствие  в нем авторства:   
народ  слагает,   народ  рассказывает,  народ слушает. В фольклоре авторскую
пози

Художественное своеобразие поэмы
«Кому  на Руси жить хорошо?»

     Поэма
«Кому  на  Руси  жить  хорошо?» занимает центральное место в  
творчестве   Некрасова.    Она           стала   своеобразным

художественным
итогом   более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова
развиты в поэме;  заново  осмыслены все волновавшие     его   проблемы;  
использованы  высшие  его

художественные
достижения.

     Некрасов
не      только      создал      особый      жанр

социально-философской
поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России
в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав  писать «по горячим следам»,
то есть сразу после реформы 1862   года,  поэму об освобождающемся, 
возрождающемся народе, Некрасов  бесконечно расширил  первоначальный  замысел.
Поиски «счастливцев»   на  Руси  увели  его  из современности к
истокам: поэт  стремится осознать не только  результаты  отмены крепостного
права,    но  и  саму  философскую  природу понятий СЧАСТЬЕ, СВОБОДА,                ЧЕСТЬ, 
ПОКОЙ,  ибо вне этого  философского

осмысления
невозможно  понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.

     Принципиальная
новизна   жанра  объясняет  фрагментарность поэмы, построенной  из внутренне
открытых  глав.   Объединенная образом-символом дороги,  поэма распадается на
истории,  судьбы десятков людей.  Каждый эпизод сам по себе мог бы стать
сюжетом песни или повести,  легенды или романа.  Все вместе, в единстве своем,
они  составляют судьбу русского народа, его исторический путь от   рабства  к 
свободе.  Именно поэтому лишь в последней главе появляется        образ   «народного  заступника»   
Гриши

Добросклонова
— того, кто поведет людей на волю.

     Авторская
задача     определила     не     только.жанровое новаторство, но    и  все 
своеобразие  поэтики  произведения.

Некрасов
многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму              о 
народной  жизни  он  целиком  строит  на

фольклорной
основе.  Обратите внимание:  в «Кому на  Руси  жить хорошо?» в   той 
или иной степени «задействованы» все основные жанры фольклора:
сказка, песня, былина, сказание.

     Каково
же место и значение фольклора в поэме?  У фольклора свои особые идеи,  стиль, 
приемы,  своя образная система, свои законы и   свои  художественные 
средства.   Самое  же основное отличие фольклора от художественной литературы
—  отсутствие  в нем авторства:    народ  слагает,   народ  рассказывает, 
народ слушает. В    фольклоре  авторскую   позицию   заменяет   нечто
принципиально иное    —  общенародная  мораль.   Индивидуальная авторская точка
зрения чужда самой  природе  устного  народного творчества.

     Авторская
литература  обращается   к   фольклору,    когда необходимо глубже  проникнуть
в суть общенародной морали; когда само произведение обращено не только к
интеллигенции  (основная часть читателей Х1Х века), но и к народу. Обе эти
задачи ставил перед собою Некрасов в поэме «Кому на Руси жить
хорошо?»

     И
еще  один важнейший аспект отличает авторскую литературу от фольклора.     
Изустное   творчество    не   знает   понятия

«канонический
текст»:    каждый  слушатель становится соавтором произведения, посвоему 
пересказывая его.  К  такому  активному сотворчеству автора   и  читателя и
стремился Некрасов.  Именно поэтому его  поэма  написана  «свободным 
языком,   максимально приближенным к  простонародной речи.  «Стих поэмы
исследователи называют «гениальной находкой» Некрасова.  Свободный 
и  гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро
передать своеобразие народного языка,  сохранив  всю  его меткость,
афористичность      и  особые  поговорочные  обороты; органически вплести в
ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы         
народной     сказки    (волшебная

скатерть-самобранка
потчует странников); искусно  воспроизвести и задорные речи подвыпивших на
ярмарке мужиков, и выразительные монологи крестьянских    ораторов,    и  
вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика,

     Красочные
народные  сцены,   полные  жизни и   движения,

множество
характерных  лиц  и  фигур…  —  все  это  создает

неповторимое
многоголосие некрасовской поэмы,  в которой как бы исчезает голос           самого 
автора,  а вместо него слышны голоса и

речи бесчисленных его персонажей»       .

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий