Вопросы обеспечения прав человека в деятельности Службы судебных приставов

Дата: 15.05.2014

		

Поволжский филиал Российской правовой академии Министерства юстиции
Российской Федерации

Н А У Ч Н Ы Й Д О К Л А Д

«Вопросы обеспечения прав человека в деятельности

Службы судебных приставов»

Подготовил:
студент 5 курса Сергеев О.Г.
Научный
руководитель:
Канд. юрид.
наук, доцент
А.Д.Черкасов

Саратов 2002г.
Россия, следуя курсом реформ, провозгласила права человека как
приоритетные и наиболее значимые социальные ценности, признала
необходимость придерживаться общепринятых стандартов в области прав
человека.
Конституция Российской федерации (ст.2) впервые закрепила прямую
обязанность государства защищать права человека. При этом подчёркивается
(ст.18), что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно
действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов,
деятельность представительной и исполнительной власти, местного
самоуправления, обеспечиваются государством. Государственная защита прав и
свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется(п.1
ст.45).
Важная роль в социально-юридическом механизме обеспечения прав
человека и гражданина отводится Министерству юстиции Российской Федерации.
Это министерство многофункциональное. В его структуре создана и действует
служба судебных приставов.
Правовую основу деятельности службы судебных приставов составляют
Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О судебных
приставах», «Об исполнительном производстве» и иные федеральные законы, а
также принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента
РФ, правительства РФ, Министерства юстицииРФ.
Как правоохранительный орган Служба судебных приставов была основана в
1997г. Вызвано это было тем, что при смене социального строя в государстве,
в системе исполнения решения судебно-административных органов образовался
правовой вакум т.е. принимаемые решения, постановления и т.д. судебными
исполнителями не могли исполнятся в силу их слабой правовой защищённости и
практическим отсутствием властных полномочий. Необходим был новый закон,
закон, позволяющий эффективно исполнять судебные решения, закон наделяющий
его представителей более широкими возможностями и полномочиями. Таким
законом в июле 1997г. стал Федеральный закон «Об исполнительном
производстве» и «Закон о судебных приставах». Начиная с января 1998г.
повсеместно, на всей территории Российской Федерации началась создаваться
Служба судебных приставов. Но, наделив судебных приставов большой властью
законодатель, также предусмотрел и защиту прав человека при исполнении
судебными приставами своих обязанностей.
Прежде всего стоит сразу отметить, что Служба судебных приставов
подразделяется на судебных приставов-исполнителей, исполняющих решения
судов и других административно-правовых органов, и судебных приставов по
обеспечению правопорядка, призванных поддерживать правопорядок в залах
судебных заседаний, охрану судей и участников процесса, осуществлять по
постановлениям судей и судебных приставов-исполнителей приводы граждан не
являющихся по повесткам вышеуказанных должностных лиц. Но во всех случаях
судебные приставы прежде, чем приступить к исполнению своих служебных
функций обязаны предупредить об этом лиц в отношении которых они проводят
те или иные мероприятия.
Не стоит лишний раз упоминать, что защиту прав человека с
предоставлением тех или иных свобод в нашем государстве обеспечивает
Конституция РФ, различные нормативные и правовые акты, издаваемые
Государственной думой. Но вернёмся к судебным приставам, итак при получении
исполнительного листа либо документа приравняемого к таковому, судебный
пристав проверяет соответствие данного документа к предъявляемым законом
требованиям. После того как судебный пристав удостоверится, что
исполнительный документ соответствует предъявляемым требованиям, судебный
пристав обязан в течении трёх суток вынести постановление о возбуждении
исполнительного производства либо об отказе от такового (при обнаружении
нарушений к предъявляемому к исполнению документа). Каким образом, в этой
стадии исполнительного производства осуществляется защита прав человека?
Пожалуй, только лишь косвенно, судебный пристав проверяет исполнительный
документ на предмет законности оформления т.е. если документ неправильно
оформлен он возвращает его в орган его выдавший, несмотря на вину лица в
отношении которого он выдан (в данном докладе речь идёт исключительно о
физических лицах). Далее, судебный пристав выносит постановление о
возбуждении исполнительного производства причём законодатель отпускает ему
в этом три дня, если судебный пристав выносит постановление позже, то
фактически всё исполнительное производство будет незаконным даже если его
последующие действия будут законными. При выносе постановления о
возбуждении исполнительного производства, судебный пристав обязан копию
данного постановления направить должнику (ответчику) и предложить в
пятидневный срок в добровольном порядке погасить имеющуюся задолженность.
Т.е. законодатель, устанавливает судебному приставу конкретные сроки, в
рамках которых судебный пристав-исполнитель должен провести процессуальные
действия. Без соблюдения этих процедур все его последующие действия могут
быть должником обжалованы.
Важной организационно-правовой гарантией является институт обжалования
действий судебного пристава. Право граждан обжаловать действия должностного
лица – одно из важных конституционно-правовых средств защиты их прав и
законных интересов (п.2 ст.46 Конституции РФ). В соответствии с этим пункт
1 ст.19 Федерального закона «О судебных приставах» и пункт 1 ст.90
Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривают, что
действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному
лицу или в суд.
В целом законодатель даже в стадии исполнения решения правоохранительного
органа, выдавшего исполнительный документ, т.е. когда вина ответчика уже
