Свое рассуждение, связанное с весьма сложной задачей
попыткойсоединить теорию сознания (для чего потребуется,
естественно,введение определенных постулатов) с моим отношением к
философии, тоесть с тем, что я о ней думаю и что она для меня значит,
я хотел быначать с замечания биографического характера.
Насколько я себя помню, мои первые шаги в философии и
влечение кней были обусловлены (как я теперь понимаю)
не какими-тоэмпирическими причинами социального свойства и
не проблемамиобщества, в котором я родился, а скорее моим
неосознанным желаниемвоссоединиться с чем-то, что мне казалось частью самого
себя, родныммне, но почему-то утраченным и забытым. Или,
если говоритьопределеннее, как я сужу об этом сегодня с неким
общечеловеческимначалом культуры. Кстати, тут же хочу заметить, что
дорогу к этомувоссоединению преграждал тогда (я не случайно выделяю
это слово) исуществовавший язык философии; язык учебников и
философскогообразования, обратившись к которому я, конечно же, не мог
обрести то,что бессознательно искал.
Иными словами, я смутно пытался прилепиться тогда к
образу, окотором писал еще Кант, «гражданин мира»,
характеризуя этим своеотношение к глубинной сущности европейской
христианской культуры.Сегодня мы хорошо знаем, чо означали эти слова
«гражданин мира», или«космополит», в конце 40-х годов. То есть в
годы моей молодости…Значит «гражданин мира». Для Канта это
было одновременно иуказанием на одно из правил мышления. Как известно, у
него мышлениесводится к трем правилам. Первое правило: мыслить
самому; второе —мыслить так, чтобы быть способным смотреть одновременно
на мыслимоеили на свое дело глазами другого (это и означает быть
«гражданиноммира»). И третье правило: мыслить непротиворечивым
образом. То естьмыслить так, чтобы не противоречить самому себе. Или
можно сказатьиначе: чтобы мысль, находясь в движении, не разрушала бы
сама себя.Следовательно, в том, как понимается мышление в
европейскойтрадици,уже как бы изначально содержится сознание
иного. Этим иным,или другим миром может быть другой человек, друная
точка зрения,другая перспектива, вообще другой мир или другой космос.
Все эти вещистоят в одном ряду и являются расшифровкой слова
«иное». Инаяреальность!
Так вот, то, что я чувствовал, вообразил о себе, очевидно
и былосознанием этого иного, которое меня мучило и
которое я хотелрасшифровать. Я тогда еще не знал, что языком,
на которомрасшифровываются свидетельства сознания, является
философия. Я узналэто позже и теперь, как мне кажется, знаю и могу этим
поделиться.Сознание это прежде всего сознание иного. Но не
в такомсмысле, чо мы сознаем другой предмет, а в том смысле,
что человекотстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором
он находится.В этот момент человек смотрит на него как бы глазами
другого мира, ион начинает казаться ему непривычным, не само собой
разумеющимся. Какбелке, которая соскочила бы с известного колеса и
со стороны быпосмотрела на это колесо. Это и есть сознание как
свидетельство. Тоесть, я подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и,
во-вторых, чтотермин «сознание» означает какую-то связь или
соотнесенность человекас иной реальностью поверх или через голову
окружающей реальности.Назовем это условно обостренным чувством реальности. Оно
связано в тоже время с какой-то иномирной ностальгией.
Но, определив так сознание, я хочу далее сказать,
что имвыделяется какая-то точка в мире и вплетенность
ее в мировыесцепления. Эта точка выделена, и тем самым она дифференциальна,
различительна. То есть сознание есть одновременно
и различение.Поскольку оно «появляется» только в
горизонте допущения иного,постольку и выделенная точка становится не
необходимой, а лишьвозможной. Как одна из возможностей, которая
реализовалась.Следовательно, проблема человеческой судьбы,
человеческогопредназначения начинает выступать при этом для
человека, в душукоторого запал осколок такого зеркала сознания, как
задача новогорождения в реальном мире, хотя он является своеобразным
гостем миранереального, иного. Возможно ли такое рождение? Можно
ли, не забывсвоего гражданства неизвестной родины, родиться
вторично гражданиномуже этого мира? Можго ли существовать, будучи носителем
той смутноощущаемой гармонии, которая сверкнула случайно в
зеркальном осколкесознания и превратила столь привычный до этого мир в
нечто условное ине самор собой разумеющееся? И ктому же существовать,
не подозреваяо том, что указанная гармония (на что я хотел бы
обратить особоевнимание) имеет свой режим жизни, в корне
отличный от нашихежедневных психологических состояний. Ибо он
характеризуется нетолько мгновенной координируемостью множества связей и
элементов, нои одновременно какой-то неведомой способностью
удерживать этукоординацию во все разрушающем потоке времени. Ведь в
обыденной жизнимы можем лишь вспомнать о том, что в какие-то мгновения
находился илипребывали в них.
