И вечно буду я вести войну
Словами а случится, и делами!
С врагами мысли.
Мне не по пути
С тиранами…
Дж. Г. Байрон
Определяя роль поэта в мировой литературе, В. Г. Белинский писал: «Всякий великий поэт спустя велик, что корни его страдания и блаженства глубоко вросли в почву общественности и истории, что он, следовательно, есть орган и представитель общества, времени, человечества». Все это в наибольшей степени относится к английскому поэту Джорджу Гордону Байрону, которого великий критик называл «Прометеем XIX века».
Вся жизнь и творчество Байрона были связаны с национально-освободительным и революционным движением. Первые образцы его смелой гражданской поэзии, вошедшие в сборник «Часы досуга», были встречены крайне враждебно. Но это лишь вдохновило автора, и в ответ на несправедливые упреки он написал сатирическую поэму «Английские барды и шотландские обозреватели», в которой дал достойную отповедь своим критикам. Через несколько лет после выхода «Час досуга» Байрон совершил путешествие по странам Средиземноморья. Впечатления от этой полдни позже он отразил в своей поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда».
Свободолюбивая поэзия Байрона, его выступления в защиту народных масс вызвали гнев аристократической знать. Поэт подвергся безжалостной критике и клевете, что заставило его покинуть семью и уже навсегда. В Швейцарии он написал третью песен «Паломничества…», а спустя два года, в Италии, завершил всю поэму. В произведении показаны размышления автора над судьбами различных стран, которые выражены в виде раздумий, призывов сбросить иго тирании. Отстаивая свободу народов, их право на национально-освободительную борьбу, поэт не уходил от действительности, а страстно призывал вмешаться в ход истории. Становясь на защиту человека от унижения и насилия, он стремился к духовному раскрепощению людей, взывал к их чувству справедливости, патриотизма, человеческого достоинства. Автор не скрывал своего презрительного отношения к тем, кто покорился угнетателям, склонил голову перед тираном.
Образ героя-бунтаря проходит через все творчество поэта. В цикле его восточных поэм: «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Лара», «Осада Коринфа», «Партизан» этот герой представлен более активным и целеустремленным. Он включается в решительную борьбу с обществом, основанным на угнетении и обмане. И за смелыми поступками отдельных персонажей в этих произведениях скрывается «ярость народная» и неистребимая воля к новым подвигам. Гимн свободе и борцам за нее звучит и в лирических стихотворениях, г. нового порядка формирования в сборник «Еврейские мелодии», в которых автор, используя и переосмысливая библейские образы, откликается на современные ему явления.
В швейцарский период творчества Байрон создал поэму «Шильонский узник» о народном герое, потерпевшем поражение в борьбе с угнетателями и заключенном в темницу. Однако даже в суровых тюремных условиях Бонивар не теряет присутствия духа и стремления к свободе. Несколько иным представлен герой драмы «Манфред» Он имеет много общего с Фаустом Гете, но, в отличие от последнего, не находит применения своим знаниям и способностям. Неудовлетворенный жизнью, он желает лишь забвения.
Оказавшись в Италии, поэт включился в активную борьбу на стороне итальянских революционеров, так описывая свои стремления и поступки:
Кто драться не может за волю свою,
Чужую отстаивать может.
За греков и римлян в далеком краю
Он буйную голову сложит.
В Италии же он создал немало произведений, которые стали лучшими образцами его политической лирики.
Вершиной творчества Байрона по праву считается его роман «Дон Жуан», в котором, через столкновение своего героя со множеством лиц и событий, автор подверг жесткой критике современное ему общество. Он раскрыл истинную, лицемерную и ханжескую сущность британской аристократии, вывел на свет ложь и пороки, скрытые за внешним лоском светского мира. Кроме того, поэт резко осудил захватнические войны, так как был твердо уверен, что
Война священная только за свободу,
Когда же она лишь честолюбья плод,
Кто бойней ее не назовет?
Как талантливый поэт и активный борец за свободу, Байрон, по выражению Пушкина, был «властителем дум» своего времени. Но его творчество не утратило актуальности и хинкали и в дальнейшие годы. Его прогрессивные идеи обогатили мировую поэзию, а его традиции были продолжены и развиты поэтами последующих поколений. И по сей день поэзия Байрона, пронизанная духом свободы и справедливости, богатая глубокими мыслями, развивающая благородные чувства, волнует умы людей, ведет их по жизненному пути.