Эволюция чувства свободы. (по произведениям Пушкина).
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года. Через 12 лет он
поступил в Царскосельский лицей, где пробыл 6 долгих лет. Для Пушкина это
был не только источник дорогих воспоминаний, но и место, где определились
его убеждения и миропонимание. Одной из задач преподавателей было
воспитание в молодых людях чувства чести и гражданского долга. Там же
друзьями Александра Сергеевича стали будущие декабристы и известные поэты.
Отечественная война 1812 года и победа в ней пробудили в людях
гордость за страну и надежду на её возрождение. Однако в судьбе народа
ничего не изменилось в хорошую сторону, для крестьян начались ещё более
трудные послевоенные годы. Видя это, русская интеллигенция активно создаёт
политические кружки, начинает действовать во имя спасения Отечества. Пушкин
с радостью принимает участие в тайных собраниях и пишет свободолюбивые
стихотворения. Пером поэта руководит любовь к своей стране и народу.
Одним из первых таких произведений было обращение «К Чаадаеву»,
написанное совсем юным ещё Пушкиным в 1818 году. Идеей стихотворения стали
мысли о вольности, чести, рабстве и его безнравственности. Здесь хорошо
видно влияние поэзии XVIII века, это ещё «предпушкин», он пользуется
речевыми штампами : «звезда пленительно счастья», «сон», «утренний туман»,
«под гнётом власти роковой». В начале стихотворения говорится о забавах
юности и мечтах, которые присущи всем в 19 лет:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
Пушкин молод, полон сил и энергии. Об этом говорит и рваная строка,
придающая стихотворению динамичность. На это указывают и такие строчки:Но в нас горит ещё желанье…
… … … … … … … … … … … … … …
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты первого свиданья.
Автор пользуется одной из самых мощных структур в стихотворении: периодом:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг! Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
Поэт оптимистичен и вкладывает свою веру в сердца читателей:
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Правительство видит в Пушкине опасного врага, молодого, энергичного и
мужественного человека. Выход один: отправить поэта в ссылку. Но Александр
Сергеевич не сдаётся, продолжает творить, и одним из вольнолюбивых
стихотворений, написанных в ссылке, становится «Узник». Здесь автор отразил
свои мысли о свободе. Он понимает её как биологическое, врождённое чувство,
ведь не случайно героем стихотворения выбран орёл- сильная и вольная птица.В «Узнике» Пушкин говорит не только о своей ссылке и о желании быть
свободным, но и призывает к жизни на воле и борьбе за это счастье:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где
гуляет лишь ветер…да я!
После подавления восстания декабристов Пушкин не отказывается от
своих взглядов, а наоборот, позиция его становится более критичной. Но поэт
потрясён казнью пятерых декабристов, рисунок виселицы с тех пор стал часто
появляться в его черновиках.
В 1827 году он создаёт стихотворение «Арион», где иносказательно
изображает события на Сенатской площади. Все занимались своим делом: «Иные
парус напрягали, другие дружно упирали вглубь мощны вёсла». О себе Пушкин
говорит так:
А я- беспечной веры полн, —
Пловцам я пел…
Мне кажется, поэт понял, что его мечтания слишком легкомысленны и изменить
всё будет очень трудно. Однако желание борьбы за свободу Пушкин не утратил:
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Здесь, как и в предыдущих произведения, присутствует рваная строка,
придающая стихотворению динамичность.
Проанализировав основные свободолюбивые стихотворения Пушкина, мы
можем сделать вывод, что поэт всегда мечтал о счастье людей, о спокойной и
вольной жизни, боролся за это счастье, но мечтаньям его н7е суждено было
сбыться. На мой взгляд, полной свободы у людей нет и по сей день.
«5/5»Комментарии учителя: Почему? Что можно сделать твоему поколению? Можно
ещё написать о том, что его дело продолжили другие поэты: Лермонтов,
Некрасов…