Но, как я уже сказал, человек, в отличие от всех
остальныхизвесных нам существ, обладает сознанием. А это значит,
что он имеетвозможность переживать, испытывать как раз те вещи и
ли состояния,которые естественным образом, в качестве
продукта, скажем,какого-либо физиологического механизма, получить
нельзя. Например,нельзя иметь мысли, полученные простым
продолжением отпущенныхчеловеку естественных психических сил, ибо это будут
не его мысли.Или иметь чувства в силу опять же лишь данных человеку
естественныхпсихических способностей. В философии такого рода веши
по традицииназывают обычно «чистыми» («чистое
сознание«, »чистая мысль«, »чистаялюбовь» и т. д.). Но не в смысле продукта
абстракции или обобщающегопонятия, а в смысле, хотя и естественным образом
для человеканевозможного, но тем не менее случающегося с ним в
каких-то особыхсостояниях. Какие же это состояния? Состояния, которые
сопряжены илисовмещены в человеке с символами. То есть они возможны
у человека,попадающих в поле их силовых линий. Одним из
таких символов(первичным для философии) является «смерть». Н
апервый взгляд, этотсимвол прост хотя бы по той причине, что мы можем,
как я сказал,увидеть иную реальность, гражданами которой мы себя
осознали, будучиготовы при этом расстаться с самими собой как не
необходимыми, неабсолютными и т. д. Но это на первый взгляд,
поскольку вдействительности расстаться с собой оказывается очень
трдно. И в тоже время, если мы не готовы при расшифровке или
освоении символасмерти расстаться с собой, то не увидим иное. Так как
же тогда впринципе представить смерть? Очевидно, это не просто
случайность,подстерегающая жизнь, которая столь неудачнорасшифрована
экзистенциалистами как личная смерть. Это
довольно неудачнаярасшифровка, затемняющая, как мне кажется, смысл того,
о чем здесьговорится. Потому что та смерть, о которой говорится в
символе, нелично, скажем моя, а лично она моя потому, что она в
единственномчисле. Не бывае много смертей, так же как сознание
есть нечто,сущетвующее в единственном числе. Есть только одно
сознание, как иодна смерть. И поэтому, замыкая то, что я говорю сейчас,
с тем, чтобыло сказано перед этим, я могу, видимо, сказать, что
наше движение всторону подозреваемой иной реальности есть не что
иное, как простоприближение к известной платоновской метафоре
«пещеры». Перед намидействительно «тени», не имеющие существования,
а то, чтоподозревается как иной мир, иная реальность, и есть та
реальность, вкоторую мы можем попасть лишь через свидетельское
сознание, с помощьюкоторого мы могли отстраниться от мира и
отстранить его. Какизвестно, такая операция проделывалась в XX в. и чисто
литературнымисредствами. Но литература ведь тоже средство духовной
жизни человека,как и философия. И в этом смысле внутри нее также
возможен духовныйфилософский акт, а не только специфически литературный.
Например,поэт Даниил Хармс спрашивал, что это за существа такие,
у которых кконечностям, то есть к ногам, привязаны какие-то
«крючки», и ониэтими крючками становятся на лед. Фактически поэт
выявляет здесь то,что параллельно с Хармсом называлось в
европейской традициифеноменом. Традиции, о которой Хармс, разумеется, не
знал, простосама проблематика тогда была конгениальна состоянию
культур. Ирусской, и европейской.
То есть что мы в действительности видим? Мы видим
крючки идощечки, но не знаем, что это коньки или лыжи. И иногда
знание того,что мы видим, несомненно, мешает нам видеть видимое.
* * *
Итак, мы видим следующую фундаментальную для
построенияфилософского аппарата вещь. А именно, что
сознание этовыделенность, различенность. Так вот эта различенность
имеет еще одинвесьма важный смысл с точки зрения сознания как
свидетельства. В этомсвидетельском сознании содержится, во-первых, что-то,
что я сознаюили думаю или чувствую. И, во-вторых: я думаю, что я
думаю. Или: ячувствую, что я чувствую. Ну, скажем, я чувствую, что я
люблю. Но этов принципе может не совпадать с тем, что я действительно
люблю. Однодело «я люблю» и совсем другое «я
чувствую, что люблю«. Или »ямыслю«, и »мыслю, что я мыслю». Эти вещи
принципиально различны, иникакое преобразование, никакое дпущение, никакое
рассуждение немогут устранить этого различия. Эта испытываемая
нами подчассложность душевной жизни очевидна независимо от того,
сумеем ли мы вней разобраться, пытаться понять себя и других.
Тем самым мы незаметно подошли фактически к
знаменитойфилософской проблеме, весьма роковой, о которой было
сказано, какизвестно, очень много и всегда с суровыми оценками,
проблема такназываемой непознаваемой «вещи в себе». Между
тем для Канта (как мыможем теперь судить) понятие «вещи в себе»
и было связано с тойпростой, в сущности, философской дилеммой, вырастало
из неминуемогодопущения вот того дифференциала («мыслю, что я
мыслю«, »думаю, чтоядумаю»), о котором я только что говорил. Так что
здесь существуетнеизбежное различие.
В самом деле, когда мы сталкиваемся, например, с
феноменомлюбви, то так или иначе допускаем, что ее внешнее
выражение (то, какона реализуется, высказывается, проявляется в тех или
иных поступках)может порой не иметь ничего общего с действительным
положением дела.И, следовательно, по явлениям нельзя судить о том,
что является.Поэтому отвлеченная духовная мудрость и гласит она
зафиксирована нетолько в философии, но и в религии, что лишь тот
может судить попоступкам, кто видит наши сердца до дна. То есть, для
кого нет ничегоскрытого, как для Бога. Я имею ввиду известную
метафору Бога каксудьи. В каком смысле? А в том смысле, что лишь для него
нет различиямежду явлением и вещью в себе: что это не обычное
человеческоесущество, способное соверщать подмену действительного
чувства илидействительной мысли своим эмпирическим чувством или
своей мыслью. Тоесть существо, которое не хочет расставаться с привычной
ему жизнью,подставляя в этом случае под действительную мысль или
действительныечувства массу подменных образований. Существуют целые
слои, в которыхначинает в результате жить тот или иной мысленный
предмет толькопотому, что человек не хочет расстаться с самим собой.
С самим себелюбезным. Это, так сказать, удобные ему истины, удобные
ему чувства,продолжающие его выживаемость или приспособление
в условияхокружающей среды, положения и т. д.
Из этой принципиальной вещи и вырастает очень сложная
техникафилософского анализа. Собственно сам язык философии
вырастает вот изтого, что я только что описал. Но для того чтобы нам
согласиться сэтим и понять (и мне, и вам) суть дела, нужно сделать
еще один шаг.Для этого я поставлю ту проблему, кторую
сформулировал в терминах«явления» и «вещь в себе»,
несколько иначе, поверну ее длянаглядности другой стороной. В свое время Владимир
Лефевр придумалдля своих задач (он занимался рефлексивными играми)
очень хорошийпластичный образ, которым я воспользуюсь.
Представьте себе домино, но не обычное, а с цифрами,
написаннымина обеих сторонах фишек. Причем на одной (скажем,
видимой намстороне) одни цифры, а на другой, невидимой нам
стороне, но видимойдругому существу, которое и двигает фишки домино,
другие цифры. Онодвигает их по законам арифметики и сообразно своим
описаниям.Например, там написано на одной фишке один, на другой
два, и онохочет получить три и соответственно складывает их.
Но на нашейстороне пришли в движение совсем другие цифры. И
совсем в другомпорядке и последовательности для нас непостижимой. Не
видя лицевойстороны фишек, мы в принципе не можем
увидеть никакогоумопостигаемого порядка движения цифр на нашей
стороне. На нашемэкране. Сравните эту проблему с
принципиальной возможностифундаментального различия между «вещью в
себе» (я специально взялэтот известный термин, хотя, как вы теперь
понимаете, его можнозаменить другим он не обязателен) и тем, как
вещь является.Закрепим это различие.
Ну, ясно ведь, что человек, который действительно
любит, можетвести себя совсем не так, как ведут себя любящие.
Например, поведениеДанте, любящего Беатриче, не имело ничего общего
с поведениемлюбящих. И судить по тому, как он себя вел, о его
любви невозможно.На своем отвлеченном языке (а у Данте весьма
отвлеченный духовныйязык) он говорил: все внешнее ничто. То есть все
только внутри, авовне ничто. Как бы я не поступил, это не похоже
на то, что ячувствую. И ничего общего с этим может не иметь. Он
ведь в принципене хотел на Беатриче жениться. Именно потому, чтоон
любил ее,онадолжна была оставаться женщиной, с которой не
выполняются обычныеакты супружеской жизни. В том числе и потому, что он
боялся за нее.Или, скажем, известное целомудрие Христа, который явно не
знал женщинеще и потому, что он слишком высоко ценил, высоко
ставил чувствочеловеческой любви как таковой и считал его опасным для
тех, кто могоказаться реальным эмпирическим объектом этой любви. В
любви Христамогла сгореть любая подруга. Это одна из причин я
ведь говорю осимволах, расшифровываю символы нашего обращения к
философии вслучае разговора о том, о чем на другом языке мы
не смогли быразговаривать, не запутываясь в бесконечных
противоречиях.Так вот, возвращаясь к тому, о чем я говорил. Значит,
мы сноваимеем ситуацию, когда перед нами нечто, скажем, та
сторона экрана, ккоторой мы не можем перейти никаким продолжением наших
операций наэтой стороне экрана. То есть продолжением наших
логических сил. Силнашего мышления. И отсюда, введя все это, я сделаю
такой вывод, чтоесть, следовательно, вещи, знание которых или понимание
которых длянас совершенно непостижимо. Мы не можем представить, что
мы можем этопонять, но… при условии, если бы уже не понимали. Или
уже не знали,поскольку это «уже» и есть возможность нашего
сознания.Итак, я ввел прблему вещи и явления вещи, внутреннего
внешнего,в рамки проблемы эмпирии и теории, или мысли теории.
Есть какая-томысль, к которой мы не можем прийти продолжением
обработки эмпирии;которую мы не можем знать из опыта, как, например,
невидимую для нассторону домино, поскольку это имеет отношение к сознанию.
А последнеефактически есть связность одного с другим. То есть
связность с тем,что мы не могли бы понять, если бы уже не понимали. В
этом смыслеиметь сознание значит иметь тавтологию:
понимаем, потому чтопонимаем. Сошлюсь на простой геометрический пример
того, что впринципе нельзя получить из опыта, с одной стороны,
и с другойстороны, что нельзя понять, если уже не понимал.
Допустим, у нас есть понятие кривой или постоянного
искривления.Если мы имеем кривую, которая имеет постоянную
кривизну илипостоянный коэффициент искривления, то доказуемо,
выводимо изимеющегося у нас знания, что такая кривая пересечет
самое себя. Нобудет ли это пересечение кругом, из этого не
выводимо. Если естькруг, то мы увидим круг. Но получить его, ожидая, что
кривая где-топересечется, невозможно. Поэтому, кстати говоря, одни
философы (яимею в виду прежде всего Платона) и прибегали в этом
случае к понятию«идеи», а другие, как, например, Декарт,
к понятию «врожденнойидеи». Кант же называл такие вещи просто
«чистыми созерцаниями»,подчеркивая тем самым, что мы можем понять что-то в
мире в терминахпричины только тогда, когда понятие причины у нас уже
есть. Значит,это всегда взаимоотношение с иным, к которому мы не
можем непрерывнымобразом перейти продолжением своих собственных сил. И
вот это местоперехода, или место связности, и есть сознание, которое
у нас естьили нет. То есть сознание это место. В топологическом
смысле этогослова. Приведу еще один пример.
Представим себе, что перед нами существа, говорящие на
каком-тоязыке. Я утверждаю, вслед за Гумбольдтом, вслед за
Кантом, вслед замногими другими философами и лингвистами, что, не
зная, не имеяпонятия языка, мы вообще не обнаружили бы действие
механизма языка:заметив что-то странное, в принципе никогда не могли бы
понять, чтоэто такое. То есть от своей лицевой стороны домино
никогда не смоглибы перейти к другой стороне, никогда бы не знали, что это
язык. Также как, не имея понятия о театре, никогда не смогли бы
понять, чтопроисходит на сцене, наблюдая театральное действие,
разыгрываемоекакими-то существами. Кстати, лет десять назад,
развивая метафорутеатра, я случайно обнаружил нечто близкое у
великолепногоаргентинского испаноязычного писателя Хорхе Борхеса. В
одном из егорассказов говорится об арабском ученом, который сидит
и переводиттрактат Аристотеля о поэтике: и ему нужно перевести
слово «театр». Арядом во дворе играют два мальчика, и в их игре
проскальзываюткакие-то рудименты театральной игры. И он переводит
странным образом,не понимая ни текста Аристотеля, ни того, что делают
мальчики, —почему? Потому что он уже не понимает. У него нет еще
понятия таетра.И все и ничего с этим не сделаешь.
Следовательно, язык, который мы могли бы понять, а мы
понимаем,потому что уже имеем язык, нуждается для этого
понимания в каких-топостулатах или аксиомах. Назову одну из таких аксиом:
язык есть нечтоцелостное. То есть я хочу сказать тем самым, что,
вступив в туобласть, которую я назвал сознанием, мы еще имеем
дело с такимивещами, которые мы должны принять как возникающие сразу
и целиком ине поддающиеся складыванию по частям и в последовательности.
Ни одинязык нельзя получить по частям. Так он не
возникал. А как онвозникал? Как возникает понятие квадрата или круга в
нашей голове?Философ может ответить, что здесь действует
всесвязность сознания,что это уже есть. И только если есть, то может быть
понято. Значит,это как бы некий свидетель и судья одновременно;
некое всевидящеесущество, совмещенное с состоянием нашего сознания,
когда даны этивещи. Сознание как свидетельство обо всех этих вещах или
об иномирах.Назовем их условно так. Ино-мирные значит те, которые
мы не можемпонять, если уже не понимаем. Или уже не имеем. А
если имеем, тоимеем целиком. Попытаемся теперь связать все эти
аспекты проблемыфилософии как проблемы места человека в мире. Ведь раз
мы говорим осознании, а сознание определили как место, то философию,
конечно же,должно интересовать место человека в мире
как сознающего,чувствующего и желающего существа. Его возможности.
Воспользуюсь дляиллюстрации этого положения примером, к которому
обращался в своевремя Эйнштейн.
А. Эйнштейн говорил, что наши знания, или наши
представления омире, похожи в чем-то на представления того жука,
который ползал быпо поверхности замкнутой сферы, и она представлялась бы
ему в видебесконечной сферы. То есть я ввожу фактически проблему
размерности,или измерений. В измерении жука, ползущего по некой
поверхности,последняя не есть нечто конечное или замкнутое,
перед ним —простирающаяся бесконечность. И она существует. Для
наблюдателя естьи жук, и поверхность сфера. Обячно я пользуюсь
другим примером,более разработанным. Эйнштейн оставил этот образ и
дальше к нему невозвращался, а более подробно и в других выражениях,
независимо отЭйнштейна, эту же поблему разрабатывал Пуанкаре,
описывая особогорода двумерные существа, живущие на плоскости,
я называю их«существами Пуанкаре». Так вот, если
допустить, что по какой-топричине, неизвестной этим существам, воображаемая
мера прохожденияими пространственного и временного отрезка пути
сокращается (скажем,в случае измерения такого рода сокращения световыми
лучами, каксчитал Пуанкаре), то, двигаясь по конечной плоскости
и никогда недостигая конца, они считали бы эту плоскость, разумеется,
бесконечной.Итак, у нас есть мир этих существ и какой-то другой
мир, вкотором они живут, но которого в принципе не видят и у
меня возникаеттогда главный вопрос: откуда вообще могла появиться мысль
о том, чтоэто есть? Если она уже не есть. Повторяю, мало того,
что они сферусчитают бесконечной, я спрашиваю: откуда сама мысль о
том, что что-тоуниверсальным образом сокращается (а не сфера
бесконечна), моглапоявиться? Ведь это фактически то же самое, как если бы
я, не имеявозможности поворачивать голову ни влево, ни
вправо, увидел быглубину и объем какой-то фигуры, которая
появляется точечно вгоризонте моего взгляда. Легко сказать, что кто-то
посмотрел затем наэто со стороны и увидел, что это так. Откуда эта мысль?
То есть, вводя сознание как место соотнесенности и
связноститого, что мы не можем соотнести естественным образом, мы
только так иможем определить сознание. Эта связность есть то, что можно
увидетькак бы только в некоем сдвиге.
Сделаю еще один шаг, чтобы пояснить эту проблему,
обрисовать ееконтуры, поскольку она практически неразрешима, хотя мы
сталкиваемсяс ней довольно часто. Как, например, в случае с
природой языка кактакового, которую я не анализировал, естественно, с
точки зрения егопоисхождения, а просто максимально точно пытался описать
его феномен,получая тем самым возможность понимания отдельных
языковых явлений.То же самое и в случае сознания. Короче говоря, я хочу
лишь поставитьпроблему, как-то высветить ее, так как она мне кажется
важной именнов плане определения призвания философа и его,
скажем так,общественного статуса. То есть, что от него можно
ждать и чтотребовать. Введу сначала эту тему одной простой фразой.
По существу, из того, что я говорил, из позиции
сознания вконтексте иного мира, когда у философа
появляется ощущениепринадлежности к некой неизвестной ему родине и он
начинает сознаватьсебя ее гражданином, вытекает, что общество едва ли
отнесется к немублагосклонно. Иными словами, проблема «общество и
философ» отнюдь непростая и требует прежде всего от общества признания
своего рода«презумпции невиновности» философа.
Значит, напомню, что, вводя сознание как
дифференциал, какразличение, я имел в виду, конечно, что то сознание,
о котором яговорю, есть онтологически ускоренное сознание, а не
какая-нибудьсубъективность. Эта некоторая, так сказать,
космологическаяпостоянная, имеющая онтологический статус.
«Думаю» это одно. И«думаю, что думаю» другое. Но в каких
терминах можно различить то идругое? Повторяю, что это фундаментальное различие,
введенное ещеДекартом. Декарт сказал бы по поводу первой стороны
этого различия,что это некое невербальное состояние активности в
момент здесь исейчас, бытийствующее внутри исполнения своего же
бытия. То естькогда нечто исполняется, то оно существует в момент
исполнения и покаисполняется. Например, такой объект, как
музыкальная симфония,существует пока исполняется. В этой связи можно
привести и другиепримеры из самых разных областей нашей сознательной
жизни. Не простожизни сознания, а именно нашей сознательной жизни, в том
числе и науровне чувств, поскольку мысль есть концентрированное
состояние всехусловий моего собственного воспроизводства в следующий
момент времени.Итак, у нас есь нечто, о чем мы говорим:
«думаю». Назовем этодеятельностью, или мысле-деятельностью. Например,
интуционистыразличали математику как деятельность и как язык. То
есть видели вакте математической мысли («думаю») одно, а в
«думаю, что думаю» —другое словесно-знаковое оформление подуманного,
которое не естьто, что оформляется. Брауэр говорил, что
знаки параллельносопровождают нашу деятельность. Следовательно, «я
думаю, что думаю»всегда оформлено знаками. Наше мышление всегда есть
оперированиенашим же собственным мышлением. И оно всегда
принципиально иное, чемто, чем мы оперируем. Или можно сказать так: есть бытие и
есть способбытия,- и это в принципе разные вещи.
Но если существует это различие, то возникает следующий
вопрос,связанный уже со второй стороной различия, то есть с
«думаю, чтодумаю« или »чувствую, что чувствую». Ведь
когда я посредством причинымысли (поскольку мыслим мы в причинных терминах,- и
это неизбежно)выделяю саму эту причину и обосновываю то, что мы
называем обычноотражением, то факт этого отражения не есть
что иное, какдублирование уже случившейся операции. То есть
здесь появляетсясвоего рода зеркальность. Я как бы вижу себя в
зеркале. И этотзеркальный дублирующий момент есть идеологический
момент всякоймысли. Или момент, который при определенных условиях и в
определеннойситуации превращается в идеологию. Значит, есть
мысль и естьидеология мысли. Термин «идеология» я
употребляю в этом строгоопределенном мной смысле, а то, что он совпадает и
насколько спонятием общественной идеологии,- это, разумеется,
другой вопрос, яего касаться не буду. А частично он совпадает
безусловно, потому чтообщественные идеологии вырастают именно из
элемента удвоения,повторения мысли. Приведу пример такого удвоения в
физике.Как-то, слушая по английскому радио научную
передачу или,вернее, обзор одной книги по истории квантовой
механики, я былпоражен одним упомянутым в ней фактом.
Оказывается, последующийанализ записей опытов Ферми показал, что в этих
опытах наблюдалсяатомный распад. То есть в самих этих записях
содержалось достаточноечисло данных, говоривших о том, что наблюдается
именно атомныйраспад. И комментатор, который вел передачу,
рассказывая об этомэпизоде, обмолвился забавной фразой, которую он сам не
расшифровывал,но которую легко расшифровать в свете того, о чем я
говорил. Онсказал так: «Но никто не увидел этого атомного
распада, потому что небыло причины его увидеть».
То есть не было причины в том, что виделось, видеть
атомныйраспад. А когда есть причина считаем, что атомный
распад. Свяжитеэто с тем, что нельзя понимать, если уже не понимали, с
тем, что яназвал дублированием, и т. д. Если случилось, и
все данныераспределились, то тогда именно так, есть причина
считать, что этоатомный распад. А иначе такой причины нет. Ну, а когда
она есть, точто мы знаем о мысли? Мы говорим, что мысль о том, что
это атомныйраспад,- отражение атомного распада в мире. То есть
мы имеем, каквыразился бы Гуссерль, предметную или объективистскую
картину мира.Она есть наслоившееся образование, которое
явнопридитсяредуцировать, чтобы увидеть, что же в действительности
имело место.Скажем, в упомяеутом физическом эксперименте данные,
говорящие обатомном распаде, были уже явно распределены,
входили в некуюментальность, в некое целое. Каждое из них имело
объяснение в связи сдругими явлениями, с другими процессами. И все же они не
были увиденыкак атомный распад. То есть они должны были стать
сначала целостнымсобытием сознательной жизни, чтобы образовалась в
мире причинасчитать их атомным распадом.
Значит, мы имеем зеркала. И весь мир видим в
зеркальныхотражениях. В том числе и самих себя. То, что в нас
происходит, намболее всего недоступно. Например, что я на самом деле
чувствую, думаюи т. д. Не то, что «я думаю, что думаю»,
а чем я думаю. Этогофактически я никогда не знаю. Скажем, можно любить
живопись и думать,что ты ее любишь, и постоянно ходить на выставки, а
на самом делепросто не любить сидеть дома. Так в каких
же ситуацияхобнаруживается, что мы действительно любим или не любим,
или что мы вдействительности думаем, а не «думаем, что
думаем»? Вспомните символ«смерти» как некую предельную ситуацию, в
которой мы имеем шансузнать о том, что мы на самом деле думаем, что в
действительностичувствуем, а также другое слово, которое я
употреблял, сдвиг.Значит, если мы определили до этого сознание как сферу,
объединяющуювсесвязно разные перспективы и разные точки, то эта
сфера должнакаким-то образом сдвинуться, чтобы исчезли,
стерлись зеркальныеотражения. Иначе говоря, то, что я называю
«сдвигом», есть смещениеили дисимметрия. Сдвиговая дисимметрия сферы
сознания, стирающаязеркальные отображения и ставящая нас лицом к Лицу.
Лицом к Лицу счем-то, чо свидетельствует, и тогда мы что-то видим. В
том числе исамих себя. Не в отражениях, не косвенно, не в знаках и
не в намеках,требующих расшифровки и перевода, а непосредственно.
Следовательно, вэтом смысле мысль отображается мыслью же. Это и есть
мышление. Тоесть философское мышление это синтаксическая
запись, имеющаяопределенные правила сдвига. Запись сдвига. Или
наблюдаемогослучившегося движения в сознании, не похожего ни на
какую форму,живущую в зеркальных отражениях. Это что-то
радикально иное.Отобразилось значит сдвигом мысль совместилась с
мыслью же.Философия, повторяю, есть запись такого события.
Такого совмещения,такого привелигированного случая, когда в
сдвиге моя мысльвстречается с мыслью; лицом к Лицу.
Я упомянул слово «синтаксис», а до этого
сказал, что нельзяназвать нечто причиной в мире, если уже нет понятия
причины. Скажем,ничто в мире мы не могли бы назвать прямой, если бы у
нас не былопонятия прямой. Понятие прямой не образуется по аналогии
с видимымипрямыми, поверхностями и т. д.
Так вот, если это так, если фундаментально вот это
«когда есть»,— скажем, я вижу прямую или окружность, если у меня
есть их понятие(в смысле кантовского «чистого созерцания»),
то это предполагает,несомненно, и определенные синтаксические правила, в
рамках которых(раз это случилось, и появился этот язык) мы не
можем себепротиворечить. Так появляется синтаксис или философская
речь, имеющаяопределенные структуры, которые диктуют нам свои законы.
В том числеи закон непротиворечивости. Нечто не должно себе
противоречить.Предшествующая моя мысль сводилась к тому, что это
нечто должновозникнуть в каком-то состоянии всесвязности, а теперь
я подчеркиваюмомент непротиворечивости. Ведь как таковые
эмпирические явлениялогически не могут себе ни противоречить, ни не
противоречить онидолжны быть приведены в определенную связь, чтобы
появилась ихнепротиворечивость. Короче, такой синтаксис и образует
законыфилософского языка, и любые последующие
философские утвержденияполучаются как то, что возможно в силу и по законам
этого языка илифилософской мысли и слова. То есть по законам
синтаксиса. И это,конечно, живой синтаксис. Он работает лишь тогда,
когда есть живоеневербальное состояние, то, которое внутри исполнения
или реализации.То есть пока есть концентрация, пока есть собранное
внимание, поканечто понимает себя и «есть» (и никакой
рефлексией не обнаруживаетсяв качестве ментального содержания). Пока мы думаем, мы
не можем недумать это. Именно такой мир мысли и бытия и
пытался, кстати,ухватить Декарт в своих очень странных на первый
взгляд философскихутверждениях.
Итак, сдвиг записывается. Движение в сознании (или
движениесознания, что одно и то же) записывается в
соответствии ссинтаксисом. Философия есть запись его. Но оно может
быть записано,поскольку оно ненаблюдаемо, только если у самого
философа есть этодвижение, а не знак его. Кант говорил: самое трудное
это движение всознании, отличая тем самым последнее, в частности,
от выполненияритуала. Люди, писал он, могут выполнять ритуал, но
не делать приэтом самого главного совершать движение души.
Значит, я все время говорю о чем-то невероятно трудном
для нас ив то же время самом близком. Ведь что может быть ближе
того, что я насамом деле чувствую или на самом деле думаю или во что
сдвигаюсь? Илио чем говорю. Итак, я предлагаю следующую формулу:
самое близкое кнам то, о чем на самом деле идет речь, и самое
трудное, но важное.В материи опыта, в эмпирическом сознании или
взаимоотношении его сбытием мы этого интервала не имеем. Напротив, когда мы
отождествляембытие и мышление, мы тем самым предполагаем, что
между ними нетникакого интервала. Сказать бытие, сказать то же
самое, что мысль,говорил Парменид. А сказать мысль значит высказать
бытие. Для меняже сознание есть некий сверхчувствительный интервал.
Или какой-торитм, и философия есть запись такого ритма. Ритма,
который являетсяусловием выполнения или реализации нашей
сознательной жизни какчеловеческих существ. То есть философия закодирована
в некий акт,лишь потом называемый «философией». Или,
скажем так, потом могущийбыть названный «философией». Когда уже есть
философский язык, то мыможем назвать этот акт философией и эксплицировать его. В
этом смыслецель философии как элемента, являющегося условием
выполнения другихчастей или областей нашей сознательной жизни, заключена
в самой жефилософии. Или, другими словами, философия есть мысль
мысли. Тот акт,который я назвал интервалом, он как бы встроен,
инкорпорирован врежим выполнения человеком своих сознательных,
духовных целей ижизни. Это пауза недеяния, поскольку я говорил, что
движение сознанияненаблюдаемо, оно ничего не производит,
никаких наблюдаемыхпродуктов. Или скажем так: есть реальная философия,
которая присущанам, если мы живем как сознательные существа. Если мы
выполняем своючеловечность. Философский акт как пауза в ряду
других фактов,являющихся условием самой их возможности
иопределеннойпоследовательности. Назовем это реальной философией. И
есть философияпонятий и систем, в которых этот акт или элемент нашей
духовной жизниможет быть эксплицирован. Тогда философия предстает как
удачный язык,посредством которого что-то эксплицируется. Но
удачен он толькопотому, что люди проделали до нас подвиг мысли, подвиг
медитации иликакого-то очень сложного психотехнического опыта, что
затем ушло втолщи истории культуры.
Итак, сделаем выводы, касающиеся уже нашего
самосознания, еслибрать этот велеречивый философский термин на
уровне простосамочувствия нас как философов.
Ну, ясно, конечно, что если мы так определили
философию, еслиона невербальна, но в ком-то из нас тем не менее
заговорила иликому-то запала в душу до того, как заговорила, то
такой человек неможет выбирать: быть ему философом или не быть. Ибо
философом он бытьобречен. Это первое. И второе. Если такой человек
философствует, тоон ни на что не покушается, не подрывае никаких
основ, никому немыслит назло или в угоду. Он просто есть некто,
вынужденный посинтаксису и профессионально высказать сознание.
Свидетельствовать.Разумеется, не исключено, что кто-то может при этом
считать себяфилософом и иметь подобные цели. Это может быть
совмещено в одномлице. Но в данном случае я говорю о философе, который
выполняет своепредназначение или призвание. Философ это ходячее
сознание вслух. Аот сознания нельзя отказаться. Философ в принципе
общественен. Я жеговорил о сознании. А сознание есть нечто, что может
проявляться лишьодновременно на множестве точек. Философское
свидетельство хотя иобращено к высшему судье, но это всегда общественное
свидетельство.Философ не может не чувствовать себя своеобразной
точкой пересеченияобщественных состояний и тенденций. В его топосе они
сходятся. И ондолжен как философ извлечь из выпавшей ему
удачи загадочноговпечатления правду по законам мысли и слова,
правду о своемсобственном состоянии, свидетельствующем о чем-то. То
есть философимеет дело прежде всего со своим индивидуальным
сознанием и,ориентируясь на это сознание, обязан выразить
правду своегосостояния. А это очень сложно, поскольку такая
правда может бытьполучена, открыта и сообщена другим лишь по законам самой
мысли, безпривнесения туда чего-то постороннего. Ни
предубеждений, ни своихкомплексов, ни, с другой стороны, внешне
продиктованных желанийкому-то угодить или что-то опровергнуть и т. д. Того,
что есть, ужевполне, с избытком достаточно. Дай Бог правду узнать
о собственныхсостояниях, о чем они говорят. А это, повторяю, трудно.
И в заключение, поскольку я характеризовал сознание
как записьнекоего сдвига, я хотел бы дополнить эту характеристику,
сказав, чтов то же время это и выпрямляющее движение. Хотя человек,
к сожалению,не властен над временем, расшатывающим любые
порядки, однако тосознание, о котором я говорил и которое существует в
особом режиме,позволяет это неминуемое расшатывание или склонение
исправлять. Впотоке времени мы все склоняемся. Ну, например, мы
склоняемся нашимистрастями и т. д. И это случается с нами вопреки
сознанию. А яподчеркиваю, что наряду с этим существует и выпрямление
склонения. И,боле того, что оно должно происходить постоянно и в
каждом местеснова и снова возобновляться, чтобы был тот мир, в
котором мы моглибы жить как сознательные, чувствующие и желающие
существа. Но еслисознание есть выпрямление склонения, то, следовательно,
в мире ещедолжно что-то родиться вместе со мной как возможным
в этом мире.Значит, спрямление есть какой-то прямой отрезок,
восстановленный измоей души, по которому я не могу не идти. И никто не
имеет правазаставить меня сойти с этой прямой. Да это и невозможно,
если философуже вышел на последнюю прямую; ничто его не удержит,
потому что вконце ее есть нечто, что можно узнать только придя в
этот конец. Чтонельзя знать заранее, нельзя вообразить, а что
можно, повторяю,узнать лишь придя туда, где можно знать, пройдя до конца
сам путь.Следовательно, философ имеет дело с чем-то, чего в
принципенельзя знать заранее, нельзя предположить, вообразить
возможным иливвести определением. Но что может случиться с
прохождением пути. Игде будет причина, скажем, считать, что в
наблюдаемом имел местоатомный распад. Мысль совместилась с собой и понимает.