Сценарий вечера для старшеклассников
«Любовь в письмах знаменитых людей»
Звучит тема из кинофильма «История Любви». На сцену выходят ведущие –
мальчик и девочка.
Девочка ( к залу) Сегодня мы встретились, чтоб поговорить о любви. И я
предлагаю начать разговор с начала. С чего начинается любовь?
Мальчик (девочке) У меня любовь началась с детского сада. Там у меня была
любимая воспитательница. Она всегда давала мне добавку чаю.
Д Это не любовь. Это жадность.
М Конечно не любовь. Какая может быть любовь в детском саду?
Д Для настоящей любви возраст не имеет значения. Вот, например, Данте в
девять лет влюбился в свою Беатриче. Вырос, стал великим поэтом, рассказал
о своей любви к ней в книге «Новая жизнь» и в «Божественной комедии». Может
быть, он и не стал бы великим поэтом, если бы не полюбил, не изведал
космическую мощь чувства, «что движет солнце и светила». Этой строкой он
закончил свою «Божественную Комедию».
М Конечно, ведь Данте был настоящим мужчиной. Женщина не способна на такое
сильное и глубокое чувство.
Д Ах, так? Тогда придется тебя огорчить. За 150 лет до Данте Европу
потрясла другая история любви – Пьера Абеляра и Элоизы. Он — философ,
богослов и поэт. Она – просто любящая девушка, кстати, на 22 года младше
его. Влюбившись в нее, он нанялся учителем в дом, где она жила.
Потом по его воле они оба ушли в монастырь… Она писала ему : « Скажи мне…
почему после нашего пострижения, совершенного исключительно по твоему
единоличному решению, ты стал относиться ко мне так небрежно и
невнимательно? …Будучи юной девушкой, я ушла в монастырь не ради любви к
богу, а лишь ради любви к тебе». Они писали друг другу три года. В 12 веке
эта переписка была переведена с латыни на французский, и вдохновляла многих
писателей. И мысль, высказанная ею, пережила ее на века: «Сказать : «Я
тебя люблю» – значит сказать: «Ты не умрешь»». В этой истории мужчина
проявил себя отнюдь не с лучшей стороны…
М Действительно. Но ты же понимаешь, что раз на раз не приходится. А что-
нибудь посвежее найдется? А то все преданья старины глубокой…Д Конечно! Когда в 1830 году в России издали биографию Байрона, Лермонтов
обнаружил удивительное совпадение, о котором упомянул в своих дневниках:
он, как и Байрон, впервые влюбился в восемь лет. Байрон писал: «Отчего это
произошло со мной так рано? Мои страдания, моя любовь к этой девочке были
так сильны, что я иногда сомневаюсь, бывал ли я после этого действительно
влюблен…»Последней любовью Байрона была Тереза Гвиччиоли, с которой он
познакомился в Венеции за четыре года до своего последнего путешествия – к
берегам Эллады. Ей было 16, ему чуть больше 30-ти. Через полвека она издаст
свои воспоминания о нем, утверждая, что он был ангелом, ненадолго сошедшим
на землю. Отвергая даже такую деталь, как легенду об изувеченной ноге, она
пытается убедить читателя : Байрон был идеален.М А сам Байрон? Он ведь тоже любил ее. Ее семья участвовала в восстании
карбонариев, и Байрон проникся духом воинственной романтики, окружающей эту
семью. Он писал ей: « В течении нескольких лет я сознательно избегал
сильных страстей, ибо страдал часто от тирании Любви. Я не хотел больше
любить и быть любимым. Ты обратила в бегство все эти решения. Я теперь весь
твой. Я буду тем, чем ты пожелаешь, но покоя мне уже не знать никогда. Не
надо было будить мое сердце. Ведь до сих пор моя любовь была несчастьем для
тех, кого я любил».
Д Несчастье тех, кто любил Байрона, заключалось в том, что он считал, что
сам лучше всех знает, что надо для счастья его возлюбленным. И никогда не
пытался спросить у них, так ли это. Вот и в случае с Терезой он решил, что
она любит не Байрона-человека, а Байрона-революционера. На свете мало
женщин, которые предпочтут вместо любимого мужчины мир, даже измененный в
какую-нибудь сторону. В несчастной любви женщина страдает больше.
М Нет, мужчина!
Д Давай проверим.
М Как? Влюбимся несчастно? Кстати, чего больше, счастливых или несчастливых
случаев любви?
Д Пусть нам поможет сухая статистика. (Залу) Ребята! Давайте называть песни
о любви, которые мы знаем. А мы запишем и посчитаем, про что песен больше.
Так мы получим ответы на наши вопросы, а тот кто назовет песню последним,
получит приз.
(Проводят конкурс, считают, делают выводы.)
Д Несчастных случаев получилось больше. Интересно, почему?
М Да просто человек пишет стихи, когда ему очень хорошо или очень плохо. А
когда в любви очень хорошо, стихи писать — просто нет времени.
Д Да, были люди в древне время. Не то, что нынешнее племя. Богатыри не мы…
Что-то я не слышала в последнее время о такой большой любви…
М Значит плохо слушала. В начале нашего века на литературном вечере в
каком-то реальном училище впервые увидели друг друга уже известный поэт
Блок и гимназистка Лиза Кузьмина-Караваева. Через несколько дней она
принесла ему свои стихи, и они не понравились ему. Она ушла, а в 1910
году, уже будучи замужем, была познакомлена мужем с четой Блоков. Бывшая
гимназистка и поэт узнают друг друга с первого взгляда и безнадежно
влюбляются друг в друга. Когда они расстаются, она пишет письма ему. Вот
отрывок из одного: « Когда я была у Вас еще девочкой, я поняла, что это
навсегда. А потом жизнь пошла как спираль, снова и снова бросая меня к
вашим ногам, и каждый раз, так неожиданно разрывая нас…
Иногда любовь к другим заграждала Вас, но все кончалось всегда, и всегда
как-то глупо, потому что – вот Вы есть». И, через несколько лет, навсегда
уезжая из Петербурга, она пишет ему: «Если бы передо мной лежал путь к
спасению, а перед Вами – к трагической гибели, то по мановению руки Вашей я
бы ушла с пути своего и ступила бес сомнения на Ваш…»
Д Что случилось дальше с Блоком, мы знаем, а что случилось с Лизой?
Затерялась среди потока эмигрантов?
М В годы войны она стала известна как Мать Мария, помогала французскому
сопротивлению, и погибла в фашистских застенках.
Д А что делал бы ты, если б любил человека, но не мог написать ему письмо?
М Писал бы сонеты. Помнишь?
«Уж если ты разлюбишь, так теперь.
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя.»
Д Это знают многие. Но не многие знают например чудесный сонет Эдуарда
Гольдернесса, известного советского переводчика, благодаря которому мы
можем читать поэтов Австралии и Кубы, стихи Эдгара По.
Этот сонет он написал перед смертью для своей возлюбленной, с которой
судьба разлучила его, и которую он поцеловал всего раз в жизни, да и то –
во сне.
«Прости, я слишком много пожелал –
В любви к тебе всегда быть человеком.
В наш дерзкий век я дерзко возмечтал
Быть впереди, а не плестись за веком.Готовя для тебя столь редкий дар,
Ни в чем любви не ставил я границы.
Но кто стремится к Солнцу, как Икар,
Тот должен быть готовым и разбиться.И вот лежу, изломан меж камней.
Оборваны мои пути-дороги.
Целую тихо землю…Ведь по ней
Идут твои стремительные ноги.Ну что ж… Одна иди своим путем.
…Еще не раз мы встретимся на нем!М Друзья! Мы желаем вам стать знаменитыми людьми. Но пусть Ваша любовь
будет не просто знаменитой, а безгранично счастливой.
(Уходят под песню Высоцкого «Я поля влюбленным постелю, пусть поют во сне и
наяву, прежде чем узнать, «что я люблю» — то же, что «живу» или «дышу»».)