Аристотель о научном знании

Дата: 13.03.2013

		

Аристотель был и философом, и ученым, живо интересующимся
различ-ными специальными научными проблемами. Сама философия была для него
прежде всего наукой. Аристотель отделял философию от искусства и мифоло-гии, а
тем более от религии и тесно сближал ее с физикой как наукой о природе вообще и
с математикой.

Научное, или достоверное, знание для Аристотеля —  не результат
веры, некритически воспринятой традиции, субъективного опыта. Оно — результат
ло-гического рассуждения (дианойа), направленного на открытие начал, причин и
элементов того,  что дано нам в непосредственно с чувственном опыте: “…
вся-кое знание, основанное на рассуждениях … имеет своим предметом, —
говорится в “Метафизике”, — более или менее точно определенные причины и
начала”.

Если у учителя Платона Сократа критерием наличия знания была
способ-ность дать определение, то у Аристотеля на первое место выходит знание
при-чин существования всего того, что существует. “Знать же, почему нечто есть,
— значит знать через причину”, — пишет он во “Второй аналитике”. Впрочем,
Ари-стотель сохраняет и сократовский тезис о том, что достоверное, научное
знание должно быть обобщенным. Научное знание должно быть также логически
дока-зательным: нужно не просто выявить причину данного предмета, но и
доказать, что для этого предмета именно она, а не нечто иное, является
причиной.

Виды знания.

По Аристотелю, их три: “ … видовые отличия знания …
говорят, что оно, — читаем мы в “Топике”, — об умозрительном, о деятельности и
о творчестве …”. У Аристотеля предметом умозрительного знания является то,
что существует объ-ективно, независимо от субъекта.

Теоретическое знание.

Согласно Аристотелю, только теоретический вид знания подлинно
нау-чен. Когда Аристотель говорит о теоретическом виде знания, то он имеет в
виду не совсем то, что понимаем мы, когда говорим о теории. Для нас
теоретическое знание означает знание абстрактное, отвлеченное, обобщенное, но
при этом мо-гущее быть руководством к действию. Для Аристотеля же теоретическое
не только абстрактно, но и бездеятельно, замкнуто на себе, умозрительно или
даже, лучше сказать, умосозерцательно. Оно непроизводительно. Согласно
Аристоте-лю, именно это высший вид знания.

Виды теоретического знания.

Будучи одним из трех видов знания, теоретическое знание в свою
очередь трояко: Аристотель различает в нем математику, физику и философию.
Аристо-тель говорит о физике и математике как о теоретических философских
дисцип-линах. Физику Аристотель называет также “второй философией”. В
соответст-вии с этим Аристотель, сопоставляя собственно философию с физикой и с
мате-матикой,  называет ее “первой”.

Собственно философию Аристотель называет также мудростью и
теоло-гической теоретической философией, т.е. теологией. Аристотель понимал под
теологией не религиозное учение о  сверхъестественном, а философское
раз-мышление о боге. Аристотель называл свою философию также “божественной”,
ибо, как думал философ,  философия — такое знание, которым “скорее всего мог бы
обладать  бог, и точно также божественной была бы всякая наука о
божест-венном”.

Аристотель, отдав предпочтение “теоретическим” наукам перед
науками “практическими” и “творческими”, внутри самих теоретических наук отдает
ре-шительное предпочтение философии. Аристотель превозносит философию как
знание ради понимания в отличие от знания ради выгоды и пользы.  Он видит в ней
наиболее умосозерцательную и наименее полезную науку, если под полез-ностью
понимать служение внешней цели, что, по Аристотелю, подобает лишь несвободной
науке: “… как свободным называем того человека, который живет ради самого
себя, а не для другого, точно также и эта наука единственно свобод-ная, ибо она
одна существует ради самой себя”. Философия в понимании Ари-стотеля вовсе не
нужна для обыденной, практической жизни, в этом смысле она самая бесполезная из
всех наук. Но именно это говорит в ее пользу: “все другие науки, — заявляет
философ, — более необходимы, нежели она, но лучше — нет ни одной”.

Генезис науки и философии.

Мнение Аристотеля о науке и философии определяет его
представления об их возникновении.

Философия и науки были не всегда — в этом Аристотель прав.
Науки на уровне теоретического знания возникают, согласно Аристотелю, лишь
после то-го, как удовлетворены и жизненно необходимые потребности и потребности
в удовольствиях. Они возникают для наилучшего времяпрепровождения.

Что касается философии, то Аристотель как бы указывает на ее
мифоло-гическую родословную и на переходные формы между мифологическим и
фило-софским мировоззрениями. В целом же Аристотель развивает тезис Платона о
том, что философия возникает вследствие изумления (или удивления). Известно,
что Платон сказал в своем диалоге: “Теэтет”, что “изумление … и есть начало
философии …”.

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий