Философские основы кибернетики и методология  применения в военном деле

Дата: 13.03.2013

		

I.
Введение.

II.Основная
часть.

1. Философский
смысл основных понятий кибернетики и ее связь с военной наукой.

2. Методологические
вопросы применения кибернетики для совершенствования боевой подготовки и
управления войсками.

III.Заключение.

Введение.

Процесс научно-технической
революции является причиной для пересмотра многих положений военной науки, так
как ко­ренные изменения в вооружении и техническом оснащении войск вызывают
необходимость иных представлений о характере, спо­собах и формах вооруженной
борьбы. Изменения в военном деле должны охватывать не только вооружение и
боевую технику, но и все другие сферы военной теории и практики — обучение и
воспитание военнослужащих, ведение и обеспечение боевых действий в тактическом,
оперативном и даже стратегическом масштабах. Так опыт ведения боевых действий
на территории Чечни показал, что тактика времен Великой Отечественной вой­ны,
неэффективное использование современного оружия либо полный отказ от
использования достижений военной науки в об­ласти разведки, связи,
автоматизации управления и др. облас­тях ведут к многочисленным потерям личного
состава и техни­ке, невозможности выполнения боевых задач в короткие сроки.

Одним из наиболее
острых в настоящее время противоречий является противоречие между
необходимостью повышения дина­мичности управления и ведения боевых действий с
одной сторо­ны и возрастающим объемом информации в системах управления — с
другой. Пренебрежение разрешением данного противоречия ве­дет к снижению
эффективности управления и боевых возможнос­тей войск. Таким образом, вопросы
управления войсками и ору­жием выдвигаются сейчас на одно из первых мест среди
проблем военно-научных исследований. Решению возникших проблем приз­вана помочь
наука — кибернетика.

Кибернетика стала одной из
наук, которые оказывают наи­более сильное влияние на развитие вооружения,
теории и прак­тики военного искусства. Рассмотрение путей воздействия ки­бернетики
на военное дело и тенденций развития их взаимовли­яния в будущем позволит
существенно обогатить арсенал своих знаний в искусстве управления войсками и
оружием, поможет правильно определить направления дальнейших изысканий.

Наряду с
необходимостью изучения военными специалистами конкретных научно-технических
вопросов кибернетики существу­ет настоятельная потребность в основательном
знакомстве с ее общеметодологическими, философскими проблемами. Ведь любые
системы управления войсками и оружием, будь они автоматизи­рованы или нет, в
определенной степени представляют собой объекты исследования кибернетики.
Знание общих принципов ки­бернетического подхода к анализу и синтезу таких
систем осо­бенно важны для офицеров. Уже сегодня многим из нас, а в ближайшем
будущем подавляющему большинству придется иметь дело с автоматизированными
системами. Офицер-руководитель должен ясно представлять себе их принципиальные
возможности, перспективы развития, не бояться и не противиться их внедре­нию, а
всячески способствовать их быстрейшему распростране­нию во всех областях
военной деятельности.

1. Философский
смысл основных понятий кибернетики и ее связь с военной теорией и практикой.

Философские вопросы любой
естественной науки имеют, по крайней мере, три важных аспекта:
мировоззренческий, харак­теризующий главным образом влияние данной науки на
развитие философии — обогащение ее законов, уточнения содержания ка­тегорий;
методологический, выражающий влияние философии на развитие и совершенствование
методов исследования и выясне­ния объективного содержания основополагающих
понятий этой науки; и наконец, социологический, который исследует соци­альную
роль и социальную обусловленность данной науки.

Исходя из этого,
можно достаточно строго очертить круг философских проблем кибернетики, выделить
их из ряда конк­ретных естественнонаучных и технических вопросов. Это прежде
всего выяснение места кибернетики в системе наук о природе и обществе и роли
современной техники в ее развитии, а также выяснение той роли, которую призвана
сыграть кибернетика в развитии современной науки и техники. К философским
пробле­мам также относятся некоторые методологические проблемы, в частности
связанные с применением в кибернетике методов ма­тематики и логики с одной
стороны и эксперементальных с дру­гой; анализ сущности ее фундаментальных
понятий («управляю­щая система», «информация»,
«сложность», «управление», «об­ратная связь»,
«модель» и др.); философские выводы развития кибернетики, в частности
касающиеся причинности и целесооб­разности, случайности и необходимости и
других достаточно общих категорий.

В данной работе сделана попытка раскрыть
основные фило­софские проблемы кибернетики связанные с военным делом.

Кибернетика — это
наука об общих законах получения, от­бора, хранения, передачи и преобразования
информации в слож­ных технических, биологических, административных и социаль­ных
системах.

Кибернетика — наука
широких теоретических обобщений, а потому многие ее выводы носят
мировоззренческий характер, то есть имеют отношение к формированию философского
представле­ния о мире и человеке.

Кибернетика одна из
наук, на которой основана механиза­ция в самом широком смысле — не только
автоматизация управ­ления станками в промышленности или оружием в армии, но и
автоматизация управления промышленностью и войсками в целом.

Истинный философский
вопрос — вопрос о предмете, методе и задачах науки. Их определение и выяснение
места в системе научных знаний необходимо для любой науки. Но в особенности оно
необходимо для науки широких теоретических обобщений, какой является
кибернетика.

Следует уточнить
понятие «предмет науки». Важно разли­чать понятия «предмет
науки« и »объект исследования науки». Объектами исследования
науки называют материальные вещи или процессы, изучаемые данной наукой. Когда
же говорят о пред­мете науки, то под этим разумеют не что иное, как основное
содержание науки, то есть изучаемые ею законы существования, движения и
развития объектов ее исследования.

Для таких наук, как
кибернетика, различение предмета науки и объекта ее исследования очень важно:
оно означает,

что многие науки могут изучать различные
виды законов функ­ционирования одного и того же объекта и в то же время одна
наука может исследовать законы, общие для многих качественно различных
объектов. Именно отсюда вытекает возможность су­ществования науки, исследующей
общие законы управления в ма­шинах, живых организмах и обществе.

В литературе имеется ряд различных
определений предмета кибернетики. Наиболее распространены из них следующие:

1. Кибернетика есть
наука, изучающая математическими методами управляющие системы и процессы
управления.

2. Кибернетика — это
наука о процессах передачи, пере­работки и хранения информации.

3. Кибернетика — это
наука, изучающая способы создания, раскрытия строения и тождественного
преобразования алгорит­мов, описывающих процессы управления, протекающие в
действи­тельности.

Внешние различия
этих определений производят впечатле­ние разнобоя, однако разные определения с
их неизбежной од­носторонностью отражают лишь разные стороны самого предмета. В
общем виде формулировку предмета кибернетики можно опреде­лить так:»
предметом кибернетики являются общие законы уп­равления», будь-то
техническим устройством, живым организмом или обществом.

Для определения
специфики предмета кибернетики необхо­димо ответить на вопрос: имеется ли
объективное основание для существования науки об общих законах управления? Да,
та­кое основание существует — это материальное единство мира, в силу которого
между самыми отдаленными, качественно различ­ными сферами материального мира
нет непереходимых границ, существует сходство формы связей и отношений между
вещами, относящимися к различным областям природы и общества.

Таким образом, можно
предположить, что кибернетика — это наука о законах структурной организации и
функционирова­ния систем управления любой материальной природы и любой
сложности, имеющая своей задачей анализ, синтез и автомати­зацию таких систем с
целью их оптимизации.

Одним из аспектов
исследования философских основ науки является анализ основных понятий
соответствующей дисциплины. Ведь в понятийном аппарате прежде всего отражается
специфика предметной области, которая изучается средствами данной нау­ки.
Философия располагает средствами, позволяющими выявлять специфические
особенности объектов, «схватываемых» научными понятиями, давать
характеристику способа, которым в этих по­нятиях фиксируются определения
отражаемых объектов, исследо­вать содержание и форму понятия, его
познавательные функции, методологическое значение и мировоззренческую роль.

