«Богоматерь Донская» . Интерпретация темы «Богоматери Елеусы»
«Богоматерь Донская» .
Интерпретация темы «Богоматери Елеусы».К добрым гениям России, ее великим возродителям и возбудителям должен быть
отнесен и знаменитый художник Феофан Грек, прибывший в Россию в третьей
четверти ХIV века и составивший в истории русской живописи целую эпоху1 Иконографический тип и некоторые аспекты его эволюции:
Основные черты иконографического типа Умиление: в центре иконы располагается
поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно рижавшимся к ее
щеке. Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания
распространенный в византийском искусстве тип изображения по-гречески
называлось «Елеуса», а по- русски обозначалось как
«Умиление». Как и всегда, с раннехристианских времен, Мария
изображена закутанной в темно-вишневый плащ мафорий одежду замужних
палестинских женщин, а на мафории звезды, знаки ее девства, чудесно
сохраненного «до рождества, в рождестве и по рождестве».Древнейшим, неизменным представлениям о внешности Марии соответствуют здесь
черты Богоматери, их можно описать словами древнего апокрифа, которые гласили,
что у Марии » лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот
алый, глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью источены». Но эти
благородные, всегда узнаваемые черты под кистью мастера обретают какую-то
невиданную, одухотворенную, захватывающую красоту. И красота эта неотделимаот того выражения бездонной, высокой и чистой печали, которым исполнен лик и
которую изливает обращенный к нам взгляд. Печали, почти не передаваемой словом,
поистине печали Матери, у которой пронзенное великим сыновним страданием сердце
навек отозвалось всем бедам и горестям людским. Прижимая к себе правой рукой
младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему
Мария в жесте моления.Немаловажными представляются факты исторической эволюции образа Богоматери
Елеусы и всей богородичной иконографии. » … Одна из тем византийского
искусства 11-12 веков тема божественной любви, выражаемой в формах
человеческой…В культуре конца XI-XII вв. «страстная» тема, тема любви приобрели
особое значение в связи с новой литургией, богословской и философской
полемикой, ересями, а также разногласиями с латинским западом. Этот тип, как
никакой другой, отразил переосмысление роли Богоматери в контексте новой
«драматической» литургии и человечески эмоциональную интерпретацию ее
образа. Мы касаемся также и других композиций с близкими иконографическими
элементами? прежде всего с изображением лобзания «Сретение» и
«Оплакивание».… На примере икон из монастыря св. Екатерины на Синае «Богоматерь и
пророки«, »Богоматерь влахернская», а также на примере
«Владимирской богоматери» мы прослеживаем различные иконографические
прототипы из античного арсенала. Это естественно. Эрот или юный Дионис из
вакхической иконографии для образа Христа-младенца, трагическая театральная
маска для лика Марии и схема изображения Афродиты, целующей Эрота.В данном разделе мы также привлекаем литературные параллели из сферы светской
словесности. Нам представляется весьма плодотворным проследить параллелизм
между литературной экзегезой и изобразительным искусством не только в плане
соотносимости содержания, но и потому, что механизм переосмысления древних
мотивов, в том числе и мифологических, обнаруживает общие качества в этих двух
сферах. В 12 веке возрождается жанр эллинистического греческого любовного
романа, который воспевает земную любовь и красоту. Однако средневековый роман
предусматривал и символическое восприятие. Византийский роман это аллегория
любви. Тема «любви» …. смыкается и с содержанием этой сферы
литературы. Единый символический способ мышления, универсальный для
средневековья соединяет нити, тянущиеся к столь разным областям культуры. Тема
божественной любви, получившая воплощение в образах ласкающей Богоматери и
«Оплакивания» как ни парадоксально имеет точки соприкосновения с
темой любви, не только в теологической экзегезе, но и в византийском романе.В произведениях изобразительного искусства XI XII вв. древние прототипы
становятся основой не только для антикварного усвоения и заимствования, как в
искусстве X века, но и для глубокого переосмысления…… Древние прототипы вовлекаются даже в христологическую иконографию