установлена и доказана и из ответчика он превращается в должника тем не
менее даёт ответчику право на обжалование такого решения (статьи«Закона о
судебных приставах»). При этом при подаче такого заявления в
соответствующие органы судебный пристав обязан вынести постановление на
приостановление исполнительного производства до вынесения решения
вышестоящего органа в который должник направил соответствующее заявление.
Подать жалобу на незаконные действия судебного пристава либо на их
отсутствие заинтересованное лицо может подать: Старшему судебному приставу;
в главное управление Службы судебных приставов по региону или области; в
Министерство Юстиции РФ; в районную, городскую, областную, генеральную
прокуратуру; в районную, городскую, областную администрации; в Комитет по
защите прав человека; Региональному представителю президента; в районный,
городской, областной, Верховный суд, а при исчерпании всех возможных
методах внутригосударственного урегулирования, в международный суд в
г.Страсбурге в республике Франция. Причём подать жалобу либо исковое
заявление можно на любой стадии исполнительного производства. В 1999г. на
действия судебных приставов-исполнителей от граждан и юридических лиц в суд
поступило 25 тыс. жалоб, из которых 10 тыс. были удовлетворены в пользу
истцов.
Институт возмещения вреда, причинённого действиями судебных приставов,
закреплён в п. 3 ст. 19 Федерального закона «О судебных приставах» и в п.2
ст.90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» согласно которым
ущерб (вред), причинённый судебными приставами гражданам и организациям,
подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским
законодательством РФ.
В федеральном законе «Об исполнительном производстве» ст.44 закрепляет, что
является основанием применения мер принудительного исполнения, ст. 45
устанавливает перечень мер принудительного исполнения, а в ряде последующих
статей прописан порядок осуществления мер принудительного исполнения. Далее
при совершении исполнительных действий, связанных с принудительным
исполнением, в обязательном порядке составляются следующие документы: акт
описи и ареста имущества, акт изъятия арестованного имущества, акт описи и
ареста денежных средств, акт изъятия денежных средств, акт о вселении либо
выселении, акт о вскрытии помещения. Все эти акты в обязательном порядке
составляются в присутствии не менее двух понятых, при этом понятые должны
быть люди абсолютно посторонние, не заинтересованные в исполнительном
производстве и не состоять в родственных отношениях с кем либо из
участников исполнительного производства. Не соблюдение любого из этих
принципов, ставит под угрозу законность действий судебного пристава, и даёт
возможность участникам исполнительного производства для подачи жалобы в
вышестоящий орган на его действия. Так же законодатель ограничивает время
работы судебного пристава: в обычные дни с 6.00 до 22.00; в случаях крайней
необходимости и с 22.00 до 6.00, только с письменного разрешения старшего
пристава; в праздничные и выходные дни в любом случае только с письменного
разрешения старшего судебного пристава. То есть судебный пристав не явится
к Вам когда ему заблагорассудится а вынужден будет соблюсти рамки закона.
Анализ практики деятельности Службы судебных приставов позволил выявить
факты несовершенства и пробельности действующего законодательства,
регулирующее их деятельность, что приводит к ущемлению прав и законных
интересов граждан и организаций. Так, Постановлением Конституционного Суда
Российской
Не менее серьёзная проблема – недостаточный уровень правовой культуры
и нравственных ценностей судебных приставов исполнителей. Статья 3 ФЗ «О
судебных приставах» гласит: Судебным приставом может быть гражданин
Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее
(полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего
судебного пристава – высшее юридическое образование), способный по своим
деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять
возложенные на него обязанности. То есть судебным приставом может быть
любое лицо имеющее среднее образование и при этом наличие службы в армии
считается необязательным.
Институт обязанности судебных приставов действовать в строгом соответствии
с законом. Судебные приставы по обеспечению установленного правопорядка в
зале судебных заседаний, городских и районных судах, по охране свидетелей и
оказанию физической помощи при осуществлении судебными приставами-
исполнителями своих служебных обязанностей действуют также на основании
закона «О судебных приставах». Так, согласно ст.13 Федерального закона «О
судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные
ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности
ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. А ст.15 этого
закона строго регламентирует условия и пределы применения физической силы,
специальных средств и огнестрельного оружия. И при осуществлении своих
обязанностей судебные приставы должны строго придерживаться не только
закона «О судебных приставах» но и как судебные приставы-исполнители всех
действующих законов и нормативных актов на территории нашего государства.
К примеру, при осуществлении привода лица не являющегося по повесткам
судебного пристава-исп. либо судьи судебный пристав обязан иметь
постановление о приводе в котором должны быть правильно указаны данные
лица, которое необходимо доставить, при доставке данного лица судебный
пристав должен быть вежлив и корректен настолько насколько это возможно.
Использовать спецсредства только в случае крайней необходимости и только
после предупреждения.
Какие мы сможем сделать выводы: предоставив судебным приставам
полноту и широту власти, законодатель тем не менее сделал всё возможное для
того, чтобы оградить и защитить человека от чиновничьего произвола, лишить
госслужащих самоуправства, обязал судебных приставов действовать только в
строгих рамках закона.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий