Научно-методическая служба в системе управления библиотекой

Дата: 15.05.2014

		

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Кафедра библиотековедения

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ
(на материале ЦНСХБ)

дипломная работа по специальности
052700 «Библиотековедение и библиография»

| |Исполнитель: |
| |студентка 5 курса 509 группы|
| | |
| |дневного отделения БИФ |
| |________________Кабанова |
| |Ю.В. |
| | |
|Допустить к защите |Научный руководитель: |
|Зав. кафедрой, |канд. пед. наук, профессор |
|докт. пед. наук, профессор | |
|______________Мелентьева Ю.П. |__________________Клюев В.К.|
|»_____»________________2000 г. | |

Москва 2000
Резюме

Управление библиотекой требует реализации системного подхода к
управленческой деятельности, а именно: постановки перспективных целей,
выдвижения текущих задач, разработки и осуществления необходимых
организационно-экономических мероприятий.
Основой данного диплома является исследование роли научно-методической
службы в системе управления библиотекой.
Эта область включает в себя следующие этапы:
1. Управленческие функции научно-методической службы по отношению к
сети библиотек и библиотеке, в структуре которой эта служба
находится. Определение роли научно-методической службы в
современном библиотечном процессе.
2. Сущность методической работы; направления деятельности, которые
традиционно относят к методической. Терминологический анализ
понятий «научно-методическая работа», «методическое руководство»,
«методическая помощь».
3. Функциональный анализ методической деятельности: организационная,
педагогическая, информационная, исследовательская функции.
Методическая деятельность как форма управления библиотечным
процессом. Переход от методического руководства к методической
помощи.
4. Поиск структурных преобразований. Инновационные виды деятельности
научно-методического отдела: консультативно-методическая помощь,
менеджмент, маркетинг, социологические подходы, паблик рилейшнз.
Новый облик научно-методической службы.
5. Требования к профессионализации научно-методической службы.
Экспертная помощь методиста. Подготовка кадров научно-методической
службы.
6. Перспективы роста и повышения качества научно-методической службы.
Роль автоматизации информационно-библиотечных процессов и средств
телекоммуникаций.

Содержание

Введение 4

Глава I. Реализация системы методического руководства в отечественном
библиотечном деле 8

1. Координация методической работы 9

2. Формы методической помощи 11

3. Внедрение передового библиотечного опыта 13

4. Анализ работы библиотек (сети библиотек) 14

5. Организация методической работы 16

6. Наполнение и оформление методического отдела 19

Глава II. Развитие научно — методической службы библиотек на современном
этапе 21

1. Терминологическое осмысление методического руководства 21

2. Функции научно-методической службы библиотеки 26

3. Методологические и правовые основы научно-методической деятельности в
условиях библиотеки 29

4. Трансформация роли научно-методической службы в современном
библиотечном процессе 31

Глава III. Деятельность научно-методической службы Центральной научной
сельскохозяйственной библиотеки 34

1. Научно-организационные аспекты работы 34

2. Перспективные формы методической помощи 38

2.1. Дистанционное консультирование 39

2.2 Повышение профессиональной квалификации кадров 42

2.3 Подготовка научно-практических пособий 49

Заключение 53

Список литературы: 55

Приложение 1. Устав ЦНСХБ Россельхозакадемии

Приложение 2. Типовые должностные инструкции

научно-организационного отдела (НОО)

Приложение 3. Отчет НОО за 1999 г.

Приложение 4. План работы НОО на 2000 г.

Введение

Актуальность дипломного исследования определяется необходимостью
пересмотра отношения к деятельности научно-методической службы (НМС) в
системе управления библиотекой в связи с новыми социально-экономическими
условиями, при которых значительно возросла роль НМС, выполняющего свою
главную функцию квалифицированной методической помощи пользователям
библиотеки. Рассматривается роль и место методического подразделения в
организации работы крупной научной библиотеки. Анализируется инновационная
практика ЦНСХБ Россельхозакадемии, ее документальная и концептуальная база.
Сокращение и переориентация методических отделов библиотек не означает
прекращения методической деятельности. В соответствии со ст.20 Федерального
закона «О библиотечном деле» (1994) оказание методической помощи
библиотекам является одной из статусных характеристик центральной
библиотеки. В действительности границы научно-методической (научно-
организационной) работы расширились, появились новые направления и службы.
Методисты от командного стиля перешли к стилю советов: научно-методических
консультаций, рекомендаций, технологических разработок.
Методические отделы, используя зарубежный опыт, начали перестраивать
свою работу в соответствии с новой концепцией управления — маркетингом.
Одни отечественные библиотековеды (Б.Н. Бачалдин, Л.М. Инькова и др.) [№10]
сетуют на то, что в таком случае в каждом научно-методическом отделе
потребуются методисты, владеющие вопросами маркетинга, менеджмента, паблик
рилейшнз, способные внедрять эти направления в соответствующих библиотеках
и обучать им. По нашему убеждению ни один руководитель от таких методистов
не отказался бы, тем более что бывший библиотечный вуз, а ныне Московский
государственный университет культуры и искусств способен подготовить таких
специалистов. Кстати, заведующие научно-организационными отделами не
отказались бы и от экономистов, социологов, психологов, юристов, знающих к
тому же особенности библиотечной работы.
Другие коллеги (С.А. Басов, И.М. Суслова) [№7, №49] определяют
направление развития методической работы как процесса управления
нововведениями и подводят к выводу о необходимости формирования независимых
автономных методических центров, в составе которых должна функционировать
группа библиотечного маркетинга. Причем управленческое консультирование
предлагается осуществлять на платной основе.
Третьи ученые (Ю. Б. Авраева, Ю.Н. Столяров) [№1, №44] ратуют за
методиста — «мастера на все руки», универсальность знаний, навыков и
обязанностей которого — одна из определяющих особенностей профессии.
Изменение направленности методической работы в стране объективно
обусловлено новым государственным устройством. Хорошо это или плохо, но в
связи с процессами децентрализации, дезинтеграции, политической и
финансовой нестабильности, научно-методическая работа все более
превращается в разновидность консультационной деятельности. Именно эта
форма методической помощи подтвердила свою жизнестойкость и гибкость.
Задачи методистов остаются прежними, возможности — иными.
В изучении темы дипломного исследования, отражающего различные аспекты
НМС, можно выделить следующие направления:
1. Реализация системы методического руководства в отечественном
библиотечном деле.
2. Развитие научно-методической службы библиотек на современном
этапе.
3. Деятельность научно-методической службы Центральной научной
сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии (ЦНСХБ).
Научная задача дипломной работы заключается в том, чтобы, исследовав
процесс НМС, оценить современное состояние НМС в отечественных библиотеках
и показать как эта служба функционирует в ЦНСХБ.
Указанная задача интерпретировалась в следующих вопросах:
1. Выявление предпосылок возникновения НМС.
2. Изучение становления и характеристика современного состояния и
проблем НМС.
3. Уточнение терминологии и определения НМС.
Методологическую основу исследования составили идеи ведущих
отечественных библиотековедов, а также специалистов ЦНСХБ, по проблемам
научно-методической работы.
Этим вопросам посвящены работы Бачалдина Б.Н., Гриханова Ю.А., Клюева
В.К., Кормишиной Г.М., Столярова Ю.Н., Суворовой В.М., Сусловой И.М.,
Фенелонова Е.А., Фирсова В.В. и другие.
Источниковой базой исследования стало Государственное научное
учреждение Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки
Россельхозакадемии. В ходе исследования использованы нормативные документы
ЦНСХБ и НОО, фонд методического кабинета, опыт работы в научно-
организационном отделе в качестве заведующего сектром маркетинговых
исследований ЦНСХБ Россельхозакадемии.

Глава I. Реализация системы методического руководства в отечественном
библиотечном деле

Единая система методического руководства — одно из важнейших
достижений библиотечного строительства в нашей стране, составная часть
государственного управления библиотечным делом. Основана на
межведомственной координации и взаимодействии органов управления и
библиотек — методических центров и призвана содействовать улучшению
информационной и культурно-образовательной деятельности библиотек,
обеспечивая совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания
населения страны, повышение эффективности использования документных фондов.
Методическое руководство осуществлялось в соответствии с решениями
съездов КПСС, постановлений ЦК КПСС и Советского правительства по
идеологическим вопросам, развитию науки, культуры, народного хозяйства,
решений Государственной межведомственной библиотечной комиссии при
Министерстве культуры СССР, указаний министерств, ведомств и центральных
органов общественных организаций на основе «Положения о библиотечном деле в
СССР» (1985).
Система методического руководства охватывала всю сеть библиотек страны
и способствовала использованию в их работе научно обоснованных приемов и
методов.
Практическая реализация системы методического руководства
обеспечивалась созданием и внедрением регламентирующих документов и
стандартов, методических рекомендаций, оказанием практической помощи при
посещении библиотек, участием в системе повышения квалификации, проверкой
состояния дел и контролем за исполнением решений.
Научно-методическая работа осуществлялась в масштабах страны, отрасли,
региона. Система методического руководства состояла из отраслевых и
ведомственных подсистем.
Общее методическое руководство библиотеками страны, независимо от
подчиненности, осуществляло Министерство культуры СССР, головным всесоюзным
методическим центром для всех библиотек — ГБЛ.

1. Координация методической работы

Координация методической работы — согласованность действий библиотек —
методических центров (БМЦ) в обеспечении методического руководства
библиотеками. Цель координации — повышение эффективности влияния БМЦ на
библиотеки на основе их территориально-отраслевого взаимодействия.
Координация предусматривала разграничение или объединение обязанностей
библиотек — методических центров в оказании методической помощи
библиотекам, устраняла дублирование и параллелизм в работе, целесообразно
распределяла силы, определяя главные направления методической работы в
стране, регионе, отрасли.
Координация осуществлялась по всем направлениям методической работы:
подготовка методических изданий, организация мероприятий по повышению
квалификации библиотечных работников, проведение совместных активов,
совещаний, семинаров, научно-практических конференций библиотечных
работников, посещений библиотек, взаимное использование передового
библиотечного опыта и др.
В основе координации — согласование планов методической работы,
разработка координационных планов и договоров о сотрудничестве.
В планах отражались важнейшие мероприятия библиотек (совместные и
отдельно проводимые). Это позволяло библиотекам взаимно использовать
издания, организовывать совместные выезды и участвовать в мероприятиях по
повышению квалификации, исходя из потребностей своих сетей.
Для координации методической деятельности при Библиотечном совете
создавалась подкомиссия по методической работе. В ее состав входили
представители всесоюзных библиотек — методических центров, ведущие
специалисты в области методической работы, преподаватели вузов. Подкомиссия
рассматривала важнейшие проблемы методического руководства библиотеками
страны, определяла номенклатуру и статус общегосударственных документов,
регламентирующих методическую деятельность библиотек, заслушивало отчеты
ведомств по различным направлениям методической работы. Рабочий орган
комиссии — научно-методический отдел (НМО) ГБЛ.
Упорядочению взаимодействия библиотек в методической работе
содействовали межведомственные документы: положения о смотрах библиотек,
государственные стандарты, которые согласовались со всеми заинтересованными
органами управления или утверждались ими, и другие нормативные документы.

2. Формы методической помощи

Реализация основных направлений методической работы осуществлялась
посредством различных форм и методов.
Наиболее распространенные формы методической помощи: методический
инструктаж (консультации, замечания и отзывы, вызовы работников библиотек в
методический центр и др.), посещение библиотек, методические издания.
Методический инструктаж — форма методической помощи библиотекам,
которая конкретизирует методическую помощь, учитывая особенности
определенной библиотеки.
Методический инструктаж осуществлялся во время посещения методистом
библиотек, путем проведения консультаций в библиотеках — методических
центрах, на совещаниях, конференциях, во время семинаров или практикумов.
Консультации бывают индивидуальные и групповые. Те и другие могут быть
устными, и письменными. Индивидуальные консультации проводились в случае,
если возникал единичный вопрос.
Групповые консультации, как устные, так и письменные, как правило
проводились по заранее намеченному плану, по темам, интересовавшим всех
библиотекарей региона или отдельные их группы. Групповые консультации
обычно приурочивались к проведению совещаний, семинаров, научно-
практических конференций, но могли организовываться самостоятельно. Они
проводились также в тех случаях, когда необходимо срочно дать библиотекарям
разъяснения по тому или иному вопросу (внедрение ББК, введение новых
правил, составление библиографического описания и т.д.).
Замечания и отзывы в письменной или учетной форме давались методистами
на методические материалы (планы, отчеты, протоколы читательских
конференций или литературных вечеров и др.), поступающие от библиотек
региона.
Прежде чем дать замечания на план или отчет (о работе за определенный
период времени, по теме или о проведенном мероприятии), методисту
необходимо было проанализировать материалы, определить, соответствуют ли
они задачам, стоящим перед библиотекой в данный период, отметить
положительное, новое в работе, решить, что можно использовать для
пропаганды среди других библиотек, обратить внимание на недостатки и
подготовить предложения с целью их устранения.
Посещение библиотек (выезды в командировки) — одна из самых
эффективных форм методической помощи. Они могут быть фронтальными и
тематическими. Посещали библиотеки с разной целью: проверка их работы,
изучение деятельности (библиотеки в целом или отдельных ее направлений),
оказание методической помощи по определенному вопросу и др. Объекты
посещения: подразделения библиотеки, в целом библиотека, библиотеки данного
региона.
Методические издания (методические указания, методические
рекомендации, методические и методико-библиографические пособия) являются
одной из форм воздействия библиотек-методических центров на библиотеки
регионов. Методические издания выпускались в виде листовок, плакатов,
буклетов, брошюр, книг.
В методических изданиях регламентировались порядок реализации основных
направлений деятельности библиотек и выполнения отдельных функций
библиотек, их подразделений, а также работников; определялись содержание
процессов и порядок выполнения технологических операций; раскрывалось
содержание работы библиотек в определенный период, в связи с важнейшими
политическими событиями; конкретизировались методы, способы, приемы
рационального осуществления, решений и указаний вышестоящих организаций,
определялись порядок внедрения стандартов и рекомендаций; предлагались
наиболее эффективные формы и методы пропаганды книги и руководства чтением,
организация и технология библиотечной работы с учетом передового
библиотечного опыта.

3. Внедрение передового библиотечного опыта

Работа по внедрению передового библиотечного опыта осуществлялась в
соответствии с «Порядком выявления и внедрения передового опыта работы в
системе библиотек Министерства культуры СССР» (1984).
Внедрение передового опыта в практику работы библиотек — комплексный
процесс. Включающий подготовку проекта решения (приказы) органом управления
библиотечным делом о внедрении конкретного передового опыта, пропаганду
опыта, обучение библиотекарей этому опыту, методическую помощь библиотекам
по внедрению опыта, контроль за внедрением, обобщение итогов работы по
внедрению опыта.
По окончании работы в органы управления библиотечным делом
представлялась информация об итогах внедрения в соответствии с
установленным порядком в каждом ведомстве (организации).

4. Анализ работы библиотек (сети библиотек)

Одна из форм методической деятельности. Цель анализа — показать
главное, новое, передовое в работе библиотек, что должно пропагандироваться
и внедряться; вскрыть причины недостатков, указать пути их ликвидации.
Анализ деятельности одной библиотеки проводился на основе плана ее
работы, статистического и текстового отчета, дневников работы, читательских
формуляров, протоколов массовых мероприятий, материалов проверок и др.
Главным критерием оценки деятельности библиотеки являлось выполнение
задач, стоящих перед библиотекой как идеологическим, культурно-
просветительным и информационным учреждением.
Количественный анализ — это анализ статистических данных,
характеризующих многостороннюю деятельность библиотеки. Проводился анализ
показателей плана и его выполнения, анализ динамики и структуры показателей
(за несколько лет, сравнительный анализ отдельных данных).
Качественный анализ. Задача его — проанализировать содержание работы
библиотеки и его специфику. Обращали внимание на дифференцированное
обслуживание читателей, выделение читательских групп, ведется ли работа с
ними, какова помощь в общеобразовательном и профессиональном чтении,
самообразовании, уровень индивидуальной работы с читателями, информационно
— библиографического обслуживания, содержания массовой работы.
Формы аналитической деятельности:
. заключения на планы и отчеты как отдельной библиотеки, так и
библиотек всего региона;
. обзоры деятельности библиотек региона (по типам библиотек, за
определенный период, освещающий отдельные направления работы
библиотек);
. годовые статистические сводки о деятельности библиотек региона на
основе годовых статистических отчетов.
Результат аналитической деятельности оформлялся письменно или
доводился до библиотек устно (на совещаниях, семинарах, групповых
консультациях).
Заключения на планы и отчеты составлялись в БМЦ для определения
соответствия задач, которые перечислены в плане, задача, стоящая перед
библиотечным делом в целом.
В заключении выявляли динамику развития библиотеки, устанавливали,
повышается ли уровень ее работы, улучшаются ли показатели по сравнению с
прошлым периодом. Устанавливалась степень обоснованности показателей, их
реальность и целесообразность. Анализировалось, как планируется и
проводится массовая работа, оценивалась актуальность тематики, разнообразие
форм, пропаганда литературы.
Обзоры деятельности библиотек региона составлялись с целью дать
характеристику, анализ состояния дел в этих библиотеках, показать, как
выполнены основные задачи, подвести итоги за определенный период, выявить
имеющиеся достижения, вскрыть причины недостатков, наметить конкретные меры
для их устранения.
В обзорах отражались наиболее оправдавшие себя формы и методы работы,
приводились не отдельные, а наиболее типичные факты, отмечались достижения
и недостатки работы тех или иных библиотек, показывалось, какие из них идут
впереди, какие и почему отстают.

5. Организация методической работы

Руководство методической работой. Методическую работу обеспечивали все
подразделения БМЦ, к участию в ней привлекались наиболее квалифицированные
работники всех подразделений, имеющие опыт библиотечной и методической
работы.
Общее руководство методической работы осуществлял директор
(заведующий) БМЦ. Он распределял обязанности между сотрудниками всех
подразделений БМЦ в соответствии с их квалификацией и возможностями,
обеспечивал взаимодействие данной БМЦ с др. БМЦ региона.
Организатором методической работы в БМЦ являлся методический отдел
(сектор).
Методический отдел по согласованию с директором (заведующим) БМЦ
определял основные направления методической работы, составлял сводные
перспективные планы методической работы.
Распределения обязанностей между методистами в методическом отделе
зависели от количества работников и осуществлялось с учетом индивидуальных
особенностей и профессиональной подготовки каждого методиста. На работников
других отделов возлагались целиком или частично обязанности по оказанию
методической помощи библиотекам региона по профилю их работы.
Планирование методической работы являлось составной частью общего
плана библиотеки. Составлялось на основе анализа выполнения планов
предыдущего года, предложений, данных вышестоящими БМЦ, органами управления
библиотечным делом региона, предложений других подразделений библиотеки.
Структура плана определялась направлениями методической работы и
включало:
. задачи методической работы на…год;
. взаимодействие библиотек разных ведомств и организаций;
. методическую помощь библиотекам по основным направлениям библиотечной
работы;
. выявление. Изучение, пропаганду и внедрение передового библиотечного
опыта;
. повышение квалификации библиотечных работников.
Учет методической работы велся в дневнике, куда заносились сведения о
каждом проведенном мероприятии по следующим разделам:
. учет выездов и посещений библиотек;
. учет консультаций;
. учет мероприятий по повышению квалификации библиотечных работников;
. учет получаемых методических и библиографических материалов.
В дневнике учитывалась методическая работа, проводимая всеми отделами
БМЦ, а не только методическим отделом.
Методический совет в библиотеке создавался с целью совершенствования
организации и координации методической работы библиотеки. Выработки единых
решений с вышестоящим БМЦ, повышения эффективности и качества методической
работы.
Методический совет являлся совещательным органом и организовывался при
методическом отделе. Возглавлялся заведующим методическим отделом. Он же
определял его количественный и персональный состав по согласованию с
директором (заведующим) библиотекой.
В состав методического совета входили: директор (заведующий)
библиотеки, его заместитель, руководители подразделений и ведущие
специалисты библиотеки, руководители или ведущие специалисты библиотек
региона (отрасли), представители органов управления библиотечным делом.
Заседания методического совета проводились в соответствии с
утвержденным планом работы, являющимся составной частью годового плана
работы библиотеки.
В своей деятельности методический совет руководствовался пятилетними и
годовыми планами библиотеки.
Для организации работы по подготовке заседаний и ведения документации
(протоколы заседаний) назначался постоянный секретарь методического совета
из числа его членов.
Контроль за выполнением решений методического совета осуществлял
председатель совета или по его поручению — секретарь.
Отчет о работе методического совета входил составной частью в отчет о
работе библиотеки за год.

6. Наполнение и оформление методического отдела

В методической службе библиотеки обычно находится обширный
иллюстративный материал, оформленный в виде
. карты размещения сети библиотек региона (отрасли) и форм внестационарного
обслуживания читателей; своевременно делались пометки об открытии новой
библиотеки (филиала, пункта выдачи, передвижной библиотеки);
. стендов, посвященных методике пропаганды литературы, работе с читателями
и руководству чтением, информационной и библиографической работе,
комплектованию и использованию фондов, работе с кадрами и повышению их
квалификации;
. выставок новых поступлений по вопросам библиотечного дела, библиографии,
информатики, книговедения;
. материалов о передовых библиотеках и библиотекарях;
Справочный фонд опубликованных и неопубликованных материалов
методического отдела включал:
. постановления партии и правительства по идеологической работе; о
коммунистическом воспитании трудящихся;
. руководящие материалы о работе библиотек, приказы, постановления,
распоряжения министерства культуры республики, областного
(краевого) управления культуры;
. материалы и рекомендации всесоюзных, республиканских и областных
методических центров;
. справочники, терминологические словари и библиографические издания;
. литературу по теории, методике и технике библиотечной работы,
практические пособия, учебники и учебные пособия по
библиотековедению и библиографии.
. книги по педагогике, психологии, социологии, о социологических
исследованиях, методах работы с книгой, самообразовательном чтении;
. ГОСТы по информации, библиотечному и издательскому делу.
Тематические папки включали машинописные и ротапринтированные
материалы, листовки, плакаты, статьи из периодических изданий, образцы форм
учета и др. инструктивных и методических документов, материалы наиболее
интересно проведенных читательских конференций, литературных вечеров,
диспутов, заседаний клубов читателей и др.
Справочный аппарат методического отдела составляла система картотек.
В нее входили:
. справочная картотека методических и библиографических материалов;
. картотека сети библиотек региона (отрасли) и библиотечных
работников состоит из трех частей.
Карточки в картотеке расставлялись по срокам исполнения и сохранялись
до конца года.

Глава II. Развитие научно — методической службы библиотек на современном
этапе

1. Терминологическое осмысление методического руководства

Многие годы идут дискуссии о судьбе методического руководства
библиотеками и путях его реформирования, но единого решения этой проблемы
все еще нет.
Прежде всего приходиться констатировать, что на терминологическом
уровне методическое руководство остается официально признанным.
В словаре библиотечных терминов [№43] методическое руководство
определяется как функция органов управления библиотечным делом. В структуре
методической работы выделены:
а) разработка регламентирующих документов;
б) методическое руководство;
в) методическая помощь
В 1976 г. методическое руководство рассматривалась как функция
государственных органов руководства библиотечным делом, а методическая
работа определялась как деятельность библиотек — методических центров по
оказанию методической помощи библиотекам. Таким образом, методическое
руководство не только отрицается, но функции его даже расширяются (за счет
методической работы) по сравнению с трактовкой, данной в 1976 г.
До сих пор часть библиотечных специалистов ратует за усиление
методического руководства, укрепление его административно-управленческих
функций. Они полагают, что при децентрализации управления библиотеками
повышается роль библиотек — методических центров как органов прежде всего
управления библиотечным делом, контроля за работой библиотек.
Вряд ли правомерно рассматривать методиста как
высококвалифицированного специалиста по всем направлениям библиотечной
работы. Скорее следует предполагать, что специалисты структурных
подразделений более компетентны в проблемах своих подразделений. Именно
поэтому методист вынужден обращаться к специалистам по отдельным
направлениям библиотечной работы, чтобы оказать квалифицированную
методическую помощь библиотекам сети. Не случайно стало нормой, что в
организации методической помощи библиотека сети обязательно участвуют все
структурные подразделения библиотеки — методического центра. Об этом, в
частности, писал Э.Р. Сукиасян, подчеркивая, что опытные, квалифицированные
методисты работают не в методическом, а в функциональных отделах. Он
предложил ввести в функциональных отделах должности главных специалистов-
методистов, ответственных за состояние соответствующего участка в
библиотеках области.
Методическое самообеспечение Б.Н. Бачалдин [№8] рассматривает как
новое направление методической работы. Однако следует напомнить, что
дискуссии об обязанностях научно-методического отдела по отношению к
структурным подразделениям своей библиотеки. Начатые еще в 1950-х гг.,
привели к выводу о необходимости разграничивать понятия методическая помощь
библиотекам и методическая работа в коллективе библиотеки.
Однако в библиотечной литературе понятия методическое обеспечение
работы библиотек и методическая работа в коллективе библиотеки зачастую
четко не разделяются. Показательно, что если по вопросам методического
руководства библиотеками существует обширная литература, то о методической
работе в коллективе библиотеки почти нет публикаций.
Поскольку методическое руководство рассматривалось как функция
административных органов руководства библиотечным делом, то в его основу
ставилась не научно-методическая, а командно-административная деятельность.
Результатом явились такие негативные явления, как разработка для библиотек
рекомендаций, не имеющих научно-методического обоснования, экспериментально
не проверенных, оторванных от реальной практики, умозрительных и
абстрактных. Методические центры стремились жестко регламентировать работу
библиотек, требовать обязательного выполнения своих рекомендаций.
Командно-административный стиль методического руководства проявлялся и
в том, что вместо квалифицированной методической помощи основную цель своей
деятельности методисты нередко видели в проверке работы библиотек, контроле
за их деятельностью. Поэтому понятно, почему стремление сохранить и даже
усилить методическое руководство за счет административно-управленческих
функций не могло не вызвать серьезных возражений и подвергалось
обоснованной критике. Например, В.Р. Фирсов, решительно выступил против
слияния функций управления и методических центров или передачи функций
управления методическим службам. Он предложил следующее разделение сфер
деятельности: органы управления обеспечивают функционирование библиотек,
методические центры — научно обоснованные рекомендации по развитию
библиотечного дела [№56]. На то, что усиление организационно-
управленческого воздействия методических центров на библиотеки противоречит
праву библиотек самим решать, что и как им использовать из методических
рекомендаций, указывал Е.А. Фенелонов [№55].
Характерно, что против предоставления библиотекам — методическим
центрам административно-управленческих функций выступают и представители
органов управления библиотечным делом. Так, Ю.А. Гриханов в статье под
характерным названием «Содействие и рекомендации — единственно возможный
стиль работы» категорически возражает против того, чтобы «ставить методиста
на ненужные ему ходули управленца», придавать ему управленческие права и
обязанности [№19]. Такой подход получил законодательное подтверждение в
Федеральном законе «О библиотечном деле», где зафиксировано, что учредитель
библиотеки (т.е. орган управления) не в праве вмешиваться в творческую
деятельность библиотеки (ст. 10), а библиотеки имеют право самостоятельно
определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии
с целями и задачами, указанными в их уставах (ст. 13) [№33].
Следует подчеркнуть, что отказ от системы методического руководства
как командно-административной не дает оснований полностью отрицать то
положительное, что достигнуто этой системой за годы советской власти. Нужно
полностью согласиться с выводом Ю.Н. Столярова, что «создание и развитие
методических служб — одно из достижений советского библиотечного дела,
подлинная инновация в мировом библиотековедении» [№44].
К несомненным достижениям библиотек — методических центров следует
отнести систематическую активную методическую помощь библиотекам,
подготовку и издание для них методических пособий, выявление и
распространение передового библиотечного опыта, повышение квалификации
библиотечных кадров.
Определяя смысл перестройки методической работы, Е.А. Фенелонов
указывал, что ее основным направлением должно стать «последовательное
уменьшение управленческо — регламентирующих и контрольно-инспекторских
функций и усиление работы по насыщению библиотек достижениями науки и
передовым опытом» [№55]. Это означает переход от методического руководства,
от регламентирующей деятельности к методическому обеспечению работы
библиотек, при котором традиционные формы методической помощи должны
сохраниться и получить дальнейшее развитие.
Методическая деятельность призвана учить библиотекарей думать,
действовать профессионально, искать нешаблонные подходы к работе,
воспитывать самостоятельность и ответственность за порученное дело; поэтому
основной смысл перестройки методического руководства заключается в
изменении методического мышления библиотекарей, развитии их творческой
инициативы, повышении методической культуры, воспитании подлинного
профессионализма.
Методическое руководство библиотеками как командно-административная
система влияния на работу библиотек вступило в явное противоречие с
Федеральным законом «О библиотечном деле», с правом библиотек на
самостоятельность в их профессиональной деятельности. Отказ от
методического руководства не означает отказа от накопленного опыта
методической помощи библиотекам. Методическое обеспечение работы библиотек
требует дальнейшего развития всех разнообразных функций методической
деятельности: исследовательской, аналитической, информационной,
консультационной, педагогической, инновационной и других, а не однобокого
развития только одной из них. Цель методического обеспечения заключается в
том, чтобы всемерно помогать библиотекарям делать их работу наиболее
разнообразной, каждой библиотеке найти «свое лицо»; основными направлениями
являются консультационно-методическая помощь библиотекам в
совершенствовании их деятельности, инновационная деятельность (формирование
и освоение библиотечных новшеств), повышение квалификации и переподготовка
библиотечных кадров.

2. Функции научно-методической службы библиотеки

Научно-методическая служба как органическая часть управленческого,
административного труда, призвана выполнять многообразные функции:
исследовательские, экспериментальные, аналитико-синтетические, технолого-
управленческие, внедренческие, информационные.
Сегодня коренным образом изменилась концепция организации научно-
методической деятельности библиотек. На смену централизованным вертикальным
связям пришел региональный и местный суверинитет. В условиях
изолированности от федеральных центров местные библиотеки вынуждены перейти
на режим научно-методического самообеспечения.
В настоящее время идет полемика об определении границ содержания
«методическая работа». Они неизмеримо расширились, а само понятие обросло
огромным количеством различных направлений и функций. Специфика
методической деятельности давно растворилась в традиционно приписываемых ей
организационной, информационной, исследовательской, педагогической
функциях.
Единая направленность деятельности новых маркетинговых и методических
служб на освоение прогрессивных форм и методов библиотечной работы
послужила основой для реорганизации в библиотеках методических отделов в
отделы маркетинга. Начались сложности. Перед новыми структурами осталась
прежняя «видимая» цель некоммерческого маркетинга: максимально полное
удовлетворение читательских запросов; и в то же время истинная «подцель»,
состояла в обеспечении библиотеки дополнительными источниками
финансирования. Преобразование методических отделов страдает существенными
недостатками: изменения коснулись только организации коммерческой
деятельности и рекламы, а те важные функции, которые раньше выполняли
методисты остались без внимания.
Методическая работа приобретает сейчас узловое значение, потому что
ее сущность — обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные
изменения социальной системы. Миссия современной методической работы
выражена в формуле «управление изменениями».
Значительно расширили рамки представлений о возможностях методической
работы инновационный подход, обоснованный в 80-е годы А. Ванеевым, С.
Басовым, В. Фирсовым [№16, №7, №56]. В рамках этого подхода изучаются
особенности инновационного процесса, заложенные в нем изначально глубоко
противоречивые явления, порождаемые различием с функциональными
библиотечными процессами. Управление изменениями означает развитие
библиотеки, перевод ее из существующего состояния в желаемое. 3 стадии:
подготовка к изменениям; переход; закрепление.
Содержанием методической работы на современном этапе должно стать
управление изменениями, которое является прогрессивным развитием
руководства инновационным процессом.
Сформулировав сущность методической работы, можно было бы четко
разграничить обязанности методистов и ведущих специалистов других отделов
методического центра, многие направления деятельности которых традиционно
относятся к методической, и более того — распределить обязанности и
полномочия по управлению библиотечной сетью между административными
органами и методическими центрами. Отталкиваться надо от практики
методических центров. При этом под содержанием методической работы следует
понимать совокупность форм (составление методических материалов, посещение
библиотек, описание передового опыта и др.).
Именно методические отделы, используя зарубежный опыт, начали
перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления —
маркетингом, именно методисты первые освоили и внедрили в практику
библиотек новые методы хозяйствования. Инновационную же деятельность
специалисты расценивают как одну из функций органов управления. В этом
русле должна протекать перестройка работы научно-методических центров с
целью создания действенного механизма управления сетью, а не
совершенствование управленческих аспектов методической деятельности.
Начинать нужно с правового обеспечения методической работы библиотек, с
делегирования методическому центру управленческих полномочий. Целесообразно
строить структуру управления, опираясь на основные положения теории
менеджмента (т.е. методическая деятельность — это управление на основе
теории менеджмента).

3. Методологические и правовые основы научно-методической деятельности в
условиях библиотеки

Научно-методическая служба ориентирована на потребности и запросы
определенных групп пользователей, исходит из возможностей конкретного
библиотечно-информационного учреждения, учитывает главные
конъюнктурообразующие факторы.
Сегодня коренным образом изменилась концепция организации научно-
методической деятельности библиотек. На смену централизованным вертикальным
связям пришел региональный и местный суверинитет. В условиях
изолированности от федеральных центров местные библиотеки вынуждены перейти
на режим научно-методического самообеспечения.
Именно методические отделы, используя зарубежный опыт, начинают
перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления —
маркетингом, именно методисты первые освоили и внедрили в практику
библиотек новые методы хозяйствования. Инновационную же деятельность
специалисты расценивают как одну из функций органов управления. В этом
русле протекает перестройка работы научно-методических центров с целью
создания действенного механизма управления сетью, а не совершенствование
управленческих аспектов методической деятельности. Начинать нужно с
правового обеспечения методической работы библиотек, с делегирования
методическому центру управленческих полномочий. Целесообразно строить
структуру управления, опираясь на основные положения теории менеджмента
(т.е. методическая деятельность — это управление на основе теории
менеджмента).
Методическая работа приобретает сейчас узловое значение, потому что ее
сущность — обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные
изменения социальной системы. Миссия современной методической работы
выражена в формуле «управление изменениями».
Значительно расширили рамки представлений о возможностях методической
работы инновационный подход, обоснованный в 80-е годы А. Ванеевым, С.
Басовым, В. Фирсовым. В рамках этого подхода изучаются особенности
инновационного процесса, заложенные в нем изначально глубоко противоречивые
явления, порождаемые различием с функциональными библиотечными процессами.
Управление изменениями означает развитие библиотеки, перевод ее из
существующего состояния в желаемое. 3 стадии: подготовка к изменениям;
переход; закрепление.
Содержанием методической работы на современном этапе должно быть
управление изменениями, которое является прогрессивным развитием
руководства инновационным процессом.
Специфика методической работы заключается в изначально некоммерческой
ориентации, нацеленности на обеспечение максимально эффективного выполнения
библиотекой как нерыночной структурой базовых институциональных социальных
(информационных, образовательных, культурно — досуговых) функций при
рациональном использовании ограниченных ресурсов в условиях мобильно
меняющейся рыночной конъюнктуры. Среди его ключевых задач — согласование
внешней и внутренней среды для адаптации библиотеки и оптимального
достижения ожидаемых результатов функционирования. Однако очевидно, что
руководителям подразделений и методистам библиотек важно применять
профильный комплекс методической работы в соответствии с юридическими
ограничителями, т.е. уметь соотносить конкретную научно-методическую
деятельность с существующим «правовым коридором». Это касается юридического
обоснования всех аспектов методической работы: от целевых рыночных
исследований и маркетинговых коммуникаций до продуктовой политики
библиотеки и ценообразования итоговых результатов библиотечной работы.

Трансформация роли научно-методической службы в современном
библиотечном процессе

Завершающийся XX век можно по праву назвать веком становления и
развития отечественной библиотечной сети, а научно-методическое обеспечение
ее катализатором. И, казалось бы, пришло время, когда научно-методическая
служба, освобожденная от оков идеологии, независимо от политических
взглядов ее представителей обязана обратиться к совершенствованию
внутренней технологической, организационно-методической, интеллектуально-
духовной жизни библиотек. Важно, чтобы и теоретики и практики перестали
сводить счеты, выяснять, кто прав, кто виноват и сконцентрировали
творческие усилия на исследовании и методическом обеспечении нормального
функционирования библиотек в условиях рынка. Забота о библиотеках, здравый,
деловой подход к прогнозированию условий и принципов их развития и составят
философию современного отечественного библиотековедения.
Определение роли научно-методической службы в реальном библиотечном
процессе, к оценке ее фактического состояния и прогнозируемого будущего,
выражается в том, что вся совокупность, вся система потенциальных
возможностей научно-методической деятельности отождествляются лишь с
минимальным числом ее форм, лежащих на поверхности: аналитической,
педагогической, инновационной, плановой. Множество других форм объявляются
административно-командными, устаревшими и на этой основе отвергаются.
Упускается из виду, что нет главных и второстепенных форм методического
труда, как нет устаревших и современных. Только в комплексе они эффективны.
Многие специалисты недооценивают роль научно-методической мыслив
управлении библиотечным делом и библиотеками, в достижении конечных
результатов, например, в росте количественных показателей (число читателей,
книговыдач, посещений), в преодолении негативных явлений (читательская
задолженность).
Слишком безапелляционным представляется утверждение специалистов,
которые считают, что в основе методических «взаимосвязей должны лежать
экономические взаимоотношения». Не приведет ли чрезмерная коммерциализация
научно-методической службы к ее однобокости, элитарности, а может быть, и к
отмиранию. Очевидно. Подавляющее число методических услуг, даже в условиях
рынка, должны оставаться бесплатными или льготными для части библиотек и
библиотекарей. Странно выглядят платные методические услуги внутри одного
библиотечного коллектива, поскольку у них общая смета бюджетных расходов.
Тем не менее такая практика уже пустила корни.
Есть немало руководителей и методистов библиотек, понимающих, что
методическую службу надо не разрушать, а постепенно совершенствовать,
разборчиво внедряя в нее новшества. Новое не обязательно создавать на
развалинах старого, можно построить и рядом.
Сейчас наблюдается размывание научно-методической деятельности,
немало примеров поспешного и хаотичного внедрения новых форм труда под
флагом «курса на инновации», ослабления и реорганизации научно-
методического отдела (НМО), создания параллельных организационно-
методических структур. Зарождается новый облик научно-методической службы.
С этим явлением надо считаться, учитывать во всех сферах научно-
методической деятельности, развивая не свойственные прежде направления
работы — прогнозирование, менеджмент, маркетинг, паблик рилейшнз,
социологические исследования, а также осваивая непривычный ассортимент
научно-методических услуг (продажу методических пособий, консультаций,
стажировок, курсов, лекций, рекламы).
Таким образом, острие управленческой функции научно-методического
самообеспечения направлено на ее оптимальную распространенность, а также на
внедрение новых форм и методов административного труда: социологических,
маркетинговых и т.д. Однако, изменяя традиционную технологию труда, живо
воспринимая очередные ноу-хау, не следует под них ломать и коверкать
структуру, в обязательном порядке создавать новые структурные
подразделения, т.к. завтра мода на них пройдет и придется возвращаться к
прежним нормам.
Сегодня перечень таких форм не закрыт. Не все они приживутся, какие-
то будут отринуты практикой, родятся неизвестные. Словом, жизнь
распорядится по-своему и важно выбрать самые прогрессивные, вдумчиво
подходить к их оценке, определяя место в арсенале средств научно-
методической службы.

Глава III. Деятельность научно-методической службы Центральной научной
сельскохозяйственной библиотеки

1. Научно-организационные аспекты работы

В научно-организационной деятельности Центральной научной
сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии (ЦНСХБ, г. Москва)
продолжается период обновления, основанного на учете прошедших в обществе
перемен, переосмыслении прошлого опыта и выявлении передового.
В методической работе принимает участие большинство структурных
подразделений библиотеки, но основная нагрузка лежит на научно-
организационном отделе. За последние годы функции отдела претерпели
существенные изменения. Сменились приоритеты методической деятельности,
формы работы. Прежде всего, произошел переход от методического руководства
к методической помощи. Основное назначение отдела — проведение целевых
мониторингов и конъюнктурных маркетинговых исследований для выработки
концептуальных направлений функционирования и развития библиотеки как
научно — информационного и образовательного учреждения. В рамках отдела со
статусом специализированного читального зала функционирует научно-
методический кабинет, комплектующийся фондом отечественных и зарубежных
документов по проблемам библиотековедения, информатики, книговедения,
библиографоведения, а также менеджмента, маркетинга, экономики;
систематически организует разноаспектные книжные выставки. Главными
направлениями деятельности двух базовых секторов отдела — сектора научно-
исследовательской и научно-методической работы и сектора маркетинговых
исследований — являются:
научно-аналитическая деятельность;
научно-организационная работа;
подготовка интеллектуальной продукции по профилю отдела, в частности:
методических писем; рекомендаций; научно-методических пособий; проблемно-
ориентированных баз данных; научных статей для профессиональной
периодической печати;
инновационно — консультационная и методическая деятельность в помощь
библиотекам учреждений и организаций агропромышленного комплекса Российской
Федерации (АПК РФ);
маркетинговые исследования;
осуществление рекламной политики;
контакты с партнерами и координация договорных отношений в условиях
конкурентной среды;
связь с общественностью, работа по привлечению ресурсной помощи и т.п.
В числе сотрудников отдела работают методисты с тридцатилетним
библиотечным стажем, экономист, доктора и кандидаты педагогических наук
[см. Приложение 2];
ЦНСХБ, будучи методическим и координационным центром, а также центром
научно-технического сотрудничества научных сельскохозяйственных библиотек,
оказывает научно-методическую помощь библиотекам 62 вузов, 285 ссузов, 240
научно-исследовательских учреждений, 78 академий, институтов, школ
повышения квалификации, 40 опытных станций АПК РФ.
В постперестроечный период общий объем методической работы несколько
сократился, что обусловлено реорганизацией или ликвидацией части библиотек
сети, а также финансовыми трудностями, повлекшими за собой сложности с
изданием и распространением методических документов, командировками в
сетевые библиотеки вузов, ссузов, НИИ, опытных станций.
Методическая работа рассматривается в ЦНСХБ как фундамент для всякого
рода инноваций. Новые условия, в которых работают методисты НОО ЦНСХБ
Россельхозакадемии, существенно повлияли на функционирование методического
кабинета (МК).
Методический кабинет со специализированным читальным залом является
полноправным структурным подразделением НОО. У МК положение определенное:
его фонд должен комплектоваться документами по отечественному
библиотековедению и библиографоведению, книговедению и библиотечному делу
за рубежом; профессиональными периодическими изданиями; материалами в
развитие учебных библиотечных программ; методическими научно-практическими
пособиями и рекомендациями по организации работы библиотек и т.д. для того,
чтобы помогать исследователям — научным сотрудникам своей библиотеки,
рядовым пользователям, библиотекам сети. МК — это библиотека в миниатюре,
которой присущи все библиотечные процессы. Феномен «информационного взрыва»
коснулся и МК: расширяется профиль комплектования фонда, происходит
автоматизация библиотечных процессов, появляются возможности видоизменить
информационное обслуживание пользователя. Спрос рождает предложение. После
изучения запросов пользователей, фонд МК пополнился такими разделами как
библиотечный менеджмент и библиомаркетинг, грантоведение, библиометрия,
библиотечно-информационное обслуживание, библиотерапия, библиотечное дело и
проблемы информатизации общества, аналитико-синтетическая обработка
документов и корпоративная каталогизация, проблемы безопасности библиотек,
электронная доставка документов, электронная библиотека и LIBNET и т.д.
Стремительное развитие электронной издательской деятельности и рост
количества электронных публикаций, современные электронные технологии,
развитие вычислительной техники повлияли на библиотечное сообщество:
библиотеки постепенно превращаются в информационные центры. Аналогичные
тенденции, правда в меньших масштабах, имеют место и в МК. В методическом
кабинете пользователю предоставляется возможность познакомиться с Web-
страницей ЦНСХБ, войти в электронный каталог библиотеки, заглянуть к
соседям — в кабинет библиотековедения РГБ, пообщаться по электронной почте
с методистами ГПНТБ. Короче говоря, библиотека, в нашем случае — МК,
имеющая выход в Интернет, способна предоставить многое.
Новая информационная ситуация требует от МК и новых форм подачи
информации. Ориентация на максимальное удовлетворение запросов
пользователей вынуждает методиста МК создавать проблемные базы данных (БД);
консультировать, используя нормативно-правовые БД; разбираться в специфике
поиска разнообразной информации в Интернет; работать с автоматизированными
переводческими программами; наконец, осуществлять дистанционное
консультирование. Таким образом, есть реальная возможность для МК перейти
на качественно новый уровень методической помощи, позволяющий принципиально
по-новому взглянуть на все основные составляющие своей работы и в том, что
касается формирования фонда, и в том, что касается обслуживания
пользователей в самом широком смысле.

2. Перспективные формы методической помощи

Во все времена научно-организационный отдел — это то место, куда
обращаются коллеги за поддержкой и рекомендациями. Главное — помочь каждой
библиотеке и ее библиотекарям найти свое место в едином библиотечном
пространстве, вооружить профессиональными знаниями, защитить, научить,
проконсультировать.
Такая форма научно-методического труда как консультирование, считается
дополнительным средством к другой, имеющей характер основной формы
методической (семинар, конференция, командировка и т.д.) службы. Однако при
кажущейся второстепенности консультации играют большую роль в популяризации
инноваций, укреплении профессиональных знаний, приобретении навыков,
передового опыта. В настоящее время консультирование, в частности
дистанционное как разновидность, выходит на первый план в тех случаях,
когда необходимо оказать оперативную и квалифицированную помощь из центра.
По мере углубления и усложнения функций библиотек, обновления и обогащения
опыта информационного обслуживания формируется широкая проблематика
консультационной работы. Она видоизменяется, подчиняясь задачам своего
времени. Сегодня методистам приходится решать множество правовых проблем,
разъяснять, как выиграть грант, найти дополнительные источники
финансирования, где осуществить льготное комплектование, как организовать
маркетинговую службу в библиотеке и т.д.

2.1. Дистанционное консультирование

В зависимости от назначения, формы подачи, конкретного адресата,
консультации подразделяются на индивидуальные, групповые, коллективные, а
также устные, письменные. Подобная классификация условна, признаки одной
разновидности могут сливаться с признаками другой. Так дистанционное
консультирование может быть индивидуальным и групповым. При подготовке
ответа методист вправе пользоваться (и должен) обстоятельной помощью
специалистов всех структурных подразделений библиотеки, использовать
необходимые источники поиска информации, что несомненно улучшит качество
консультации. В то же время в основе дистанционного консультирования лежит
оперативность предоставления информации и возможность осуществления
сиюминутной обратной связи. Система обратной связи — это процесс обмена
информацией. Как только потоки информации приостанавливаются, возникает
нескоординированная деятельность методиста и обращающегося за помощью
библиотекаря. Поэтому необходимо своевременно создать стройную систему
регулирования обмена информацией. При решении этой задачи следует учитывать
не только формальные, но и неформальные коммуникационные отношения. Если
возникает необходимость в групповом консультировании — информировании
однородной группы специалистов, то, используя технические средства связи
(электронную почту, факс, Интернет и т.д.), дистанционное консультирование
можно осуществить в считаные минуты. В научный обиход уже вошли такие
термины как «методическое управление», «управление нововведениями»,
«управленческое консультирование». Дистанционное консультирование должно
занять свое законное место как в теории, так и в практике библиотечного
дела.
Однако при любых информационных технологиях для методистов на первом
месте все-таки остается личное общение. Конференции, семинары, встречи,
устные консультации остаются в арсенале наиболее эффективных способов
человеческого общения, несмотря на наличие телефона, телефакса и прочих
технических средств связи. Информационное общество не может заменить
традиционные формы человеческих коммуникаций. Но возможности дистанционного
консультирования — реальный способ сиюминутного необходимого общения и
помощи библиотекарю, ученому, находящемуся за тысячи километров от ЦНСХБ.
Вопрос состоит в том, каким образом библиотечная сеть может
приспособиться к неизбежным инновациям. Информацию в электронной форме
невозможно использовать без соответствующих технических средств, которыми
необходимо оснащать библиотеки наряду с решением сугубо библиотечных задач.
Существуют и психологические преграды (незнакомое, непривычное часто
вызывает негативную реакцию), а также более очевидные: недостаточное
владение иностранным языком , неумение работать на компьютере и т.д. Таким
образом, к дистанционному консультированию необходимо подготовиться. Многие
ученые считают что главная из предстоящих перемен — резкое повышение
требований к уровню знаний методиста и, следовательно, необходимо обратить
особое внимание на его обучение и повышение квалификации. Важно, чтобы
профессиональные знания библиотечного работника покоились на культурном
фундаменте: методист должен не просто реагировать на возникающие в обществе
культурные потребности, но и предупреждать их.
Будучи «навигатором в море информации», консультантом для
пользователей, методист должен быть грамотным специалистом в сфере
использования ЭВМ и сетей. Современные информационные технологии — не
самоцель, а орудие методиста, которое позволяет ему выполнять свою работу
лучше, эффективнее.
ЦНСХБ как научно-методический центр оказалась на перекрестке
глобальных процессов. Новые информационные технологии распахивают двери
библиотек в гигантское информационное пространство, насыщают их новыми
носителями информации, привлекают новые категории пользователей, порождают
качественно новые услуги.
В библиотеке методист является координатором как внутрибиблиотечной
научно-методической и научно-исследовательской работы (так как каждое
структурное подразделение наряду с основными выполняет методическую
функцию), так и методической помощи сети библиотек сельскохозяйственных
научно-исследовательских учреждений (НИУ) АПК РФ. Так, сектор маркетинговых
исследований научно-организационного отдела разработал типовое письмо для
сети НИУ АПК РФ, предлагая разместить бесплатно на Web-странице ЦНСХБ
информацию об учреждении. Предполагается, что блок информации по каждому
учреждению будет включать в себя адресно-справочные сведения; информацию о
завершенных научных разработках и опытно-конструкторских работах в целях
дальнейшей их реализации; о технологиях, разрабатываемых институтом; о
сельскохозяйственной продукции; об информационных ресурсах и продуктах, а
также хронику жизнедеятельности института. Цель данного вида работы —
привлечь внимание потенциальных инвесторов к сети сельскохозяйственных
учреждений, а опосредованно и к их библиотекам, научно-методическим центром
которых является ЦНСХБ, комплектующая «серую литературу», издаваемую НИУ.
Таким образом, выход через Интернет к единым информационным ресурсам
потенциально откроет широкий спектр новых возможностей для плодотворного
обмена научно-технической информацией и иных форм сотрудничества. Интернет
позволит сформировать базу данных, в которой каждый участник займет свою
нишу. При организации локальных массивов на Web-странице ЦНСХБ эти данные
станут доступными всему профессиональному сообществу.
Вот так ускоренное развитие индустрии телекоммуникаций и
информационных технологий позволяют расширить перечень традиционных
направлений научно-организационной работы.

2.2 Повышение профессиональной квалификации кадров

Отечественные библиотековеды считают, что научно-методической службе
еще предстоит утверждать престиж профессиональной учебы в системе повышения
квалификации и переподготовки. Такая задача будет решена тем скорее, чем
точнее эта система будет сориентирована на типичные запросы библиотек, на
актуальную тематику, а главное на компетентную методическую помощь
слушателям.
Реализуя принципы всеобщности, непрерывности, дифференциации
обучения, нельзя игнорировать опыт прошлых лет, недооценивать формы, виды и
методы обучения, которые сложились: курсы, практикумы, дни повышения
квалификации и т.д. Обновление и расширение форм и методов обучения идет
путем заимствования из других сфер общественной жизни и создания более
активных и интенсивных способов переподготовки библиотекарей («круглые
столы», «презентации», «деловые игры»). Центральная научная
сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадеми, будучи методическим и
координационным центром, а также центром научно-технического сотрудничества
научных сельскохозяйственных библиотек, оказывает научно-методическую
помощь библиотекам 62 вузов, 285 ссузов, 240 научно-исследовательских
институтов, 78 академий, институтов, школ повышения квалификации, 40
опытных станций агропромышленного комплекса Российской Федерации (АПК РФ).
Методическая помощь заключается в повышении квалификации специалистов
путем проведения научно-практических конференций, семинаров, консультаций,
стажировок, обеспечения инструктивно-методическими изданиями и оказания
практической помощи коллегам непосредственно на местах.
Для усиления эффективности методической помощи осуществляется анализ
тематики проведенных мероприятий и подготовленных материалов по всем видам
деятельности, а также дней повышения квалификации, проводимых ежеквартально
и организуемых для Объединения работников библиотек Москвы и Московской
области по обслуживанию АПК РФ. Анализ данных позволяет более рационально
осуществлять методическую помощь с учетом реальных потребностей сетевых
библиотек.
На качество проводимых мероприятий благотворно влияет то, что
методисты, а также специалисты всех структурных подразделений ЦНСХБ
принимают активное участие в научно-прикладных исследованиях по
совершенствованию библиотечно-информационного обслуживания, разработке
внутрибиблиотечной технологической документации, нормировании процессов
библиотечной деятельности.
Система повышения квалификации, в частности День повышения
квалификации как одно из направлений, решает учебную задачу. Заинтересовать
специалистов — практиков с большим библиотечным стажем непросто. Необходимы
комплексные программы, учитывающие конкретные запросы. Плохо, если
программа перегружена мелкими темами, либо в ней преобладают
технологические и организационные вопросы. Подготовка программы для
повышения квалификации — лишь начальная стадия работы. Самое важное — ее
реализация. Программу следует заранее рассылать приглашенным на учебу (в
данном случае на помощь приходят технические средства связи: факс,
электронная почта, повышающие оперативность доставки информации). Тогда
слушатель приезжает на день квалификации проинформированным, имеет
возможность подготовиться, просмотреть литературу, запастись нужными
документами, статистическими данными, чтобы активно участвовать в анализе
проблемы.
Эффективность дней повышения квалификации возрастает, если
учитывается мнение библиотекарей о содержании программ, характере,
организации и качестве занятий. Сектором маркетинговых исследований научно-
организационного отдела была разработана анкета, представляющая собой карту
обратной связи, которую раздают приглашенным при регистрации. Такие анкеты
— своеобразное коллективное рецензирование, оно дает методистам богатый
материал для обобщений.
Методисты ЦНСХБ не ограничиваются одними лекциями и докладами на Дне
повышения квалификации, а включают в программу активные формы обучения:
разбор конкретных библиотечных ситуаций силами слушателей (например,
правомерность страхования библиотечного фонда, договорная политика
библиотеки); показ и анализ на месте практического опыта (разработка новых
тематических рубрик для индексирования документов, организация и
актуализация информации на Web-странице и т.д.); «круглый стол»
(презентация журнала «Библиография» проходил в рамках дня повышения
квалификации). Для опытных библиотекарей гораздо эффективнее не лекция, а
живая дискуссия, совместный поиск оптимальных технологических,
управленческих решений. С помощью активных форм занятий методистам легче
определить, насколько глубоко каждым слушателем усвоен материал, каковы
индивидуальные знания, навыки. Так, прослушав ряд сообщений на дне
повышения квалификации «Глобальная сеть Интернет и ее использование в
информационно-библиотечной деятельности» об информационных ресурсах ЦНСХБ,
об актуальности ведения Web — страницы в Интернет, о необходимости
использования современных информационных технологий в библиотечной работе,
библиотекари смогли на практике в Интернет — классе убедиться в этом сами.
Кроме того, они пожелали пройти групповое обучение работе в сети Интернет.
Два с половиной месяца Интернет — группа ЦНСХБ функционировала вне графика,
обучая работников библиотек АПК РФ.
Весьма существенная проблема — рациональный подбор лекторов.
Некоторые коллеги ориентируются главным образом на штатных сотрудников.
Методисты ЦНСХБ следуют этому примеру, привлекая квалифицированных
библиотекарей — практиков других структурных подразделений, когда
необходимо провести занятие по узкоспециальным вопросам библиотечной
работы.
Нередко научно-организационный отдел проводит тематические дни
повышения квалификации — тематические семинары по конкретным вопросам
библиотечной работы. Квалифицированные специалисты ЦНСХБ дают консультации
и своевременно информируют о новых законодательных актах; регламентирующих
документах вышестоящих организаций, касающихся деятельности библиотек; о
проблемах, возникающих перед библиотеками (индексирование документов;
льготное комплектование фонда; учет и переоценка фонда; поиск
дополнительных источников финансирования и т.д.) и путях их решения; об
изменениях в зарплате библиотечных работников и др. Однако, являясь базовой
библиотекой для Московского университета культуры и искусств (МГУКИ),
учебным филиалом кафедры библиотековедения, ЦНСХБ нередко приглашает
опытных преподавателей вуза. Кроме того, в библиотеке работают доктора и
кандидаты педагогических наук, которые способны обеспечить достойный
уровень профессионального обучения.
Сотрудники научно-организационного отдела участвуют в мероприятиях по
повышению квалификации не только работников библиотек системы АПК РФ, но и
других ведомств (например, Высших библиотечных курсах РГБ, Московский
областной государственный научной библиотеки им. Н.К. Крупской), читают
лекции в Институте повышения квалификации информационных работников
(ИПКИР); Российской Академии переподготовки работников искусства, культуры
и туризма (АПРИКТ) по темам «Управление библиотекой в условиях
экономического кризиса», «Библиотека и благотворительность», «Финансово-
хозяйственная деятельность библиотеки» и др.
Методисты работают в тесном контакте со всеми специалистами ЦНСХБ, во
главе с директором выезжая на Дни информации ЦНСХБ в сетевые научно-
исследовательские учреждения (НИУ). Приезжая на День информации в НИУ,
методист общается с сотрудниками библиотеки , консультирует, оказывает
методическую помощь на месте; сотрудник отдела обслуживания организовывает
выставку поступлений текущих документов (отечественных и иностранных) по
направлениям деятельности учреждения; Web — мастер рассказывает об
информационных продуктах и партнерах ЦНСХБ, демонстрируя Web — страницу и
т.д. Результаты дня информации находят отражение на Web-странице ЦНСХБ в
разделе «Новости и события», а также на фотостенде. Дни информации ЦНСХБ
представляют интерес как для работников библиотек, так и для ученых,
преподавателей, специалистов сельскохозяйственных вузов, ссузов, НИИ,
опытных станций.
Методисты ЦНСХБ организуют и такой вид повышения квалификации
библиотекарей, как стажировка. Она позволяет вести индивидуальное и
групповое обучение в центральной библиотеке, углубить и обновить знания и
навыки специалистов библиотек сети. Сотрудники подведомственных библиотек
проходят стажировку преимущественно в функциональных отделах ЦНСХБ (отделах
автоматизации, каталогизации, систематизации), но непременно под
наблюдением методистов, которые решают организационные вопросы, участвуют в
составлении программ, дают консультации. Так, в течение 1999 г. прошли
обучение коллеги из библиотек Тверской государственной сельскохозяйственной
академии (СХА), Костромской СХА, Бурятской СХА, Яхромского
сельскохозяйственного колледжа Московской области и др.
В непрерывном повышении квалификации значительную роль играют научно-
практические конференции, которые являются школой профессионального
общения. Совместно с МГУКИ ЦНСХБ ежегодно проводит международную научную
конференцию по различным аспектам библиотечного дела («Библиотечное дело на
пороге XXI века»-1998 г., «Библиотечное дело и проблемы информатизации
общества»-1999 г.).
Отечественные библиотековеды отмечают, что в укреплении и
преобразовании системы повышения квалификации методистам принадлежит
главная роль. Поэтому так важно специалистам научно-организационного отдела
заниматься самообразованием, углублять и актуализировать знания,
приобретать навыки работы на компьютере, в Интернет, восполнять пробелы,
заниматься научной деятельностью, публиковать статьи в профессиональной
печати, учиться в целевой аспирантуре, на курсах, выступать на
конференциях, делать доклады, читать лекции и т.д.
В деятельности ЦНСХБ, в работе методистов проявляется образовательная
функция, что способствует практическому сближению библиотеки с
образовательной сферой. Это еще раз подтверждает, что тенденция развития
образовательной системы, характерная для периода конца 1980-1990-х гг., в
полной мере отражается на работе центральной библиотеки, направленности
содержания ее деятельности и организационных преобразований.

2.3 Подготовка научно-практических пособий

1.Планирование, анализ и контроль в работе сельскохозяйственной
библиотеки в условиях рынка: Метод.
пособие/ Сост. Тартаковская Г.И.; ЦНСХБ РАСХН.-М., 1993.-15 с.
Цель и задача пособия- помочь сельскохозяйственным библиотекам
перестроить свою деятельность на базе методологии маркетинга в условиях
перехода на новые рыночные отношения, используя зарубежный опыт в
планировании.
2.Библиотека — фермеру: Метод. пособие/ Сост.: Аббакумова Н.П.,
Боровских И.В., Каразанова Л.Н.; Ред. Быстрова Г.К.; ЦНСХБ РАСХН.-М.,1994.-
56с.
Методическое пособие поможет в решении вопросов информационного
обслуживания фермеров. Методическое пособие адресовано всем работникам
библиотек, обслуживающих фермера. А также может быть использовано фермерами
и теми, кто хочет заняться фермерским хозяйством.
3.Клюев В.К., Тартаковская Г.И. Современные формы хозяйственной
деятельности: Метод. пособие/ЦНСХБ РАСХН.- М., 1994.-33с.
Цель методического пособия — дать общую характеристику экономико-
правовой базы, вариантов самофинансирования, возможных форм и методов
хозяйственно-экономической деятельности библиотеки как специфического
некоммерческого учреждения.
4.Клюев В.К., Тартаковская Г.И. Комплексная система экономической
защиты библиотечного фонда: Метод. пособие/ЦНСХБ РАСХН.-М.,1995.-36с.
В методическом пособии рассмотрены правовые основы экономических
взаимоотношений библиотеки с пользователями при защите фондовых материалов,
показываются возможные варианты экономических санкций к читателям абонентам
в случае нарушения ими правил пользования библиотекой и сохранности ее
фонда.
5.Доватор Е.В. Реклама информационной продукции и услуг: Информ.-
метод. пособие / Ред. Садовская Л.К.; ЦНСХБ РАСХН.-М., 1997.-20с.
Цель пособия — дать общую характеристику способам и средствам рекламы,
которые могут применяться на практике во всех типах библиотек.
6.Клюев В.К., Аббакумова Н.П. Ценообразование и ценовой маркетинг в
библиотеке: Науч.-метод. пособие / ЦНСХБ РАСХН.- М.,1997.-86с.
В издании освещаются общетеоретические и эмпирические вопросы
ценообразования итоговых продуктов деятельности библиотеки. Раскрываются
методологические принципы маркетингового подхода при определении ценовой
политики на библиотечно-информационную продукцию / услуги, выделяются виды
цен, рассматриваются основные варианты ценового планирования в библиотеке,
характеризуются наиболее эффективные методы расчета (калькуляции) цен. На
основе аналитического обобщения опыта ценообразования и практики ценового
маркетинга ЦНСХБ Россельхозакадемии показываются возможные конкретные
направления реализации ценовой стратегии и тактики в условиях современной
отечественной библиотеки.
В приложении помещены материалы, иллюстрирующие оптимальный алгоритм
ценообразования на библиотечно-информационную продукцию/услуги, варианты
правового оформления данного аспекта экономической деятельности в рамках
внутренней нормативной документации библиотеки.
Пособие ориентированно на специалистов организационно-управленческих,
экономических и маркетинговых служб библиотек, может использоваться в
системе подготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных
кадров.
7.Современные подходы к комплектованию фонда библиотек учебных
заведений: Метод. пособие/ Сост. Пикулина Ю.В., Тартаковская Г.И.; Ред.
Аббакумова Н.П.; ЦНСХБ РАСХН.-М.,1997.-20 с.
Цель данного методического пособия — помочь библиотекам
сориентироваться в современном книжном рынке, внести элементы менеджмента в
процесс комплектования, перейти на более прогрессивные компьютерные
технологии.
Пособие позволяет по-новому взглянуть на те изменения, которые
произошли в работе комплектатора в последнее время, и выработать
собственные стратегические приоритеты и тактические доминанты политики
комплектования.
8.Суворова В.М. Методические рекомендации по организации и ведению
международного документообмена (МДО)/ ЦНСХБ РАСХН.-М.,1997.-16с.
Данные методические рекомендации определяют понятие международного
документообмена, дают характеристику главной функции МДО — информационное
обслуживание специалистов вне жесткой зависимости от финансовой
необеспеченности большинства библиотек, а также от политической и
экономической конъюнктуры. Методические рекомендации включают такие
приложения, как образцы типовых писем, положение о фонде МДО ЦНСХБ и т.д.
9.Аналитический обзор деятельности библиотек сельскохозяйственных
вузов за 1994 — 1996 гг. / Сост. Тартаковская Г.И.; Ред. Суворова В.М.;
ЦНСХБ РАСХН. — М., 1999. — 74 с.
10.Положение о договорной библиотечно-информационной деятельности
ЦНСХБ Россельхозакадемии / Сост. Суворова В.М., Паршинцева Т.А.; ЦНСХБ
Россельхозакадемии. — М., 1999. — 8 с.
11.Клюев В.К., Суворова В.М. Система благотворительного ресурсного
обеспечения деятельности библиотеки: научно — методическое пособие. — М.,
2000. Цена — 0.6 у. е.
В издании освещаются следующие вопросы: понятие и основные
направления благотворительной деятельности; библиотека как объект
благотворительности; возможные формы благотворительной поддержки
библиотечно-информационной деятельности: прямые и косвенные пожертвования,
патронаж, дары, публичные акции, волонтерство (безвозмездный труд), гранты
и пр., благотворительность (филантропия) и некоммерческое партнерство
(спонсорство). Варианты взаимоотношений библиотеки со спонсорами.

Заключение

На основе вышеизложенного хотелось бы сделать следующие выводы:
1. Наблюдается переход научно-методической службы библиотеки на новый
уровень: от централизованного методического руководства
библиотечными процессами к методической помощи и методическому
консультированию.
2. Появляются перспективные формы методической помощи: дистанционное
консультирование, повышение профессиональной подготовки кадров,
чему способствуют телекоммуникационные технологии.
3. Дается терминологический анализ понятий, где термин «методическое
руководство» теряет свою актуальность на современном этапе и более
функциональными становятся понятия «методическая помощь» и
«методическое консультирование».
4. Представлен функциональный анализ методической деятельности как
формы управления библиотечным процессом, где ясно просматривается
переход от командно-административного стиля к стилю советов.
5. Автоматизация в сфере библиотечных процессов, в частности
методической деятельности, а также телекоммуникационные средства
связи, позволяют установить перспективную обратную связь, а также
предоставить научно-практические пособия в виде полнотекстовой
информации в Интернет, что значительно расширяет перечень
традиционных направлений научно-методической работы.
6. Наряду с бюджетным финансированием, в работу методической службы
внедряются элементы маркетинга.
7. Сейчас методисту требуются качественно новые знания информационных
технологий, компьютера, телекоммуникационных средств связи,
экономических и правовых основ, наряду с традиционными.
Последовательная реализация целей и задач исследования позволила
решить ряд актуальных теоретических и практических проблем научно-
методической службы. Полученные в дипломе результаты могут быть
использованы, на мой взгляд, для дальнейшей работы, направленной на
изучение и развитие новых теоретических и методических аспектов темы, что,
в конечном итоге, послужит успешности методического обслуживания в новых
социально-экономических условиях.

Список литературы:

1. Авраева Ю.Б. Глазами директора и методиста // Актуальные вопросы
библиотечной работы: Теория и практика. — М., 1990. — с. 105-113.
2. Авраева Ю., Егорова Г. Имидж методиста // Библиотека. — 1994. -№ 9. — С.
94.
3. Аналитический обзор деятельности библиотек сельскохозяйственных вузов за
1994 — 1996 гг. / Сост. Тартаковская Г.И.; Ред. Суворова В.М.; ЦНСХБ
РАСХН. — М., 1999. — 74 с.
4. Багаева Р., Латыпова О. Что под силу НМО // Библиотека. — 1996. — № 6. —
С. 16.
5. Базикало А.А. Роль методического объединения в управлении библиотеками
вузов Приморского края // НТБ. — 1996. — № 5. — С.28-32.
6. Балкова О. О том, что мы нужны, свидетельствует жизнь // Библиотека. —
1997. — № 3. — С. 35-39.
7. Басов С.А. Проблемы и перспективы перестройки методической работы // НТБ
СССР. — 1998. — № 2. — С. 3-8.
8. Бачалдин Б.Н. Научно-методические службы: состояние и перспективы //
НТБ. — 1994. — № 10.- С. 22-44.
9. Бачалдин Б. Не растерять профессионализм // Библиотека. — 1996. — № 1. —
С. 41-43.
10. Бачалдин Б.Н., Инькова Л.М. Менеджмент в научно-методической работе: В
помощь библиотекарю / РГБ. — М., 1993. — 255 с.
11. Библиотека для России: новые тенденции и традиционные ценности.
«Круглый стол» в Российской государственной библиотеке //
Библиотековедение. — 1999. — № 2. — С. 28-47.
12. Библиотека и закон: Документы, комментарии, консультации, юридические
советы на каждый день: Справочник. — в.1. -М.: Либерея, 1996. — С. 318-
320.
13. Библиотека и закон: Документы, комментарии, консультации, юридические
советы на каждый день: Справочник. — в. 3. — М.: Либерея, 1997. — С. 338-
418.
14. Боева Л. Наш принцип — востребованность // Библиотека. — 1998. — № 1. —
С. 58-59.
15. Ванеев А.Н. Система методического руководства библиотечным делом:
Учебное пособие. — Л., 1982. — 78 с.
16. Ванеев А.Н. Вопросы совершенствования организационно-методической
деятельности // НТБ СССР. — 1985. — № 1. — с. 8-14.
17. Виноградова Г. Но жив талант, бессмертен гений. — Библиотека. — 1998. —
№ 2. — с. 35-38.
18. Горчаков В.В. Инфосфера — новая среда образования // НТБ. — 1999. — №
4. — С. 60-66.
19. Гриханов Ю.А. Содействие и рекомендация — единственно возможный стиль
работы // Библиотека. — 1996. — № 6. — С. 13-14.
20. Долгополова И. Субъективные заметки о профессиональных приемах работы
// Библиотека. — 1997. — № 8. — С. 43-45.
21. Зиганшин Г. Наша практика находится в движении. — Библиотека. — 1998. —
№ 2. — с. 68-70.
22. Зыкова Г., Аметова Л. Не указывать, а помогать — требование времени //
Библиотека. — 1999. — № 5. — С. 48-51.
23. Иванова Е.В. Методическая работа в вузовских библиотеках города Москвы.
— М., 1979. — с. 19-30.
24. Инструкция по организации работы научной сельскохозяйственной
библиотеки. — М.: ЦНСХБ, 1986. — 192 с.
25. Информационно-библиотечное обеспечение фундаментальных научных
исследований / БЕН РАН. — М., 1996. — 195 с.
26. Клюев В.К. Правовое обоснование маркетинговой деятельности библиотеки
// Девятая международная научная конференция по проблемам книговедения:
Тезисы докладов. — М.: Наука, 2000. — 327 с.
27. Комиссарова Л.Д. Традиционные и инновационные аспекты планирования:
размышления методиста // Библиотековедение. — 1998. — № 4. — С. 35-39.
28. Кормишина Г.М. О сущности и роли методической деятельности //
Библиотековедение. — 1998. — № 1. — С. 71-76.
29. Краткий отчет о научно-исследовательской и научно-производственной
деятельности ЦНСХБ в 1999 году. — М.: ЦНСХБ, 2000.
30. Методические рекомендации по разработке положения об отделах (секторе)
и должностных инструкций сотрудникам библиотеки. — М., 1980.
31. Минаева О.И. Старое и новое в методической работе областной библиотеки
// Библиотековедение. — 1998. — № 5. — С. 34-38.
32. Нефедченко М.И., Шитикова А.С. Научно-методическая деятельность
сельскохозяйственных библиотек // Сов. Библиотековедение. — 1983. — № 3.
— с. 79-90.
33. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ //
Рос. газ. — 1995 — 17 янв.
34. Организационные документы библиотеки: Структура. Положения об отделах.
Должностные инструкции. — М.: ВГБИЛ, 1980. — 254 с.
35. Организация работы научно-технической библиотеки: Методические
рекомендации / ГПНТБ СССР. — М., 1989. — С.71-72
36. Положение об отделе библиотечного маркетинга и инновационно-
методической работы // Библиотека и закон: Документы, комментарии,
консультации, юридические советы на каждый день: Справочник. — в. 1. —
М.: Либерея, 1996. — С. 318-320.
37. Положение о системе методического руководства научными (техническими)
библиотеками агропромышленного комплекса страны. — М., 1989.
38. Проблемы научно-методической работы: Труды. Т. 17. / Гос. б-ка СССР
им. В.И. Ленина. — М., 1981. — 208 с.
39. Проблемы научно-методической работы в академических библиотеках. — М.,
1984. — 121 с.
40. Садофьева Т.Л. Методические центры. Система повышения квалификации
библиотекарей // Сов. Библиотековедение. — 1987. — № 4. — с. 17-23.
41. Сводный план научно-исследовательской и научно-методической работы
библиотек сети ЦНСХБ ВАСХНИЛ на 1991 год / ЦНСХБ ВААСХНИЛ. — М., 1990. —
20 с.
42. Сизов Б.И., Ошарина С.С. Деятельность ГПНТБ СССР как общесоюзного
методического центра // НТБ СССР. — 1983. — № 9. — с. 19-22.
43. Справочник библиотекаря / ГБЛ. — М.: Книга, 1985. — С. 137-152.
44. Столяров Ю.Н. Возродить профессионализм // Библиотека. — 1997. — № 1. —
С. 67-68.
45. Суворова В.М. Методические рекомендации по организации и ведению
международного документообмена (МДО)/ ЦНСХБ РАСХН.-М.,1997.-16с.
46. Суворова В.М. Методический кабинет — в ногу со временем // Девятая
международная научная конференция по проблемам книговедения: Тезисы
докладов. — М.: Наука, 2000. — 327 с.
47. Суворова В.М. Дистанционное консультирование — оперативная помощь
методиста // Библиотека. — № 2. — 2000. — с. 16 — 18.
48. Суворова В.М. Повышение квалификации — вид методической работы,
проверенный временем // Библиотечное дело — 2000: проблемы формирования
открытого информационного общества: Тез. докл. междунар. науч. Конф.
(Москва 25-26 апр. 2000 г.). — М., 2000. — ч. 1. — с. 233 — 236.
49. Суслова И.М. Методическая работа в поисках будущего // Библиотека. —
1998. -№ 1. — С. 36-38.
50. Суслова И.М. Профессионализация методической библиотечной деятельности
// НТБ. — 1995. — № 5. — С. 3-13.
51. Суслова И.М. Совершенствование методического руководства библиотеками:
Лекция для студентов библиотечного факультета по курсу «Организация и
управление библиотечным делом» / МГИК. — М., 1988. — 24 с.
52. Типовые должностные инструкции для библиотек сельскохозяйственных
вузов. — М.: ЦНСХБ, 1990.
53. Устиновский В. Найти свой островок или снова о методистах //
Библиотека. — № 5. — 1998. — С. 74-75.
54. Фенелонов Е.А. Методическая работа в системе управления библиотечным
делом // Сов. Библиотековедение. — 1981. — № 6. — С. 3-13.
55. Фенелонов Е.А. Управление общедоступными библиотеками в современной
России: пособие в помощь самообразованию библиотечных работников / РГБ. —
М., 1997. — 175 с.
56. Фирсов В. В сфере интересов — новации практиков // Библиотека. — № 5. —
1998. -С. 36-38.
57. Фрумин И.М. Библиотечное дело. Организация и управление. — М.: Книга,
1980. — С. 211-244.
58. Цирюльникова Н.Н. Методическая помощь библиотекам промышленного
комплекса // НТБ. — 1998. — № 4. — С. 14-19.
59. Чубарьян О.С. Общее библиотековедение. — М.: Книга, 1976. — С. 247-258.
60. Чубарьян О.С. Опыт методического руководства библиотеками СССР. — М.,
1979. — с. 234-254.
61. Эффективность методической деятельности библиотек / Сб. научных трудов.
— Л., 1985. — 192 с.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий