Библия в школе. Основы христианского мировоззрения

Дата: 12.03.2014

		

Абельтин Э.А.

Происхождение христианства

Христианство
возникло во второй половине I века н.э. в Малой Азии. Основателем его был Иисус
Христос, Сын Божий, воплотившийся в человека и проживший земную жизнь.

Новая
религия стала быстро распространяться: в начале II века она засвидетельствована
на территории Греции, Египта и других восточных провинций Римской империи. Во
второй четверти II века установлено существование христианской общины в Риме и
других регионах. В 4 веке христианство стало официальной религией Римской
империи и началось ее быстрое распространение по всей планете. Вера в Бога Отца
объединяет христианство с иудаизмом. Ветхий завет — священная книга как для
иудеев, так и для христиан, Новый завет иудеями не признается. Ветхий завет для
христиан как священная история, преобразовавшаяся в пророчествах в Новый завет,
исполнившийся полностью во Христе.

Происхождение православия.

Православие
-восточная, или византийская ветвь христианства, одно из трех основных его
направлений, из которого вышло католичество, а из католичества —
протестантство. Сложилось православие на территории Византии после разделения
Римской империи на Западную и Восточную (Византию). Как самостоятельная
православная церковь существует с 1054 года.

Сущность
вероучения православия изложена в «Символе веры», принятом на
Никейском (325 г.) и Царьградском или Константинопольском (383 г.) и
дополненном постановлениями последующих соборов, кончая седьмым — Никейским
(787 г.). После формального разделения церквей в 1054 г. основы православия
неоднократно излагались в так называемых символических книгах, к числу которых
относится «Пространный христианский катехизис» православной церкви.
Источниками учения православия является Священное писание (Библия), Священное
предание.

Кто
есть Бог? Бог сам открыл себя в Книге, которую мы называем Библией. Откровение
Бога о Себе проявляется во множестве граней, но четыре являются главными.
Первое: Библия называет Бога Духом. Иисус, говоря с женщиной у Сихарского
колодца, дал совершенно точное определение Бога: «Бог есть Дух»
(Иоан. 4, 24).

Для
того, чтобы открыть, что такое дух в действительности, и что подразумевал
Христос, употребив именно это слово, нам надо снова обратиться к Библии, к
описанию той сцены после воскресения Христа, где Он говорит: «Осяжите Меня
и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лук.
24, 39). Поэтому мы можем быть уверены, что дух бестелесен, он прямая
противоположность телу, однако он имеет бытие и силу.

Как
человеческие существа, лишенные того неограниченного зрения, которое Бог
первоначально предназначил для своего творения, мы не можем понять славы и
блеска того Духа, который находится так далеко за границами нашего восприятия.
Мы пытаемся втиснуть его в масштабы нашего разума, сократить до нашей ничтожной
величины.

Мы
знаем, что дух это нечто, не связанное с телом. Дух не изнашивается как тело.
Дух не изменяется, как тело. Библия учит что Бог есть такой Дух — что Он не
ограничен телом. Он не ограничен формой, Он не определяется границами. Он ничем
не связан, неизмерим и невидим для глаз, могущих различать только физические
тела. Библия учит, что поскольку Он не имеет таких границ, Он может быть
повсюду одновременно. Он может все видеть, все знать.

«Разве
Я — Бог только вблизи, — говорит Господь, — а не Бог и вдали? Может ли человек
скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? Не наполняю ли Я небо и
землю?» (Иер. 23; 23-24).

Второе:
Библия раскрывает Его как Личность. На протяжении всей Библии говорится:
«Бог любит», «Бог говорит. Бог делает». Все, что мы
приписываем личности, приписывается и Богу. Личность это существо, которое
чувствует, думает, хочет, желает и обладает всеми средствами для выражения
своей индивидуальности. Здесь на земле мы ограничиваем личность телом. Наш
ограниченный разум не может представить себе личность, не выраженную
посредством костей и плоти. Мы знаем, что наша собственная личность не навеки
связана с телом, в котором она обитает. Мы знаем, что в момент смерти наша
личность покинет свое тело и отправится по назначенному ей пути. Мы знаем все
это, но все-таки нам трудно это признать. Бог не связан плотью, однако Он есть
Личность. Он чувствует, думает, прощает, сочувствует нам в тех вопросах и
заботах, с которыми мы сталкиваемся.

Третье:
Библия утверждает, что Бог не только Дух и Личность, но Бог есть Святое и
Праведное Существо. От книги Бытия до книги Откровения Бог являет Себя святым
Богом. Он полностью совершенен в каждом творении. Он слишком свят, чтобы
коснуться грешного человека, слишком свят, чтобы терпеть греховную жизнь. Он
есть Святой и Совершенный Бог. Писание называет Его Светом, в котором нет
никакой тьмы — единственное Высшее Существо без тени и упрека. В Священном
Писании говорится, что Престол Его покоится на Его Святости. Вследствие Божьей
Святости и человеческой несвятости создалась такая пропасть между Богом и
нераскаявшимся грешником. Лик Его сокрыт от нас. Бог слишком чист, чтобы
благосклонно взирать на зло. Он слишком свят, чтобы иметь какую-либо связь с
грехом. Прежде, чем зло вселилось в человека, Бог и человек общались друг с
другом. Теперь это общение нарушено и потеряна всякая связь человека с Богом,
кроме как через Иисуса Христа. Только через Иисуса Христа человек сможет
когда-нибудь восстановить свою связь с Богом. Человек сам по себе грешник, он
бессилен изменить свое положение. Человек погиб бы на веки вечные, если бы Бог
в Своей бесконечной милости не послал Своего Сына, чтобы перебросить мост через
эту пропасть.

Именно
в Божьей Святости находим мы причину смерти Христа. Его Святость требовала
сурового наказания за грех, и Его любовь определила, чтобы Иисус Христос
искупил эту вину и таким путем дал человеку спасение.

Четвертое:
Бог есть Любовь. Многие люди, не читающие Библии, не могут понять слов
«Бог есть любовь» (1 Иоан. 4, 8), также как им непонятны и другие
стороны Божества. Любовь неизменно присуща Богу. «Бог свою любовь к нам
доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками»
(Римл. 5, 8).

Не
следует думать, что если «Бог есть Любовь», то все должно быть
хорошо, прекрасно, никто не должен быть наказан за свои грехи. Святость Бога
требует, чтобы всякий грех был наказан, но любовь Бога нашла путь спасения для
грешного человека. Любовь Бога привела к распятию Иисуса Христа, благодаря
которому человек может обрести прощение и спасение.

Что входит в понятие «греха»?

Если
Бог справедливое и любящее существо, то почему столько злобы, страданий и горя?
В Библии есть точный ответ: «Потому что все согрешили и лишены славы
Божией». (Римл. 3, 23). Почему же люди, созданные Богом, опустились до
такой развращенности, что Богу потребовалось установить десять заповедей с
повелением их соблюдать? Почему Бог должен был послать для нашего спасения
Своего Сына?

Чтобы
понять это, мы должны вернуться к истории Адама в раю, к первой главе Книги
Бытия. Бог создал мир как совершенное целое. Он создал его прекрасным, полным
согласия и красоты. Этот совершенный мир Бог дал совершенному человеку. Первый
человек не был пещерным жителем — трясущимся лесным существом, пытающимся
подчинить себе опасности дебрей и диких зверей. Адам был создан совершенным
человеком с полностью развитыми духовными и физическими возможностями. Он
общался с Богом, он должен был стать царем мира, управляющим им по Божьему
изволению. Адаму Бог дал бесценный дар свободы. У первого человека была полная
свобода, свобода принять или отвергнуть, свобода повиноваться приказаниям Бога
или поступать против них, свобода сделать себя счастливым или несчастным. Но не
только обладание свободой дает удовлетворение нашей жизни, но то, что мы делаем
нашей свободой.

Именно
в этом трагическая суть проблемы: когда есть свобода, перед человеком
открываются два пути.

Когда
Адам был в раю, он был без греха, его духовная невинность была беспорочна.
Перед ним расстилался весь мир. Еще неписаная история человечества лежала перед
ним как громадный свиток чистейшего пергамента, ожидавший, чтобы он вписал в
него первую главу — и определил по какому пути пойдут будущие поколения. Это
было испытанием! Он искусил ее. И он понес все последствия его, и подал пример,
которому последовало все человечество. «Посему, как преступлением одного
всем человекам осуждение… » (Римл. 5, 18). Ибо Адам был первоисточником
всего человечества.

В
мире появился грех, и человечество уже не может само свернуть с этой дороги,
хотя Адам и Ева были созданы по образу и подобию Божию, после грехопадения,
ослушания они передавали своим потомкам только собственный образ.

В
богословской литературе дано 5 определений греха:

Первое:
грех есть беззаконие. Бог установил границу между добром и злом, и когда мы
переступаем эту границу, мы вторгаемся в запрещенную область зла, переступаем
законы, данные Богом.

Второе:
Библия описывает грех как неправедность. Неправедность есть уклонение от
правды, было ли особо запрещено данное действие или нет. Неправда относится к
нашим внутренним побуждениям. Это преимущественно те проступки, которые
проистекают из порочности человеческой природы. Иисус Христос сказал: «Ибо
извнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния,
любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство,
завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутри
исходит, и оскверняет человека. » (Марк. 7, 21-23).

Третье:
Библия объясняет грех, как промах по цели, непопадание в поставленную цель.
Божья цель — Христос. Целью и конечным предназначением человека является
стремление жить, преображаясь более и более в Его образ.

Четвертое:
Грех есть преступление. Это вторжение по самоволию в область божественной
власти. Грех это не только нечто отрицательное, не только отсутствие любви к
Богу. Грех это положительный выбор, отдание предпочтения себе вместо Бога,
сосредоточение чувств на собственном «я». Эгоизм и самолюбие такие же
грехи, как кража и убийство. Иисус Христос сказал: «Ибо какая польза
человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Марк. 8,
36).

Пятое:
Грех есть неверие. Неверие есть оскорбление истины Божией. «Верующий в
Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет его
лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о
Сыне Своем» (1 Иоан. 5, 10). Ни ангелы, ни люди не могут искупить греха.
Только Христос может спасти грешника, через сердечное Таинство покаяния.

Кто
такой дьявол? Из истории Адама и Евы известно, что зло существовало, до
появления людей. Как мог Бог — Всемогущий, Всесвятой и Вселюбящий — создать зло
или, допустить дьявола создать его. Библия дает намеки на то, что может быть
ответом на этот вопрос, но и ясно утверждает, что человеку не дано знать всего
до тех пор, пока Бог допускает дьявола и все его козни, способствующие
выполнению промысла Бога по спасению людей. А вся Библия и представляет собой
Божий промысел.

До
падения Адама, задолго до самого существования Адама, мир, созданный Богом, был
по-видимому разделен на сферы влияния, каждая из которых находилась под
наблюдением ангела или архангела, ответственного непосредственно перед Богом.
Апостол Павел говорит о том, «что на небесах и что на земле, видимое и
невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все им и для
него создано» (Кол. 1, 16).

Возможно,
что дьявол или сатана был таким могущественным небесным властелином,
царствовавшим над землей, как над своей областью. Имя сатаны Люцифер —
«Светоносец» свидетельствует о том, что, он должен очень близко
стоять к Богу, так близко, что в сердце его закралось честолюбие, гордыня и он
решил стать наравне с Богом.

Гармоничный
мир раскололся, и часть его воспротивилась Богу. Дьявол и ушедшие с ним ангелы,
превратившиеся в демонов, бесов, заняли низшие сферы. Люцифер отказался от
своего положения в правлении миром и заявил, что он равен высшему Богу.

Важно,
что Бог в свое время поставил дьявола князем мира сего и не снял его с этого
поста, хотя смертью Иисуса было положено законное основание для его удаления.
Земля является царством могущественного и величественного князя тьмы. У Иисуса
Христа не было сомнений ни в существовании дьявола, ни в его силе: «Он
человекоубийца от начала. Он всегда противился истине, потому что нет в нем
истины. Он лжец и отец лжи. » (Иоан. 8, 44).

Люди
окарикатурили дьявола. Истина, однако, заключается в том, что Люцифер существо,
обладающее высшим умом, могущественный и талантливый дух с даром бесконечной
изобретательности. Мы не должны забывать о том, что он был, возможно, самым
совершенным ангелом Божьим, который решил воспользоваться своими божественными
дарами для собственных целей. Сила дьявола прекрасно показана в послании Ап.
Иуды: «Михаил Архангел, когда говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле,
не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: «Да запретит тебе
Господь». (Иуды. 1, 9).

Дьявол
вполне способен произвести ложного пророка, о котором предостерегает Библия. Он
может создать религию без Спасителя во главе с Антихристом. Он может построить
церковь без Христа. Антихрист в свое время появится и будет пытаться увлечь
сердца и умы людей. Это будет борьба не на жизнь, а на смерть в самом подлинном
смысле этих слов.

В
настоящий исторический момент стоят лицом к лицу два могущественных
триединства: Пресвятая Троица (Отец, Сын и Дух Святой) и ложное триединство
сатаны, поклонения которому он хочет добиться у человечества (дьявол, антихрист
и лжепророк). Св. Иоанн в Откровении пишет: «И видел я выходящих из уст
дракона и из уст зверя, и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных
жабам» (Откр. 16, 13).

Библия
описывает дьявола как личность. Он управляет тьмами демонов, старающихся
овладеть человеком, направлять его действия. Один из богословов остроумно
заметил: «Взгляните на сегодняшнюю газету, включите телевизор, радио.
Разве могли бы здравомыслящие мужчины и женщины вести себя таким образом, если
бы не находились в когтях зла?». Таким образом, человек постоянно находится
между двух противоположных начал. Это прекрасно понимали не только отцы церкви,
но и великие русские писатели: Толстой и Достоевский, которые глубоко были
убеждены в том, что душа человеческая — поле борьбы добра и зла. И так будет до
последнего Суда, когда зло будет побеждено навсегда и окончательно.

Понятие о Святой Троице.

Мы
знаем, что существует только один Бог. Но одним из важнейших таинств
христианской церкви является утверждение о трех личностях, входящих в понятие
единого Бога.

Вот
так объясняет это один из богословов: «Наш Отец Небесный — Бог. Но знали
ли вы уже, что и Иисус Христос является Богом? Также и Дух Святой является
Богом. Все три являются Богом. Но это не значит, что существуют три Бога. Мы
имеем одного триединого Бога.

Как
же эти три Личности — Отец, Сын и Святой Дух — могут быть единым Богом? Может
быть, Иисус — только другое имя вечного Бога? Нет! Отец, Сын, Святой Дух не
просто различные имена одного и того же Бога. У Бога существует, так сказать,
распределение обязанностей. Бог Отец и Бог Сын сотворили небо и землю. Иисус
говорит: «Я и Отец — одно».

Иисус
вернулся после своего воскресения на небо, чтобы занять место возле Бога-Отца.
Нам Он послал Духа Святого, Который также является Богом. Этот Дух Святой
пребывает в людях, уверовавших в Иисуса Христа.

И
все же, существует лишь один Бог. Теперь попробуем представить, как три
Личности могут быть одним Богом. Посмотрите на лист клевера. Он имеет три
лепестка. И все же это один лист. Или возьмем, к примеру, воду. Обычно она находится
в жидком состоянии. Но при сильном охлаждении она замерзает и превращается в
лед, а при сильном нагревании — в пар. И все же вода, лед, пар имеют один и тот
же состав. Эти примеры могут нам помочь понять «триединство» Божие,
но полностью мы поймем все только на небесах.

Очень
важно знать это, потому, что многие не верят, что Иисус есть Бог. Если бы Он не
был Богом, Он бы не мог быть и нашим Спасителем».

Символ веры.

Символ
веры православной церкви — это изложение главных религиозных положений, бесспорных,
не нуждающихся в доказательствах, могущих быть воспринятыми только верой.

Символ
православной веры был принят на Никейском и Константинопольском соборах:
«Веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым
же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,
единородного, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога
истинна от Бога истинна, рождена, не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся
быше; нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и
воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; распятаго же за ны
при Понтийском Пилате, и страдавша и погребена, и воскревшаго в третий день по
Писаниям; и восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца; и паки грядущаго со
славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духа
Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже с Отцем и Сыном
споклоняема и сславима, глаголавшаго Пророки. Во едину Святую, Соборную и
Апостольскую Церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем
воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. «

Символ
веры объединяет единомышленников в единую церковь, которая не является
множеством лиц. а «единством Божьей благодати».

Символ
веры имеет двенадцать положений, принципов. Вот как они звучат в русском
переводе:

Верую
в одного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, и всего видимого и
невидимого.

И
в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рождённого от Отца
прежде всего всех веков: как Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, а
не сотворенного, имеющего с Отцом одно существо, и Которым все сотворено.

Для
нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес и принявшего человеческую
природу от Девы Марии через наитие на Нее Духа Святого, и сделавшегося
человеком.

Распятого
за нас при Понтии Пилате и страдавшего и погребенного.

И
Воскресшего в третий день согласно с Писаниями.

И
вознесшегося на небеса и пребывающего по правую сторону от Отца.

И
опять Имеющего прийти со славою, чтобы судить живых и мертвых, Которого Царству
не будет конца.

И
в Духа Святого, Господа, дающего всему жизнь, от Отца исходящего, почитаемого и
прославляемого наравне с Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

В
одну святую соборную и Апостольскую Церковь.

Признаю
одно крещение для оставления грехов.

Ожидаю
воскресения мертвых.

И
жизни будущего века. Истинно, так.

Учитывая
важность для христиан Православной Церкви Символа веры, следует дать толкование
некоторых слов и положений:

Вседержитель
— всем управляющий.

Единородный
— Господь Иисус Христос есть единственный Сын Божий, рожденный от Бога Отца.

Прежде
всех веков — Сын Божий всегда существовал вместе с Богом Отцом, Он также вечен,
как и Бог Отец.

Света
от Света — рождение Сына Божия от Бога Отца — особенное; Сын Божий рождается от
Бога Отца, как свет рождается от света.

Понтий
Пилат — римский правитель Иудеи, осудивший Иисуса Христа на распятие по просьбе
иудейских начальников.

Пребывающего
по правую сторону от Отца — имеющего равные права с Богом Отцом, равное могущество
и славу.

Судить
живых и мертвых — Иисус придет второй раз на землю для того, чтобы произвести
суд над людьми: над живыми и мертвыми, которых Он воскресит тогда.

Которого
Царству не будет конца — после суда над людьми наступит Царство Христово,
которое будет продолжаться бесконечно.

Жизни
будущего века — будущей вечной жизни, которая наступит после суда Иисуса Христа
над всеми людьми. В этой жизни уже не будет зла.

Что
ожидает нас после смерти? Сейчас на земле живет, более четырех миллиардов
человек. Все они через сто лет будут мертвыми. Их тела перестанут ощущать
что-либо. Но, как же с их душами — самой существенной, самой вечной частью
жизни? В этом и кроется тайна. Что уходит, когда умирает человек? Куда уходит
это исчезнувшее нечто?

Страх
смерти сопровождает человека с момента его рождения.

Когда
пришел Иисус Христос, он дал нам новый подход к смерти. Человек всегда смотрел
на смерть как на врага, но Иисус Христос сказал, что Он победил смерть и отнял
у нее жало. Иисус Христос считался с действительностью, побуждая человека
приготавливаться к смерти, которая неизбежна. Господь сказал: «Не бойтесь
убивающих тело, души же их не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и
душу и тело погубить» (Матф. 10, 28).

Библия
указывает, что в действительности есть две смерти: одна физическая, другая
вечная. Иисус Христос предостерегал, что нам надо более бояться смерти вечной,
чем смерти физической. Он описывал второй вид смерти как ад, который
представляет собой вечное отделение от Бога… Он указывал, что смерть тела
ничто по сравнению с сознательной и вечной погибелью души.

Библия
учит, что у вас бессмертная душа. Ваша душа вечная и будет жить вечно. Другими
словами, ваше подлинное «я», та часть вашего существа, которая
мыслит, чувствует, мечтает, надеется, ваше «я», ваша личность никогда
не умрет. Библия учит, что ваша душа будет жить вечно — в раю или в аду.

Если
вы не христианин и не возрождены, то Библия учит, что ваша душа пойдет в место,
которое Христос называет адом, где она будет ожидать суда Божьего: «Тот
будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и
будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их
будет восходить во веки веков, и не будет иметь покоя ни днем, ни ночью…
» (Откр. 14, 10-11).

Пошлет
ли любящий Бог человека в ад? Ответ гласит: да! Но Он не пошлет его по Своей
воле. Человек сам обрекает себя на это, если он отклоняет Божий путь спасения и
искупления, надежды и предвкушения небесных благ. Но человек по своей слепоте,
неразумию, упрямству, эгоизму и влечению к греховным наслаждениям отказывается
от простого Божьего пути избегнуть мук вечного проклятия. А путь этот прост:
наша личная вера, исполнение нравственных законов, предписанных Богом, наши
обязательства перед Христом.

Что
же такое ад? В греческой Библии четыре слова, которые в переводе означают ад.
Одно слово Шеол, которое переведено тридцать один раз как «ад» в
Ветхом Завете. Это преисподняя, в которой находятся умершие. Оно обозначает
«невидимое состояние». Слова скорбь, боль и разрушение употребляются
вместе с этим словом.

Второе
слово Хадес, переведенное с греческого, употребляется десять раз в Новом
Завете. Оно обозначает то же, что и Шеол в Ветхом Завете. С ним связаны всегда
слова о суде и страдании.

Третье
слово Тартарус, употребляемое только однажды во втором послании ап. Петра (2,
4), где он говорит, что «согрешившие ангелы будут ввергнуты в
Тартарус». Это слово указывает место суда, как тюрьма, темница, где царит
адский мрак.

Четвертое
слово Геенна, употребляемое одиннадцать раз и переведенное как «ад» в
Новом Завете. Это название Иисус Христос дал долине реки Енон, месте за стенами
Иерусалима, где беспрерывно сжигали нечистоты и мусор.

Некоторые
спрашивают: «Учит ли Библия, что в аду буквально горит огонь?» Без сомнения
в Библии многократно употребляется слово огонь в образном смысле, во всяком
случае у Бога есть огонь, который горит, но не сжигает.

Когда
пророк Моисей увидел терновый куст (неопалимую купину), то он изумился, что
куст горит огнем, но не сгорает…

С
другой стороны, Библия говорит о нашем языке, который «сам воспаляем от
геенны» (Иак. 3, 6), каждый раз, когда мы говорим плохое о нашем
ближнем… Это не значит, что мы всегда обжигаем язык в таких случаях.

Таким
образом, если в аду нет настоящего огня, то Бог прибегает к символическому
выражению, чтобы дать представление о том, что может быть гораздо хуже.

По
существу своему ад означает отлучение от Бога. Это вторая смерть, которая
описывается как вечное, сознательное отделение от всего, что есть свет,
радость, добро, праведность и счастье. В Библии содержится много ужасающих
описаний того страшного состояния, в котором находится душа через минуту после
смерти.

Если
физическая смерть была бы только последствием жизни, проведенной вдали от Бога,
нам не нужно было бы так бояться, но Библия предостерегает от второй смерти,
являющейся вечной разлукой с Богом.

Но
в этом есть и светлая сторона. Так же как Библия пророчит ад грешнику, она
обещает и рай праведным.

Что
же такое рай? Понятие о рае легче воспринимается нами. В Библии говорится о том
и другом. Если мы говорим о рае, то земля в сравнении с ним становится жалкой.
Все наши горести на земле становятся такими ничтожными.

Можно
привести множество мест из Библии, но больше всего впечатление производят слова
Евангелия от Иоанна (11, 2-3): «в доме Отца Моего обителей много; а если
бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и
приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где
Я». Апостол Павел был так уверен в существовании рая, что мог сказать:
«Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у
Господа» (2 Кор. 5, 8).

Многие
люди спрашивают: «Где же рай?». В Священном писании не говорится, где
рай. Рай описывается в Библии как «дом Божий», «град»,
«лучшая страна», «слава». Можно спросить: «Узнаем ли
мы друг друга в раю?» Библия приводит многие места, где утверждается, что
наступит момент великой встречи с теми, кто ушел раньше нас.

Некоторые
спрашивают: «Правда ли, что дети будут спасены?» Да! Библия
указывает, что Господь не вменяет детям в вину их грехи, пока они не достигнут
такого возраста, когда могут сами нести ответственность. Имеется множество
свидетельств, что искупление покрывает их грехи до тех пор, пока они не
достигнут возраста, когда сами могут нести ответственность за свои поступки.
Библия учит, что рай будет местом всеобщего понимания и познания вещей, которым
мы не можем научиться на земле.

Что
такое церковь? Русская православная церковь образовалась вскоре после принятия
христианства Киевской Русью и окончательно оформилась при Ярославле Мудром
(1019-1054 гг.), когда была создана Киевская метрополия во главе с митрополитом
Леонтием. При Ярославле Мудром был заложен собор св. Софии в Киеве и основан
Киево-Печерский монастырь (1051 г.).

В
первые века своего существования русская православная церковь находилась в
подчинении константинопольского патриарха.

В
XV веке, когда под натиском турок над Византийской империей нависла угроза
утраты независимости, она обратилась за помощью к влиятельной и сильной
римско-католической церкви, и с этой целью константинопольский патриарх начал
переговоры о заключении церковной унии, т.е. об объединении восточной и
западной церкви на условиях подчинения православной церкви римскому папе, но с
сохранением обрядов, установившихся в восточной церкви. Самым главным и важным
и византийский император, и константинопольский патриарх считали добиться
признания унии русской церкви.

На
Флорентийском соборе в 1439 г. глава русской церкви, сторонник унии митрополит Исидор
от имени русской церкви подписал акт об унии. Однако московский князь и русская
церковь не признали унии, а вернувшийся с собора митрополит Исидор был низложен
и арестован.

В
1448 г. в Москве был созван собор русских епископов, осудивший флорентийскую
унию и избравший нового митрополита с титулом «митрополит московский и
всея Руси». С этого времени русская церковь освободилась от подчинения
константинопольскому патриарху, т.е. стала самостоятельной (автокефальной).

Теперь
о духовной сути церкви. Вот как объясняет ее крупнейший религиозный философ А.
С. Хомяков: «Единство Церкви следует необходимо из единства Божьего: ибо
Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией
благодати. Дается же благодать и непокорным и не пользующимся ею (зарывающими
талант), но они не в Церкви, которая не мнимое, не иносказательное, но истинное
и существенное, как единство многочисленных членов в теле живом…

Церковь
видимая, земная живет в совершенном общении и единстве со всем телом церковным,
коего глава есть Христос…

С
сотворения мира пребывала Церковь земная непрерывно на земле, и пребудет до
совершения всех дел Божиих по обещанию, данному ей Самим Богом. Признаки ее
суть: внутренняя святость, не дозволяющая никакой примеси лжи, ибо в ней живет
Дух истины; и внешняя неизменность, ибо неизменен Хранитель и Глава ее
Христос…

Церковь
называется единою, святою, соборною… потому, что она едина и свята, потому,
что принадлежит всему миру, а не какой-нибудь местности; потому, что ею
святятся все человечество и вся земля, а не один какой-нибудь народ или одна
страна: потому, что сущность ее состоит в согласии и единстве духа и жизни всех
ее членов, по всей земле, признающих ее; потому, наконец, что в Писании и
учении апостольском содержится вся полнота ее веры и упований и ее любви.
«

Хомяков
А. С. указывает на главное свойство церкви — быть единой для всех народов в
Боге.

Сейчас,
когда плодятся церкви и церковки, истинное понимание смысла Церкви препятствует
религиозному оформлению националистических амбиций.

Слово
церковь является переводом с греческого языка слова экклезия, что означает
«вызванные» или собрание людей. Хотя слово церковь стало впоследствии
применяться только к христианству, но оно имеет свое начало еще до
христианства.

То
же слово «церковь» в Ветхом Завете и переводится как
«общество» народа Израильского, члены которого назывались избранным
народом Божьим.

Слово
церковь применительно к христианскому обществу впервые употреблено Самим
Иисусом Христом, когда он сказал Апостолу Петру: «И на сем камне Я создам
Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16, 18).

Таким
образом Сам Иисус Христос основал церковь, и по отношению к ней занимает
положение вождя.

Церковь
много осуждалась за различные внутренние разногласия и распри и за кажущееся
отсутствие единства. Однако поверхностные конфликты, происходящие из-за
различного толкования богословских вопросов не умаляют ни в коем случае
мудрости вождя и ее непогрешимости.

Целью
христианского общества, называемого «Церковью» или
«общиной», является, во-первых: прославление Бога, преклонение перед
Ним.

Во-вторых:
церковь служит для общения. Для христиан совершенно необходимо общение — это
поддержка и ответственность друг за друга.

В-третьих:
церковь служит укреплению веры. Вера укрепляется посредством объединенных
молитв, проповедей, свидетельств, поучений.

В-четвертых:
церковь — это посредник служения. Перед христианством стоит тысяча задач. Эта
работа лучше всего будет выполнена посредством общения с местной церковью.

В-пятых:
церковь должна быть посредником для передачи вашей лепты христианской работе.
Жертвовать — это христианское качество. Великодушие должно руководить нами во
всем. Христос сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. Ап.
20, 35). Деяние не обязательно измеряется материальными проявлениями, а может
быть и духовным.

В-шестых:
Церковь служит для распространения Евангелия. Церковь повинуется повелению:
«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие, и крестите тех, кто
уверуют» (Деян. Ап. 1, 8).

И
наконец: посредством церкви наше милосердие находит широчайшее проявление. Ни
один христианин, достойный этого имени, не может пренебрегать бедами и нуждами
других только потому, что его благосостояние не затронуто, вне опасности.

Мы
люди, потому мы несовершенны и похожи на заблудившихся детей. Мы нуждаемся в
поддержке друг друга, чтобы не сбиться с верного пути. Долгая дорога не
покажется такой длинной, если у вас есть попутчики.

В
церкви каждая верующая душа находит свой духовный дом и центр практической
деятельности. Иисус Христос знал, насколько нам людям нужно работать, чтобы
выжить, и как нам необходим отдых и ободрение в общении с другими. Церковь и
дает все это.

Таинства
Православной (и католической) церкви. Православная и католическая церкви
признают и совершают семь таинств: крещения, евхаристии (причастия),
рукоположения, миропомазания, брака, покаяния, елеосвящения.

Воспользуемся
комментариями к этим таинствам богослова А. С. Хомякова.

Крещение
во оставление грехов… таинство, предписанное Самим Христом для вступления в
Церковь Новозаветную».

«О
таинстве евхаристии учит Святая Церковь, что в нем совершается воистину
преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Не отвергает она и слова
пресуществление, но не приписывает ему… вещественного смысла… Преложение
хлеба и вина в Тело и Кровь Христову совершается в Церкви и для Церкви… Во
всяком случае, в Вере или неверии ты освящаешься или осуждаешься Телом и Кровию
Христовой».

«О
таинстве рукоположения учит Святая Церковь, что через него передается
преемственно от апостолов и Самого Христа благодать. «

О
таинстве миропомазания учит Церковь, что в нем передаются христианину дары Духа
Святаго, утверждающего его веру и внутреннюю святость».

«О
таинстве брака учит Святая Церковь, что благодать Божия, благословляющая
преемственность поколений во временном существовании рода человеческого и
святое соединение мужа и жены для образования семьи, есть дар таинственный,
налагающий на приемлющих его высокую обязанность взаимной любви и духовную
святость, через которую грешное и вещественное облекается в праведность и
чистоту. «

«О
таинстве покаяния учит Святая Церковь, что без него не может очиститься дух
человеческий от рабства греха и греховной гордости, что не может он сам
разрешать свои собственные грехи (ибо мы властны только осуждать себя, а не
оправдывать) и что одна только Церковь имеет силу оправдания, ибо в ней живет
полнота Духа Христова».

«О
таинстве елеосвящения учит Святая Церковь, что в нем совершается благословение
всего подвига, совершенного человеком на земле, и всего пути им пройденного в
Вере и смирении, и что в елеосвящении выражается самый Суд Божественный над
земным составом человека, исцеляя его, когда все средства целебные бессильны,
или дозволяя смерти разрушить тленное тело, уже ненужное для земной церкви и для
тайных путей Божиих».

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий