Министерство образования Российской Федерации
Уральский государственный университет имени А.М. Горького
Факультет искусствоведения и культурологии
Межкультурные коммуникации.Архитектура начала 18 века
«Петровское барокко»Реферат по русскому искусству 18-19 вв.
студентки 3 курса
Винокуровой Елены Алексеевны
Научный руководитель:Екатеринбург 2002
Содержание
Стр.
Введение.
31. Основные черты петербургского стиля. 4
2. Петропавловская крепость. 5
3. Летний дворец. 6
4. Дворец Меньшикова. 7
Библиография.
8Приложение.
Введение.
История искусства не знает более крутого поворота от средневековья к
Новому времени, чем в России начала 18 столетия. Вплоть до начала
царствования Петра I могло казаться, что позднесредневековая
художественная система на Руси прочно властвует, а чужеземные
«фряжские затеи» растворяются в ней, как ручьи в море. И вдруг это море
ушло под землю и на обнажившемся дне стали со сказочной быстротой
произрастать совершенно новые побеги, так же как на берегах Невы «из
тьмы лесов, из топи блат» встала новая русская столица, вскоре ставшая
одним из красивейших городов мира.*
В своем реферате я проследила за начальным этапом строительства
города Петербурга, и возникновение в связи с этим нового петербургского
стиля, который проявился во всех видах искусства и являл собой
отражение личных вкусов Петра I.
Тема, выбранная мной актуальна не только в связи с приближающимся
300-летнем юбилеем города, но и в связи с неугасающим интересом к его
архитектуре. В данной работе я акцентировала внимание на трех
замечательных памятниках «петровского барокко»: Петропавловской
крепости, Летнем дворце и дворце Меньшикова. Прошло уже триста лет, а
эти замечательные архитектурные памятники продолжают и будут радовать
нас еще не одно столетие своим великолепием.___________________
1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств, «Аст-Пресс», Москва 2000.1.1. Основные черты петербургского стиля.
Петровское время – петровские реформы — явилось переломным для всей
русской жизни, обозначило переход от средневековья к новому времени.*
При этом ориентация на Западную Европу стала определяющей и даже
принудительной. Под влиянием Запада, а также по велению времени
искусство постепенно все более принимало светский характер,
освобождаясь от уз религии.
Основы нового искусства закладывались в Москве. Церковь в Дубровицах,
церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня), Сухарева башня,
Лефортовский дворец были своеобразными предтечами нового,
петербургского стиля. Этот уникальный художественный стиль, сложившийся
в особых исторических, географических и климатических условиях, был
отражением личных вкусов Петра.
Город, заложенный в дельте реки Невы самим императором и названный им
Петербургом в честь своего небесного покровителя, святого апостола
Петра, должен был воплотить мечту о новом идеальном городе. Петр
замыслил его как вариант любимой им Голландии, как портовый город-
крепость. Но, по словам русского художника и историка искусства А. Н.
Бенуа, только намерение было сделать из Петербурга что-то голландское,
а вышло свое, особенное… Петербургский стиль – это особенное ощущение
пространства и исторического времени. Внешний облик Петербурга – это
прежде всего сочетание низкого северного неба, свинцово-серой шири Невы
и взмывающих ввысь вертикалей позолоченных шпилей. Нева, «ее дрожащее
теченье», является главным «проспектом» города, ее главной «площадью».
Этот «пафос шири»- преобладание горизонтальной линии над вертикальной –
определяется своеобразием ландшафта – водными пространствами Большой
Невы, Малой Невы, Большой Невки, Малой Невки, Фонтанки, Мойки,
Екатерининского канала, Крюкова канала и т.д. Соединение воды и суши
дает идеальные горизонтальные линии. Над горизонталями воды и
набережных возвышается полоса приставленных друг к другу домов почти
одного уровня в силу сложившегося требования строить не выше Зимнего.
Эта зубчатая, как бы дрожащая линия домов на фоне неба создает
впечатление призрачности, эфемерности городской застройки, которое
усиливается игрой света и красочной гаммой лимонно-белых зданий,
мрамора и гранита. Сплошная застройка улиц типична для Петербурга, при
этом улицы, в силу отсутствия подъемов и спусков, становятся как бы
интерьером города. Сады и площади «встраивали» в плотные линии домов,
что служит еще одним выражением горизонтального города.
Характерные элементы городского пейзажа – шпили Петропавловской
крепости, Адмиралтейства и Михайловского замка. Уникальность
петербургского стиля определилась и тем, что город поднялся по воле
одного человека, сразу и на пустом месте. Москва, живописно
раскинувшаяся «на семи холмах», росла стихийно вокруг своего
исторического цента в течение многих веков. Петербург же был воздвигнут
за какую-то четверть столетия и почти сразу же в камне.
___________________
2.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. — М.: Издательский
центр «Академия», 1998. — 448 с.: ил.1.2. Петропавловская крепость.
В мае 1703 г. на Заячьем острове состоялась торжественная закладка
крепости. В том же году в центре земляной крепости была заложена
деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла, увенчанная шпилем.
Первые семь лет существования города составили «деревянный период» его
истории, от которого сохранился только домик Петра I на Березовском
острове.
С 1714 г. Петр запретил каменное строительство везде, кроме
Петербурга, и одним из первых выдающихся сооружений стал
Петропавловский собор, заложенный в мае на месте разобранной
деревянной церкви. Автором проекта являлся Доменико Трезини (1670
–1734), итальянец, прошедший архитектурную школу в Дании. Собор
представляет собою прямоугольную в плане трехнефную базилику, типичную
для европейской культовой архитектуры. С запада ее венчает колокольня
с золоченым шпилем, по форме напоминающая «столпообразный» храм,
состоящий из постепенно уменьшающихся ярусов. Колокольня собора,
несомненно, самая большая удача архитектора. Трезини нашел необходимый
для мощного простора Невы вертикальный акцент, выразил неудержимое и
вместе с тем легкое устремление ввысь, которое уравновешивает
однообразное плоское пространство. Архитектурная композиция колокольни
в верхней части является типичной для «петровского барокко»: волюты,
«сцепляющие» этажи, верхний четверик перекрыт куполом, на который
поставлен восьмигранный фонарик со шпилем.
В ходе строительства каменной крепости Трезини оформил проезд в
линии оборонительных укреплений в виде триумфальной арки, ставшей
главными воротами, названными Петровскими. Такими арками отмечались
все крупные победы русских в Северной войне, но Петровские ворота
оказались единственными уцелевшими.
Главное идейное содержание этого памятника сводилось к прославлению
государственной мудрости и военных успехов Петра I, что отразилось в
скульптурном декоре ворот. В нишах пилонов поставлены статуи Афины
Паллады – победоносной воительницы и Афины Полиады – защитницы города.
Над аркой ворот – герб России в виде двуглавого орла. В центре аттика
(стенка над карнизом архитектурного сооружения) деревянный барельеф
изображает « Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» – аллегорию
победы Петра I над Карлом 12-ым. По обе стороны от него в волютах
помещены рельефные композиции, состоящие из предметов военного
снаряжения: шлемов, лат, труб. На фронтоне горельеф, отражающий эпизод
Троянской войны, как напоминание о победе Петра.
Охристо-белого цвета ворота с коричневыми резными рельефами,
позолоченным и частично раскрашенным гербом, эффектно выделяясь на
фоне краснокирпичных стен, имели мажорное звучание, свойственное
триумфальным сооружениям. Вообще значение триумфальных ворот оказалось
чрезвычайно важным для развития почти всех видов русского искусства.
Они служили высотными точками отсчета при строительстве городов; с их
помощью через скульптурные украшения, имеющие аллегорический смысл,
происходило приобщение к античной мифологии и Священной истории.1.3. Летний дворец.
Решающими для формирования стиля «петровское барокко» были личные
вкусы императора, отдававшего предпочтение двухцветным голландским
зданиям из красного кирпича с отделкой наличников, порталов, карнизов
белым камнем.* Это создавало образ скромной, практичной и вместе с тем
нарядной архитектуры. Петр не допускал никаких излишеств даже при
строительстве дома, именно дома, а не дворца, для себя в Летнем
дворцу. Причем определялся такой подход вовсе не недостатком средств,
а принципами целесообразности, строгости и простоты.
Действительно, прямоугольный в плане двухэтажный дом почти
кубический формы, перекрытый высокой четырехскатной крышей, больше
походил на жилище богатого голландского бюргера, чем на дворец главы
сильного русского государства. Вместе с тем одинаково решенные фасады
Летнего дворца с узким лепным фризом из дубовых веток имели по два
ряда больших окон, с расположенными между ними по горизонтали
двадцатью девятью терракотовыми барельефами на тему борьбы России за
выход к Балтийскому морю.
Вход во дворец украшает великолепный барельеф с изображением
Минервы, военных трофеев и победных знамен. Первоначально дворец был
окружен водой с трех сторон, и с крыльца можно было сразу же попасть
на ботик. Стены светло-желтого цвета гармонируют с золочеными оконными
переплетами, розовато-коричневыми барельефами и красной черепичной
крышей, над которой поблескивает позолоченный флюгер в виде фигурки
Георгия Победоносца на коне. Свинцово-серая вода, беломраморная
скульптура и зеленые шпалеры сада усиливают декоративное звучание
архитектуры.
Летний дворец был жилым домом Петра и его семьи, и в нем не
предусматривалось парадных помещений. Большие приемы и празднества
происходили не во дворце, а в саду. Главным создателем сада, который
уже в 1700-е годы поражал современников своей красотой и
изобретательностью «затей», был сам Петр I. Летний сад был разбит не
по французской моде, господствовавшей тогда в Европе, а по
голландской: без радиальных аллей, по квадратной схеме во стрижеными
шпалерами (рядами ровно подстриженных деревьев и кустов по обеим
сторонам дорожки), с асимметричным расположением в нем дворца.
На трех площадках центральной аллеи были устроены фонтаны, а на
пересечении прямых дорожек стояли беседки. Подстриженные кустарники
создавали вдоль аллей зеленые стены с нишами для античных статуй, к
которым Петр I проявлял огромный интерес. Он не жалел денег на
приобретение скульптуры, которая должна была не только украшать сад,
но и служить средством пропаганды проводимых им преобразований. Этим
объясняется продуманность в подборе статуй. «Правосудие»,
«Милосердие», «Слава» в аллегорической форме возвеличивали
преобразовательную деятельность Петра I. Бюсты Ахиллеса, Александра
Македонского, Юлия Цезаря, римских полководцев напоминали о подвигах и
деятельности героев, пробуждая «к мужественным делам усердие». Летний
сад играл большую роль в общественной жизни столицы, в нем
устраивались ассамблеи, разнообразные празднества и иллюминации по
случаю побед и семейных торжеств.1.4. Дворец Меньшикова.
Васильевский остров богат старинными постройками 18 века. Наиболее
интересная из них – дворец А. Д. Меньшикова. В свое время Меньшиков
был видным государственным и политическим деятелем и за его заслуги,
Петр I, в 1707 году подарил ему весь Васильевский остров. Правда,
позже, в 1714 году, царь передумал и отобрал подарок, но за время
властвования на острове Меньшиков выстроил этот дворец (архитекторы Д.
М. Фонтана и Г. И. Шедель) – самое богатое здание Петербурга
петровского времени.
Начиная со второй половины 18 века здесь находилось военное учебное
заведение – Первый кадетский корпус. В наши дни во дворце Меньшикова
создан филиал Эрмитажа – здесь размещены экспозиции из коллекций,
посвященные культуре России первой трети 18 века. В убранстве
помещений использованы голландские кафельные плитки и русские изразцы,
наборное дерево с резными золочеными украшениями, скульптурная лепка,
монументально-декоративная живопись.___________________
3.Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред.
Проф. А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 600 с.; илл. цв.Библиография.
1. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. «Аст-Пресс», Москва 2000.
2. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. – М.: Издательский
центр «Академия», 1998. – 448 с.: ил.3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под
ред. Проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ,
2000. – 600 с.; илл. цв.4. www.yandex.ru. (иллюстрации).