И.А.Бунин. Очерк творчества

Дата: 12.03.2014

		

Ничипоров И. Б.

Художественное
наследие крупнейшего русского писателя и поэта ХХ в. Ивана Алексеевича Бунина,
первого русского писателя – лауреата Нобелевской премии (1933), было
преемственно связано с традициями классики (от пушкинского и лермонтовского
Золотого века до психологической прозы второй половины ХIХ столетия) и в то же
время аккумулировало новейшие эстетические открытия, совершенные модернистской
культурой рубежа ХIХ-ХХ вв. и касающиеся обновления образного мышления,
способов раскрытия внутреннего мира личности, жанровых экспериментов.

Творческий
путь и личная судьба Бунина волею исторических обстоятельств оказались
разделенными на две примерно равные части: до 1920 г. жизнь и творчество в
России; с 1920 по 1953 гг. – на «других берегах» эмигрантского
изгнания.

Бунин
родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в дворянской семье. Его детские и
юношеские годы проходили вначале на хуторе Бутырки, а затем в поместьи Озерки
Елецкого уезда. Будущий писатель учился в елецкой гимназии, которую так и не
окончил, решающее же влияние на становление его личности оказали занятия со
старшим братом Юлием. Уже в ранней юности, зачитываясь творениями Пушкина,
Лермонтова, поэтов пушкинской плеяды, а также произведениями Л.Толстого,
писателей-«шестидесятников» о народном бытии, Бунин создает свои
первые стихотворения, пронизанные ощущением непостижимости жизни в ее глубинном
соприкосновении с тайной смерти, памяти и Прапамяти: «И первый стих, и первая
любовь // Пришли ко мне с могилой и весною…» (8,18) . Сборник стихов
1887-1891 гг. выходит в 1891 г. в Орле, где в то время Бунин сотрудничал в
газете «Орловский вестник». Несколькими годами раньше в петербургской
газете «Родина» публикуются первые прозаические опыты молодого
писателя, отразившие период увлечения народничеством: рассказ
«Нефедка» и очерк «Два странника». Для понимания всей
последующей творческой эволюции Бунина важно уже здесь обратить внимание на
глубоко лирическую природу его творческого дара. В разные десятилетия
соотношение лирического и эпического начал в его художественной манере будет
меняться, однако подлинных вершин Бунин достигнет именно в своей во многом
экспериментальной прозе: от лирико-философских «этюдов» 1890-1900-х
гг. до «Жизни Арсеньева», поздних «кратких рассказов» и
«Темных аллей».

Для
творческого периода 1890-1900-х гг. характерны интенсивные художественные и
интеллектуальные искания писателя. В 90-е гг. Бунин активно изучает
западноевропейскую литературу и философию, переживает период увлечения
толстовством и народническими идеями (последние нашли, в частности, отражение в
напечатанном в «Русском богатстве» рассказе «Танька»). В
конце 1893 г. он впервые встречается со Л.Толстым, о духовных исканиях которого
уже в эмиграции Бунин напишет в художественно-философском эссе
«Освобождение Толстого». В 1895 г. завязывается близкая дружба с
Чеховым, а весной 1899 г. он знакомится с Горьким, напряженные личные и
творческие взаимоотношения с которым, включая и временное участие Бунина в
«Знании», продлятся до 1917 г. В 1903 г. за перевод «Песни о
Гайавате» писатель был удостоен Пушкинской премии.

В
бунинском наследии 90-900-х гг. важнейшее место занимает поэзия, одной из
вершин которой стала пейзажно-философская поэма «Листопад» (1900).
Лирические медитации активно проникают и в «малую» прозу Бунина этих
лет, предопределяя развитие особого жанра лирико-философского рассказа и
окрашивая как бытийные раздумья художника, так и его прозрения, касающиеся
национального характера, исторических судеб России («Перевал»,
«Сосны», «Мелитон», «Антоновские яблоки»,
«Святые горы», «У истока дней» и др.). Искания Бунина в
сфере бессюжетной лирической прозы, с одной стороны, роднили его с опытом зрелого
Чехова, а с другой – включались в контекст жанровых новаций эпохи – эпохи
модернизма (ранние рассказы Б.Зайцева, прозаические эскизы К.Бальмонта,
печатавшиеся в начале века в «Южном обозрении» и т.д.). У Бунина
импрессионистический поток образов, объединенных внутренними ассоциативными
связями, сочетается с их предметно-бытовой и исторической достоверностью.
Жанрообразующими факторами выступают здесь импрессионистическая
«прерывистость» повествования, соединение далеких временных планов,
музыкально-ритмическая насыщенность языка, символическая емкость деталей-лейтмотивов.
В 1907 г. вместе с будущей женой В.Н.Муромцевой Бунин совершает длительное
путешествие в Европу, на Святую землю, в восточные страны (Турция, Египет,
Цейлон и др.), творческим результатом которого становится цикл путевых поэм
«Тень птицы» (1911).

