Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
«Петербург
Достоевского»(По роману
Достоевского «Преступление и наказание»).—————————————- Город пышный,город бедный, Дух
неволи, стройный вид, Свод небес зелёно-бледный, Скука, холод и гранит.А.С.Пушкин
Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие
писатели от Ломоносова до поэтов наших дней. «Дух неволи»,отмеченный
в Петербурге ещё Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью преждевременно
усталых героев Гоголя,Блока, Белого, Достоевского. Но у последнего город во
всех произведениях многолик.Царственный
град Петра,воплощение силы и власти, открывается мечтателю из «Белых
ночей»; Раскольникову же ближе другая, вторая столица- сдавленное
пространство примыкающих к сенной площади кварталов, тёмные дворы,чёрные
лестницы.Герой просто не замечает города, он слишком поглощён своими
думами,мыслями,переживаниями. Ему знаком только такой Петербург:
«…духота,толкотня,всюду извёстка,леса, кирпич, пыль и та особая летняя
вонь, столь знакомая каждому петербуржцу.»Родион живёт
в коморке, «которая походила более на шкаф,чем на квартиру».И,лёжа
там часами, в голове рождается мысль об убийстве. Данные писателем
повторяющиеся детали: «вонь»,«духота»,как бы нагнетают
обстановку в преддверии жуткой трагедии. Лишь раз, как в тумане, возникает
Петербург перед Раскольниковым: «Необъяснимым холодом веяло на него от
этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная
картина…» Здесь Петербург уже как самостоятельный персонаж,виновник
разыгрывающихся драмм, враждебная людям сила.Великолепная панорама
Исаакиевского собора и Зимнего дворца была нема для героя, как нема она и для
живущей вблизи бедноты, потому что всё её сознание заполнено страхом перед
будущим. Но город этот ещё и город ма-+
ленького
человека-Мармеладова,титулярного советника, которого мы встречаем уже «с
отёкшим от постоянного пьянства жёлтым,даже зеленоватым лицом и с припухшими
веками». В пьянстве он пытается утопить реальность жизни, хотя сам чётко
сознаёт пагубность этого занятия. Трагедия Мармеладова- трагедия и окружающих
его людей. Теперь о пригородах. В фантастическом сне Раскольникова пригород—
большой кабак,где всегда «…орали,хохотали,ругались,так безобразно и
сипло пели…» Но ведь реальность ничуть не лучше:Соня
Мармеладова,раздавленный копытами лошади Мармеладов.«Маленькие
люди« описаны и Гоголем.В Петербурге Гоголя есть те же »серые,жёлтые
и грязно-зелёные дома» с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так
безысходно: в этом мрачном городе мелькнёт хоть«один луч света». В
душе героя и писателя мечта о городе прекрасном,созданным для счастья людей. Об
этом думает Раскольников, идя на убийство: «он даже очень было занялся
мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали
воздух на всех площадях».Так входит в
роман тема города и человека,развитая в«Преступлении и наказании».
Петербург Достоевского- среда, в которой уживаются многочисленные слои общества
: ростовщики,бедняки, студенты,интеллигенция,богачи и аристократы. Для каждого
из них город видится по-разному: кому-то празднично и весело,кому-то серо и
безысходно.Достоевский
писатель-гуманист,он протестует против существования зла в защиту людей.Человек
и его душа,умеющая радоваться тому, что на мгновенье «улица вдруг
блеснёт»,фантастика,контрасты-вот Петербург Достоевского.P.S. П-г-
город,где рождается преступление.Что в облике города способствует этому? Какие
средства использует автор в создании страшной картины городапреступления?#