Главные
особенности лирики поэта тождество явлений внешнего мира и состояний
человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не
только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева.
Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека
один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный
тютчевский прием олицетворение («тени смесились», «звук
уснул«). Л.Я. Гинзбург писала: »Детали рисуемой поэтом картины
природы это не описательные подробности пейзажа, а философские символы
единства и одушевленности природы»
Пейзажную
лирику Тютчева точнее будет называть пейзажно-философской. Изображение природы
и мысль о природе сплавлены в ней воедино. Природа, по Тютчеву, вела более
«честную» жизнь до человека и без него, чем после того, как человек
появится в ней.
Величие,
великолепие открывает поэт в окружающем мире, мире природы. Она одухотворена,
олицетворяет ту самую «живую жизнь, по которой тоскует человек»:
«Не то, что мните вы, природа, // Не слепок, не бездушный лик, // В ней
есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык…» Природа
в лирике Тютчева имеет два лика хаотический и гармонический, и от человека
зависит, способен ли он услышать, увидеть и понять этот мир. Стремясь к
гармонии, душа человеческая обращается как к спасению, к природе как к божьему
творению, ибо она вечна, естественна, полна одухотворенности.
Мир
природы для Тютчева живое существо, наделенное душой. Ночной ветер
«понятным сердцу языком» твердит поэту о «непонятной муке»;
поэту доступны «певучесть морских волн» и гармония «стихийных
споров». Но где же благо? В гармонии природы или в лежащем под нею хаосе?
Тютчев ответа не нашел. «Вещая душа» его вечно билась «на пороге
как бы двойного бытия».
Поэт
стремится к цельности, к единству между природным миром и человеческим
«Я». «Все во мне, и я во всем» восклицает поэт. Тютчев,
как и Гете, одним из первых поднял знамя борьбы за целостное ощущение мира.
Рационализм свел природу к мертвому началу. Из природы ушла тайна, из мира ушло
ощущение родства между человеком и стихийными силами. Тютчев страстно желал
слиться с природой.
И
когда поэту удается понять язык природы, ее душу, он достигает ощущения связи
со всем миром: «Все во мне, и я во всем».
Для
поэта в изображении природы привлекательны и пышность южных красок, и
волшебство горных массивов, и «грустные места» средней России. Но
особенно пристрастен поэт к водной стихии. Чуть ли не в трети стихотворений
речь идет о воде, море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане, радуге. Непокой,
движение водных струй сродни природе души человеческой, живущей сильными
страстями, обуреваемой высокими помыслами:
Как
хорошо ты, о море ночное, —
Здесь
лучезарно, там сизо-темно…
В
лунном сиянии, словно живое,
Ходит,
и дышит, и блещет оно…
В
этом волнении, в этом сиянье,
Весь,
как во сне, я потерян стою —
О,
как охотно бы в их обаянье
Всю
потопил бы я душу свою…
(«Как
хорошо ты, о море ночное…»)
Любуясь морем, восхищаясь его великолепием,
автор подчеркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин души
человеческой. Сравнение «как во сне» передает преклонение человека
перед величием природы, жизни, вечности.
Природа
и человек живут по одним законам. С угасанием жизни природы угасает и жизнь
человека. В стихотворении «Осенний вечер» изображается не только
«вечер года», но и «кроткое», а потому «светлое»
увядание человеческой жизни:
…и на всем
Та
кроткая улыбка увяданья,
Что
в существе разумном мы зовем
Божественной
стыдливостью страданья!
(«Осенний
вечер»)
Поэт говорит:
Есть
в светлости осенних вечеров
Умильная,
таинственная прелесть…
(«Осенний
вечер»)
«Светлость» вечера постепенно,
переходя в сумерки, в ночь, растворяет мир в темноте, в который тот исчезает из
зрительного восприятия человека:
Тени
сизые смесились,
Цвет
поблекнул…
(«Тени
сизые смесились…»)
Но жизнь не замерла, а лишь затаилась,
задремала. Сумрак, тени, тишина это условия, в которых пробуждаются душевные
силы человека. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя,
сам сливается с ним. Миг единения с жизнью природы, растворения в ней высшее
блаженство, доступное человеку на земле.