В
качестве особого этапа творческой судьбы Бунина выделяется творчество 1910-х
гг., вобравшее в себя трагедийное мирочувствие предреволюционного десятилетия –
в масштабе как России, так и современной цивилизации в целом. В 1910-е гг.
заметно снижается активность Бунина в сфере лирики, а на первый план выступают
масштабные эпические полотна. В его прозе этих лет целесообразно выделить три
содержательных уровня.

Во-первых,
это рассказы и повести о России и русском крестьянстве, наполненные как
отголосками событий 1905 г., так и грозными предвестиями недалекого будущего.
Этот ряд раздумий о «светлых и темных, но почти всегда трагических
основах« русской души открывается повестью »Деревня» (1910),
принесшей автору всероссийскую известность и вызвавшей бурную полемику в
критике, а продолжается повестями «Суходол» (1911), «Веселый
двор« (1911), рассказами »Худая трава« (1913), »Ермил»
(1912), «Ночной разговор» (1911), «Захар Воробьев» (1912) и
др. Раздумья Бунина о кризисных сторонах национального сознания, исторических и
метафизических истоках русской революционности, о нередком торжестве
«азиатчины» в русской жизни – и одновременно постижение вековых основ
народной нравственности, духовной сращенности крестьянина с землей,
неповторимого опыта простонародного отношения к смерти высветили антиномизм
художественного мышления писателя, направленного на горько-отрезвляющее
развенчание мифов о русской душе. Подобные интуиции Бунина органично вошли в
литературный и общекультурный контекст эпохи. В эти годы пристальный интерес к
закономерностям народной жизни, в частности в ее «уездном» варианте,
сблизил таких несхожих художников, как А.Белый и М.Горький, А.Ремизов и А.Блок,
Е.Замятин и А.Толстой…

Во-вторых,
эпохальные потрясения в масштабе Европы, связанные с началом Первой мировой
войны (1914 г.), подтолкнули писателя от проблем русской жизни обратиться к
художественному осмыслению судеб современной, рационалистичной и позитивистской
в своих основах, цивилизации. От конкретно-исторического художественная мысль
Бунина, обогащенная интересом к восточной философии и буддизму, восходит к
онтологическому масштабу постижения мироздания и человеческой души: от
довоенного еще рассказа «Братья» (1914) к рассказам»Господин из
Сан-Франциско« (1915), »Сны Чанга« (1916), »Соотечественник»
(1916) и др.

В-третьих,
в этот период интенсивное развитие получает и психологическая проза Бунина,
глубинными основаниями которой стали философия Эроса, постижение тайны времени,
памяти, взаимодействия осознанного и бессознательного в структуре личности: это
и рассказ «При дороге» (1911), и рассказа «романного типа»
«Чаша жизни» (1913), «Грамматика любви» (1915), и
«Легкое дыхание» (1916)… Трагедийное осмысление любви, намеченное в
этих и других произведениях 1910-х гг., достигнет высот в позднейшем эмигрантском
творчестве.

Таким
образом, ко времени революции Бунин имеет заслуженную репутацию признанного
мастера слова, чье творчество развивалось в основном вне рамок школ и
направлений, а синтезировало, что особенно очевидно уже в 10-е гг.,
реалистические традиции, классическую ясность стиля с модернистскими открытиями
в сфере нового образного языка наступившего столетия (невзирая на резкие выпады
писателя против многих представителей литературы модернизма).

В
отличие от значительной части отечественной интеллигенции Бунин скептически
воспринял события Февральской революции , Октябрьский же переворот вызвал в нем
острое и последовательное неприятие. В течение 1918-20 гг., находясь в Москве,
а затем в Одессе, писатель создает цикл дневников под общим названием
«Окаянные дни». В произошедших потрясениях он увидел исполнение тех
трагедийных пророчеств о гибельных сторонах национальной ментальности, которые
оформились в его «крестьянских» повестях и рассказах 10-х гг.
Примечательна и сама жанровая форма дневника. В литературном сознании
Серебряного века она была весьма «привилегированной», что было
связано с тенденцией к лиризации жанровой системы в целом. Так, о смысле жанра
дневника, сопрягающего субъективное и объективное видения мира, в 1911 г. писал
Блок: «Писать дневник, или по крайней мере делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам. Весьма вероятно, что наше время –
великое и что именно мы стоим в центре жизни, то есть в том месте, где сходятся
все духовные нити…» . Блоковскому мнению близка и точка зрения самого
Бунина: «Дневник – одна из самых прекрасных литературных форм. Думаю, что
в недалеком будущем эта форма вытеснит все прочие…» .
Дневниково-исповедальный элемент весьма ощутим в лирико-философских рассказах Бунина
разных лет; на его значимость в бунинских «кратких рассказах» 1930 г.
указал В.Ходасевич: миниатюры «похожи на мимолетные записи, на заметки из
записной книжки, сделанные «для себя» и лишь случайно
опубликованные…» .

С
1920 г. начинается эмигрантский период жизни и творчества Бунина, связанный с
его жизнью во Франции. Писатель обоснованно завоевывает репутацию лидера
литературного поколения «первой волны» эмиграции: его произведения
публикуются в самом известном «толстом» литературном журнале –
«Современных записках», а смерть Бунина в 1953 г. будет воспринята
современниками как символичное завершение этой страницы литературной истории.

В
эмигрантском творчестве стиль Бунина достигает особой утонченности, происходит
расширение жанрового диапазона – с отчетливой тенденцией к исканиям в сфере
крупных художественных форм (роман, эссе, цикл рассказов). В бунинской прозе
этих десятилетий важно и углубление бытийной проблематики – в раздумьях о
гранях любовного переживания, судьбах России, метафизике и психологии творчества.

В
20-е гг. Буниным создан ряд вершинных рассказов и повестей о любви:
«Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925),»Дело
корнета Елагина« (1925) ,»Ида» (1925) и др. Здесь в полную силу
выражена намеченная ранее трагедийная концепция любви, рассматриваемой как
взлет души, прорыв из «будней» к ощущению надвременного единства
всего сущего, – и вместе с тем прочувствована катастрофическая краткость
подобного наивысшего напряжения человеческого существа. В бунинском мире, в
отличие от символистов, осмысление любовного переживания основано на
художественном проникновении в зримо-осязаемую реальность: это и рука героини,
«пахнувшая загаром» («Солнечный удар»), и Катя, наполнившая
своим живым присутствием природный космос («Митина любовь»)…
Понимание Эроса как устремления личности к обретению целостности,
«абсолютной индивидуальности» (Н.Бердяев) и одновременно как томления
земного по бесконечности обнаруживает глубокую сопричастность Бунина тем
философским истокам (работы В.Соловьева, Н.Бердяева и др.), которые питали
художественную культуру рубежа веков. Разноплановая галерея «ликов
любви» и женских образов будет явлена и в итоговом сборнике рассказов
«Темные аллеи», над которым писатель работал в Грассе с 1937 по 1944
гг. Рождение этой книги явилось для Бунина подтверждением той великой,
Божественной силы искусства, которая способна противостоять самым тяжким
потрясениям современности: « »Декамерон» написан был во время
чумы. «Темные аллеи» в годы Гитлера и Сталина, когда они старались
пожирать один другого» , – такова надпись, сделанная автором на издании
сборника в 1950 г.

С
20-х гг. в творчестве Бунина заметно эволюционирует жанр лирико-философского
рассказа. Более зримым становится сплав образного и философско-рефлективного
путей постижения бытия («Ночь», «Несрочная весна»,
«Музыка», «Поздний час» и др.). И в этом Бунин по-своему
разделил общие закономерности эстетического развития эпохи. Чрезвычайно
значимым в модернизме стало взаимопроникновение литературы и философии:
философская мысль получала дальнейшую динамику в континууме художественного
текста – будь то эссеистика В.Розанова или культурологические идеи,
воплотившиеся в образную форму в прозе А.Белого, А.Блока. Хотя Бунина отличало
от модернистов стремление сохранить непосредственность художественного
восприятия, не «отягощенного» привнесенными извне
«теориями».

Значимым
явлением в поздней малой прозе писателя стал и цикл «Кратких
рассказов» 1930 г. Эволюция лирико-философских рассказов и миниатюр в
бунинском творчестве закономерно вела ко все более экспрессивному лаконизму,
отточенности жанровых форм. Структурообразующими факторами становятся в
«кратких рассказах» ритмический рисунок и речевые детали: как точно
подметил в своей рецензии В.Ходасевич, «на сей раз путь к бунинской философии
лежит через бунинскую филологию – и только через нее…» . Опыты в жанре
миниатюры возникали и в более поздней бунинской прозе («В одной знакомой
улице«, »Качели«, »Часовня«, »Мистраль»,
«В Альпах», «Легенда» и др.). Жанрообразующими признаками
многих из них стали вкрапления стихотворных цитат, лирически
«преображающих» повествование, сближение с принципами организации
поэтического текста, повышенная роль символики.

Крупнейшим
явлением стал в позднем творчестве Бунина роман «Жизнь Арсеньева»
(1927-1933), явившийся итогом многолетних исканий автора в сфере лиризованной
прозы и оригинально выразивший процессы обновления романного мышления в ХХ в.

В
произведении взаимодействуют различные жанровые тенденции. Здесь присутствуют
черты и «биографии», и «антибиографии», признаки
художественной исповеди, а также «романа о художнике»: в уста
Арсеньева часто вкладываются заветные раздумья Бунина о сущности искусства,
русской литературе. Истоком «модерности» произведения стал отход
Бунина от традиционного для реализма ХIХ в. романа идеи, в основе которого
лежало представление о последовательном становлении личности, поступательном
развитии истории (классические романы И.Гончарова, И.Тургенева, Л.Толстого).
«Стартовым» в «Жизни Арсеньева» становится переосмысление
антропоцентристской модели мира, вызвавшее серьезные трансформации во всей
романной структуре.

Нелинейность
композиционного движения в романе объясняется тем, что все художественное целое
сфокусировано вокруг не сюжетной динамики, но ассоциативного развертывания
ключевых лирических тем. Этот принцип применялся Буниным еще в
«Суходоле», однако в «Жизни Арсеньева» «радиус»
таких концентрических «кругов» заметно расширяется: от индивидуальных
переживаний героя к раздумьям о философии творчества, судьбах России и русской
культуры. Конфигурация этих тем подчинена ассоциативно-ритмическим ходам, а их
осмысление сопряжено с «двойной» субъективностью – автора и героя.

Малоисследованной
гранью лиризма бунинского романа остается пока богатый реминисцентный пласт
произведения, доминирующими в котором становятся стихотворные цитаты из
классической поэзии. Автор на практике осуществил давние мечты – и собственные,
и многих символистов – о соединении стиха и прозы в единое художественное
целое. Стихотворные фрагменты создают лейтмотивный ритм повествования;
поэтическое «прочтение» получают в «Жизни Арсеньева» все
явления бытия: и первые детские восприятия мира, и творческие поиски, и чувство
России. Лирические вкрапления воздействуют на их прозаическое окружение, способствуя
метризации последнего, его приближению к законам стихотворного языка.

Эти
новации, во многом сближавшие автора «Жизни Арсеньева» с рядом
явлений как русского, так и европейского модернизма (М.Пруст, Б.Пастернак и
др.), обусловлены переосмыслением классической антропоцентристской модели мира,
движением к синтезу форм пространства и времени, лиризацией всего арсенала
художественных средств – от общей композиции до особенностей языка.

В
поздний период творчество Бунина обогащается поисками в сфере эссеистики:
«Освобождение Толстого» (1937), «О Чехове» (начало 1950-х
гг., незаверш.).

В
историко-литературном плане актуализация эссеизма в начале ХХ в. происходила
прежде всего в широком поле модернистской культуры и явлений, так или иначе с
ней «рифмующихся». Яркое воплощение эссе получило в творчестве
Д.Мережковского, А.Ремизова, М.Цветаевой, В.Ходасевича, К.Бальмонта и др. Жанр
эссе постепенно вызревал и у Бунина, будучи на содержательном уровне связанным
с углублением художнической саморефлексии писателя: от лирико-философских рассказов
20-х гг. к «роману о художнике» и эссе о Толстом и Чехове.

Подосновой
двух бунинских эссе стали его глубокое преклонение пред личностью Толстого и
дружба с Чеховым. Авторский угол зрения на изображаемое в обеих книгах
изначально не был одинаков.

В
«Освобождении Толстого» заметна большая дистанция автора при
раскрытии личностных свойств Толстого. Главный упор сделан на онтологической
интерпретации духовной биографии писателя, на толстовскую философию,
воплотившуюся в образной ткани его произведений. Это сближающие автора и
«героя» бытийные прозрения о Прапамяти, жизни и смерти,
нерациональных путях познания действительности, об отношении к чувственной
стороне мира и др. Эссе о Толстом становится важнейшим актом самопознания
Бунина. Диалогическая встреча двух речевых потоков – автора и «героя»
– вела к лирическому вчувствованию в судьбу титана русской классической
культуры.

С
Чеховым Бунина связывало более разностороннее личное, бытовой знакомство,
поэтому в эссе о нем сильнее проявился мемуарно-биографический элемент. Внешней
канвой стало здесь воссоздание жизненного пути Чехова. За
«объективным» повествованием о встречах двух писателей проступают
таинственные черты внутреннего склада Чехова, которые в потоке бунинских
размышлений обретают связь с аспектами наследственности и Прапамяти. По мере
развертывания повествования в суждениях Бунина о Чехове все ярче обнаруживаются
свойства творческой личности автора, стремящегося дать итоговую оценку своих
отношений с классикой.

Таким
образом, и в «Освобождении Толстого», и в книге «О Чехове»
художественная структура насквозь лирична: именно авторская личность,
осмысляющая себя в соотнесенности с культурой прошлого и настоящего, выступает
в качестве ядра эссе.

В
1950 г. в Париже вышли «Воспоминания» Бунина, где в призме
пристрастных авторских оценок предстала панорама художественной жизни
Серебряного века.

Писатель
скончался 8 ноября 1953 г. в Париже и был похоронен на кладбище
Сен-Женевьев-де-Буа.

Творчество
Бунина, при всей самобытности, оказалось знаменательным явлением в свете
магистральных для ХХ в. спора и взаимодействия эстетических систем реализма и
модернизма. Сохраняя классическую ясность и строгость художественного мышления,
реалистическую зоркость к предметной, чувственной стороне индивидуального и национально-исторического
бытия, Бунин в то же время был типологически близок модернизму трагедийным
опытом миропереживания, движением к обновлению поэтики образности, принципов
психологического изображения, системы литературных жанров. И, сближаясь с модернистами
в видении актуальных эстетических задач, Бунин нередко осуществлял в творческой
практике то, что в модернизме оставалось на уровне формальных экспериментов и
теоретических построений.

Список литературы

1.
Благасова Г.М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики:
Учебное пособие. Изд. 2-е. М; Белгород, 2001. В предназначенном для студентов
учебном пособии анализируется дореволюционный период творчества Бунина, особое
внимание уделено его поэтическому наследию. К анализу привлечены мало известные
архивные материалы и письма.

2.
Колобаева Л.А. Проза И.Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и
абитуриентам. М., 1998. В книге профессора МГУ им.М.В.Ломоносова рассмотрены
концепция личности в художественном мире писателя 1890-1910-х гг., философская
и национально-психологическая проблематика его повестей и рассказов. Крупным
планом проанализированы рассказы «Антоновские яблоки», «Господин
из Сан-Франциско«, »Солнечный удар«, »Темные аллеи«, »Чистый
понедельник».

3.
Мальцев Ю.В. Бунин. М., 1994. Новаторское системное исследование творческого
пути Бунина, места его произведений в русском и мировом литературном и
культурном контексте.

4.
Ничипоров И.Б. «Поэзия темна, в словах не выразима…». Творчество
И.А.Бунина и модернизм. М., 2003. В монографии творчество Бунина рассмотрено на
широком фоне русского и европейского модернизма, а также философской и
эстетической мысли рубежа ХIХ-ХХ вв. Соотношение творчества Бунина с
модернистской и реалистической эстетическими системами показано на уровнях
поэтики художественного образа, новых форм художественного психологизма,
жанровых исканий.

5.
Ничипоров И.Б. На путях постижения русской души: И.А.Бунин и
«деревенская» проза // Филологические науки.2002.№1.С.30-37.
Бунинское постижение судеб России и коренных черт национального характера
представлено в статье в литературной перспективе.

6.
Штерн М.С. В поисках утраченной гармонии. Проза И.А.Бунина 1930-1940-х гг.
Омск, 1997. В книге предложена целостная концепция жанровой эволюции поздней
прозы Бунина.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий