Доклад на тему:
Виктор Цой
Северо – Задонск 2002
Краткая биографическая справка.
Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в г. Ленинграде в
семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера
Роберта Максимовича Цоя. Виктор был единственным ребёнком в семье. В 1969
год – он поступил в школу, где работала его мать. Всего за время обучения
до восьмого класса сменил вместе с матерью три школы. С 1974 по 1977 год
посещает среднюю художественную школу, где возникает группа «ПАЛАТА № 6» во
главе с Максимом Пашковым. В 1977 году — окончил восемь классов и поступил
в художественное училище им. В. Серова. В 1978 году — исключен из училища
«за неуспеваемость». Поступает работать на завод и учится в вечерней школе.
В 1979 году — поступает в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву. В
течении лета 1981 года — вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским
создает группу «ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ». Осенью 1981 — группа «ГАРИН И
ГИПЕРБОЛОИДЫ» вступает в Ленинградский рок — клуб. Весной 1982 –
производится запись альбома «45». В это же время Виктор знакомится со своей
будущей женой Марианной. В это же время — первый электрический концерт
группы «КИНО» в Ленинградском рок — клубе совместно с музыкантами
«АКВАРИУМА». Заканчивает училище со справкой и поступает работать в
реставрационные мастерские в г. Пушкин. Осенью 1982 — поступает на работу в
садово-парковый трест резчиком по дереву. В этом же, 1982 году, первые
акустические концерты в Москве. В феврале 1983 — второй электрический
концерт группы «КИНО» в рок — клубе. Весной группу покидает Алексей Рыбин.
Летом 1983 — записывает с Юрием Каспаряном фонограмму «Демо» у Алексея
Вишни, впоследствии получившую название «46». Осенью 1983 — проходит
обследование в психиатрической больнице № 2 на Пряжке и получает «белый
билет». Весной 1984 года — выступление «КИНО» на втором фестивале рок —
клуба и получение лауреатского звания. Летом, осенью 1984 года — записывает
альбом «Начальник Камчатки» в студии Андрея Тропилло вместе с музыкантами
«АКВАРИУМА». Оформляется второй состав «КИНО»: Цой, Каспарян, Титов,
Гурьянов. В феврале 1985 — жениться на Марианне. Весной 1985 – получает
звание лауреата на третьем фестивале рок — клуба. 5 августа 1985 года —
родился сын Саша. Летом, осенью 1985 — работа над двумя альбомами — «Ночь»
в студии Тропилло и «Это не любовь» в студии Вишни. Весной 1986 —
выступление на четвертом фестивале рок — клуба. Диплом за лучшие тексты.
Летом 1986 — съемки фильма «Конец каникул» в Киеве. Выходит пластинка «Red
Wave». Поступает работать в котельную «Камчатка». Участвует в съемках
фильма режиссера Алексея Учителя «Рок». Осень, зима 1986 — участие в
съемках «Ассы». Весной 1987 года последнее выступление на фестивале рок —
клуба. Приз «за творческое совершеннолетие». Записывается альбом «Группа
крови». Осенью 1987 начинаются съемки фильма «Игла». В 1988 году выходит
«Группа крови» и фильм Рашида Нугманова «Игла». Записывается альбом «Звезда
по имени Солнце». Начало «звездных» гастролей. В ноябре — участие «КИНО» в
мемориальном концерте Александра Башлачева в Лужниках. В 1989 году летняя
поездка в США, участие в фестивале «Золотой Дюк» в Одессе. По опросам
кинокритиков журнала «Советский Экран» признан лучшим киноактером года.
Обширные турне по стране. Выходит альбом «Звезда по имени Солнце». В ноябре
— последние концерты «КИНО» в Ленинграде. Во Франции выходит пластинка
«Последний герой». Весной 1990 поездка в Японию. В июне 1990 — последний
концерт «КИНО» в Москве в Лужниках. Летние гастроли по стране. Запись
последнего альбома, который вышел после смерти Цоя и называется «Черный
альбом».
15 августа 1990 года Виктор Робертович Цой погиб рано утром в
автомобильной катастрофе под Ригой и похоронен в Санкт-Петербурге на
Богословском кладбище.Группа «КИНО» и Виктор Цой.
В популярности ленинградской группы «КИНО» есть что-то необъяснимое.
И действительно, успех, слава, массовое признание обычно находит того или
иного исполнителя в результате последовательности определенных событий;
им, как правило, предшествуют всплески творческой активности, интенсивная
работа, нарастание общественного интереса и постоянное нахождение «на
виду». В случае «КИНО» все было прямо наоборот. Год «КИНО» начался весной
1988, когда группа полностью исчезла с музыкальных горизонтов: не
выступала, даже не репетировала, а её участники были заняты реализацией
собственных проектов и, как это может показаться, лишь по чистой
случайности выкроила в начале года несколько дней, чтобы завершить
находившийся в «полуфабрикатном» состоянии альбом, получивший известность
под названием «Группа крови». Он-то и стал катализатором взрыва давно
назревавшей «киномании», в считанные месяцы охватившей страну.
А началось всё осенью 1981 года, когда на обломках жэковских команд
«ПАЛАТА №6» и «ПИЛИГРИМ» возникло трио «Гарин и Гиперболоиды». Пару месяцев
спустя его состав сократился до дуэта, а название обратилось в «КИНО»-— в ту пору под ним скрывались Виктор Цой и Алексей Рыбин. Они вступили в
рок-клуб, выступили при деятельном участии музыкантов «АКВАРИУМА» — на его
сцене, записали альбом, по суммарному времени звучания получивший название
«45», и исчезли на целый год. Затем выступили ещё раз — уже впятером и с
«электрической» программой и … распались. И все же в мае 1984 года «КИНО»
появилось вновь. Виктор Цой, а вместе с ним Юрий Каспарян (гитара),
Александр Титов (бас) и Георгий Гурьянов (барабан) «тёмной лошадкой» вышли
на сцену II Ленинградского Рок-фестиваля и произвели сенсацию, став одним
из главных открытий этого смотра творческих сил рок — движения. Звание
лауреатов фестиваля «КИНО» подтверждало ещё дважды в 1985 и 1987 годах.
Осенью 1984 года А. Титова сменил Игорь Тихомиров по совместительству
участник «ДЖУНГЛЕЙ» и один из лучших бас — гитаристов страны. С тех пор
состав группы «КИНО» — если не считать эпизодических появлений
разнообразных гитаристов, перкуссионистов и клавишников, редко игравших с
группой больше одного концерта остаётся неизменным.
Песни «КИНО» поражают обилием свежих мелодических решений, их
аранжировки отличают сдержанность и лаконизм, а отличная ансамблевая игра,
в которой вклад каждого участника равнозначен и незаменим, позволяет
говорить о них как о классическом образце рок – группы. В текстах Виктора
Цоя, а именно он является автором практически всего репертуара «КИНО»,
романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими,
бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир современного молодого
человека. Острые, почти публицистические, обращения соседствуют в песнях
«КИНО» с добрым юмором, а иногда и едкой иронией, которая вообще характерна
для поэтического языка Цоя. В более поздних работах группы заметно
«повзросление» ее героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и
подворотен к более серьезным проблемам, призывы к действию, поступку,жажда нравственного совершенства.
В последние годы, особенно после успеха «Группы крови», творческая
активность группы значительно возросла. «КИНО» регулярно выступает в
Ленинграде, периодически гастролирует. В 1989 группа дважды побывала за
рубежом — на благотворительных концертах в Дании и на крупнейшем во
Франции рок-фестивале в Бурже. Их музыка звучит в фильмах «РОК», «АССА»,
«ГОРОД», «ИГЛА» — в последнем из них Виктор Цой дебютировал как
исполнитель главной роли.Интервью газете «Политехник» (Ленинград) 24 февраля 1984 г.
— Что главное, по-вашему, в музыке? В чем секрет ее популярности ? —
-Я думаю — актуальность. А в общем, песни должны быть хорошими
— Мы знаем ваши стихи — и простые, жизненные, на волнующие всех нас
темы, и более сложные, с подтекстом. Что вам ближе?— Я не представляю себя и без того. и без другого. Мир многолик,
многолики и стихи.— В чем вы лучше можете выразить свои мысли — в стихах или в музыке ?
— Точно не знаю. Наверное, текст и музыка едины, ведь мысль в них одна
А вообще, стихов я не пишу, только песни.— Какие современные эстрадные группы вас интересуют больше
— Те же. что и вас: «Аквариум», «Зоопарк». «Алиса» Кстати. «Алиса»
сейчас возобновила работу с Кинчевым, наверное, мы их увидим на рок-
фестивале— А из западной музыки?
— Для нас интереснее всего работа независимых фирм грамзаписи. До нас
же доходит чаще всего музыка «продающаяся», музыка для танцев. Уши
привыкают к стандартам. А у независимых фирм небольшим тиражом выходят
пластинки групп, не ориентирующихся на стандарты. Нам это ближе.— Виктор, не находите ли вы у нас или на Западе аналогов своему
творчеству?— Я их не ищу. Хотя мы слушаем очень много музыки, это входит в нашу
работу. Возможно, какое-то влияние есть, но каждая наша песня проходит
через собственную призму.— Что вы предпочитаете — концертную или студийную работу? И что вы
стараетесь использовать больше, акустическую или электрическую музыку?— Концерты и записи неразделимы. Сейчас очень остро встает проблема
звука на концертах Кино». Мы хотим превратить концерты в нечто
«горячее», поэтому мы ориентируемся на тех, кто слышал наши песни в
записи и знает их— Какие у «Кино» проблемы?
— Только организационные. В музыке у нас тупиков нет. Мыслей и желания
работать много.— Что вы ждете от публики?
— Я хочу, чтобы среди слушателей были только те. кому близка моя
музыка. Приятно играть для тех, кто понимает тебя.— В заключение традиционный вопрос о творческих планах.
— В апреле мы закончим запись нового альбома. Потом поедем в Киев для
участия в съемках короткометражного художественного фильма. Ну, и
будем готовиться к рок-фестивалю здесь и в Вильнюсе.
Интервью газете «Молодежь Эстонии» 9 мая 1988г.
……………
— У вас не было мысли публиковать свои собственные стихи?— Нет, я считаю, что они должны звучать вместе с музыкой, вернее даже,
с группой. Последний же год я не занимался музыкой вообще, а занимался
съемками в кино.— Вы имеете в виду фильм Сергея Соловьева «Асса»?
— И этот фильм, и документальные фильмы о роке. Сейчас буду сниматься
на «Казахфильме» в картине с рабочим названием «Игла», главный герой —
наркоман.
……………
Интервью газете «Молодой Ленинец» (Волгоград) 6 мая 1989 г.
— В песне «Фильмы» вы поете: «Оставь меня в покое, не тронь мою душу».
Вы действительно замкнутый человек?— Да, но все же эта песня юмористическая. А вообще, просто у любого
человека есть люди, с которыми ему интересно разговаривать, а есть —
наоборот.— Вы учились в художественном училище, а стали музыкантом. Как это
случилось?— Просто надоело одно. захотелось делать другое.
………………
— Года полтора назад в передаче «До 16 и старше» свой отказ от поездок за
рубеж вы объяснили тем, что песни ваши в первую очередь смысловые,
иностранцы не поймут. Недавно вы вернулись из Франции…— Вы знаете, после этой передачи я как раз подумал, что меня можно
неправильно понять. Так и произошло, потому что многие мне потом говорили:
ты такой герой, отказываешься, все, кто ездит, плохие, а сам… Но дело в
том. что я имел в виду то что сейчас на Западе очень сильна мода на Россию:
на советскую символику и все остальное. Но отношение ко всему этому очень
несерьезное, как к матрешкам: мол, смотрите, русские на гитарах играют,
почти так же как мы. И масса групп, используя возможность, бросилась просто
очертя голову за границу, сознательно идя на то, что их там будут принимать
на самых плохих условиях, как финансовых, так и концертных. Мне меньше
всего хотелось выглядеть такой «матрешкой». Ведь дело тут уже не столько в
деньгах, сколько в престиже страны. Если уж так хочется за рубеж, то лучше
уж ехать туристом.Что касается нас мы все-таки совершили попытку сделать иначе. Во-первых,
сначала выпустили во Франции пластинку. Во-вторых, это было не просто
мероприятие типа «Концерт из России», а очень известный в Европе фестиваль
рок-музыки. Поэтому я решил поехать и посмотреть, насколько можно
установить коммуникацию. Не могу сказать, что это было очень удачно, потому
что от нас скорее ждали какой-то русской экзотики, а увидели собственно рок-
музыку.Да, и до этого мы еще ездили в Данию. Там проводились концерты в фонд
Армении, нас пригласили, ну и тут отказаться было трудно. Хотя, скорее
всего, я отказался бы при других условиях.
……………
— Как вы думаете, молодым талантам нужно помогать или, как говорится,
талант сам пробьет себе дорогу?— Для настоящего музыканта обстоятельства внешней жизни не имеют почти
никакого значения. Ему для того, чтобы что-то делать, нужен инструмент
и больше ничего. Я знаю массу людей которые говорят: вот если бы у нас
была аппаратура… У нашей группы аппаратуры нет вообще, ну, кроме
инструментов. Однако мы продолжаем что-то делать, а те сидят и ждут
пока у них аппаратура появится.
……………
— О фильме «Игла» кинокритики говорят как о явлении в кинематографе,
мол, Цой создал новый образ романтичного героя.— Вообще-то я не создавал ничего, просто старался быть естественным.
— В «Ассе» и «Роке», допустим, вы были собой — рок-музыкантом. В
«Игле» — актерская работа. И все же сложилось впечатление, что роль
написана именно для вас, вы играли почти себя.— В какой-то степени так оно и было. И все же я позволил себе
некоторые эксперименты. Ну, интересно иногда изобразить, скажем, хама.
Я в жизни вряд ли повел бы себя так. Но все равно это недалеко уходит
от реального персонажа фильм делался без всяких костюмов и причесок. Я
как ходил по улице, так и входил в кадр. Фильм снимал мой приятель
Рашид Нугманов. Он позвонил мне и предложил эту работу. У нас был.
конечно, первоначальный литературный сценарий, потом Рашид написал
режиссерский, со значительными изменениями. В конце концов от
оригинала не осталось почти ничего.— Вы собираетесь еще сниматься в кино?
— В принципе мне было бы интересно, но это не от меня зависит. У меня
свои идеи относительно кинематографа, а у режиссера, как правило,
свои. После этих фильмов мне много предлагали сниматься, но там я
должен был действовать как профессиональный актер, носить какой-то
костюм, произносить реплики, полагающиеся по сценарию… Мне это
неинтересно.
……………
— Может ли материальная сторона жизни рок-музыканта влиять на его
творческое кредо?— Это зависит от человека. Есть люди, которым необходимо жить в
хорошей квартире, иметь машину, дачу и так далее…— У вас это есть?
— У меня нет… И один готов ради этого идти на компромисс, а другой —
нет. Когда я начинал заниматься рок-музыкой, в последнюю очередь я
думал о деньгах. Тогда было понятно, что кроме неприятностей (причем
самых серьезных), за это ничего не получишь. Мы были значительно
беднее, чем могли бы быть работая на каких-то работах… И все время
сталкивались с гонениями, были люди с совершенно испорченной
репутацией.
— Почему в ваших песнях так много «ночи, дождя, осени, падающих звезд»?— Не знаю… Это из области анализа творчества, а я им не занимаюсь.
— В «Советской культуре» в статье «Лики русского рока» было сказано:
«Мир Цоя — братство одиночек, сплоченное отсутствием выхода»…— Это братство одиночек, но не сплоченное отсутствием выхода. Выход
реальный существует… Ну об этом долго можно рассказывать.— Отражаются ли как-то на вашем творчестве перемены в общественной
жизни?— А как они могут отражаться? Я же не певец социального протеста, не
пишу песен «на злобу дня».— Вы поете: «Я один, но это не значит, что я одинок». Вы действительно
никогда не ощущаете одиночества?— Ну почему… Эта песня о конкретном состоянии, там нет жизненнее
программы.— Вы противоречивый человек?
— Нет, я совершенно монолитный.
Интервью газете «Советская молодежь» (Рига) 6 мая 1989 г.
— Виктор, начнем сначала: почему «Кино»?— Когда мы придумывали это название, нам было по восемнадцать лет. Сейчас я
даже не помню.— Что побудило вас создать группу?
— Наличие некоторых песен. Я начал их писать, они понравились моим друзьям,
потом — друзьям моих друзей…— Прежде чем вы получили официальное признание, каков был ваш путь?
— Знаете, я никогда не шел тяжело, занимался только тем что нравилось. И
был вполне доволен этим. Никогда не старался добиться успеха любой ценой.
Конечно, я рад, что очень многим людям нравятся наши песни.— Вы как-то сказали, что собирали в группу «не музыкантов, самое первое —
друзей». Охарактеризуйте своих друзей.— Я не могу как-то «анализировать» друзей. У них есть и недостатки, и
достоинства. Твоими друзьями они становятся не потому, что обладают набором
всех положительных качеств, а по каким-то другим причинам.— Кто близок вам из советских исполнителей?
— Я в хороших отношениях с Борей Гребенщиковым, Костей Кинчевым, дружим с
Андреем Макаревичем, хотя мы не так часто встречаемся.— У вас были эстрадные кумиры?
— Никогда. Я не любил кого-то одного. Мне нравились некоторые песни
некоторых групп.— Ваш имидж?
— У меня нет никакой установки на поведение. Я веду себя так как считаю
нужным, в любой ситуации.— Артисту часто приходится отказываться в жизни от общедоступных благ и
радостей. От чего приходится отказываться вам?— От удовольствия гулять по улице, жить в одном и том же городе больше
месяца. (Смеется.)— Как родители относятся к вашей работе?
— Сейчас они считают, что я занимаюсь своим делом. Наверное, они так
считали не всегда.— А они бывают на ваших концертах?
— По-моему, были один или два раза.
— Кто-то из кинокритиков отметил, что ваш герой в фильме «Игла»
единственный в отечественном кино не тяготится своим одиночеством и этим
привлекает.— Пожалуй. Герой этого фильма в каком-то смысле — человек ниоткуда. Он мне
очень близок по духу. Я в принципе ничего не играл, а старался вести себя
так, как бы я мог себя повести в такой ситуации, но в рамках сценария,
конечно.— Вы стремитесь создать какой-либо образ на сцене?
— Я ничего не «создаю», просто выхожу на сцену и пою. Я сам — образ.
(Смеется.)— «Перемен требуют наши сердца!»- поете вы, зрители вторят. Что бы вы
хотели изменить в жизни?— Каждый человек должен изменить прежде всего свою жизнь и себя… Это
сложный вопрос. Я не считаю, что одному человеку под силу изменить жизнь
как таковую.— В жизни вы борец за перемены?
— Я не считаю себя борцом. Я пою песни. Пою о том, что мне нравится или
нет. о том. что меня волнует.— Как появляются ваши песни?
— Это для меня загадка… Я не знаю..Я начинаю играть. Потом появляются
какие-то слова…— Ленинградской газетой «Смена» вы названы лучшим рок-поэтом 1988 года. В
чем, по-вашему, отличие рок-поэзии от поэзии вообще?— Не знаю. насколько точен этот термин. Я не могу рассматривать тексты
своих песен в отрыве от музыки, считаю, что они очень многое таким образом
теряют.— Что главное для вас сегодня?
— Сохранить внутреннюю свободу.
— Виктор, сейчас во время выступлений вы исполняете не все свои песни. Чем
это объясняется?— Какие-то песни со временем теряют актуальность. Мне самому они уже не
интересны. Я пою только тогда, когда мне интересно петь.— Группа «Кино»- во главе отечественных хит-парадов. Чего бы вы еще хотели
достичь?— Мы никогда не стремились к популярности. Мы никогда не задумываемся, в
каком стиле мы играем и как долго будем популярны. Играть и любить это дело
-важно для нас прежде всего. Как только перестанет быть важным, мы уйдем со
сцены.— Проблемы сегодняшнего «Кино»?
— Проблема в том. что нам приходится сейчас много работать, а это требует
большой собранности.— Группа работает под эгидой ленинградской студии «Бенефис». Что это за
организация?— Чисто административная организация, которая, собственно, для нас является
некоторой формой прикрытия, чтобы мы не были «Кино» ниоткуда».— Есть ли приглашения за границу?
— Довольно много. Но мы тщательно просеиваем их, потому что сейчас все
«русское» там очень модно. Мы же хотим выступать там просто как музыканты
поэтому ездим довольно редко.— Где вы побывали?
— В Дании, Франции, Америке.
— И как принимают «Кино»?
— С озадаченным лицом: видя, что мы такие же, как они и не в косоворотках,
без балалаек…— Гастроли по Союзу продолжаются?
— Да, сейчас мы хотим поездить.
— А в Риге будете?
— У нас не было приглашений. Обычно нас зовут — мы едем. Из Риги нас пока
никто не звал.— Что нового приготовило «Кино» поклонникам?
— Записан новый альбом. Как назвать, пока не решили.
— Вы довольны своей жизнью?
— Я не думаю, чтобы человек мог действительно быть доволен жизнью… С
другой стороны, я был всегда доволен ею. И когда работал в котельной и
бросал уголь в печь, я был очень доволен жизнью. И сейчас тоже.— Пожелания читателям?
-Удачи!
— В особенности тем, кому сегодня 15-17 лет?
— Думаю, любой подросток мечтает самоутвердиться. Я никогда никого не учу.
Я могу пожелать только удачи!Подшивки газет.
Для молодого поколения нашей страны Цой значит больше, чем иные
политические лидеры, целители и писатели. Потому что Цой никогда не
врал и не лицедействовал. Он был и остался самим собой. Ему нельзя не
верить. Из всех наших легендарных рокеров, прекрасных певцов и поэтов Цой
— единственный, у кого невозможно провести грань между образом и
реальностью; тем, что он пел, и тем, как он жил. И его уход — еще
один «сюжет для новой песни». Ненаписанной, но, кажется, не раз
прочувствованной. Одиночество, справедливость, доброта и черный цвет
монаха — таков Цой, в «КИНО», в кино и ежедневно. Это большая, честная
романтика. Мы пошли вслед за Цоем, наплевав на цинизм, безверие и общую
смутность нашего времени. И правильно сделали.
Каждая песня Цоя — это песня о любви и свободе. Это вечные песни — и
потому, что они потрясающе красивы, и потому, что, в отличие от
продовольствия, любви и свободы, их всегда будет не хватать. Так что Цой
остается с нами — и это не пустые слова.И все же… теперь — легенда.
Список литературы:
1. Ресурсы сети “Internet”.
2. «Комсомольская правда», 1990 год.
3. Сай www.kino2000.boom.ru