Школа-гимназия № 63
Калининского района города Санкт-Петербурга195274, Санкт-Петербург, пр. Культуры, д.11, к.4,
тел. (812) 592-74-00, 592-68-42, факс (812) 592-78-86Санкт-Петербург
1999Региональный эксперт международной программы «Дебаты»
Сергей Александрович Наумов
и
все сотрудники Дебат-клуба школы-гимназии № 63приглашают Вас в мир дебатов !
Дебаты помогут Вам во многом!
В современном обществе, люди, работающие в различных областях: в бизнесе, в
политике или в науке, используют технику дебатов для принятия и обоснования
своих решений.Вы хотите научиться:
> разбираться в актуальных проблемах современности
> критически мыслить
> смотреть на вещи с разных точек зрения
> логически выстраивать свои мысли
> задавать острые вопросы
> убеждать других
> общаться со сверстниками из других странТогда, ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в наш клуб !
Наши двери открыты для всех.
Мы не смотрим на Ваш рост, вес или оценки.Главное — это Вы сами!
Наш адрес: школа-гимназия № 63, кабинет 25
Почему дебаты?
( история и современность)Слово «дебаты» к нам пришло из Франции, и оно означало «спор по двум
противоположным точкам зрения». Люди начали спорить тогда, когда научились
не соглашаться друг с другом. В Древней Греции дебаты происходили ежедневно
и в них участвовали философы, политики и простые граждане. В средние века в
Европе в университетах был курс ораторского мастерства. Но как вид
молодёжной деятельности «Дебаты» возникли впервые в США в 1930-е годы. В
настоящее время «Дебаты» широко распространены в школах и университетах в
Западной Европе, США, Японии и Юго-Восточной Азии.
В 1993 году Институтом «Открытое общество» была основана Международная
программа «Дебаты» имени Карла Поппера, а в 1999 году Международная
Образовательная Ассоциация «Дебаты». В неё входят 26 стран. В Россию
«Дебаты» пришли в 1994 году, в них участвуют школьники из 16 городов из 6
регионов России. В Санкт-Петербурге в «Дебаты» включились 40 школ, в том
числе с 1998 и наша школа-гимназия № 63.Целями программы «Дебаты» являются:
. способствовать становлению гражданского общества;
. способствовать развитию навыков жизнедеятельности в демократическом
обществе:
— терпимости и уважения к различным взглядам
— партнёрского общения и умения работать в команде
— способности отстаивать непопулярные идеи и сосредотачиваться на сути
проблемы
Дебаты в нашей школе используются:. на уроке
как элемент урока, форма аттестации и тестирования учащихся
. в научно-исследовательской деятельности учащихся
для развития навыков работы с информацией
. в воспитательной работе
для развития умения работать индивидуально и в команде, лидерских качеств
Кодекс чести дебатёраРАЗДЕЛ I
1. Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем,
признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость — это
основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.
2. Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем
простому упражнению в риторике.
Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к
пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.
3. Дебаты никогда не должны способствовать использованию двойных
стандартов.
4. Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других
людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые
существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.
5. Признавая важность анализа текущих проблем, что может привести к
политической дискуссии, дебаты не должны использоваться как средства
пропаганды.РАЗДЕЛ II
1. Дебаты должны управляться некоторыми этическими нормами, касающимися
дебатёров, тренеров, судей и организаторов мероприятий, связанных с
дебатами.
2. Все стороны, упомянутые выше, должны действовать в соответствии с такими
основными принципами, как уважение к другим, искренность, честная игра и
культурный обмен идеями.A. Нормы для дебатёра
— при обсуждении сторон дебатёры должны воздержаться от личных нападок на
своих оппонентов
— дебатёры должны спорить в дружественной манере
— язык и жесты, используемые дебатёрами, должны отражать их уважение к
другим
— дебатёры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний,
представляя поддержки и информацию. Дебатёры никогда не должны умышленно
искажать факты, примеры или мнения.
— дебатёры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться
сделать всё, чтобы не искажать их слова во время дебатовB. Нормы для тренеров
— тренеры должны способствовать личному вкладу дебатёров и свободному
обмену идеями при подготовке к дебатам
— тренеры должны обеспечить дружескую атмосферу для дебатёров и проявлять
положительную и стимулирующую ответную реакцию
— тренеры должны облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами
придумывать аргументы
— тренеры должны подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели
дебатов.
— отношения между тренерами и дебатёрами должны основываться на взаимном
доверии и уваженииC. Нормы для судей
— судьи должны быть беспристрастными, справедливыми и честными, принимая
решения
— роль судей в дебатах не «карать», а обучать
— судьи должны поощерять честную игру и способствовать положительной
обстановке во время и после дебатов
— в случае запроса, судьи должны конструктивно отреагировать на игру
дебатёров
— судьи должны дать чёткое объяснение своего решения в письменной форме
(протокол)
— дебатёры должны уважать решение судей и считать его окончательным и
бесспорным
— судьи должны принимать независимые решения и уважать решения других судейE. Нормы для организаторов мероприятий
— организаторы мероприятий, связанных с дебатами (турниры, соревнования,
лагеря, и т.д.) должны равно обращаться со всеми участниками и обеспечить
их всей информацией, относящейся к этому мероприятию, которая будет нужна
участникам.
— жеребьёвка команд-участниц и судей должна быть случайной
— любое мероприятие должно быть организовано с уважением к возможным
культурным и религиозным различиям участников
— участники должны соблюдать правила данного мероприятияПравила «Дебатов»
В «Дебатах», как в интеллектуально-творческой игре, участвуют две команды
из трёх человек (они называются спикерами). Команды обсуждают заданную
тему, при этом одна из них утверждает тезис, а другая его опровергает. Темы
могут быть из следующих областей: политика, экономика, культура,
образование, история, обществознание, экология, правоведение. Обсуждение
происходит в соответствии с регламентом игры:Мастерские эксперта
Для обучения основным навыкам дебатирования, эксперт Наумов С.А. проводит
ряд мастер-классов, где Вы научитесь отдельным элементам дебатов.
Мастерская «Построение кейса»
Дебатёры знакомятся с понятием «кейс», т.е. чемодан, в котором аккуратно
разложены аргументы, учатся как его защищать и атаковать.Мастерская «Стратегии отрицания»
Здесь дебатёры учатся находить контраргументы и выстраивать линии
отрицания.
Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому чтению с
последующим детальным анализом и обсуждением прочитанного.Мастерская «Сравнительный анализ позиций сторон»
Цель: научить дебатёров сравненивать аргументы и находить в них слабые
места.
Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому мышлению.
Учащимся выдается статья, в которой содержатся аргументы как в пользу, так
и против некоторого тезиса, производится сравнение этих аргументов и оценка
их убедительности в связи с тремя типичными недостатками аргументов.Мастерская «Перекрестные вопросы»
Цель: научить дебатёров строить цепочки вопросов.
Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому мышлению.
Дебатёры получают тему, придумывают 1-2 аргумента в утверждение или
отрицание, затем они по очереди задают друг другу вопросы с целью принизить
значение аргумента друг друга.Мастерская «Подготовка поддержек»
Цель: обучить дебатёров выявлять поддержки в тексте и использовать их при
подготовке речи.
Учащимся предлагается набор цитат, касающихся какой-либо проблемы, и кейс.
Необходимо указать, к какому аргументы, либо вступлению, либо заключению
речи относится каждая поддержка и как может быть применена при выступлении.Наша история
Дебат-клубу в сентябре 1999 года исполняется ровно год. Основные этапы его
легендарной биографии.. март 1998 г. — учителя Наумов С.А. и Васильева Л.К. знакомятся с игрой
«Дебаты»
. сентябрь 1998 г. — в школе открыт клуб «Дебаты»
. октябрь 1998 года — первая официальная игра в клубе
. ноябрь 1998 года — наши «учителя-основатели» получают звание тренера
международной программы «Дебаты»
. декабрь 1998 года — «отец-основатель» клуба Наумов Сергей Александрович
получает в Москве звание регионального эксперта — самого молодого в
России !
. 15 января 1999 года — мы даём показательную игру на весь город, на
которой присутствуют 200 дебатёров и первые лица города. ОГЛУШИТЕЛЬНЫЙ
УСПЕХ !
. 24 февраля 1999 года — наши дебатёры участвуют в показательной игре
перед телекамерами на всю Россию.
. 14 марта 1999 года — СЕНСАЦИЯ В ПЕТЕРБУРГЕ !!! Победителем Открытого
Чемпионата города по игре «Дебаты» стала команда 11б класса нашей школы.
Наша Вторая сборная заняла призовое 7 место. 1-4 апреля 1999 года на Региональном чемпионате в Комарово наши команды
занимают 3 и 5 место.МЫ ГОРДИМСЯ НАШИМИ ПОБЕДАМИ !
Если Вы хотите разделить наши дальнейшие успехи,ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ
Наш Дебат-клуб
Состав участников на 1998-99 учебный год:
Суперлига — 20 чел.
Первая лига — 35 челНаши «звёзды»
Как много звёзд на небе, и как мало их в жизни…
В нашем Дебат-клубе «звёздами» не рождаются, звёздами становятся. Много у
нас хороших дебатёров, но самые выдающиеся — это победители крупных
турниров:Команда бывшего 11 «б» класса — победитель Открытого чемпионата Санкт-
Петербурга 1999 года, бронзовый призёр региональных игр в КомаровоI спикер — Сован Екатерина, лучший дебатёр нашей школы прошлого года,
второе место среди лучших спикеров города, упорная, настойчивая девушка с
«железным» характером, и невероятным обаянием. Сделала карьеру дебатёра за
5 месяцев. Сейчас студентка Университета Технологии и дизайна.II спикер — Бубнова Татьяна, 7 место среди лучших спикеров города, в
дебатах — со дня основания клуба, способная и ответственная девушка, для
которой дебаты — не просто слово. «Человек года» в нашей школе. Студентка
Государственного Университета.III спикер — Булыгина Татьяна, 3 место среди лучших спикеров города,
дебатёр, всё пропукающий через себя, через свои чувства и переживания.
Сейчас студентка Технического УниверситетаКоманда бывшего 9 э класса — 7 место на Открытом чемпионате, 5 место на
Региональных играх в Комарово:I спикер — Каменная Анастасия, в дебатах за 2 месяца совершила
головокружительную карьеру от скромной тихой девушки-новичка в нашей школе
— до супердебатёра, побеждающего не только сверстников, но и студентов
Петербурга в Парламентских дебатах. Избрана «Человеком месяца»II спикер — Давыдов Александр — мастер перекрёстных вопросов и «король
юмора» в наших дебатах. Умеет думать, что — главное для любого дебатёра.
Избран «Человеком месяца»III спикер — Нежинский Юрий, блестящий ум, самостоятельность мышления,
великолепный стиль поведения и подкупающая манера поведения. Спикер —
универсал, играет одинаково хорошо в любой роле. «Тайное оружие» нашего
Дебат-клуба.
Темы для дебатовВ «Дебатах» темы бывают разные — смешные и серьёзные, трудные и лёгкие. В
нашем Дебат-клубе мы стараемся обсуждать прежде всего актуальные темы,
которые были бы на стыке учебных курсов и интересов дебатёров.
В 1998-99 в Суперлиге такими темами были:Октябрь 1917 года был неизбежен
Голливуд губит отечественный кинематограф
Коммунизм противоречит природе человека
Личность играет решающую роль в истории
Граждане имеют право на ношение огнестрельного оружия
Социализм обеспечивает более совершенное общество чем капитализм
Путь реформ в России невозможен
России следует вмешаться в события на БалканахВ Первой лиге тематика игр была следующей:
Смертную казнь следует отменить
Всеобщая воинская обязанность должна быть отменена
Наказания в школе способствуют повышению качества обучения
Образование в российской школе должно быть бесплатнымЧто Вас сейчас особенно интересует в современном мире?
О чём хочется поговорить или больше узнать?Мы ждём Ваших предложений по темам для дебатов
Обсуждайте то, что вам интересно !
Руководство Дебат-клуба
Президент — региональный эксперт международной программы «Дебаты», учитель
истории школы-гимназии
№ 63 — Наумов Сергей АлександровичШкольный координатор — тренер международной программы «Дебаты», учитель
истории школы-гимназии № 63 Васильева Людмила КонстантиновнаШкольный эксперт — учитель истории школы-гимназии № 63 — Кукушкина Ольга
ГеоргиевнаНаучный консультант — учитель истории школы № 81 — Михайлов Алексей
Геннадьевич (СпбГУ)
————————
«Дебаты» — это технология:
— как
построить речь
— как
выступать
— как найти
нужную информацию[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Тренер
[pic]
Северо-западный региональный центр «Дебаты» (гимназия № 56)
Клуб «Дебаты»
школы-гимн. № 63Суперлига
9-11 клПервая
лига
7-9 кл