Учение
естественного права стало проникать в Россию с начала XVIII века. По приказанию
Петра I была переведена книга Пуффендорфа «О должности человека и
гражданина по закону естественному» (Санкт-Петербург, 1726); ее же
придерживались профессор Академии Наук Гросс и первый московский профессор Дильтей
; самостоятельное изложение теории естественного права сделано В. Золотницким в
сочинении: «Сокращение естественного права» (Санкт-Петербург, 1764).
Во
второй половине XVIII века является стремление к историческому изучению права:
его держались А. Поленов и С. Десницкий . Воззрений Хр. Вольфа на естественное
право придерживались профессор Московского университета Шаден, Баузе , Шнейдер
. Профессор Петербургского университета Куницын в сочинении «Естественное
право» (Санкт-Петербург, 1818 20) излагал учение Канта. Из философских
учений, господствовавших в Германии в XIX столетии, наибольшее значение среди
русских юристов имело учение Гегеля: наиболее верным, хотя и самостоятельным
последователем Гегеля является Б. Чичерин в своих сочинениях: «Курс
государственной науки« (1894 98), »Философия права» и другие.
Существует еще «История философии права», Пилянкевича (Киев, 1870).
Университетским уставом 1884 г. упразднена самостоятельная кафедра истории
философии права, и профессорам предоставлено читать необязательные лекции, но
лишь в пределах древней истории. С конца XVIII в. началось преподавание
энциклопедии права. Первоначально под этим именем подразумевался краткий обзор,
конспект других юридических наук; затем энциклопедия получила характер
самостоятельной дисциплины, имеющей своей задачей выяснение общей связи
различных вопросов, изучаемых специальными науками в отдельности. Первыми в
России профессорами юридической энциклопедии были Баузе, читавший свои лекции
по Пюттеру, и Пургольд . Первым печатным курсом энциклопедии является сочинение
Дегая : «Пособия и правила изучения российских законов, или Материалы к
энциклопедии, методологии и истории российского права» (1831). С изданием
университетского устава 1835 г. энциклопедия права была введена в число
обязательно преподаваемых предметов, причем она понималась как «общее
обозрение систем законоведений».
Из
последующих сочинений большое научное значение имел в настоящее время уже
устаревший труд Неволина : «Энциклопедия законоведения» (Киев, 1839
40). Неволин последователь Гегеля, хотя не безусловный; энциклопедия его
состоит из философского введения, в котором выясняется понятие права, истории
философии законоведения и истории положительного законоведения. Сочинение Рождественского
: «Энциклопедия законоведения» (Санкт-Петербург, 1863) имеет
исключительно догматический характер; она состоит из философского введения, в
духе учения Фихте-младшего, и из обозрения содержания отдельных юридических
наук. У новейших русских юристов почти общепринято отожествление энциклопедии
права с общей его теорией: так, сочинение Капустина «Юридическая
догматика« (1868), Ренненкампфа »Очерки юридической
энциклопедии« (2-е изд., Киев, 1880) и »Курс юридической энциклопедии»
(2-е изд., Киев, 1898), представляют только общее учение о праве; с точки
зрения философской они имеют эклектический характер. Наиболее влиятельным
профессором энциклопедии права был П.Г. Редкин , всегда стремившийся ставить
свою науку в живое соприкосновение с современностью; перед смертью он издал 7
выпусков «Из лекций по философии права» (1889 91). Самостоятельными
исследователями в области общего учения о праве являются Я.М. Коркунов и С.А.
Муромцев . Первый напечатал «Энциклопедию права» (Санкт-Петербург,
1883) и «Лекции по общей теории права» (5-е изд., 1898); второй
«Определение и основное разделение права» (Москва, 1879),
«Учение немецких юристов об образовании права» (Москва, 1886) и
другие. Оба они в изучении права отводят широкое место историко-социологическим
элементам.
Ряд
блестящих страниц по общим вопросам права содержится во введении к лекциям по
гражданскому праву Н.Л. Дювернуа (Санкт-Петербург, 1889), являющегося
противником иеринговской теории права. Таким же противником иеринговских
воззрений выступил С.В. Пахман в речи «О современном движении в науке
права» (Санкт-Петербург, 1882), на которую Муромцев ответил этюдом:
«Что такое догма права?». Полемика эта обратила на себя внимание и за
границей. «Энциклопедия права» Карасевича (1872) дает почти одно
только введение. В «Очерках энциклопедии права» Деларова (1878, не
окончено) право рассматривается как один из элементов общественной жизни,
наряду и в связи с ними. Статья профессора Зверева «Энциклопедия права в
ряду юридических наук« (»Юридический Вестник», 1880, № 1), в
противоположность господствующему среди русских юристов мнению, проводит взгляд
о необходимости сохранить различие между философией и энциклопедией права. Из
иностранных энциклопедий на русский язык переведены «Юридическая
энциклопедия« Аренса (Москва, 1862 63) и »Энциклопедия
государственных наук» Моля (1867).