Кибернетика —
молодая наука, основные понятия которой еще не устоялись, находятся в стадии
разработки и уточнения. К тому же многие понятия кибернетики антропоморфны, то
есть напоминают о человеке и его поведении. На управляющие, вы­числительные и
информационно-логические машины перенесены такие понятия как память, условный рефлекс,
решение, выбор, цель и т.д. Неразработанность и спецефический характер поня­тий
кибернетики создают гносеологические трудности, а порой ведут к путанице из-за
вольного употребления. Это вызывает необходимость уточнения, переосмысления
ряда понятий, а так­же создания новых понятий.

Проблема исследования
понятийного фонда науки, а именно объема и содержания понятий, их координация и
субординация — важная философская проблема, имеющая значение как для успеш­ного
развития науки, которой принадлежат данные понятия, так и для дальнейшего
развития и обогащения самой философии, ее законов, категорий и принципов.

Категории философии
— это основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи,
отношения и свойства вещей. Они вырабатываются философией в результате
обобщения и синтеза частных научных понятий. Объем и содержание кате­горий
определяются уровнем развития всей современной науки, причем каждое
принципиально новое открытие ведет к развитию и обогащению категорий. На базе
таких наиболее общих понятий и следует анализировать смысл понятий кибернетики.

Базовым понятием в
кибернетике является «управление». Все другие понятия субординированы
или же координированы с этим понятием. Попытка определить понятие
«управление» внут­ренними понятиями кибернетики ведет к логическому
«кругу», когда понятие определяется через другое, требующего дополни­тельного
пояснения. Смысл понятия управления может быть раскрыт только через философские
категории причинности и це­лесообразности, структуры и функции и ряд других.
Кроме того для анализа информации из других наук о системах управления, а также
чтобы идеи, средства и методы кибернетики в свою очередь были понятны и
применены другими науками, следует установить степень сходства и различия с
наиболее общими по­нятиями других наук и теорий, включая тактику, оперативное
искусство и стратегию.

Первым необходимым условием
осуществимости управления является наличие причинно-следственных связей между
элемен­тами системы. Однако это необходимый, но недостаточный приз­нак системы
управления. Другим необходимым условием осущест­вимости управления является
динамичность системы. Система должна быть подвижной, способной переходить из
одного поло­жения или состояния в другое. Если система имеет единствен­ное
состояние, то ни о каком управлении и речи быть не мо­жет. Вместе с тем и
изменчивость системы еще не является достаточным условием возможности
управления. Для управления еще необходим такой параметр, путем воздействия на
который можно было бы изменять ход преобразований.

Следующим важным
условием осуществимости управления яв­ляется способность системы претерпевать
значительные энерге­тические или пространственно-временные изменения под воз­действием
малых изменений, то есть система должна обладать усилительными свойствами по
отношению к управляющему пара­метру (сигналу).

Поскольку системы
имеют пространственную протяженность, воздействие управляющего параметра и
преобразование системы в общем случае разнесены во времени, а параметр и объект
уп­равления могут иметь различную физическую природу, то в сис­темах управления
должны обеспечиваться передача, хранение и преобразование управляющих сигналов
или управляющей информа­ции.

Итак признаками
систем управления являются: организо­ванность, детерминированность,
динамичность наличие управля-

ющего параметра  и  усилительных  свойств.  Кроме этих
общих

требований, предъявляемых к любой системе,
к системам каждо­го типа предъявляются еще и специфические требования, опре­деляемые
природой и назначением систем. Так системам управ­ления войсками предъявляют
требование, чтобы они обеспечива­ли твердость, гибкость, оперативность,
скрытность, централи­зацию управления, а также инициативу и самостоятельность
каждого звена системы.

Все сказанное
характеризует управление с точки зрения его формы, а форма в конечном счете
определяется содержани­ем. Содержание процесса управления характеризуется
главным образом целью, ради осуществления которой оно осуществляет­ся. Ряд
авторов считают, что целью управления является гоме­остатиз, то есть уравновешивание
системы с изменяющейся внешней средой, сохранение параметров системы через
противо­действие разрушающим параметрам среды. В управлении войсками это прежде
всего сохранение боеспособности войск и целост­ности боевых порядков. Другими
целями являются повышение ор­ганизованности управления и его оптимизация. В
реальных сис­темах содержание управления конкретизируется и в него вклю­чается
совокупность действий, направленных на достижение це­ли.

Связь кибернетики с
другими науками носит характер сложного взаимодействия, в котором кибернетика и
опирается на другие науки и работает на них. Для военной науки в воп­росах
управления кибернетика выступает в качестве общетеоре­тической основы.
Рассмотрим подробнее соотношение и связь кибернетики с военной наукой.

В конечном счете
задача военной науки в целом и ее важ­нейшей составной части теории военного
искусства состоит в том, чтобы ответить на вопрос практики «Как нужно
управлять войсками на всех этапах их деятельности, чтобы побеждать лю­бого
врага?».

Но вопрос «Как
нужно управлять?» — это вопрос, которым занимается кибернетика. Не
соперничает ли она со стратегией, оперативным искусством и тактикой, не
пытается ли она заме­нить их? Ответ однозначно отрицательный.

Теория военного
искусства изучает вооруженную борьбу и вооруженные силы всесторонне — с
военной, политической, мо­ральной, экономической, научно-технической и других
точек зрения, в том числе и сточки зрения управления. Кибернетика изучает те же
самые объекты, но исключительно как системы управления. Теория военного
искусства отвечает не только на вопрос «Как управлять?», но и
«Зачем управлять?». Исходя из политики государства и его военной
доктрины она определяет цели борьбы и устанавливает критерии оценки ее военных
ре­зультатов. Кибернетика принимает эти военные и политические цели и критерии
как изначально данное и изучает системы уп­равления войсками и оружием, а также
протекающие в них про­цессы с задачей изыскать наивыгоднейшие пути достижения
пос­тавленных целей. Она исследует законы вооруженной борьбы как математическая
наука, то есть с точки зрения их структуры, формы и количественных соотношений.
Кибернетика переводит содержательные оперативно-тактические, стратегические и
во­енно-экономические задачи на язык алгоритма и теории инфор­мации, на язык
вычислительных машин, решает их, а затем вновь переводит их на язык теории
военного искусства.

Таким образом, кибернетика
выполняет задания тактики, оперативного искусства и стратегии, обслуживает их
примерно так же, как баллистика, радионавигация, топография и другие
военно-технические науки.

Является ли
кибернетика военно-технической наукой и входит ли она в состав военной науки?

Зачислять
кибернетику целиком в разряд военно-техничес­ких наук достаточных оснований
нет. Не все науки результаты которых учитываются в военном деле, а лишь те из
них, кото­рые обладают существенной военной спецификой и результаты которых
преимущественно используются именно в этой области относятся к разряду
военно-технических наук. Однако в ней существует раздел, который может быть
включен туда.

Термин «военная
кибернетика», как правило, применяется к тем разделам кибернетики, которые
исследуют системы и про­цессы управления войсками. Что же касается систем
управле­ния, систем «человек-боевая машина», систем управления снаб­жением
армии, то большинство авторов предпочитают просто го­ворить о «применении
кибернетики в военном деле». В этом есть определенный резон, поскольку
специфика военной области применения кибернетики наиболее отчетливо проявляется
именно в системах управления войсками на поле боя.

Таким образом, для
военной науки в вопросах, касающихся управления, кибернетика выступает
общетеоретической основой. Кибернетика находит широкое применение в
проектировании соо­ружений и военной техники, обучении войск, в решении воен­но-экономических,
военно-административных, военно-инженерных и других военных задач.

2.
Методологические вопросы применения кибернетики для совершенствования боевой
подготовки и управления войсками.

Наиболее сильное влияние на
развитие военного дела ки­бернетика оказывает путем воздействия на системы
управления войсками и оружием, практику подготовки войск. Она изменяет подход к
проектированию и планированию, определению эффек­тивности, изысканию методов
оптимизации и является теорети­ческой основой их автоматизации.

Проблема повышения
эффективности обучения и воспитания военнослужащих продолжает иметь серьезное
значение, так как от ее решения зависит повышение боеготовности войск, рацио­нальное
использование средств, целесообразное применение людских ресурсов. Для решения
этой проблемы применяются ме­тоды программированного обучения, кибернетические
машины и сетевые графики для планирования и организации учебного про­цесса.

Кибернетический
подход к проблемам обучения и воспита­ния начинается с построения модели этого
процесса. Она отоб­ражает подход к обучению как процессу управления формирова­нием
и развитием психических свойств личности обучаемого. Здесь преподаватель и
обучаемый предстают звеньями системы управления, а процесс обучения и
воспитания — циклом переда­чи, переработки и хранения смысловой и
эмонациональной ин­формации.

Такой подход не заменит все остальные
методы исследова­ния учебно-воспитательного процесса. Он ограничен с социаль-

ной, психологической и педагогической
точек зрения и предс­тавляет собой абстрактное, обобщенное построение, в
котором ради выяснения наиболее существенных связей отброшено все особенное и
специфическое, свойственное конкретному коллек­тиву.

Кибернетическая
модель процесса — не символ, а доста­точно верная в требуемом отношении копия
реального процесса, которая позволяет воспользоваться общими законами управле­ния,
вскрытыми кибернетикой, для отыскания путей повышения эффективности обучения и
воспитания.

Рассмотрим некоторые
следствия, вытекающие из анализа такой модели. Способность любого управляющего
устройства ру­ководить процессом определяется его возможностью перерабаты­вать
и передавать управляющую информацию. Так как источником информации в нашей
системе выступает мыслительный аппарат преподавателя и поскольку язык есть
«непосредственная дейс­твительность мысли», то с некоторой
погрешностью можно счи­тать, что при отсутствии таких вспомогательных средств,
как классная доска, плакаты и т.п., пропускная способность рече­вого аппарата
преподавателя и ее рациональное использование определяют эффективность
регулирования в данной системе.

Качество управления
в любой системе воспитания зависит также от пропускной способности канала
связи, с помощью ко­торого управляющее устройство связано с объектом
управления. Наиболее емким каналом связи человека с внешним миром явля­ется
зрительный канал. Его емкость в несколько десятков раз больше, чем емкость
слухового канала.

Необходимым условием
функционирования любой системы уп­равления является наличие канала обратной
связи. Эффектив­ность управления зависит как от количества информации, пере­даваемой
по этому каналу, так и от величины запаздывания, с которым сообщение поступает
в управляющее устройство.

Для оперативного и
индивидуального управления работой слушателей необходимо, чтобы каждый из них
имел возможность оптимально согласовывать свои информационные характеристики с
каналами прямой и обратной связи системы «преподава­тель-слушатель».
В процессе решения этой задачи возникает потребность в образовании
дополнительных «микроконтуров» уп­равления, позволяющих каждому
слушателю регулировать ско­рость подачи материала, по мере надобности получать
необхо­димые разъяснения и контролировать правильность усвоения.

Мы подходим к общим
принципиальным схемам учебного про­цесса при применении программированных
учебных материалов и обучающих машин. Кибернетическая модель дает ясное
представ­ление об истинном месте обучающих машин и программированных материалов
в учебном процессе. Эти устройства и материалы по самой своей природе не могут
отменить ни творческого педаго­гического труда, ни обязанностей преподавателя
воспитывать обучаемых. Они также не устраняют необходимости настойчивого
изучения и глубокого осмысливания учебного материала обучае­мыми.

Истинная роль
программированных материалов и обучающих машин состоит в том, чтобы оптимально
согласовать информаци­онные характеристики преподавателя со всей аудиторией в
це­лом и с каждым слушателем в отдельности и тем самым повысить
производительность учебного процесса.

За последние полвека ни
одна область конкретно-научного знания не оказала такого воздействия на
развитие познава­тельного процесса, как кибернетика и комплекс основанных на ее
базе научных дисциплин, прогресс которых привел к возник­новению такого
средства усиления способностей усиления чело­веческого сознания, как
современная быстродействующая и об­ладающая постоянно возрастающим объемом
памяти информацион­но-вычислительная техника. Компьютер стал сегодня самым
распространенным и оказывающем самое глубокое воздействие на развитие познания
техническим устройством. Расширение приме­нения вычислительной техники
становится важнейшим показате­лем перспектив дальнейшего развития познания.

Прежде всего, обращают на себя внимание
возможности ЭВМ в плане информационного обеспечения осмысления.

Возможности ЭВМ по
обеспечению осмыслительной деятель­ности в плане логической переработки
информации позволяют: автоматизировать ряд логических операций и освободить
обуча­емых от «рутинности» в осмыслительном процессе; расширить
возможности многовариантных вычислений и расчетов большой сложности; расширить
возможности построения содержательных информационных и логических моделей
реальности для осущест­вления осмысления, как опережающего отражения; и др.

Широки возможности
ЭВМ как обучающего средства. Значи­тельная часть научной информации при
традиционной технологии информационного обеспечения учебного процесса
оказывается неосвоенной. Применение ЭВМ открывает невиданный ранее дос­туп к
самой широкой научной информации, производимой в об-

ществе, повышая степень информированности знаний
обучаемых в

ВУЗах специалистов. С расширением объемов
информации, прив­лекаемой для формирования знаний, повышается надежность ее
хранения ЭВМ, оперативность и точность предъявления обучае­мым для осмысления.

Таким образом,
основная цель применения методов кибер­нетического моделирования,
программированного обучения и ки­бернетических устройств — повышение
производительности педа­гогического труда, качества обучения и его
экономичности. Однако эти методы дают эффект лишь в том случае, когда воен­но-педагогическое
исследование определило конкретные крите­рии эффективности мероприятий и
указало наиболее целесооб­разный тип программ, алгоритмов и обучающих машин.

В последнее время большое значение
придается совершенс­твованию систем и процессов управления войсками. Это важней­шая
задача кибернетики в области управления войсками.

Можно выделить ряд
основных путей совершенствования систем и процессов управления войсками:

— специальная
методика подбора и подготовки командиров и штабных офицеров;

— научно
обоснованный отбор необходимой и достаточной для оптимального управления
войсками оперативно-тактической информации;

— изыскание
оптимальной (с точки зрения удобоуправляе­мости и возможностей внедрения новых
средств и методов уп­равления) организации подразделений, частей, соединений и
их штабов;


внедрение  методов научной организации труда в штабах

и пунктах управления, поиск наиболее эффективных
методов об­работки оперативно-тактической информации, исследование осо­бенностей
мышления командира в различных системах управления и разработка оптимальных
алгоритмов мышления;

— автоматизация систем и процессов
управления войсками — разработка основных   принципов  автоматизации, 
создание  и внедрение электромеханических и  электронных  устройств  для сбора,
передачи,  переработки, хранения и отображения инфор­мации, определение
наилучших условий  распределения  обязан­ностей между  людьми  и машинами в
каждом звене управления и на каждом уровне развития науки и техники.

В проведении всех
этих мероприятий важная роль принад­лежит средствам и методам кибернетики,
которая совместно с теорией военного искусства, военной психологией, военной пе­дагогикой,
военной администрацией и другими науками комп­лексно решает проблему повышения
эффективности управления войсками.

Наиболее эффективным
средством совершенствования систем и процессов управления войсками считается
автоматизация и широкое внедрение радиоэлектроники, обеспечивающей автомати­зацию
сбора, передачи, хранения, переработки и отображения оперативно-тактической
информации. Специалисты считают, что автоматизация управления войсками является
кардинальной ме­рой повышения их эффективности. Она представляет интенсив­ный,
качественный скачек, переход к новым принципам , мето­дам и средствам. При этом
автоматизация пронизывает своим влиянием все перечисленные ранее мероприятия по
совершенс­твованию систем управления войсками.

Методологические проблемы   автоматизации                               управления

войсками представляют  совокупность  широкого  круга 
важных

вопросов, требующих специального обсуждения 
специалистов  —

тактиков, электронщиков, философов и
психологов. Сюда отно­сятся вопросы о противоречиях в системах управления
войска­ми, вызывающих необходимость автоматизации, а также о проти­воречиях, возникающих
в ходе автоматизации, и о возможностях автоматизации как средстве разрешения
этих противоречий. Сю­да же относятся вопросы о месте и роли автоматизации
управ­ления войсками для сокращения численности Вооруженных Сил, ее
обусловленность развитием вооружения и военного искусс­тва, обратное влияние
автоматизации на развитие вооружения, организационной структуры войск и на
способы и формы подго­товки и ведения боевых действий. Это и вопрос о
возможности логико-математического описания и моделирования процессов
управления войсками, об особенностях мышления командира, офицера органа
управления и оператора АСУВ, о специфике их морально-психологической
подготовки, оптимальном распределе­нии обязанностей между человеком и машиной.
Наконец , о тен­денции изменения воинских профессий под воздействием автома­тизации
управления войсками.

Таким образом
широкое применение кибернетики в сфере управления войсками и особенно создание
автоматизированных систем требуют серьезной, детальной разработки целого ряда
философско-методологических и военно-социологических проб­лем, что является
объектом дальнейшего изучения и исследова­ния.

Заключение.

В этой работе была
предпринята попытка рассмотреть фи­лософские основы кибернетики и методологии
ее применения в военном деле. Важнейшими философскими вопросами кибернетики
являются выяснение ее предмета, метода, объема и содержания основных понятий,
перспектив развития и ее социальное (в том числе военное) значение.
Рассмотрение методологических проб­лем применения кибернетики в военном деле
предполагает об­суждение вопросов о специфике сферы управления управления
оружием и войсками, о путях совершенствования систем и про­цессов управления, о
противоречиях в этой области, об авто­матизации как средстве разрешения этих
противоречий, о соот­ношении человека и техники в автоматизированных системах
уп­равления войсками и т.п.

Затронутые здесь
проблемы рассмотрены не достаточно де­тально и всесторонне. Быстрое развитие
военного дела, кибер­нетики и философии отвергает возможность выдвижения ка­ких-либо
окончательных бесспорных истин, годных на все слу­чаи жизни и на все времена.
Однако ряд выводов представляет­ся совершенно бесспорными. Это прежде всего
вывод о том, что по мере дальнейшего развития военного дела роль и значение
идей, методов и средств кибернетики в этой области будет постоянно и неуклонно
возрастать.

Второй важный вывод
состоит в том, что, решая проблемы внедрения электроники и автоматики в сферу
управления войс­ками и оружием, нельзя нигилистически отрицать роль техники или
роль человека. Они составляют нерасторжимое единство.

При этом ведущая роль всегда остается за человеком.

Отсюда возникает
необходимость всестороннего использо­вания военными кадрами научных достижений
в военном строи­тельстве, обеспечении тесной взаимосвязи науки и практики,
выработки и применения подлинно научных методов управления войсками как в
подготовке их к современной войне, так и в боевых действиях.

Список использованной литературы.

1. Алтухов П.К.
Основы теории управления войсками.-М: Воениздат,1984 г.

2. Баранюк В.А.,
Воробьев В.И. Автоматизированные сис­темы управления штабов и военных
учреждений. — М: Воениздат,1974 г.

3. Балыбердин В.А.  Военно — технические
вопросы созда­ния АСУ сухопутных войск. — М: Воениздат,1993 г.

4. Бокарев В.А.  Кибернетика и военное
дело.  — М: Вое­низдат, 1969 г.

5. Васильев С.К. Кибернетика в системах
военного назна­чения. — М: Воениздат, 1979 г.

6. Глинский Б.А.
Философские и социальные проблемы ин­форматики. — М: «Наука», 1990 г.

7. Змитрович А.И.  Лепешинский Н.А. 
Автоматизированные системы управления. — Минск: БГУ, 1977 г.

8. Исследование операций. Учебник. — М: ВИА, 1990 г.

9. Методологические проблемы кибернетики и
информатики.

Материалы методического философского семинара. — Ки­ев:
«Наукова думка», 1986 г.

10.Ракитов А.И.  Философия компьютерной
революции. — М: Изд-во политической литературы, 1991 г.

11.Советов Б.Я. АСУ. — М:«Высшая школа»,
1989 г.

12.Философские
вопросы технического знания. — М:«Нау­ка», 1984 г.

13.Философский словарь. — М:Изд-во политической
литера­туры, 1986 г.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий