Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский
государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Абакан, 1999
Достоевский
певец «униженных» и оскорбленных» получил всемирное
признание как великий писатель гуманист. Однако гуманизм Достоевского отличен
от традиционного «человеколюбия».
Уже
первый идеолог русской литературы B.Г. Белинский отстаивал альфу и омегу того
этапа развития: крестьянин тоже человек. Совокупность социально-исторических
и духовно-нравственных причин (Отечественная война 1812 года, движение
декабристов, проблемы крепостничества, осознание роли народа в историческом
движении) делает народ центральным понятием русского национального самосознания
и, естественно, самосознания русской литературы XIX века. Значимость самой
личности определяется теперь ее отношением к народу. Гуманизм включается в
более широкую систему общественно-исторических и духовно-нравственных
ценностей.
Достоевский,
как великий гуманист, пекся не только о народе вообще, но и о человеке, об
отдельной личности. Он поднимает образ человека в литературе до философии
человека. Гуманизм не благодушие, а боль. Герой Достоевского будет уважать
себя, лелеять свою чистоту и добропорядочность до тех пор, пока случай не
поставит перед его совестью зеркало. С этого момента считавший себя гуманистом
будет ускорять шаги, чтобы не откликнуться на крик о помощи, проклинать себя за
это, исповедоваться в недобрых мыслях, бичевать душевные слабости, проводить
«пробу».
Мучительные
духовные поединки, страстные монологи, обнажающие изнанку души все это было
непривычным для «традиционного» гуманизма.
Целью
Достоевского было вывести сферу подсознания, где правят смутные эмоции и
инстинкты, в мир жизненного действия. Его автор «Преступления и
наказания« называл »фантастическим». Фантастический реализм
Достоевского предстает в двух слагаемых. «Реализм»- оттого, что это
верно соответствует психологии бытия человека. «Фантастический»
оттого, что скользящие тени в текущей жизни Достоевский представил как явь.
В
жизни люди говорят и ведут себя иначе, чем говорят и поступают в романах
Достоевского. Но они так думают наедине с собой, инстинктивно так чувствуют. И
этот мир тайных эмоций писатель выводит в свет как неоспоримую реальность. И
будто не люди разговаривают, а общаются их души, спорят их идеи. В будущем
оказалось, что разговоры эти не были выдуманы Достоевским: идеи, мысли,
инстинкты и эмоции стали нагляднее и острее отзываться в действительности XX века
в образе жизни, социальных конфликтах, эксцессах уголовной хроники.
В
сущности вся гениальная серия романов Достоевского, от «Преступления и
наказания« до »Братьев Карамазовых», относится к эпохе 60-70-х
годов, эпохе отмены крепостного права в России. И все вопросы, связанные с
владением людьми, «живыми душами», как и ответственность за выбор
страной новых путей, все это больные «русские» вопросы. Достоевский
недобро отзывался о революции 1789 года, но лозунг «свободы, равенства,
братства», по-особому читавшийся в русских условиях, всегда был для него
главным сосредоточием горячо разделяемых или яростно отвергаемых им идей.
Достоевский хотел осознать русский путь в свете мирового развития, а вопросы
своей души как часть извечных вопросов человечества.
Достоевский
был величайшим защитником идеала свободы, понимаемого им как беспрепятственная
свобода личности. В пору реформ 1861 года это не было отвлеченной теорией. Но
он подверг этот идеал свободы мучительному экзамену, угадав в нем
противоборство добра и зла. Будет ли счастлив человек, если получит свободу?
Как распорядится ей? Чем обернется для него эта свобода? Вот лишь часть
ядовитых вопросов, адресованных Достоевским человеку, который желал бы, хотя бы
и вопреки всему свету, пожить «по своей волюшке». Раскольников хочет
быть свободным и доказать, что он «не тварь дрожащая» и «власть
имеет». Но эта власть свобода для себя при несвободе для других. Она и
есть путь к преступлению.
Такой
же проверке подвергает Достоевский идеал равенства. В социальном равенстве его
отпугивает покушение на индивидуальность, погибель для яркого цветения жизни.
Если в будущем все сильные умы будут «погашены в зародыше», а таланты
приведены к общему знаменателю, то нужно ли людям такое равенство? А что если
равенство вообще не совместимо со свободой, поскольку все неравно в природе?
Но
что влечет Достоевского сильнее всего и как бы разрешает для него противоречия
свободы и равенства так это братство. Люди все разные по своей природе, но
они изменяются больше, переступив порог совести, заглушив в себе голос
справедливости и добра. Палачами не рождаются. Несмотря на незавидную судьбу
добра в мире, велика ответственность всякого человека за себя. Обуздать в себе
силы природы, а они дремлют в каждом, немалый душевный труд и духовная
задача.
Творческое
углубление через индивида в личность совершалось в единстве с углублением через
нации в народ. Это всемирно значимое открытие Достоевского привело к
глубочайшему преобразованию той направленности искусства, которая связана с понятием
гуманизма.
Список литературы
Мотылева
Т.П. Достоевский и мировая литература. В кн. «Иностранная литература и
современность». М., 1961.
Фридлендер
Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л., 1964.
Долинина
Н.Г. Предисловие к Достоевскому. Л.,1980.